Адрес: https://polit.ru/article/2006/02/28/zainab/


28 февраля 2006, 06:20

Убеждение - альтернатива насилию

Института Катона

В сентябре 2005 года в датской газете «Jyllands-Posten» впервые были опубликованы несколько карикатур на пророка Мухаммеда. Карикатуры вызвали протесты в арабском мире, и газета принесла свои извинения за их публикацию. Однако уже в январе 2006 года эти карикатуры были перепечатаны рядом европейских газет, что вызвало новую волну протестов и погромов. «Полит.ру» публикует статью исполнительного директора Американского Исламского Конгресса Зайнаб аль-Сувайдж «Убеждение – альтернатива насилию», в которой автор пытается проанализировать настоящие причины вспышки негодования в мусульманском мире, оказавшейся во многом не только религиозной, но и политической реакцией. «Карикатуры стали средством выражения общественного негодования мусульман по поводу проблем самого мусульманского мира. Это негодование - результат жизни в условиях экономической стагнации в государствах, управляемых диктаторскими режимами», - считает Зайнаб аль-Сувайдж. Впервые статья опубликована на арабском вебсайте Института Катона Misbahalhurriyya.org. Перевод осуществлен и предоставлен русским проектом Института Катона.

Узнав о карикатурах, изображающих пророка Мухаммеда с бомбой в тюрбане я пришла в негодование. Однако это побудило меня к убеждению и объяснению, а не применению силы, как поступили другие. Какой из путей следует выбрать мусульманину?

Подобно карикатурам, использующим преувеличение реальности как средство выражения идеи, скандал вокруг появившихся в датской газете карикатур был раздут до размеров глобальной катастрофы. Чтобы покончить с этим витком злобы и массовых беспорядков, нам необходимо разобраться, в чем состоит угроза данной ситуации.

Некоторые утверждают, что противоречие возникло вокруг прецедента самовыражения, направленного на разжигание этнической и религиозной розни. Так ли это? Мусульманский мир постоянно сталкивается с пропагандой ненависти и по большей части остается равнодушен к ней. Радикально настроенные духовные лидеры, подстегиваемые отвратительными газетными карикатурами и провоцирующими телевизионными шоу, полными ненависти (иногда эти передачи даже оплачиваются правительствами), регулярно в своих проповедях призывают к убийству евреев и христиан. Пропаганда ненависти направляется и против других мусульман, собратьев по вере, когда сунниты совершают нападки на шиитов и наоборот. Организовывал ли кто-нибудь протесты против этих бесчинств?

Некоторые оправдывают сожжение датских флагов и бойкотирование датских продуктов, обвиняя в случившемся датское правительство. Однако свобода прессы означает, что правительства не контролируют то, что публикуется в газетах. Как объяснил датский премьер-министр, “издания независимых средств массовой информации не редактируются правительством”. В свободных обществах в газетах постоянно публикуются статьи, которые не нравятся правительствам и политическим лидерам. Некоторые настаивают на том, что проблема заключается в изображении пророка Мухаммеда. Однако и мусульманские художники веками рисовали пророка. Их картины можно увидеть в музеях во всем мире, не исключая и мусульманские страны. Они выставляются на протяжении многих лет. Почему эти выставки не вызывают массовых беспорядков?

Чем же тогда можно объяснить насилие? Вспышка негодования сейчас – месяцы спустя после того, как карикатуры были опубликованы – больше похожа на политическую реакцию. Карикатуры стали средством выражения общественного негодования мусульман по поводу проблем самого мусульманского мира. Это негодование - результат жизни в условиях экономической стагнации в государствах, управляемых диктаторскими режимами. Для людей, испытывающих тяготы политических репрессий и экономической депрессии, массовые беспорядки стали психологическим способом доказать себе, что они все еще обладают правом голоса.

Яростная реакция со стороны мусульман не оправдывает карикатуры. Рисунки не смешны, и некоторые из них даже приводят меня в негодование. Однако я не хочу иметь ничего общего с беснующимися толпами протестующих и нападениями, организуемыми людьми, утверждающими, что они говорят во имя ислама. Карикатуры не оправдывают насилия.

Тот факт, что мы оскорблены, не дает нам права применять насилие. На слова нужно отвечать словами. Мы можем на словах убедить людей в том, что они совершили ошибку. Однако эти слова никогда не должны включать угрозы к применению насилия.

Трагедия состоит в том, что яростная реакция со стороны многих негодующих мусульманских лидеров и свирепствующих толп только упрочила негативные стереотипы о мусульманах, что отрицательно сказывается на всех приверженцах ислама. Именно это имел в виду Аятолла Систани, который осудил карикатуры, но при этом заявил, что мусульманские экстремисты своими жестокими действиями порочат имя ислама.

Следует отметить, что всего несколько веков назад в Европе католики заживо сжигали протестантов, а протестанты сжигали католиков, все во имя религиозных истин. В то самое время во многих мусульманских странах было куда больше религиозной терпимости.

Сейчас, европейцы в основном оставили позади период кровавых баталий и научились выражать несогласие без применения насилия друг против друга. После веков религиозных войн они научились решать споры путем убеждения, а не наказания. В то же время в слишком многих мусульманских странах нас все больше и больше учат разрешать споры насилием, что является выражением слабости, а не силы. Безусловно, жертвами насилия являются преимущественно мусульмане, однако, неважно мусульманин или нет, никто не должен подвергаться физическим нападениям за выражение собственного мнения, независимо от того, насколько оскорбительно оно покажется для других.

Вызов для большинства мусульманских лидеров, да и для простых мусульман состоит в том, чтобы сделать выбор в пользу общественных дебатов, а не насилия. Мы нуждаемся в большей свободы выражения, а не в ее ограничении. Мы нуждаемся в создании позитивной идентичности мусульманина, основанной на сочувствии и милосердии, двух важных качествах, которыми обладает Аллах. Нам необходимо стать достаточно сильными, чтобы воспринимать критику и признавать разнообразие идей, даже если иногда это сильно ранит. Сила Аллаха, вдохновение и пример его пророка не нуждаются в применении насилия для своей защиты. Их сила трогать сердца людей куда больше физического насилия.

Как мусульманка и житель Америки, я горжусь тем фактом, что создатели Верховного Суда США включили пророка Мухаммеда в число вдохновителей за справедливость и милосердие. В стенах Верховного Суда баталии ведутся только словами. В спорах две стороны представляют свои аргументы в форме речей, не прибегая к насилию.

Сейчас для мировой мусульманской общины - неоднородной по своему составу группы из около миллиарда человек - пришло время исторических перемен. Мы должны требовать положить конец массовым беспорядкам, смертникам, похищениям и терактам. Мы должны предложить альтернативы насилию. Путь насилия или путь убеждения – какой из двум мы выберем?