29 марта 2024, пятница, 16:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 февраля 2006, 12:54

Всемирное лесное "братство"

 

            Почему воруют лес?

Никому в голову не приходит воровать воздух, т.е. откачать из атмосферы, загнать его в какой-нибудь сосуд, написать на нём «Воздух для жизни» и продать. Почему? 

Потому что у воздуха нет границ. Нельзя сказать – это мой воздух, вот у меня купчая есть или свидетельство о собственности. Никто не поверит, потому что воздух доступен и так. Носись со своей купчей – люди дышат бесплатно пока.

Другое дело лес, у которого границы есть . Лес стал имуществом, потому что растёт на земле. Землю можно  продать или купить, а лес, растущий на ней, можно срубить и увезти. Тогда древесина (лес) станет собственностью того, кто её срубил.

Вот и сейчас согласно законодательству Российской Федерации, пока лес растёт – у него есть один собственник и хозяин - Российская Федерация, т.е. он государственный. А срубил кто или украл - тот и владеет древесиной. Он  - собственник, а бумаги можно выправить, в том числе  в обход закона.

Европейцы  первыми освоили свои леса. Сначала, ещё  до Рождества Христова, они повырубали почти все, что можно. Например, ещё во времена древнегреческого правителя Алкивиада (450 - 404 гг. до н.э.)  Италия  славились своими корабельными лесами. У греческих писателей, да и у римских, Италия называлась страной, очень богатой лесами. По ясным свидетельствам древних, леса покрывали земли от побережья до склонов гор Италии. Теперь там не встретишь ничего, кроме голых скал, а сами земли, покрытые некогда лесом, теперь покрыты густым кустарником. Ещё до завершения романизации Европы все девственные леса равнин Европы были вырублены. Повсеместное выпасное свиноводство на европейских равнинах привело к замены буковых лесов дубовыми лесами в эпоху средневековья. Равнинные дубовые леса в свою очередь уступили место сельскохозяйственным угодьям по мере роста народонаселения и развития сельского хозяйства. И только в горных системах Альп, Карпат и Кавказа сохранились единичные островки естественных лесов Европы. Последовавшее затем создание в Европе искусственных хвойных лесов, в основном еловых, было ответом на запросы промышленности в условиях промышленной революции и развития капитализма. Наконец, в конце XX веке, в связи с ростом эффективности сельскохозяйственного производства, начался процесс зарастания лесами высвобождаемых излишков сельскохозяйственных земель Европы.  

С XVIII века европейцы стабильно покупают лес в России, а с XIX века они в промышленных масштабах освоили и тропические леса мира.  Колониальный способ ведения лесного хозяйства в тропиках мало чем отличается от воровского: пришел, срубил, увёз. И если колониальное разграбление тропических стран превратило многие страны тропических поясов земли из экспортеров тропической древесины в импортеров, то это пока ещё только перспектива для России. Но не слишком отдалённая.

Время открытого колониализма прошло, но взаимоотношения высокоразвитых стран с развивающимися странами и странами с переходным типом экономики в отношении лесов сохранили в модернизированном виде (свободная торговля) прежнюю схему: лесные ресурсы в обмен на промышленные товары.

По оценкам ООН (устами представителей Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций) попрание национальных законов в лесном секторе разных стран происходит в связи с незаконным захватом и использованием лесов, незаконными рубкой и вывозкой, перевозками и торговлей лесом, с подтасовкой и манипуляцией цен на срубленную древесину, незаконной переработкой древесины любого происхождения. При этом, в подавляющем большинстве случаев все виды незаконного пользования лесными ресурсами, включая их переработку, являются следствием бездеятельности национальных правительств, в основе которой – коррумпированность власти на всех уровнях

Вывод - лес воруют потому, что людям нужна земля под лесом и нужна древесина из леса. Спрос на всё это не наполняется законным путём. Леса уже становится мало. Его просто не хватает. Земли  - тоже. А чиновники на этом наживаются.

В Европе, где леса по преимуществу искусственного происхождения, но очень старые, давно поменялась значимость лесов. Он уже ценен не потому, что даёт древесину, а потому, что удовлетворяет другие - экологически, социальные и духовные запросы; древесину можно купить в России или в Бразилии.

Но попробуйте объяснить это в рамках рыночной экономики населению других стран. Спрос на древесину есть? Значит, будет и предложение.

К тому же ворованный лес просто дешевле. И ничем другим он от законно срубленного леса не отличается. Финансовая привлекательность незаконных лесозаготовок является одним из главных факторов, способствующих их бурному развитию.

Незаконные лесозаготовки хорошо финансируются, а незаконно заготовленная древесина успешно продаётся и покупается. При этом, незаконные лесозаготовки порождают коррупцию и отмывание денег, а  незаконная деятельность в лесном секторе, в свою очередь,  питает и коррупцию  и отмывание грязных денег. Давно возник и существует этот замкнутый круг, который ни разорвать, ни взять под контроль  в отдельно взятой стране никому не под силу. Дело давно стало транснациональным

Сколько воруют?

Для тропически лесов в период колониализма европейцы разработали  методики лесопользования на основе 20-летнего оборота рубки. То есть, срубил чего надо и приходи опять через 20 лет. Как бы не так. Это им так хотелось. Но дело в том, что созданный европейцами мировой рынок коммерческой древесины тропических пород деревьев использует всего  8-12 видов деревьев с очень ценными свойствами древесины (по цвету, фактуре, прочности, размеру стволов). Поэтому при лесозаготовках  в тропиках с 1 га вырубают всего 8-10 стволов коммерческой древесины (по породе и диаметру от 52 см на высоте груди). Дальнейшие действия лесопромышленников в тропиках исходят из предположения, что даже деревья с плотной древесиной прибавляют в диаметре за год около 1 см. Следовательно, через 20 лет те стволы, что имели в момент лесозаготовки диаметр около 30 см на высоте груди, достигнут  диаметра 50 см и более. Теоретически это отвечает и стремлениям извлечения максимальной выгоды и, отчасти, - особенностям быстрого роста деревьев тропических лесов по сравнению с медленно растущими деревьями лесов умеренного и бореального поясов, хорошо знакомых европейцам. В этом и заключаются привлекательные лесопромышленные особенности тропических условий произрастания лесов.

Но специфика тропических лесов, в частности, в том и состоит, что выбираемые с определённого участка в первый прием коммерческие породы были там единственными. Исключений практически нет.

Поэтому в тропических лесах при промышленных лесозаготовках невозможно организовать расширенное воспроизводство лесов, происходит механическое расширение площадей за счет освоения ранее нетронутых лесов. Кроме того, практически во всех тропических странах используется норматив ежегодного прироста 2.5% наличного запаса, что обычно соответствует общему среднему приросту всех древесных пород. Но для коммерческих пород этот показатель гораздо ниже, обычно около 1% в год.  И вот, негативная динамика площади тропических лесов мира отражает основные тенденции деградации лесов планеты в целом.

Таким образом, естественные (девственные) тропические леса мира уничтожаются в результате экономического развития, особенно интенсивно начавшегося после крушения мировых колониальных империй. Рост населения стран тропических поясов  планеты обусловил рост потребности в продуктах питания. Поэтому леса уничтожали и продолжают уничтожать с главной целью использования высвобождаемой из-под леса земли для  сельскохозяйственных угодий и лишь потом  - для получения древесины. В мировой торговле лесоматериалами бореальной древесине принадлежит около 60%. При этом импорт древесины в страны Европейского Союза состоит почти на 50 % из незаконно заготовленной тропической и на 20 % – бореальной древесины.

В общем объеме поставляемой на мировой рынок тропической древесины присутствие незаконно заготовленной таково: из лесов Индонезии – до 73 %, Камеруна – до 50%, Бразилии – до 80 %.

Рынок незаконно заготовленной древесины бореальных лесов формируется в основном за счет поставок из России и Эстонии (соответственно 20-50 и 50%

По данным Всемирного банка страны-экспортеры ежегодно теряют около 15 млрд. долларов США  в виде налогов и других платежей из-за незаконных операций в их лесном секторе.

Как воруют лес на древесину?

Это проще всего. Уже есть целая библиотека книг о лесном воровстве, о чёрных лесорубах, о таможенных чудесах и т.п., достаточно  посмотреть раздел «Нелегальные лесозаготовки» на любом сайте неправительственных организаций.

Незаконную рубку могут организовать под видом лесохозяйственных работ (санитарных рубок леса, рубок ухода за лесом, прочих рубок с целью улучшения лесов и т.п., включая рубку леса на особо охраняемых законом участках леса), или по принципу: «заехал-срубил -увёз».

Лес воруют разными способами, а украденную древесину прикрывают махинациями с документами, чаще всего следующим образом:

·    Используют нарушения, неточности и ошибки при установлении размеров отпуска древесины с участка леса;

·    Выписывают (незаконно) документацию на право рубки леса (лесорубочных билетов за взятки или под угрозой);

·    Рубят за пределами отведённых в рубку участков;

·    Рубят одни породы деревьев, а декларируют другие  породы, которые дешевле;

·    Занижают реальные цены или реальные объемы в «официальном» экспортном контракте;

·    Изготавливают и/или используют фальшивые транспортные сертификаты и другие документы, подтверждающие происхождение экспортируемой древесины;

·    Готовят фиктивные контракты с оплатой незаконными способами;

·    Используют различия в стандартах обмера сортиментов в стране экспортёре  и в странах-импортерах для занижения облагаемых таможенными сборами объёмов экспорта.

·    Просто договариваются  с таможней за взятки.

    Поэтому в мире существует необъяснимая с обычной точки зрения разница в отчётах таможенных служб по объёмам и стоимости экспорт и импорта в отношении двух конкретных  стран. В частности, на рост экспорта незаконно заготовленной древесины с Дальнего Востока России повлияло абсолютное равнодушие соседних стран – основных импортеров древесины – к реальному происхождению приобретаемых лесоматериалов. Экспорт ясеня и дуба из дальневосточных портов России в Китай почти утроился за годы перехода к рыночной экономике.

Как противодействуют воровству леса?

Развитые страны традиционно  пытаются переложить всё с больной головы на здоровую и уйти от ответственности за вырубку лесов мира, тропических лесов, в частности.  Нет сомнения, что это один из главных вопросов в лесном хозяйстве.

Как пытаются его решить европейцы? В основном,  не экономическими методами. Сначала устроили бум введения систем сертификации для стран - экспортеров древесины. Не надо к бабке гадалке ходить, чтобы понять - это не могло помочь решить проблему сохранения лесов в странах, которым и продать больше нечего, кроме рабского труда своих граждан и природных ресурсов. В этих странах лес рубят, чтобы выжить, как всегда, не думая о будущем. Это учёные знают, что будет потом, когда лес вырубят, а народ не знает или, если знает, то, как о послезавтрашней проблеме. А сегодня есть проблема выжить.

Но Европа потому и называется колыбелью современной цивилизации, что всегда умела придумывать новые способы управлять бывшими колониями.  Не без помощи Всемирного Банка возникла мода, перешедшая в политическую инициативу и тенденцию  связывать борьбу за сохранение лесов с противодействием незаконным лесозаготовкам, переработкой незаконно заготовленной древесины, торговлей  незаконной лесной продукцией, и даже с коррупцией и криминалом на лесных рынках мира. Так сформировалась  политическая инициатива ряда стран в отношении лесов (forest) по ведению процесса наблюдений (enforcement)  за применением законов (law), управлением (governance) и торговлей (trade) лесом. Сокращённо  FLEGT. Инициатива FLEGT первоначально не включала в аббревиатуру своего названия букву «Т» и стоящую за ней торговлю (Trade).

Всемирный фонд за природу (WWF), Гринпис (GREENPEACE), Движение в защиту влажно-тропических лесов (FERN), Международное Агентство по исследованию окружающей природной среды (Environment Investigation Agency - EIA), «Друзья Земли» (Friends of the Earth International) активно включились в процесс FLEGT. Благодаря их стараниям и появилась дополнительная буква «Т» (торговля) в этом определении.

Вызывает беспокойство структурная схожесть движения FLEGT с принципами создания всемирных конвенций. Можно участвовать в движении FLEGT или можно его игнорировать, это никак не скажется на торговом балансе древесины. Потому что рынок незаконной древесины является  естественным порождением рыночной экономики и единственный способ его закрыть – принять международный документ обязательной юридической силы, то есть Лесную Конвенцию. Но это невыгодно многим странам – перевалочным рынкам мировой экономики, прежде всего США и АТР. А участие этих  стран  в движении FLEGT снимает остроту проблемы и порождает на несколько лет иллюзию, что вот-вот она будет решена.

Страны, примыкающие к FLEGT стремятся выработать единую позицию в вопросах  финансирования этих  преступлений¸ так как понимают, что внешней и интернациональной почвой  роста незаконных лесозаготовок являются высокая доходность и малая наказуемость незаконных лесозаготовок.

Потому столь популярно мнение, что, укрепив законность и усилив управляемость лесного хозяйства, и взяв заодно под контроль лесную торговлю, можно решить проблему. Но это мнение иллюзорно, хотя и привлекательно, поскольку именно в этом, собственно, заключается сущность  современных инициатив противодействия незаконным лесозаготовкам, включая неформальное движение FLEGT.

На самом деле, глубинной первопричиной роста незаконных лесозаготовок, как и роста терроризма и коррупции, является  непрерывное   углубление  пропасти между бедными и богатыми людьми в каждой стране, идущей по пути рыночной экономики, и строящей общество потребления, со всеми вытекающими отсюда  социально-культурными последствиями.

Рыночная модель экономического развития несовместима с природными экосистемами и одним из главных следствий этого является нравственный кризис человечества в его отношении  к лесу и к природе вообще во всех странах мира, а не только в бедных странах. Отсюда прямая заинтересованность местного населения, круговая порука и не информирование органов правопорядка об экономических и экологических  преступлениях  в лесном секторе. Отсюда и включение проблемы борьбы с бедностью в приоритеты борьбы с незаконными лесозаготовками и связанными с ними коррупцией  и отмыванием денег.

Поможет ли решению проблемы создание международной системы контроля над торговлей  незаконно заготовленной  и переработанной древесиной, опираясь на соответствующее межправительственное соглашение, которое необходимо разработать и принять, как это предполагает план Евросоюза?

Ответ очевиден – если не бороться с бедностью  в широком смысле, то есть выполнив все рекомендации Саммита  в Йоханнесбурге 2002 года, то не поможет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.