29 марта 2024, пятница, 11:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 февраля 2006, 08:42

Художникам указали, кто почем

После выхода справочника DAR в прошлом году было много нареканий по поводу присутствия одних имен и отсутствия других, по поводу вилки цен в десятки раз на произведения художников. Настораживало, что галереи и художники с нежеланием шли на контакт с составителями справочника, имея в виду не обнародовать реальные доходы от продаж.
То, что опыт справочника был необходимым и своевременным, говорит изменившаяся за этот год ситуация на российском арт-рынке. И сами художники, и галеристы, кажется, поняли, что объявление реальных цен выгодно им самим в качестве рекламы для привлечения покупателей. Два директора издания Никола Саворетти и Марта Боэри утверждают, что многие галеристы в этом году изменили свою позицию и шли им навстречу. Со своей стороны они частично поменяли состав экспертов, расширили список художников, - особенно 20-30-х годов, в области видеоарта и из регионов.

DAR, как связующее звено между художниками и галереями, с одной стороны, и покупателями и коллекционерами современного искусства, с другой, безусловно, взял на себя сложную и для нашей страны новую задачу. Вектор движения издания вызывает сочувствие и уважение.
Андрей Сарабьянов, искусствовед и эксперт DARа, отметил общую тенденцию российского арт-рынка, - смещение интереса новых богатых коллекционеров от русского реализма XIX века с Шишкиным и Айвазовским в сторону художников начала ХХ века. Здесь наблюдался резкий скачок цен, - уже не в разы, а на порядок. Так, Илья Машков был продан на западном аукционе по цене в 20 раз превышающей указанную в старом каталоге. То же касается работ Кустодиева, Фалька, Кончаловского и других. Интересы покупателей расширяются, двигаясь в сторону ныне живущих мастеров. Кроме прочего, это означает большую структурированность российского арт-рынка по сравнению с первоначальным хаосом.

Исследование самого арт-рынка вызывает, конечно, все новые вопросы. Так возникла проблема, включать ли в список художников-эмигрантов, которые не принадлежали ни к авангарду, ни к советскому искусству 20-30-х годов. В нынешнее издание включены уже и Александр Бенуа, и Мстислав Добужинский, торги произведениями которого стали сенсацией на торгах в Париже минувшей осенью, принеся баснословный и неожиданный доход организаторам. В следующем году список этих художников будет расширен. То же касается и отечественных мастеров 20-30-х годов, остававшихся в советское время в тени, так как стремились не к официальному признанию, а к сохранению профессионального и человеческого достоинства. Тех, чьим творчеством, например, занимается галерея «Ковчег». Многое зависит и от самих покупателей. Будут повышать цены на произведения художников, коллекционируя их, и справочник тут же отзовется на происходящее.

Самый болезненный вопрос это список современных художников. Кого считать таковыми? Всех, кто сегодня живет и работает? Тех, чьи имена есть в справочнике союза художников? Тех, кто занимается contemporary art’ом? Надо учитывать и то, что многие художники предпочитают ориентироваться на уже сложившийся закрытый круг своих ценителей. Даже таких «арт-олигархов», как А. Шилов и И. Глазунов на российском арт-рынке практически нет. Их работы нельзя купить «ценителю с улицы», они их делают исключительно на заказ. Другие же художники могут в рекламных целях выставить себе вполне нереальные цены. На пресс-конференции, посвященной выходу DARа, был задан вопрос, кто и когда поставил цену на инсталляцию художников группы АЕС - $72400, которая вряд ли соответствует реальности, последовал обескураживающий ответ: сами художники. Да, за эту цену их никто не купит, но дешевле они продавать отказываются. Составителям пришлось говорить, что цены, указываемые художниками и галереями, они не обсуждают, а принимают как данность. Результат легко представить.

Уже эти примеры показывают, что многие цены в DAR по-прежнему вызовут вопросы, да иначе и не может быть, пока арт-рынок в России не обретет более цивилизованного вида. Учтем, что список вошедших в справочник ныне живущих художников во многом зависит от личного знакомства с ними уважаемых экспертов. Те, кто чурается их круга, легко остается за бортом справочника. Один из участников пресс-конференции воскликнул в ужасе, пролистав книгу: «А почему нет Владимира Брайнина?!» Действительно, один из самых ценимых на арт-рынке и уважаемых мастеров современной живописи в списках не значился. И не он один. Групповщина продолжает править бал.

И все-таки шаг вперед сделан. Прежде всего, он сделан самим арт-рынком, теми деньгами, что в него вкладываются, увеличиваясь в порядки. А справочник цен идет ему след в след. И то, выберет ли он правильный вектор, будет означать его необходимость.

 

Прямая речь

Марта Боэри, управляющий директор

Какой опыт вы приобрели за этот год между двумя изданиями?

Мы добавили почти триста новых имен, - в области видеоарта, искусства 20-30-х годов. В следующем году их будет еще больше. Решили полиграфические проблемы издания. Будем более дифференцировать цены в зависимости от размеров картин, от года их создания, что приведет к уменьшению вилки цен. По-прежнему остается проблема художников из регионов.

Какова была реакция на издание?

На Западе очень хорошая. Издание было представлено в российском консульстве в Нью-Йорке, на крупнейших российских выставках в мире. Кстати, 16 марта пройдет презентация в Риме, 5 апреля в Париже. Все связано с ростом цен на русское искусство.

Александр Панов, арт-критик, эксперт по разделу современного искусства

Ваши ощущения от работы?

Я отвечал за современное искусство, начиная с художников-нонконформистов 60-х годов. При этом по Петербургу и художникам из регионов были отдельные эксперты. Должен заметить, что мой предшественник по предыдущему выпуску Сергей Попов проделал титаническую работу, и без его базиса моей надстройки не было бы. Но у него были ошибки и в биографиях художниках, и в ценах. Было добавлено примерно семьдесят новых имен, полтора десятка тех, кого знал, видимо, только сам Попов, были убраны. В новом справочнике, кроме художников, попавших на мировые аукционы, присутствуют те, кто участвовал в биеннале, в крупнейших международных выставках.

 Как выясняли цены на произведения?

С аукционами понятно, - есть сайты, каталоги. Многие наши художники и галеристы по-прежнему предпочитают хранить молчание. Приходилось идти на хитрости, - говорить, что есть частный клиент, который готов купить те или иные работы и спрашивает, сколько они стоят. Но многие уже и так поняли, что участие в справочнике это хорошая реклама.

В качестве арт-критика как вы оцените издание?

В апреле состоится русский Сотбис в Нью-Йорке, на котором впервые появятся многие наши художники. Если все пройдет нормально, то цены на них вырастут в разы. То же было после выставки «Russia!» в музее Гуггенхайма. Из-за издательских сложностей новые цены мы не успевали вносить. Думаю, что годовой промежуток для такого издания это много. Она устаревает месяца за два. Может, надо подумать о специальных вкладках.

Александр Шаталов, телеведущий, коллекционер

Как вы относитесь к каталогу в качестве коллекционера?

Думаю, что главное это не информация, которая всегда относительна, а попытка структурировать художественный рынок в стране. На самом деле идет борьба за само его существование. Как только в России появились деньги и тонкий слой коллекционеров, тут же западные дилеры начали предлагать современное западное искусство. Русским художникам трудно выставляться на Западе, их туда не пускают. Даже выросшие цены на тот же «Бубновый валет» несоизмеримо меньше цен на произведения европейских и американских художников их поколения. Для борьбы за этот рынок необходима помощь государства в лице Министерства культуры и федеральных агентств. В этой ситуации выпуск каталога – принципиальный шаг. К тому же он вполне хорош и для тех, кто им будет пользоваться.

Покупая картины русских художников в Париже по более низкой цене, не боитесь, что она тоже вырастет?

За границей до сих пор можно купить русских художников гораздо дешевле, чем здесь, поскольку их там не ценят. Представьте, что в России будут продавать норвежскую живопись. Для русских коллекционеров она на порядок менее привлекательна, чем наша. Так и на Западе, при том что русское искусство до сих пор не интегрировано в западный арт-рынок, то есть не имеет конвертируемой цены. Кроме того, рост цен на наше искусство это еще и признак самоуважения, - и к своей истории, и к искусству. Тем более что замечательных художников у нас было много, а произведений из-за сложностей истории сохранилось гораздо меньше, чем на Западе. Нынешний каталог восполняет это внимание к российскому искусству.


 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.