29 марта 2024, пятница, 00:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 февраля 2006, 08:46

Раскопаем Брежнева...

В одном из интервью, предшествовавших выходу «Зайца над бездной» на экраны, режиссер Тигран Кеосаян высказался в том смысле, что по большому счету ему все равно, что будут говорить о фильме, потому что это  его "лучшая картина". И как бы ни хотелось уличить режиссера в излишней самонадеянности, приходится признать: Кеосаян оказался прав.
 «Заяц над бездной» (при всех своих неизбежных недостатках) не просто лучший фильм режиссера-Кеосаяна, это вообще не фильм Кеосаяна – того, которого мы знаем, к которому привыкли. Это тот же человек, который в свое время поставил милые комедии «Бедная Саша», «Президент и его внучка», «Ландыш серебристый». Режиссер вырос. Но при этом остался верным себе: Кеосаян по-прежнему снимает комедии, только теперь они стали умнее, тоньше, оригинальнее.

Почти сюрреалистическая история о том, как «наш дорогой Леонид Ильич» (Богдан Ступка) приезжает с рабочим визитом в солнечную Молдавию и находит на свою голову невероятные приключения, не претендует на историческую достоверность. И потому получает кредит зрительского доверия. Правда в начале картины ее почти абсолютная условность все-таки вызывает легкое чувство протеста. Ну почему, к примеру, цыганский скрипач носит клешеные джинсы, как Трубадур из «Бременских музыкантов»? Почему Ступка-Брежнев играет не привычно кряхтящего вождя, а какого-то совершенно другого человека? Но как только ты видишь, что авторы и не пытались закидать зрителя шапками, полными фактологии, вопросы отпадают сами собой. Это сказка. Почти мультфильм. С «мультипликационными» ярко раскрашенными цыганами и сказочным хозяином советской земли. При этом бытовая сторона фильма (подготовка к приезду вождя в местном ЦК, «филигранная» работа полковника КГБ Блынды) выглядит вполне себе достоверно и убедительно. Правда, от этого не менее смешно.

Пусть чувство меры и ритма режиссер соблюдает не всегда. Есть в фильме моменты, когда действие почти проваливается (особенно в начале), или когда пафос, в целом «Зайцу…» не свойственный, становится избыточным - например, в финальной сцена с песней в исполнении героини Алены Хмельницкой. И все же это частности. В целом все равно вышло смешно и трогательно.

Главным отличием «Зайца над бездной» от предыдущих работ режиссера стала резко возросшая культура изображения. И этим Кеосоян, конечно, обязан замечательному оператору Игорю Клебанову. В фильме потрясающе красивая картинка: подернутые рассветной дымкой поля, легкие, как пух летящие облака, солнечные блики - завораживающее изображение скрадывает и все недочеты сюжета.  

Окончательно забивает все шероховатости актерский фейерверк - Богдан Ступка, Юрий Стоянов, Владимир Ильин, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Елена Сафонова… Уморительно смешон в своей серьезности наряженный в косоворотку и молдавскую папаху полковник КГБ Блында в исполнении Михаила Ефремова. По-актерски вкусно, в лучших мхатовских традициях сыграл цыганского барона Сергей Газаров. Блестящий как всегда Ступка, неподражаемая пара Ильин и Стоянов.

При этом «Заяц над бездной», конечно же, спорная картина. Эксцентрика ее сильно отдает Кустурицей. Юмор подчас слишком абсурдный, чтобы вызывать смех абсолютно у всех. Эта сказка из советской жизни может нравиться или не нравиться. Несомненно одно: это лучший фильм Тиграна Кеосаяна.

Кадр из фильма с сайта "Комсомольской правды"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.