29 марта 2024, пятница, 16:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 декабря 2005, 00:39

Дзержинский, Путин, КаГеБе

Мы, русские, уверены в том, что весь мир знает о нашей многовековой истории, о Руси православной, что спасла Европу от татар, об Александре I, что выиграл войну у Наполеона и чьи войска очаровали Париж в 1814 году. Или, например, о том, что Пушкин – это наше все. Отнюдь нет. Ключевые понятия, с которыми ассоциируется Россия, относительно недавнего происхождения: Ленин, Сталин, Красная армия, КаГеБе, Горбачов, Перестройка, Путин. Это очевидно особенно в Германии, ведь немецкая история ХХ века самым тесным образом связана с событиями в СССР и в России.

Один из двенадцати документальных фильмов, выпущенных к 100-летию Германии («Spiegel TV», «Frankfurter Allgemeine», 2005), целиком посвящен краху Советской империи. Помимо документальных кадров Вильнюсских событий 1989 года, августовского путча 1991, московских реалий первых лет рыночной экономики – обыденности заказных убийств, нищеты и новорусской роскоши -- фильм включает в себя интервью историка и публициста Вольфганга Леонарда. Один из первых функционеров ГДР – в 1945 году в «Группе Ульбрехта» Леонард вернулся в Берлин из Советского Союза, чтобы строить новую демократическую Германию. История его детства и юности во много отражает отношение к России в Западном мире.

Вольфганг Леонард родился в Вене в семье коммунистов, родители дали ему имя, конечно же, Владимир. Позже он учился в Берлине и был принят в пионеры. После прихода нацистов к власти пионер Владимир Леонард был отправлен родителями в Стокгольм, чуть позже приехала туда его мать. Возврат в Германию был невозможен, пребывание в Швеции – так же. И Владимира, как «взрослого мальчика», спросили, куда же им ехать, в Москву или в Швейцарию. Глупый вопрос, подумал юный немецкий пионер, ну конечно же, в Москву.
«Москва для нас – это был такой осуществленный на земле рай для рабочих. Это была уже реализованная мечта о новой жизни». Враги народа, чистки, преследования – это никак не влияло на веру в Советы, это все были временные явления, перегибы и ошибки на местах.

                                           *   *   *

Диктатура пролетариата (тот самый рабочий рай) на поверку оказался тоталитаризмом, который в сознании немцев был абсолютно адекватен национал-социалистическому режиму в Германии. Противостояние: машина власти – маленький незащищенный человек. Именно поэтому так приветствовалась начавшаяся в Советском Союзе перестройка и последовавший затем развал империи. Демонтаж памятника Дзержинскому на Лубянке был для Запада знаковым. От нового правительства, от освобожденных свободных граждан ожидали признание преступлений и ошибок, публичного покаяния. Но что-то во всей последующей истории было не то, то ли все не спешили признаваться и каяться, то ли готовились к новой порции ошибок. И «простые граждане Германии» выработали свое отношение к новой русской реальности: бедному народу необходимо было помочь, научить, как жить дальше, показать как нужно относиться к собственной истории.

И вот – немецкие журналисты отправились на Сахалин, отыскивать места сталинских расстрелов, немецкие предприниматели повезли садовый инвентарь, чтобы каждый дачник мог превратить свой участок в настоящий рай, а интернационыльный коммунальщик с помощью партийных связей бывших боссов ГДР даже смог заключить 10-летний договор на обслуживание Адмиралтейского района Перебурга. Последний был особенно удивлен, когда столкнулся с реальностью постсоветского коммунального  быта, такой уникальный тип, как «сантехник», мог ему привидится только в страшном сне. Несмотря на все трудности при внедрении немецкого порядка в русские души и невозможность применения ума к анализу местной действительности, немцы не теряют надежду изменить мир в лучшую сторону.

                                                   *    *    *

Для тех, кто занят преобразованием, кто хочет кардинально улучшить русскую экономику и пополнить свой счет в банке, цель одна – Москва. В Германии утверждение, что «деньги прописаны в Москве» - расхожая истина. Все, что дальше к Востоку – необъятно и непонятно. Вся эта территория – белое пятно на карте «немецкого туриста», первого по активности в мире. Байкал и Амур, Хабаровский край и Камчатка – это «внутренняя Монголия», обещающая невиданные откровения. Только самые смелые рискуют отправиться в одиночку. Другие объединяются в группы и совершают пешие переходы Москва – Владивосток, или Оймякон-Магадан. Их походы в сельмаги и встречи с местными шаманами транслирует с большим успехом немецкое телевидение в вечернее время. Некоторые отваживаются только на водный тур «Петербург-Москва». Но и они показывают себя подлинными знатоками России. По дороге в аэропорт такой турист с удовольствием будет объяснять любопытствующим, что едет он а «Занкт-Петерзбройх», что «нет нет, там летом ушанку не носят – только зимой», и что в июле там самая жара.

Они возвращаются на родину эти современные маркизы де Кюстины и публикуют свои наблюдения и советы в Сети. На этих сайтах можно почерпнуть самую  разнообразную информацию. Знали ли вы, например, что русским не в коем случае нельзя подавать левую руку? Это может стать причиной смертельной обиды. Догадывались ли вы, что когда русские к вам прижимаются в транспорте или подсаживаются вплотную в кафе это никоим образом не означает сексуальных домогательств. Бывалые советуют непременно одевать зимой кальсоны, а летом никоим образом не ходить в шортах, потому как в России мужчины их не носят. И обязательно помнить о том, что общественный транспорт не отапливается, и если предстоит далекий путь, допустим из одного района города в другой, то совершенно необходим термос или маленькая бутылочка чего-нибудь горячительного. И еще – нужно дарить только нечетное число цветов, снимать уличную обувь, входя в дом, и помнить про 8 марта и 1 мая. Да и, что русская каша – любимая еда – это разновидность густого киселя, а водка – главный национальный напиток. Ну, про последнее все знают.

Как, впрочем, и про русскую нефть. Как не ругали Шредера за дружбу с Путиным, но эта дружба принесла Германии свои плоды. Во время урагана Катрина, когда уже все газеты в Германии опубликовали какими способами можно экономить бензин, именно русско-германский договор остановил рост цен на топливо. В тот момент этого рубаха-парня Герхарда резко перестали поносить. И Путина на краткий срок – тоже. Но только бензинный кризис миновал, как во всех газетах была опубликована взволновавшая всех новость – восстановление на Лубянке бюста Дзержинского. Ключевые слова не меняются: Дзержинский, Путин, КаГеБе.

См. также:  Москва: монетка с двумя орлами

Вера Мильчина. Русская душа как ирландское рагу

Ирина Левонтина. "Посмотри на русскаго человека, найдеш его задумчива"

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.