28 марта 2024, четверг, 23:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 декабря 2005, 09:48

“Нет ни одной зарегистрированной мечети…”

В канун чеченской кампании о религиозной ситуации в республике мало кто говорил, тем более из тех, кто принимал решение о войне. Впоследствии оказалось, что именно “исламский фактор” занял видное место во всем комплексе “ичкерийского” противостояния федеральным силам. А ведь симптомы религиозной “болезни” чеченского общества не были секретом для Кремля и Лубянки, хотя отчеты уполномоченных Совета по делам религий готовились под грифом “секретно”.

Мы публикуем фрагменты одного из документов, подготовленных Советом по делам религий специально для членов ЦК КПСС в части, касающейся ислама, и в особенности ситуации в Чечено-Ингушетии. Общий объем документа - 286 страниц, адресат - отдел пропаганды ЦК КПСС.

Первый заместитель Председателя

Совета по делам религий при

Совете Министров СССР

А. Барменков

Секретно

Информационный отчет о состоянии мусульманской,

католической, протестантской, иудейской, буддийской религий,

церкви евангельских христиан-баптистов и сект

(по материалам отчетов уполномоченных Совета по делам

религий за 1969 год)

…На 1 января 1970 года на территории страны имелось 314 зарегистрированных мусульманских объединений, из которых 2 (в г. Бугуруслане Оренбургской обл. и в г. Саратове) зарегистрированы в 1969 году.

Религиозные потребности верующих удовлетворяют 543 зарегистрированных служителя культа. Подавляющее большинство из них являются пожилыми людьми (свыше 60 лет).

Зарегистрированные объединения пользуются все увеличивающейся материальной поддержкой населения. Вот как выглядит сравнительная таблица их доходов (в целом по Союзу) за последние 4 года (в рублях).

1966 – 1752547

1967 – 2154065

1968 – 2565504

1969 – 2559739

В течение многих лет остается неизменным количество верующих, посещающих зарегистрированные мечети по пятницам (не менее 150 тысяч) и в праздничные дни (более 500 тысяч). В праздничные дни от 10 до 25% участников богослужений составляет молодежь, что не наблюдается в обычные дни.

I. О состоянии мусульманского культа

... Следует иметь в виду, что религиозность среди народов, в прошлом исповедовавших ислам, в силу ряда причин, по сравнению с другими народами, относительно высока.

Многовековое господство ислама способствовало тому, что многие обряды вошли в плоть и кровь народов и до наших дней соблюдаются в форме народных, традиционных не только верующими, но и многими неверующими.

Наблюдения показывают, что во многих населенных пунктах обрезание совершается почти над всеми мальчиками.

Довольно широкое распространение в ряде районов имеет обряд наречения имени новорожденному.

Религиозное бракосочетание, по свидетельству уполномоченных Совета, местных партийных и советских работников, во многих селах совершает большинство вступающих в брак.

Одним из наиболее распространенных обрядов ислама является религиозное отпевание.

Особую тревогу вызывает исполнение религиозных обрядов коммунистами и комсомольцами, представителями интеллигенции.

[Приводятся примеры участия коммунистов в богослужении, паломничестве к святым местам – В.Я.]

Деятельность 314 зарегистрированных объединений не отражает полностью положение ислама в СССР. При высокой религиозности среди народов, в прошлом исповедовавших ислам, массовом соблюдении религиозных обрядов, существующие зарегистрированные мечети, составляющие, кстати, немногим более 1 процента дореволюционного количества мечетей, не в состоянии удовлетворить религиозные потребности населения. Поэтому, наряду с ними, в районах распространения ислама действуют многочисленные незарегистрированные мусульманские объединения и служители культа. Ташкентское совещание уполномоченных Совета и работников местных органов власти, занимающихся мусульманским культом, пришло к выводу о наличии в каждом населенном пункте, где проживают верующие, организованной в той или иной форме религиозной жизни.

В большинстве случаев вновь построенные или строящиеся мечети в результате вмешательства органов власти либо разрушены, либо переданы для использования в хозяйственных или культурных целях.

Во многих областях и республиках страны незарегистрированные объединения продолжают существовать в обстановке полного отсутствия контроля со стороны местных органов власти, не желающих признавать их и в то же время не предпринимающих никаких мер для прекращения их деятельности.

Учет лиц, занимающихся религиозной деятельностью, не везде закончен, но имеющиеся уже данные говорят, что их очень много и они пользуются влиянием среди верующих.

Одним из показателей распространения религиозных суеверий среди населения является продолжающееся паломничество к т.н. “святым местам” – могилам и мавзолеям исторических и мифических деятелей ислама, богословов, а также “чудодейственным” горам, ущельям, разного рода источникам.

В результате принятых партийными и советскими органами мер многие так называемые “святые места” за последние годы прекратили свое существование…

Религиозная обстановка в Чечено-Ингушской АССР

Верующие чеченцы и ингуши исповедуют ислам суннитского толка, полностью признают и выполняют требования ислама, являются ярыми ревнителями шариата, но, в дополнение ко всему, периодически устраивают зикр-обряд радения.

В силу сложившихся исторических условий они состоят в двух суфийских орденах: кадиритском (кунтахаджинцы) и накшбандийском (дени арсановцы). Ордена в свою очередь состоят из многочисленных (более 30 групп) братств.

Последователи братств не живут концентрированно, в одном районе, а разбросаны по всей территории республики. Зачастую в одном крупном селе проживают представители почти всех братств.

Трудно найти в республике населенный пункт, где бы не действовали 1-2, а то и несколько организованных групп верующих.

По самым скромным данным, в республике проводят свои собрания члены свыше 300 сектантских групп, насчитывающих более 15000 человек (по уточненным сведениям: в небольшом Ножа-Юртовском районе действует 79 групп, в которых состоят более 2000 верующих). Также по неполным данным, в республике религиозной деятельностью занимаются более 500 мулл, томад и туркхов (по уточненным данным, только в Ножа-Юртовском районе – 112).

В сектантских группах насчитывается от 10-15 до 100-120 верующих мужчин. В последние годы появились и женские мюридские группы.

[В Чечне суфизм принято называть мюридизмом. Это исламское течение отличается ярко выраженным аскетизмом и непосредственным единением с божеством. Суфии (мюриды) не признают обрядность и авторитет правоверного (официального) мусульманского духовенства. Единственным авторитетом для них является местный шейх. Два-три шейха могут создать общественное мнение всей Чечни. Тот шейх считался наиболее авторитетным, кто имеет больше мюридов. – В.Я.]

Религиозные объединения самовольно захватывают помещения пустующих мечетей, строят новые. В 1969 году установлено, что в одном только Назрановском районе в 10 из 12 населенных пунктов имелись выстроенные или строящиеся мечети.

Во многих районах Чечено-Ингушской АССР религиозные объединения и авторитеты оказывают серьезное воздействие на различные стороны жизни населения. Они вмешиваются в личную жизнь верующих, диктуют им, как поступать в том или ином случае. Они, по признанию секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС т. Бокова Х.Х., проповедуют отказ от участия в общественной жизни, отрицают значение науки, препятствуют верующим обучать своих детей в школах, вступать в комсомол; они всячески пытаются подчинить своему влиянию семейную жизнь, быт верующих, оживляют реакционные пережитки, национализм, чувство межнациональной розни, круговую поруку, деятельность адатских судов.

Вот наглядный пример того, как духовенство решает вопросы, далеко выходящие за рамки религии. В апреле 1969 года в с. Мальтиево Назрановского района состоялся сход религиозных и родовых авторитетов, в котором приняло участие 180 человек. На нем был принят документ, названный “Извлечением из решений схода”. Этим решением устанавливаются размеры возмездия за убийство (5000 р.), сумма калыма (1000 р. + баран) и установлены другие нормы, связанные с похоронами, разводом, выдачей замуж, взаимоотношениями кровников. Указанные вопросы не имеют отношения к исламу, многие из них подлежат юрисдикции органов власти, но, тем не менее, они решались на сходе религиозных авторитетов и, мало того, приобрели силу закона для многих представителей местного населения, ибо авторы документа серьезно угрожают всем, кто не будет считаться с ним: “За нарушение любого из вышеперечисленных пунктов виновный лишается всяких взаимоотношений между людьми по местным обычаям и праву”, говорится в документе.

Религиозные авторитеты подчас формируют общественное мнение, держат под своим воздействием большие группы людей, насаждают ислам, вынуждают верующих придерживаться старых обычаев.

Отказ от требований религии, не говоря уже о выступлениях против нее, воспринимается многими как признак самого дурного тона, как отказ от обычаев и традиций своего народа и чуть ли не предательство по отношению к своему народу. Людям, осмеливающимся выступить против ислама, зачастую угрожают, создают вокруг них невыносимую обстановку.

Так, учителя с. Халкилой Советского района Ахмедов и Кайсаров угрожали убить председателя сельсовета Бисухтанову, критиковавшую их за исполнение религиозных обрядов. В течение длительного времени организаторами паломничества к т.н. “святому месту” подвергался шантажу, угрозе и клевете председатель одного из сельсоветов Веденского района Товзаев Эми, препятствовавший кликушам. Летом прошлого года на него было совершено дерзкое хулиганское нападение.

Не оставляют без внимания и людей, выступающих с атеистическими лекциями, авторов атеистических статей.

До 1944 года на территории современной Чечено-Ингушской АССР мечети имелись во всех населенных пунктах. В настоящее время, несмотря на наличие большого числа фактически действующих мусульманских объединений, в республике нет ни одной зарегистрированной общины.

Проблема отсутствия зарегистрированных мусульманских мечетей в ЧИАССР, при наличии двух православных церквей, молитвенного дома баптистов, в наши дни переросла рамки чисто религиозной проблемы. Она обсуждается не только верующими, но и широкими кругами интеллигенции, молодежи и нередко воспринимается ими как ущемление национальных прав, как сохранившееся недоверие к ним; на этом играют и определенные зарубежные круги.

В республике имелись даже случаи распространения молодежью 19-20 лет листовок, призывающих к открытию мечетей.

Мусульманское духовенство, религиозные организации довольно часто обращаются к национальным чувствам людей, пытаются представить религию как “хранительницу” национальной самобытности народов, выразительницу их национальных интересов, изображают многие религиозные образы в качестве национальных, народных.

Духовенство, религиозные организации небезуспешно внушают верующим представления о том, что, совершая те или иные религиозные обряды, они тем самым демонстрируют свою принадлежность к нации. Попытки ученых отделить национальное от религиозного в традициях и в быту весьма робки. В результате не только верующие, но и значительная часть неверующих считает некоторые религиозные обряды национальными, обязательными для исполнения всем людям, входящим в ту или иную нацию. Особенно это касается наречения имени, религиозного бракосочетания, отпевания, ритуального обрезания.

В сельских районах религиозные праздники нередко воспринимаются как национальные и отмечаются всем селом, включая коммунистов и комсомольцев. Если зарегистрированное мусульманское духовенство в своих проповедях призывает жить в согласии с представителями другой веры, то находясь под влиянием незарегистрированного мусульманского духовенства, часть граждан даже общение с иноверцами и людьми другой национальности воспринимает как отступление от веры.

Необоснованный отказ в регистрации религиозных объединений обостряет отношения между верующими и должностными лицами, плодит все новые жалобы и заявления, воспринимается верующими как ущемление конституционных прав и ни в коей мере не способствует ослаблению религиозности среди населения. Скорее, наоборот - вызывает активизацию верующих, ведет к разжиганию религиозного фанатизма, к появлению нежелательных настроений.

Исследования ученых, проведенные в Чечено-Ингушской АССР, показали, что среди учащихся местной национальности Назрановского профтехучилища верующих оказалось 41,6%, среди опрошенных студентов Грозненского педагогического и нефтяного институтов – 34,7%. Анонимный опрос 81 учителя школ Малгобекского и Назрановского районов показал, что среди них имеется 14,8% верующих в бога и 40% суеверных. В Ножай-Юртовском районе имели место случаи, когда ученики школы выражали протест против уроков, имеющих атеистическую направленность…

…5. Состояние контроля за деятельностью мусульманских объединений и служителей культа

В 1969 году стали ощущаться первые результаты проведенного в июле 1968 года в Ташкенте Всесоюзного совещания уполномоченных Советов, партийных и советских работников, занимающихся мусульманским культом. Как известно, после тщательного обсуждения совещание приняло “Рекомендации по усилению контроля за деятельность мусульманских объединений и служителей культа”. “Рекомендации” были разосланы в ЦК компартий союзных республик, в областные, городские и районные комитеты партии, в Советы Министров союзных и автономных республик, в исполкомы областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся.

Усилению контроля за соблюдением законодательства о культах способствовало принятие в 1969 году Советами Министров шести союзных республик – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Казахстана и Азербайджана, а также Татарской АССР, бюро Дагестанского обкома КПСС, где расположено подавляющее большинство фактически действующих мусульманских объединений и служителей культа, - специальных постановлений, направленных на улучшение контроля за соблюдением законодательства о культах.

…Незарегистрированные мусульманские объединения занимаются благотворительной деятельностью – оказывают материальную помощь деньгами, сельхозпродуктами, одеждой инвалидам, больным, многодетным матерям, сиротам, одиноким пожилым людям. С этой целью расходуются денежные средства объединений, проводят специальные сборы среди верующих. В ряде населенных пунктов Чечено-Ингушетии жители по указанию духовенства отдают в пользу неимущих 1/10 часть урожая картофеля, деньги, вырученные от продажи сена, скошенного на кладбищах. Оказываемая таким образом помощь, безусловно, повышает авторитет религиозных объединений, служителей культа, но не пресекается местными органами власти.

Не до конца удалось изменить отношение должностных лиц местных органов власти к незарегистрированным объединениям и служителям культа. Отдельные из них все еще стоят на позиции отрицания, не хотят вообще признавать их наличие. Там же, где качественно проведен учет, установлены незарегистрированные объединения, в т.ч. и ничем не отличающиеся от зарегистрированных, не решают вопрос об их узаконении, регистрации. Достаточно отметить, что к настоящему времени в Чечено-Ингушетии учтено свыше 150 незарегистрированных объединений, имеющих постоянные молитвенные помещения служителей культа, выборные органы, но вопрос о регистрации хотя бы одного из них не ставился местными органами власти.

Отдел по делам мусульманской религии ясно представляет эти и другие недостатки в осуществлении контроля за деятельностью религиозных объединений и направит свои усилия на их ликвидацию. В 1970 году отдел также намерен с помощью уполномоченных Совета и научных работников организовать изучение следующих проблем: роль и место мусульманской общины в религиозной жизни; ислам и национальный вопрос; современная религиозная пропаганда; влияние религии на женщин, детей и молодежь. Кроме того, будет продолжена работа по изучению состояния мусульманского сектантства в стране…

ЦХСД. Ф. 5. Оп. 62. Д. 38.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.