28 марта 2024, четверг, 22:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2005, 11:53

Встретимся на Non/fiction!

За последнюю неделю человек десять, причем далеко не одни коллеги по цеху, спросили меня: «На Non/fiction идешь?» Или даже так, без всяких вопросов: «Встретимся на Non/fiction!»

Понятно, что о Московской книжной ярмарке никогда ничего подобного не услышишь. Non/fiction удобно расположена, разумно организована и стала реальным местом встречи гуманитариев, писателей, читателей, книготорговцев - всех, кто покупает и продает умные книжки. Год от года в залах ЦДХ все теснее: если в первый, пробный год работы ярмарка получилась почти домашней, в ней приняли участие всего 28 издательств, то в 2000 году их стало 80, а в 2001-м -110. В этом году свои книги представят уже 224 издательства из 14 стран мира – среди них Польша в качестве почетного гостя, Финляндия, Франция, США, Япония, Литва, Латвия и другие. Число посетителей ярмарки не так резко, но также неуклонно растет – в 2000-м году их было 25 тысяч, в прошлом – уже 32. Ожидается, что в этом будет никак не меньше.

Уют, мягкое обаяние и дружелюбие Non/fiction давно стали притчей во языцех, все шероховатости – например, то, что мероприятия, проходящие в литературном кафе ( и тем более на крошечных издательских стендах), страшно сложно расслышать и разглядеть, – тонут в хоре славословий. Что лишний раз подтверждает: Non/fiction любят искренне и не по указке.

Очевидная и яркая удача организаторов объясняется несколькими причинами.

Во-первых, совсем юная, в этом году празднующая 7-летие Non/fiction аккумулировала все то новое и свежее, что родилось в российском книгоиздании за последние годы. Неповоротливая Московская Международная просто не в состоянии, в силу тяготеющих над ней исторических обстоятельств, быть такой же современной, гибкой и космполитичной. Non/fiction – по сути оказалась пустым расчищенным местом, на котором все с радостью взялись возводить свои проекты.

Во-вторых, российское книгоиздание, начиная с середины 1990-х, переживало очевидный бум, выпуская в свет невиданное до сих пор количество названий – это коснулось и нехудожественной литературы; воспоминания, дневники, переписки узников ли Гулага, знаменитых ли эмигрантов, философов, писателей, поэтов, артистов, да и просто наших современников – после хорошо отцензурированной советской засухи воспринимались как глоток живительной влаги, а потому спрос именно на нон-фикшн возрос как никогда. Ярмарка возникла на волне очевидной моды и по инерции казалась тоже модной (кокетливый англицизм нон-фикшн только придавал форму нездешнего очарования).

В-третьих, сейчас, когда жажда документальной правды насыщена, появляется все больше читателей, не желающих тратить время на «выдумки» досужих сочинителей и готовых раскрывать только «серьезные» издания - энциклопедии, книги по философии, истории, культурологии. Иначе говоря, у нон-фикшн появился свой, причем платежеспособный читатель.

В-четвертых, тематические границы нон-фикшн давно раздвинулись, издатели давно уже потчуют посетителей вовсе не авторами, работающими в жанре нон-фикшн, а создателями художественной прозы. В этом году, например, «Азбука» зазвала на ярмарку французскую знаменитость - драматурга и романиста Эрика-Эмманюэля Шмитта. А значит, круг потенциальных посетителей ярмарки расширяется до беспредельности - ненавистники нон-фикшн тоже обнаружат для себя много полезного на книжных стендах. Наконец, в-последних, Non/fiction радует своих посетителей все новыми и новыми неожиданными проектами. На ярмарку просто интересно приходить. Уже не только за книжками, не только для того чтобы узнать, кто в этом году станет лауреатом премии имени Андрея Белого или награды для переводчиков с французского – имени Мориса Ваксмахера и Поля Леруа-Болье, но и для любителей визуальных искусств.

В этом году от Non/fiction впервые отпочкуется еще две мини-ярмарки. Первая -  Антикварных книг. Проект организован Российскими Антикварными Салонами с понятной, хотя и не декларируемой вслух целью - продемонстрировать состоятельной части населения еще одну возможную область вложений и стимулировать обладателей «толстых кошельков» ссыпать золотые монеты в нужный отсек рынка.  

Вторая ярмарка - «Книга художника» - представит книги российских художников, часто существующие в единственном экземпляре. У этой ярмарки, помимо все той же и очевидной задачи – расширить круг коллекционеров эксклюзивных изданий, сделать первый шаг к созданию арт-рынка, торгующего подобными книгами, – есть и другая, вполне просветительская цель. А именно: просто познакомить читательское сообщество с этой мало доступной диковинкой – книгой, сделанной вручную, которая является не столько достоянием литературы, сколько фактом искусства. Потому, в отличие от антикваров (ограничившихся одним круглым столом), «Книга художника» проведет цикл просветительских встреч и семинаров, на которых известные поэты и художники будут размышлять о соотнесенности изображения, музыки и слова.

На Non/fiction будет проведен и другой семинар, посвященный интеграции книги в разные культурные пространства: телевидение, дизайн, музыку. Здесь выступят легендарный директор книжного магазина «Москва» Марина Каменева, руководитель издательского дома «Афиша» Илья Ценципер, режиссер Илья Хржановский, глава издательства «Открытый мир», подключившийся в этом году к международному проекту «Мифы» и выпустивший новую книгу Виктора Пелевина Олег Вавилов. Представитель первого издательства книг для мобильников - «Mobile Book», директор Рост Медиа Андрей Гельмиза расскажет о своем проекте. В частности, "мобильное" издательство обеспечит гостям ярмарки бесплатный информационный сервис, с помощью которого на свой телефон или Pocket PC можно будет скачать открывки некоторых книжно-мобильных новинок.

«НЛО» вместе с представителями Франкфуртской книжной ярмарки проведет круглый стол, посвященный принципам отбора книг для переводов на иностранные языки. Издательство напомнит о только что выпущенном исследовании Линор Горалик о кукле "Барби" "Полая женщина", а также представит совсем новый проект: ежеквартальный гуманитарный журнал «Теория моды: одежда, тело, культура». Журнал, не просто обсуждает моду, но анализирует ее с академических позиций, однако, как обещают издатели, делаться это будет без скуки и занудства. Другой постоянный и один из самых заметных участников Non/fiction, издательство «ОГИ», представит энциклопедию «Современный ребенок» (рецензию на издание "Прагматика культуры" опубликует в ближайшие дни), а также два новых публицистических сборника - Валерия Панюшкина и Александра Архангельского (который прочитает в литературном кафе и лекцию "Культура как инструмент политики"). Дмитрий Александрович Пригов продолжит процесс самоканонизации и представит композицию, составленную из листков, на которых в разные годы в разных местах и состояниях Дмитрий Александрович записывал свои стихи.

Организаторы выручат за эту ярмарку не меньше полумиллиона долларов (это по самым-самым скромным подсчетам), издателям, пожелавшим разжиться хотя бы одним стендом , участие в ярмарке обойдется в 700 долларов, но понятное дело - читатель помнить о том, что Non/fiction еще и бизнес – не обязан. Ему и без того будет, чем поживиться, о чем подумать, на что посмотреть и с кем посудачить из старинных знакомых.

В общем, до встречи!

Фото с сайта телеканала "Культура".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.