29 марта 2024, пятница, 13:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 ноября 2005, 06:00

Денежные переводы мигрантов: беда или благо?

Центр демографии и экологии человека
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
ДЕМОСКОП Weekly

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ
«НАСЕЛЕНИЕ И ОБЩЕСТВО»

117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 47, ИНП РАН;
Телефон (095) 332-4289; Факс (095) 718-9771

Денежные переводы мигрантов превышают официальную помощь развивающимся странам

Виктор Попков. Работа окончена. 1970

Тема денежных переводов мигрантов в России обсуждается, как правило, в антимигрантском и алармистском контексте. Тревога бьется по поводу вывоза капитала из России, что якобы наносит существенный вред экономике и является угрозой национальной безопасности. Однако объективных знаний по данной проблеме явно недостаточно; и в общественно-политической дискуссии существующий информационный вакуум восполняется многочисленными спекуляциями. Поэтому при профессиональном обсуждении этой темы так важен сбалансированный подход, свободный от предвзятых и популистских сентенций. Сама по себе эта тема очень важна, поскольку выводит нас на многие острые вопросы современности — проблемы экономического неравенства и бедности; распределения ресурсов между бедными и богатыми странами; миграционные режимы, нелегальное население, теневая занятость мигрантов, дешевый труд и эксплуатация; отношение к мигрантам, толерантность и права человека; финансирование транснациональной преступности, международного терроризма, отмывание денег и многие другие.

Масштабные изменения в мире, такие как колонизация, индустриализация, мировые войны или кризисы всегда сопровождались активизацией разнообразных передвижений: людей, товаров, денег, информации, знаний или идей. Современный мир характеризуется беспрецедентными масштабами всех перечисленных потоков и усилением их взаимозависимости. «Мир стал воистину единой социальной системой в результате усиления отношений взаимозависимости, затронувших сегодня практически каждого человека. Социальные, политические и экономические связи пересекают границы государств и властно вторгаются в судьбы живущих там людей» [1]

Перечисленные потоки все чаще приобретают транснациональный характер и в итоге приводят к взаимообмену ресурсами (трудовыми, денежными, валютными, информационными и пр.) между богатыми и бедными странами, расширению возможностей людей, сокращению бедности. Кофи Аннан, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, анализируя ситуацию в Европе, говорит о том, что закрытие границ и изоляция приведет ЕС к «незаполненным рабочим местам, сокращению предоставляемых услуг, снижению производства и стагнации в обществе» [2].

Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной мировой экономики. В миграционный трудовой обмен вовлечено большинство стран мира. По оценкам ООН, в начале ХХI века в мире насчитывается примерно 175 млн. человек, которые проживают в странах, не являющихся их родиной, что составляет примерно 3% населения планеты. За вторую половину ХХ века численность мигрантов утроилась. Международная организация по труду (МОТ) оценивает численность трудовых мигрантов в 36-42 млн. человек, а с членами семей их число достигает почти 100 млн. [3]

Согласно оценкам Всемирного банка, денежные переводы мигрантов в развивающиеся страны в 2002 году составили 88 млрд. долларов, в то время как, например, в качестве помощи на цели развития эти страны получили 57 млрд. долларов (есть и несколько иные оценки — см. таблицу ниже). Международные эксперты оценивают переводы мигрантов как второй по величине источник частного капитала для бедных стран после прямых иностранных инвестиций [4].

Рисунок 1. Денежные переводы мигрантов в развивающиеся страны, млрд. долл.
Источник: Migrant Remittances, April 2005, p. 7, со ссылкой на Global Development Finance Report 2005
Рисунок 2. Денежные переводы мигрантов в развивающиеся страны по крупным регионам мира, млрд. долл.
Источник: Migrant Remittances, April 2005, p. 7, со ссылкой на Global Development Finance Report 2005
Рисунок 3. Денежные переводы мигрантов в некоторые развивающиеся страны в 2003 году, млрд. долл.
Источник: Migrant Remittances, April 2005, p. 7, со ссылкой на Global Development Finance Report 2005
Соотношение денежных переводов мигрантов и помощи развивающимся странам в целях развития (иностранной помощи), 2002
  Переводы мигрантов (1) Помощь в целях развития* (2) Отношение (1) к (2)
Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона 11,0 7,9 1,4
Европа и Центральная Азия 10,0 2,9** 3,5
Южная Азия 16,0 5,9*** 2,7
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 25,0 5,3 4,7
Средний Восток и Северная Африка 14,0 3,7 3,8
Африка к югу от Сахары 4,0 10,6 0,4
Всего 80 19,6  
* Общие объемы помощи на цели развития, которую получают развивающиеся страны, определяется Development Assistance Committee
** Исключая страны Центральной Азии
*** Включая страны Центральной Азии
Источник: World Migration 2005. Costs and Benefits of International Migration. IOM. 2005, стр. 491.

Доля «миградолларов» (так часто называют денежные переводы мигрантов из стран пребывания на родину) в совокупном ВВП развивающихся стран составляла в 2001 году 1,3% [5]. Однако в ряде стран этот показатель гораздо выше. В 15 странах из 80, представляющих отчетность по платежным балансам в МВФ, денежные переводы мигрантов превышают 1 млрд. долл. (Индия, Мексика, Турция, Египет, и др.) [6]. Посредничество на рынке денежных переводов позволяет получать доходы, составляющие, по оценкам некоторых авторов, до 12 млрд. долларов США в год [7].

Вывоз денег из России: цена стабильности?

Россия активно включилась в процессы международной трудовой миграции в начале 1990-х годов. За прошедшие 15 лет страна превратилась из изолированного закрытого общества в один из крупных мировых центров выезда и въезда мигрантов. Отставая от развитых стран по уровню оплаты труда в десятки раз, Россия является донором как высококвалифицированных кадров, так и трудовых мигрантов массовых профессий. Однако гораздо более массовые потоки направлены в саму Россию, в первую очередь, из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Хотя, по официальной статистике МВД России, в 2003 году разрешения на работу в России были выданы для 273 тысячи трудовых мигрантов, их реальное число оценивается в 4-5 млн. человек, в том числе, не менее 1 миллиона с Украины, 200-300 тысяч из Молдавии, до 1,5 миллиона из стран Закавказья, и не менее 1 миллиона из стран Центральной Азии [8]. Каждое четвертое домохозяйство в Грузии и каждое третье — в Молдавии и Таджикистане имеет работника в России.

Экономическая и геополитическая ситуация в регионе, как и демографические проблемы внутри РФ (где после 2009 года ожидается сокращение трудоспособного населения более чем на 1 млн. в год [9]), позволяют утверждать, что Россия на протяжении долгого времени будет оставаться принимающей страной, а ее экономика будет все больше и больше зависеть от притока труда мигрантов, подобно тому как это уже имеет место во многих развитых государствах мира. Однако, несмотря на официальные признания того, что Россия нуждается и будет нуждаться в мигрантах, в российской общественно-политической дискуссии миграция обсуждается в основном с точки зрения тех вызовов и угроз, которые она создает. В качестве одной из таких угроз и рассматривается вывоз мигрантами денег из страны.

По официальным данным Минфина России, в 2003 году нефинансовые организации вывезли из страны 12 млрд. долларов. Минимум половина этой суммы — денежные переводы рабочих-мигрантов на родину. Об этом в ходе встречи с министрами финансов стран «G7» во Флориде заявил в феврале 2004 года министр финансов России Алексей Кудрин [10]. И хотя А. Кудрин подчеркнул положительный смысл таких трансакций, при обсуждении этой проблемы чаще преобладает негативный контекст.

Доля ВВП, приходящаяся на денежные переводы мигрантов, в 2001 году в Азербайджане составила 2%, в Армении и Грузии соответственно — 4,3% и 5,7%, в Таджикистане — 7,7%, в Молдавии — 14,3% [11]. Учитывая крайнюю остроту бедности в некоторых странах СНГ (средняя зарплата в Таджикистане в конце 2003 года составляла менее 17 долларов США, в Киргизии — 42 долларов, в Грузии и Армении — 60 долларов, в России — 202 доллара) денежные переводы мигрантов, в первую очередь, из России, безусловно, позволяют поддерживать относительную социальную стабильность в регионе и содействует интеграционным процессам.

В то же время эксперты во многих странах СНГ, особенно в странах Закавказья, отмечают едва ли не больший урон от эмиграции рабочей силы, в особенности специалистов. За последние десять лет страны Закавказья за счет эмиграции потеряли до 25% трудоспособного населения. Уезжают наиболее образованные люди в возрасте от 18 до 35 лет. Значительный отток трудоспособной молодежи из Армении и Грузии привел к диспропорциям в возрастной структуре населения этих стран. Сегодня промышленность данных государств нуждается в профессионалах, которых нет в достаточном количестве [12].

Почему на миградолларах расцветают теневые услуги

Как показали социологические исследования [13], около половины опрошенных (от 30% до 50% в зависимости от страны выезда, сроков миграции, и других факторов) посылают часть заработанных денег на родину. В среднем, опрошенные мигранты посылают домой немного менее 100 долларов в месяц. Больше 100 долларов посылают только 12% мигрантов. Учитывая, что средний заработок мигрантов составил около 180 долларов в месяц, можно посчитать, что ежемесячно они отсылают на родину до половины заработанных средств.

Основываясь на материалах опроса, можно подсчитать, что средний гражданин Молдавии ежемесячно посылает домой $110, Азербайджана — $133, Украины — $130, Армении — $130, Узбекистана — $52, Грузии — $86, Таджикистана — $51. А за весь истекший период (только последнего) пребывания в России каждый гражданин Азербайджана послал домой всего $5852, Армении — $4810, Грузии — $4042, Молдавии — $2750, Украины — $2210, Казахстана — $1121, Белоруссии — $2140, Таджикистана — $765, Киргизии — $711, Узбекистана — $676.

Следует сказать, что в опросах принимали участие только мигранты, работающие по найму, и мелкие индивидуальные предприниматели. Те же иностранные граждане, которые являются в России предпринимателями и сами нанимают работников (например, таких много среди граждан Азербайджана и Армении), видимо, посылают на родину значительно большие суммы, если, конечно они не переехали в Россию всей семьей и не потеряли связей с родиной.

Как правило, переводы осуществляются в твердой валюте (в основном — в долларах США). Как видно из рис. 4, эти деньги оказывают существенную помощь семьям мигрантов на родине.

Рисунок 4. Насколько деньги, которые Вы посылаете домой, помогают Вашим родным? %

Из тех, кто посылает деньги родным и близким, большинство передают их с оказией через родственников и друзей или через знакомых проводников (75%). Такие «транши», естественно, не учитываются статистикой. Относительно немногие мигранты (каждый пятый) пользуются услугами банков или почтой (примерно по 10%).

Финансовые системы стран СНГ оказались не готовыми к таким масштабным потокам денежных переводов и не смогли предоставить мигрантам достаточно надежные и выгодные трансфертные каналы, учитывающие специфику таких денежных потоков (регулярные отправки денег небольшими суммами). Впрочем, Россия здесь не исключение: согласно данным ООН, более 40% от мирового объема переводов мигрантов осуществляется по неофициальным каналам. Основная причина отказа от официальных финансовых услуг — их дороговизна для подобного типа трансакций. Учитывая стабильность и массовость таких потоков (финансовые потоки, образуемые переводами мигрантов, в некоторых странах уступают по величине лишь доходам от экспорта нефти), а также их специфику, «цена» пересылки денег, вероятно, может быть ниже обычной. Специалисты подчеркивают, что «...стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, а соответствующие операции излишне формализованы и представляются очень сложными для «непродвинутого» пользователя» [14]. Здесь для России может оказаться полезным описанный в статье Д. Капура и Д. Макхейла опыт США по организации более эффективных финансовых систем, в том числе с использованием новых интернет-технологий [15].

Вторая причина неиспользования официальных финансовых каналов — недоверие и боязнь потерять деньги. Эта причина все еще сильна, учитывая недавние банковские кризисы в России и нестабильную ситуацию в большинстве стран-доноров. К этому добавляются и сохранившиеся с советских времен черты менталитета, выражающиеся в привычке не доверять деньги банкам и в своеобразном предпочтении неофициальных отношений, которые зачастую работают эффективнее, чем формальные связи. Риск же использования первых и вторых часто оказывается вполне сопоставимым из-за слабости официальных систем (например, частных банков) и низкого контроля со стороны государства.

Третья немаловажная причина состоит в том, что большинство мигрантов в (не менее ¾ от их общего числа) работают в России нелегально, а многие (примерно половина) и проживают в стране без необходимых документов и регистрации. В этих условиях мигранты предпочитают «не светиться» в официальных учреждениях. Многие мигранты работают практически в рабских условиях и просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу или поселку и осуществлять социальные контакты. Примерно у каждого пятого трудового мигранта паспорт хранится у работодателя. А без паспорта, естественно, в банк не пойдешь. Примерно каждый четвертый (а в Москве — каждый третий) — ограничен в своих перемещениях (например, из-за боязни быть пойманным милицией). Перечисленные формы ограничения свободы распространены, в частности, среди мигрантов, занятых в строительстве, где работает большинство приезжих из стран СНГ.

На этом фоне вокруг мигрантов формируется огромная инфраструктура разнообразных теневых услуг, в том числе и по организации переправки денег. Это — посредники, курьеры и т.п. В качестве последних часто используются проводники вагонов поездов, которые за плату передают деньги мигрантов их родственникам в странах выезда. Часто сам работодатель, помимо организации чисто трудовых отношений, берет на себя и обеспечение некоторых социальных потребностей мигранта, ограждая его тем самым от активных социальных контактов и облегчая себе тем самым теневой контроль над работником.

Денежные переводы мигрантов: на службе терроризма или человеческого развития?

И развитые, и развивающиеся страны заинтересованы в формировании эффективных систем денежных переводов мигрантов, которые бы вовлекли в свой оборот те средства, которые сейчас идут по неофициальным каналам. Это касается как частного банковского сектора, так и государств, и самих мигрантов.

Во-первых, речь идет об экономической выгоде для стран выхода и назначения. Пока доминирующие на глобальном рынке финансовые системы, такие как Western Union, явно оказываются невыгодными для мигрантов в России.

Во-вторых, все более очевидной становится связь различных международных финансовых трансакций с вопросами национальной и личной безопасности. На этой почве много как реальных опасностей, так и спекуляций для получения политических дивидендов и пропаганды экстремистских идей. С увеличением числа мигрантов, особенно из южных регионов СНГ (Кавказ, Центральная Азия), миграция и все, что с нею связано, все теснее соотносится в общественном сознании с угрозами криминогенного характера, и в первую очередь с угрозой терроризма. По данным социологического опроса конца 2004 года, 60% взрослого населения России уверены, что мигранты повышают опасность терроризма (рис. 5).

Рисунок 5. Повышают ли мигранты опасность терроризма?

Примерно половина населения связывает в своем сознании рост терроризма и отношение к мигрантам вообще (рис. 6).

Рисунок 6. Изменилось ли Ваше отношение к мигрантам после последних терактов?

Таким образом, связь миграции с терроризмом реально присутствует в общественном сознании, несмотря на то, что многочисленные примеры и исследования доказали, что криминогенность трудовой миграции не столь высока, а транснациональная преступность, и в том числе терроризм, и трудовая миграция это совершенно разные потоки. Исходя из этого, логично предположить, что финансовые потоки, связанные с миграцией, и финансирование терроризма также воспринимаются как взаимосвязанные. Поэтому чем прозрачнее будут финансовые системы, тем легче будет увидеть реальную угрозу и разоблачить спекуляции.

В-третьих, приобщаясь к цивилизованным формам денежных операций через услуги по пересылке денег, мигранты будут скорее предъявлять спрос на другие возможные финансовые услуги (кредитование, страхование, операции с ценными бумагами и т.п.). В конечном итоге это может стимулировать более активные формы использования полученных за рубежом доходов на родине — переход к более прогрессивным и цивилизованным формам потребления, а затем и к инвестированию капиталов. Большинство денег, поступающих сегодня от мигрантов из России в бедные семьи стран-доноров попросту «проедаются». Однако некоторая их часть идет на удовлетворение так называемых «потребностей развития» — получение образования, услуги здравоохранения, туризм, а также приобретение современных товаров, повышающих информированность, знания и потенциальные возможности людей (компьютеров, информационно-коммуникационных услуг и т.п.). Как показывает американский опыт, многие мигранты, осуществляющие денежные переводы через банк, затем открывают там счет и становятся постоянными клиентами банков. Последние, в свою очередь, активно ищут новые формы финансовых услуг для таких клиентов, включая потребительское и ипотечное кредитование, страховые услуги и т.п. Концентрация значительной части переводов в банковском секторе важна также с точки зрения повышения инвестиционного потенциала таких доходов.

Не будет преувеличением сказать, что денежные переводы мигрантов реально влияют на социальную структуру стран выхода, увеличивая слой среднего класса и соответственно уменьшая категории бедных и очень бедных. Большинство мигрантов отмечают очень плохое (около 30%) или плохое (50%) материальное положение, которое было у них на родине до миграции. Анализ субъективных оценок мигрантами своего материального положения до и после миграции однозначно говорит о том, что миграция помогла большинству мигрантов поправить свои материальные дела и перебраться из группы с низшим доходом в группу с более высоким доходом. В результате количество людей с «очень плохим» и «плохим» материальным положением уменьшилось более чем вдвое, причем группа с «очень плохим» положением практически опустела, а группа мигрантов со «средним» материальным положением — значительно выросла (рис. 7).

Рисунок 7. Материальное положение мигрантов до миграции и после, %

Вряд ли денежные переводы из богатых стран в бедные, которые осуществляют мигранты, смогут изменить глобальный экономический порядок или сделать более либеральными существующие миграционные режимы, которые этот порядок обслуживают, однако эти квантовые денежные поступления влияют на судьбы конкретных людей и превращают для многих человеческое развитие и права человека из идеологии в реальность.

Примечания

[1] Энтони Гидденс, Социология, М., 1999, с. 483

[2] Кофи Аннан, «Открытая Европа — сильная Европа», «Московские новости» № 3, 2004

[3] Peter Stalker, Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration, ILO, Lynne Rienner Publishers, USA, 2000, p. 1

[4] Warrick Smith and Mary Hallward-Driemeier, Understanding the Investment Climate / IMF, Finance and Development, March 2005, p. 43.

[5] Ratha, D. “Workers Remittances: An Important and Stable Source of External Development Finance”, Global Development Finance: Striving for Stability in Development Finance, Vol. 1, Analysis and Statistical Appendix, Washington D.C.: The World Bank, 2003, pp. 157-176.

[6] International Monetary Fund, Balance of Payments Statistics Yearbook, 1999. Washington, 2000.

[7] Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев, Официальные системы денежных переводов (www.bankdelo.ru/06Pono1.htm).

[8] Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. Отв. ред. А.Г. Вишневский. Москва, 2004, стр. 169, 170.

[9] Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года (статистический бюллетень). М., 2005. С. 67

[10] Гастарбайтеры вывезли из России 6 млрд. долларов. www.mirtv.ru/rubrics/2/4050_1.htm

[11] International Monetary Fund, Balance of Payments Statistics Yearbook, 2004. Washington, DC: The World Bank, World Development Indicators, 2002

[12] Ирада АГАЕВА, Миграцией надо управлять. Азербайджанские Известия, № 230, 1.04.2005; Миграционные процессы в странах Закавказья (www.imemo.ru/bullet/2002/sum022002r.htm).

[13] Принудительный труд в России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. Руководитель исследования — Е. Тюрюканова. МОТ. Москва, 2004, с. 64. Выборочное обследование мигрантов из стран СНГ в регионах России (Москва, Ставрополь и Омск). Объем выборки — 442 человека. См. также: Проблема незаконной миграции в России. Реалии и поиск решений. МОМ. Москва, Гендальф, 2004, с. 77, 187, 498.

[14] Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев, Официальные системы денежных переводов (www.bankdelo.ru/06Pono1.htm)

[15] Капур Д., Макхейл Д. Прибыльная миграция / Pro and contra 2005, июль-август, с. 81-90.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.