29 марта 2024, пятница, 09:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 ноября 2005, 18:37

Последствия иммиграции: прогнозы и проблематика

"Полит.ру" продолжает публикацию исследования оксфордского демографа, ученицы голландского праволиберального политика, профессора истории Пима Фортейна (убит в 2002 году), эксперта ряда европейских правых партий Маргрет Саттеруэйт (см. часть 1 и часть 2). Написанный по-русски специально для “Полит.ру” текст освещает различные аспекты проблемы демографического спада в европейских странах в контексте проблемы миграции.

Демографические последствия миграции

По данным ООН, в 2002 году более 175 миллионов людей в мире проживали не в той стране, в которой родились. Около 106 миллионов из них жили в развитых странах: 56 миллионов в Европе (8,5% общего населения), 46 миллионов - в англоговорящих странах, не принимая в расчет Соединенное Королевство, (большинство - 35 миллионов, или 13,8, - в США) и 4 миллиона - в индустриальных странах Азии. Однако "европейская" цифра 56 миллионов обманчиво высока. Она включает в себя 24 миллиона жителей бывших советских республик, большинство из которых были рождены в других республиках того же Советского Союза. До 1992 г. большинство из них не были бы классифицированы как рожденные за пределами своей этнической родины. События 1991 года мгновенно превратили их в иностранцев в ранее своей же собственной стране. В 2001 году наибольшее число иммигрантов наблюдалось в Западной Европе (18,8 млн абсолютным числом и 10,3% по отношению к общему населению). Во Франции и Германии их было 6 и 7 млн соответственно, около 10% населения, примерно такое же соотношение было и в Нидерландах (1,6 млн). Это почти равно проценту иммигрантов в США (12,4%). В Люксембурге и Швейцарии этот показатель (выше 20%) приблизился к соответствующему показателю в таких странах, как Канада или Австралия.

В Северной Европе, где демографически доминирует Соединенное Королевство, доля иностранцев в населении несколько ниже, в целом 7,8%. Латвия и Эстония имеют куда больший процент вследствие планированной "русификации" населения в советское время. Рост иностранцев в Ирландии вследствие экономического бума в конце 1990-х до уровня 8% - явление новое, и часть из них составляют этнические ирландцы, рожденные за пределами страны. Подобные данные по месту рождения не принимают во внимание гражданство. Большинство иммигрантов являются иностранными гражданами. Возвращающиеся и претендующие на гражданство по праву происхождения составляют очень малую долю. Восточноевропейские Aussiedler (репатрианты), зачастую имеющие весьма отдаленное немецкое происхождение, в больших количествах переехали в Западную Германию начиная с того момента, как Основной Закон признал их право на это на основе jus sanguinis (происхождения): 2,3 млн в период с 1987 по 1996 годы. Процесс их прибывания продолжается (105,000 в 1999 году). Их не включают в статистику по иммиграции, но они включены в статистику, касающуюся натурализации. Южноевропейские страны также имеют весьма невысокий процент иммигрантского населения (2-5%), но это по официальной статистике, которая не учитывает огромное число нелегалов.

Британия занимала в 2002 и 2003 годах первое место в списке стран Европы по числу поданных прошений об убежище: 103,000 и 60,000 прошений соответственно (данные UNHCR). Германия же в 2003 году получила 50,500, Франция- 59,300, а Австрия - 32,300. По сравнению с первыми 9 месяцами 2003 года, число прошений об убежище в период с января по сентябрь 2004 в Соединенном Королевстве сократилось на 36%, в Нидерландах - на 33%, а в Ирландии - на 46%.

В 2000 году Франция удовлетворила 15% прошений об убежище. Германия - меньше 3%. Средняя же цифра в Великобритании в период с 1997 по 2004 год (годы пребывания господина Блера на посту премьер-министра) составила 37%, но поистине секретом Полишинеля для граждан и СМИ Соединенного Королевства является тот факт, что 80% "отказников" так и так задержались в "гостеприимной" стране своей мечты.

Гражданство и натурализация

Иммиграция вносит значительный вклад как в общий объем, так и в этнический состав населения многих европейских стран, - и в настоящий момент, и в прогнозах на будущее. Происходит это благодаря высокому уровню иммиграции как таковой и естественному приросту среди населения иммигрантского происхождения. На сегодняшний день в Западной Европе около 10% населения представляют рожденные за ее пределами - в США, традиционно иммигрантской стране, этот процент всего немногим выше, а еще больший процент населения имеет иммигрантское происхождение. В 2000 году до 20% всех рожденных в Европе детей были от матерей иммигрантского или иностранного происхождения.

Основным показателем иммигрантского статуса в континентальной Европе является гражданство, однако показатель этот вводит в заблуждение по многим аспектам. Натурализация заставляет иностранцев "исчезать" - зачастую в очень больших количествах. Именно ей мы и обязаны очевидно абсурдным снижением иностранцев в составе населения Франции с 1982 (3,72 млн) по 1999 год (3,26 млн), в Нидерландах с 1990 (692,400) по 1999 год (651,500), а также в Бельгии за тот же период времени с 905,000 до 865,000. Некоторые утверждают, что это лишь является подтверждением того, как иностранцы доказывают свою преданность и знания касательно их новой родины. Однако такое утверждение можно считать лишь частично соответствующим действительности, особенно в случае тех стран, где натурализация рассматривается не как признание ассимиляции с местной культурой, а, наоборот, как изначальное поощрение интеграции.

Натурализация сыграла огромную роль в формальном снижении доли иностранного населения. В Европе в середине 1990-х доля рожденных за пределами страны, но еще не получивших ее гражданства, упала: до 48% в Нидерландах, хотя в Дании сохранилась на уровне 92%. Полностью эффект международных миграций - рост населения иммигрантского происхождения, в т.ч. следующих его поколений, - можно будет проследить по статистике гражданства только в том случае, если дети иностранных мигрантов решат сохранить гражданство, которое имели их родители. Это легко можно увидеть на основе статистики населения в Австрии, Германии и Швейцарии, где, по крайней мере на протяжении долгого времени, натурализация иностранных граждан являлась малораспространенной процедурой.

Хотя данную статистику нельзя считать полностью удовлетворительной, при сохранении сегодняшнего уровня иммиграции объем населения иностранного происхождения (независимо от разнения формулировок, его определяющих) может к 2005 году достичь до 30% от общего населения западноевропейских стран. Однако определения различаются: в нидерландских прогнозах под населением иностранного происхождения понимают лишь самих иммигрантов и их детей, в то время как в Дании, США или Германии таковыми считаются все потомки. Сравнение с прогнозом при нулевой миграции хорошо показывает ключевую роль иммиграции в этих процессах.

Сравнительная таблица усредненного варианта и варианта при нулевой миграции в прогнозах роста населения иммигрантского происхождения 2000-2050 (в % от общего населения)
 

 
Германия
США
Нидерланды
Дания
 
средний вариант
нулевая миграция
средний вариант
нулевая миграция
базовый сценарий
средний вариант
нулевая миграция
2000
9.9
9.9
15.3
14.5
17.5
7.1
6.7
2005
 
 
 
 
19.5
8.6
6.9
2010
 
 
19.0
16.1
21.5
10.2
6.9
2015
 
 
 
 
23.1
11.6
7.0
2020
 
 
22.4
17.3
24.9
13.1
6.9
2030
18.2
12.3
25.9
19.1
27.7
 
 
2040
 
 
29.5
20.1
30.3
 
 
2050
23.6
15.3
33.2
22.1
32.8
 
 

Данные любезно предоставлены национальными статистическими организациями.

Различия в определении иммигрантского или иностранного населения зачастую представляют значительную трудность для демографических, социологических и экономических расчетов. Многие страны по причине печально знаменитой политкорректности или же просто недостаточно доработанной системы проведения исследований и содержания информации просто-напросто не обладают информацией относительно этнического состава страны, значительно затрудняя работу демографов, генетиков, социологов. На сегодняшний день лишь Соединенное Королевство ведет четкую и организованную статистику развития и соотношения этнических групп в обществе. В других же странах приходится учитывать заранее, что реальный процент присутствия этнических меньшинств в общем составе населения может оказаться куда выше, чем заложено в прогнозах.

Причины же его роста также отличаются в различных странах. Если в Великобритании и Нидерландах основная доля прироста приходится на иммиграцию как таковую плюс на высокую рождаемость в иммигрантских семьях, а смешанные браки все же остаются редкостью, то в России, например, основная иммиграция приходится на этнические группы, обычную рождаемость у которых нельзя считать отличительно высокой. Из пятнадцати основных этнических групп, составляющих иммиграционный приток в Москву, только у таджиков и узбеков рождаемость превышает уровень простого воспроизводства, у других (чеченцев, дагестанцев, ингушей) она находится примерно на этом уровне, у остальных же рождаемость также значительно ниже его, хотя, возможно, и не такая низкая, как у русского населения. Однако здесь большую роль играет высокий процент смешанных браков, а именно, популярность браков русских женщин с мужчинами других национальностей, среди которых преобладают выходцы из кавказского региона.

В целом, в России в куда меньшей степени наблюдается тенденция, впервые отмеченная Д.Коулманом в Европе, заключающаяся в более высоком уровне рождаемости у первого поколения иммигрантов, переехавших в Европу, по сравнению с тем, который они с наибольшей вероятностью имели бы в своей собственной стране. В следующем поколении, как правило, наблюдается резкое сокращение рождаемости, хотя и не до такого уровня, какой имеет местное население. Однако в последующих поколениях можно иногда наблюдать и сокращение рождаемости ниже "местного" уровня. Так, например, в целом, среди этнических групп, проживающих на территории Великобритании длительное время (китайцы-1,48, чернокожие выходцы из Карибского региона -1,67, выходцы из Индии – 1,63, евреи - 1,56), можно обнаружить более низкие показатели рождаемости, чем у белого населения (1,75). В России же подобная тенденция слабо выражена, и иммигранты в целом с самого начала постепенно "подстраиваются" под местные показатели (исключение составляют цыгане). В браках же между русскими женщинами и иностранными мужчинами женщины сохраняют в основном свои "родные" установки рождаемости (исключение, по результатам исследования, составили лишь браки между россиянками и гражданами Афганистана).

Если рассматривать иммиграцию в Европе в целом, то можно с уверенностью заключить, что большая часть прибывающих иммигрантов происходят из стран, находящихся на стадии незаконченного демографического перехода. Именно сочетание высокого уровня иммиграции с высоким уровнем рождаемости и относительно молодым средним возрастом приезжего населения и послужило причиной столь резкого его роста. Нынешние темпы иммиграции во многие западные страны вкупе со значительно более высокими темпами роста населения иностранного происхождения трансформируют структуру и состав нашего общества. И хотя под населением иностранного происхождения мы понимаем приезжих как из других стран Европы, так и из государств, находящихся за ее пределами, однако, согласно прогнозам, объем населения европейского происхождения (изначально составляющего, к примеру, половину всех иностранцев в Нидерландах) будет расти лишь недолгое время и в незначительно - перед тем, как наступит период его стабилизации, а затем и постепенного сокращения. Большинство прогнозов сходятся на том, что более высокие показатели рождаемости у иммигрантского населения будут постепенно (а в некоторых случаях и достаточно резко) снижаться, приближаясь к показателям, наблюдаемым у местного населения. Основные изменения в составе населения будут происходить за счет новых миграций. Вариант прогноза, основывающийся на нулевой миграции, показывает, что рост населения иностранного происхождения будет в таком случае весьма незначительным. Однако если иммиграция в развитые страны останется на сегодняшнем уровне, этнический и социальный состав большинства стран Западной Европы и США изменится радикально и навсегда.

Демографические последствия ЕС и его расширения

В последние десятилетия Европейский Союз претерпел кардинальные изменения, включив в свой состав ряд новых стран и, таким образом, не только расширив свое политическое влияние, но и прямым или косвенным образом изменив ситуацию с рождаемостью, миграциями и здравоохранением внутри себя.

Наиболее вероятным последствием подобных изменений является унификация поведенческих установок в области структуры семьи под влиянием все более унифицируемой политики в отношении семьи и здравоохранения в различных странах-членах ЕС. Европейская Комиссия уже неоднократно выражала свое убеждение в том, что демографические показатели и другие социальные характеристики таких стран становятся все более схожими, и в том, что это является лишь подтверждением необходимости введения сходной политики в их отношении, - убеждение, разделяемое далеко не всеми независимыми демографами. Демографическая унификация уже рассматривается как один из показателей столь желаемой гармонизации социальных условий в Европе. Несмотря на то что на данный момент никакой общеевропейской директивы, относящейся к стандартам рождаемости, смертности или структуры семьи внутри ЕС, издано не было, вопрос о возможности разработки гармонизированных внутриевропейских оптимальных показателей уже поднимался (Gesano, 1999).

Со времени подписания Амстердамского договора и саммита в Тампере политика в области миграции и предоставления убежища перестала быть в ведении отдельных государств, перейдя в поле ответственности Евросоюза. Вопрос об общеевропейской иммиграционной политике был выдвинут на обсуждение в 2000 году, несмотря на значительные различия в демографических и экономических условиях между разными странами ЕС. По замыслу, два фонда - (Cohesion Fund) и the structural fund - призваны способствовать уничтожению экономического неравенства внутри ЕС и регулировать ряд других показателей, которые, как считается, должны помочь унифицировать стандарты, связанные с институтом семьи. Однако, если экономические проблемы еврозоны будут продолжать расти, все это может в целом оказать не очень положительный эффект на семьи. Более того, эффект новых налоговых правил, а также правил, способствующих конкурентоспособности, введенных в отношении недавно присоединившихся стран, могут (по крайне мере, в краткосрочной перспективе) оказать негативное влияние на отдельные сектора экономики. Пример Восточной Германии за 15 лет, прошедших со дня ее объединения с Западной Германией, далеко не внушает оптимизма в отношении процесса экономического или демографического восстановления. Тем не менее, находится немало желающих дальнейшего расширения ЕС с включением в него наиболее нестабильных экономических и политических систем, таких, какие имеют Балканские государства и Турция. В таком случае, задача гармонизации экономических и социальных институтов стран-членов ЕС, а следовательно, косвенным образом и поведенческих установок их населения, значительно затруднится. Демографическое разнообразие в Европе неизбежно остается реальностью, по крайней мере, в течение какого-то времени.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.