Почти все самые известные и знаковые шедевры мировой живописи давно растиражированы – они стали частью массовой культуры, и прежде всего рекламной индустрии. Самый известный пример – Мона Лиза. А, например, «Танец» Анри Матисса с держащимися за руки людьми – это наглядная иллюстрация услуг телекоммуникационных компаний. Теперь же происходит нечто новое – реклама проникла в сами музейные залы, и теперь в качестве рекламы используются не изображения произведения искусства, а сами произведения. Конечно, все подобные акции упаковываются в изящную культурологическую обертку. Вот, "Лютнист" Караваджо – один из главных эрмитажных шедевров - теперь служит вполне достойным фоном для представления духов компании Laura Tenatto. Духи, конечно же, концептуальные – они созданы «по мотивам» знаменитой картины. Вот что об этом сообщает эрмитажный пресс-релиз: «Напротив картины будет установлена консоль из плексигласа с девятью цилиндрическими сосудами, содержащими гель с девятью ароматами: шесть цветочных (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник и дамасская роза) и три фруктовых (инжир, слива и груша). Десятое благоухание, помещенное в центр проекции "Лютниста" на плоскости стола, даст финальный аромат под названием Караваджо». В общем, посетители смогут понюхать цветы и фрукты, изображенные на картине. Заодно тот же пресс-релиз сообщает, что духи выпущены ограниченным тиражом в 1000 флаконов. Поняли? Налетай, покупай! Товар сертифицирован Эрмитажем!!!
Эта выставка наглядно показывает, что культурная миссия Эрмитажа, хранителя вечных ценностей, вполне сочетается с рекламной стратегией мегамолла. Эрмитаж готов обслужить всех и удовлетворить любые потребности. И вот уже об эрмитажной акции под характерным заголовком «О высоком» пишет сайт «Красоткам.ру». И завтра сотни красоток пополнят ряды эрмитажных посетителей. А тем, кто будет клеветать, что это выставка имеет отношение лишь к промоушну духов, предъявят книгу о "Лютнисте" со статьями итальянских искусствоведов и С.Н. Всеволожской, ведущего научного сотрудника Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа.
Подобными акциями отличился и другой крупный российский музей – Государственный исторический. Взять, например, проект «Царская коллекция»: на первый взгляд, ничего необычного в этой выставке нет. 32 предмета русской мебели XVIII - XIX веков - стол, горка, диван, бюро. Среднестатистический посетитель ГИМа любит такие выставки – они зрелищные и доходчивые. Но эта выставка была адресована несколько другой категории потребителей искусства, скажем так, потребителей в прямом смысле. Дело в том, что выставка стала частью рекламной кампании мебельной фирмы Colombo Style, которая в тот момент выходила на необъятный российский рынок. Дизайнеры этой фирмы сделали реплики тех самых 32 предметов из коллекции ГИМа. Так что желающие приобщиться к прекрасному могли прикупить стол и в придачу, например, стул «почти как в Историческом музее, только лучше – в современной трактовке.
А недавно в том же Государственном историческом музее проходила выставка «Старые фламандские мастера. Век Брейгеля». Желающие посмотреть 14 полотен Питера Брейгеля-младшего и примерно 20 картин других фламандцев выстроились в огромную очередь, хвост которой опутывал памятник Жукову. Большинство из этих страждущих и не догадывались, что они стоят в очереди на совсем чужой праздник. Это не Исторический музей просвещал публику, а Газпромбанк с помощью своей программы Art-banking отмечал пятнадцатилетие. Кстати, именно поэтому информации о выставке почти не было в печати. Но посмотреть разрешили всем. И на том спасибо.