29 марта 2024, пятница, 15:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 ноября 2005, 11:16

Стой! Кто висит?

Работы молодых художников выставлены в Государственном центре современного искусства на Зоологической улице. В этом году фестиваль приобрел статус международного. В планах  организаторов - сделать его традиционным и проводить раз в два года. Куратор проекта Дарья Пыркина специально вернулась из Испании (где она проходила стажировку сначала в Центре современного искусства в Мадриде и в Музее современного искусства в Барселоне), чтобы возглавить программу «Новая генерация». Эта программа, помимо организации выставок и биеннале, включает в себя различные формы сотрудничества с молодыми художниками: стажировки, мастер-классы, прием студентов в Москву и даже открытие специальной художественной резиденции в Подмосковье (как не вспомнить знаменитый петроградский «Дом Искусств» 20-х годов?!).

«Взаимодействие» оказалась  несколько «академичной» экспозицией работ двух групп художников. Организаторы предоставили им в распоряжение свободное пространство, так чтобы каждая группа сосредоточилась на своей собственной территории.

В центре зала, в боксе, был представлен проект «69001», в котором участвовали ученики Национальной школы изобразительных искусств Le Hall. Художники из Турции, Литвы, Франции и Японии, изучающие современное искусство в Лионе, рассказали об этом городе в форме видеоролика, две части которого проецировались на разные стены бокса. А вокруг, по стенам, были размещены работы участников австрийского проекта «Im Westen nichts Neues» (включающего нескольких российских художников). На фоне других работ этой группы выделялась геометрическая композиция «Московская настенная живопись» Александра Вольфа, сделанная из настоящей московской грязи. Особый номер программы, изрядно повеселивший гостей выставки, - перформанс Максима Роганова, который около получаса отмывал ацетоном новую стиральную машину.  В отдельной комнате, сбоку, расположился российский индивидуальный видеопроект Андрея Устинова «А».

Общая идея экспозиции заключалась в том, чтобы предоставить молодым художникам пустое пространство, – белые стены, «дневное» освещение и гладкий блестящий пол – которое им предложили использовать по своему усмотрению. Таким образом, кураторское вмешательство здесь сводилось к минимуму. По мнению организаторов проекта, в результате должна была проявиться философская категория «взаимодействия», т.е. «универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной и духовной системы». За этим весьма туманным определением, кажется, стоит просто попытка  поэкспериментировать: представить самоорганизующийся проект, не втиснутый в рамки кураторской концепции. Что подтверждает и сама Дарья Пыркина: «То, что сделали художники здесь, в выставочном зале ГЦСИ, они только что закончили,  поэтому  мы все вместе и увидим, как оно взаимодействует и взаимодействует ли».
 
«Взаимодействуют ли» - это решать зрителю. Возможно, кто-то увидит между различными работами множество смысловых нитей, а кому-то покажется, что художники просто механистически соединили несколько групповых проектов, и никакого мегатекста в результате не получилось.

В противоположность первой экспозиции, выставочный проект «Интернационал» стал мероприятием по-настоящему взрывоопасным. «Это одна из первых, особенно в контексте молодого искусства, попыток препарирования современных политических практик», - прокомментировала акцию Дарья Пыркина. Вместо стерильных и полупустующих белых стен экспозиции «Взаимодействие» посетитель попадает в тусклую тесную мансарду старого здания с совершенно особой атмосферой. Ваш взгляд упирается во флаг, торчащий из изображения земного шара (там, где Арктика) или в пятиконечную звезду, вырезанную в стене, так что она состоит из цемента и кирпичей... Вы можете ознакомиться с первой декларацией Эррористического интернационала (с подзаголовком Errare humanum est) и множеством других вещей - нет смысла останавливаться на каждой из них в отдельности.

Самое главное в том, что «Интернационал» - это хорошо простроенный кураторский проект, организованный вокруг политической темы. Политика понимается художниками именно с социальной точки зрения, т.е. предельно широко. Эстетическую программу участников экспозиции выразил молодой художник из Нижнего Новгорода Николай Олейников: «У нас есть явное стремление  разговаривать напрямую с людьми, привлечь их к произведению искусства. Потому что в результате произведением искусства может стать реальный политический жест». И далее: «Для многих художников, которые сейчас являются «молодыми», сознательно молодыми, политическая утопия – единственный способ выжить и в результате найти справедливость. Утопия, к которой люди стремятся, является показателем молодости того искусства, которое эти люди производят». Таким образом, художник уподобляется политику-активисту, который реализует свои идеи в жизни, устраивая акции и манифестации (подобно одному из участников выставки - аргентискому коллективу “Etcétera”, который выдвигал гуся в качестве кандидата в президенты). В этом случае предмет художественного высказывания неразрывно связывается с очень определенной эстетической стратегией. Это стратегия «прямого действия», которая и позволяет художнику идентифицировать себя как «молодого». «Молодость» противостоит коммерческому искусству, искусству как предмету интерьера, искусству-объекту – ведь акция и политический жест не представляют никакой коммерческой ценности, они существуют только здесь и сейчас.


Фестиваль «СТОЙ! КТО ИДЕТ?» будет проходить до 20 ноября на разных площадках и выстовочных залах, включая Государственный центр современного искусства, Московский музей современного искусства, Центр современного искусства М’АРС и других. С программой фестиваля можно ознакомиться здесь.

На фото - фрагмент экспозиции художников Дмитрия Богатырева и Дарьи Хлаповой "Организация ясной мечты".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.