29 марта 2024, пятница, 17:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 октября 2005, 14:47

Голова в отпуске

Вы этого, скорее всего, не заметили, но литературу перепозиционировали. Вот так вот запросто — взяли и поменяли смысл самого понятия «литература». И для этого не потребовалось ни революционных концепций, ни глубинной трансформации человеческих представлений об устройстве и функциях культуры в социуме. Обошлись без всей этой сизой зауми — да и кому она, строго говоря, нужна, когда известный и по виду интеллигентный актер, мальчик из хорошей семьи, с экрана телевизора так убедительно призывает всех желающих отправить голову в отпуск всего за пятнадцать рублей. И требуется для этого вовсе не «кораблик» анаши (им за пятнашку, пожалуй, не разживешься) и даже не новый психоделический рингтон на мобильном, но просто-напросто книжка. Правда, книжка довольно специфическая — так называемый мини-роман от издательства «Амадеус».

Издательство «Амадеус» вышло на книжный рынок в сопровождении немыслимых для этой небогатой, в общем-то, отрасли рекламных фанфар. Дорогостоящие промоутеры — актеры Александр Лазарев-младший и Мария Аронова, реклама по телевидению в прайм-тайм, ролики на радио, биллборды и прочая «наружка» по всем крупнейшим городам России, постеры в метро и автобусах... Словом, рекламная кампания, построенная по принципу коврового бомбометания, — классический тип продвижения недорогого массового продукта. Только раньше таким образом продвигали майонез «Мечта хозяйки» и стиральный порошок «Тайд», а теперь вот — литературу.

Впрочем, мини-романы от «Амадеуса» — не вполне литература. Во-первых, произведения эти сугубо анонимные, безавторские: не подписаны ни отдельные издания, ни серии (их у «Амадеуса» пять — семейная, романтическая, хоррор, готика и еще нечто невообразимое, озаглавленное «Дыхание страсти»). Во-вторых, выходят мини-романы со строгой периодичностью — каждая из серий пополняется одной книжицей в неделю. Да и с виду мини-романы, честно говоря, больше напоминают не книги как таковые, но периодические издания. И, наконец, в-четвертых, распространяет свою продукцию «Амадеус» не через книжные магазины, но через почтовые отделения и киоски союзпечати.

Если кто заинтересовался подробностями, сообщаю: содержимое мини-романов лучше всего описывается цитатой из анекдота — «Ну, ужас. Но не ужас-ужас-ужас». Серая бумага, меленький шрифт, набранный в две колонки. Сероватый, бесцветный текст, написанный без особых стилистических ляпов, которыми можно было бы поделиться с друзьями, но и без малейшей выдумки. Типовые сюжеты — приторно-сладенькие, пошловатые или псевдо-жутковатые, в зависимости от серийной тематики. Общее впечатление — сильно расширенная статья из журнала «Лиза» или «Час для вас».

Ниша, надо заметить, просчитана идеально. Обратите внимание — в серии нет детективов, а это значит, что с дарьями донцовыми и галинами куликовыми «Амадеус» пока связываться не хочет. Очень разумно — этого обуха плетью заведомо не перешибешь, а вот со всеми прочими производителями массового чтива можно и поконкурировать. Тем более, что на руках — два отличных козыря: за настоящими книжками надо идти в магазин, в то время как мини-роман можно приобрести по дороге с работы, не меняя привычного маршрута, да и откровенно демпинговая цена — фактор для многих немаловажный. Короче говоря, перед нами — классический пример правильно просчитанного, умно спакетированного продукта. Однако, согласитесь, искренне порадоваться за издательство «Амадеус» почему-то никак не получается — на душе скребут какие-то глупые, маркетингово-безграмотные кошки. И причину их унылой скребни понять несложно.

Процесс, логичным результатом которого стало появление мини-романов от «Амадеуса», начался не вчера. Собственно, стартом его можно считать то время, когда самая низкокачественная и простая литература стала одновременно и самой доступной в прямом, сугубо монетарном смысле этого слова. Книжную политику советских времен можно с полным на то основанием ругать сколь угодно долго, однако одно отрицать нельзя: посредством огромных тиражей, заниженных цен на книги и фактической недоступности разного рода «палпа» советское государство вполне сознательно занималось поддержанием, расширением и воспроизводством популяции вида «homo legens», «человек читающий». Причем стандарты потребления в этой сфере были заданы достаточно высокие — отсутствие прослойки массовой литературы вынуждало даже людей с весьма скромными культурными запросами потреблять вещи сравнительно непростые и штучные. Так, например, даже гражданин, вовсе не интересующийся поэзией, мог позволить себе купить поэтический сборничек за восемь копеек просто из любопытства.

У нынешнего российского государства голова явно болит о чем-то другом. Государственных программ поддержки выпуска и продвижения недорогих изданий качественной литературы нет и не планируется — пока что их по большей части заменяют время от времени доносящиеся из властных структур бессмысленные причитания по нашему утраченному книжному величию. И потому сегодня покупка книги «из любопытства» практически невозможна. Человек, не имеющий привычки к регулярному чтению, едва ли захочет просто «на распроб» приобрести вещь стоимостью под двести рублей. Таким образом возникает замкнутый круг: книги нужны только тем, кто уже и так привык их читать. Популяция homo legens’ов становится замкнутой и эндогамной, а любой антрополог подтвердит, что такие популяции крайне нестойки и тяготеют к вымиранию и размыванию. Тех же, кто по тем или иным причинам оказался за пределами этого неумолимо сужающегося кружка избранных, мы рано или поздно встретим на улице с мини-романом от издательства «Амадеус» в руках. Ведь, в конце концов, круглосуточно смотреть видео, слушать радио «Шансон» и вести SMS-переписку несколько затруднительно — нужно же когда-то и отдыхать. В конце концов, как уверяет нас рекламный слоган издательства «Амадеус», голове тоже нужен отпуск.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.