28 марта 2024, четверг, 17:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 августа 2005, 06:30

Социальное обеспечение в Великобритании и Франции

Журнал «Свободная мысль-XXI»

"Полит.ру" представляет исследование английского политолога Эллен Мартин, опубликованное в последнем номере журнала "Свободная мысль - XXI" (2005. № 8).

В начале 2005 года в России вступил в действие знаменитый 122-й закон о монетизации льгот, вызвавший волну протестов по всей стране, прежде всего со стороны социально уязвимых категорий населения — пенсионеров, инвалидов, студенческой молодежи. На очереди — реформы образования и здравоохранения, так же предусматривающие сокращение социальных обязательств государства. Как известно, творцы российских реформ для обоснования принимаемых ими решений, как правило, ссылаются на опыт западных стран. Однако о том, каков этот опыт на самом деле, не мешает узнать не из вторых, а из первых рук. По просьбе редакции журнала «Свободная мысль-XXI» краткую справку о системах социального обеспечения в Великобритании и Франции подготовила английский политолог Эллен Мартин.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Предыстория

Впервые система социальной защиты и поддержки населения, получившая название «велфэрной»[1], была введена Великобритании либералами в 1906 году. Главной причиной послужило признание того факта, что плохое здоровье и образование рабочей силы не только тормозит развитие экономики, но и ставит под угрозу способность страны содержать армию. Кроме того, что особенно важно, система рассматривалась как средство обуздания рабочего движения, все более набиравшего силу и неподконтрольного власти (стихийные забастовки вспыхивали повсеместно, в то время как профсоюзы и рабочие организации предпочитали брать дело в свои руки, игнорируя профсоюзное начальство и предпринимателей).

Начиная с 1890-х годов, наиболее дальновидные капиталисты приходили к пониманию того, что справиться с рабочим движением грубой силой нельзя и вместо этого его надо взять под контроль. С принятия в 1896 году Акта о промышленном примирении капитализм стремился использовать государственные механизмы примирения, чтобы попытаться привлечь на свою сторону профсоюзных деятелей и использовать их как средство расширения этого социального контроля.

Система заботы о детях

Складывание британской системы социальной заботы о детях происходило в тесной связи с развитием законодательства. С конца XVI века и до середины XX столетия был принят целый ряд законов о бедности, возлагавших полномочия по защите обездоленных, в том числе детей, на советы соблюдения законов о бедности. Среди этих полномочий, начиная с конца XIX века, было право распоряжаться судьбой сначала брошенных детей, а затем и тех, чьи родители были признаны «негодными». В 1929 году обязанности советов были переданы местным властям. В конце XIX — XX веке был принят ряд законов, обеспечивавших юридическую поддержку системы детского социального обеспечения. Закон о браке 1857 года ввел юридическую процедуру развода и предоставил судам право решать вопросы опеки и содержания детей.

Социальные пособия и льготы

Сегодня в Великобритании существуют четыре основные категории социальных пособий, выплачиваемых на основании данных о доходах гражданина: пенсионное пособие, пособие по инвалидности, пособие на иждивенцев и пособие по случаю утраты кормильца.

Что касается льгот, то в Англии они в основном касаются тех преимуществ, которые работающие граждане получают по месту работы. Одной из характерных черт британской системы социального обеспечения является существование, помимо официальных и общепринятых, неофициальных льгот. Следует подчеркнуть, что провести четкое различие между теми и другими, с точки зрения их эффективности, очень трудно. Самыми распространенными официальными льготами, которые служат дополнением к основной заработной плате, являются: предоставление служебного автомобиля, право покупки акций компании по низкой цене, корпоративные скидки, регулярное медицинское обследование, услуги адвоката и частной медицины, страховка для лечения зубов и скидки при посещении определенных ресторанов. Эти льготы, как правило, пользуются повышенным вниманием государственных органов из-за своего налогового потенциала. В отличие от официальных льгот, обычно записанных в трудовом контракте, неофициальные нигде не фиксируются. Наиболее типичны среди них: возможность для сотрудников компании покупать товары по сниженным ценам; столовая для руководства; возможность забирать домой остатки материалов (для рабочих некоторых производств); право на дополнительный оплачиваемый отдых, помимо ежегодного оплачиваемого отпуска (например, типичные для госслужащих два с половиной дополнительных выходных ежемесячно) и т. д. Такие льготы, как правило, дополнительно налогами не облагаются.

Принято считать, что все эти льготы и дополнительные преимущества направлены на то, чтобы получить работника, более преданного своему делу и фирме или учреждению, менее склонного менять место работы и более лояльного как гражданина. Однако следует отметить, что их существование не заставляет людей упорнее работать и не обеспечивает более высокую производительность труда. Чем крупнее организация, тем шире ее возможности предоставлять льготы своим сотрудникам. Мелкие предприятия и учреждения, особенно некоммерческие, в этом плане весьма существенно отстают от более крупных.

Льготы могут позволить сократить текучесть кадров организации, а значит, расходы на поиск, наем и профессиональную подготовку новых сотрудников. В то же время их наличие затрудняет возможность увольнения неэффективных работников без выплаты внушительного выходного пособия. В этом смысле льготы часто служат показателем статуса сотрудника внутри организации.

Предоставление льгот требует от предприятия и учреждения немалых средств (обычно они составляют не менее 30 процентов жалования сотрудника) и дополнительных административных ресурсов. Характер льгот, в которых нуждается сотрудник, меняется, в зависимости от его карьерного роста и стажа работы: чем ближе к пенсии, тем более важными для него становятся льготное медицинское обслуживание и пенсионные отчисления. Поэтому многие компании в последнее время стали переходить на более гибкую систему льготных пакетов, действующую по принципу «самоотбора»: льготы подбираются в соответствии с потребностями конкретного человека и могут быть, по желанию, заменены денежным эквивалентом (в виде прибавки или вычета из жалования).

Система здравоохранения и социального обеспечения

Эта система зиждется в Великобритании на трех столпах:

1) Национальная служба здравоохранения (НСЗ). Здоровье нации есть забота НСЗ, услуги которой доступны любому человеку, живущему в Великобритании и имеющему ее гражданство или статус постоянного жителя.

2) Социальные службы при местных органах власти, обеспечивающие на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми.

3) Социальное обеспечение — система, призванная, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а во-вторых, — обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам.

Все эти организации имеют открытый бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства; на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов. В своей работе они опираются на огромное множество различных благотворительных организаций и индивидуальных опекунов, взявших на себя заботу о членах своей семьи или друзьях.

Более 90 процентов врачебной и иной медицинской помощи в Великобритании оказывается государством через систему НСЗ.

Национальная служба здравоохранения

НСЗ — центральный элемент «велфэрной» системы. Ее присутствие заметно буквально на каждой торговой улице британских городов — в форме районных аптек, в каждой деревне и пригороде — в форме кабинетов так называемых врачей общей практики, или семейных врачей, и государственных дантистов.

НСЗ — один из крупнейших работодателей в мире. Принципы, заложенные в основу ее существования при создании в 1948 году, остаются актуальными и поныне: признано необходимым, чтобы в стране существовала доступная служба здравоохранения, способная оказать любую медицинскую помощь каждому нуждающемуся, вне зависимости от уровня его доходов. Для любого жителя Великобритании услуги НСЗ являются бесплатными. Все налогоплательщики — работодатели и работающие — платят налоги в ее пользу. Около 82 процентов расходов на содержание НСЗ оплачивается из общих налогов. Остальное покрывается поступлениями из следующих источников:

  • процент от отчислений в фонд национального страхования (платятся работающими и работодателями) — 12,2 процента;
  • наценки на стоимость некоторых товаров и услуг (например, лекарств, выписанных семейными врачами), лечения зубов и проверки зрения — 2,3 процента (дети и неплатежеспособные взрослые освобождаются от таких наценок);
  • продажа земли и другие схемы, приносящие доход — менее 1 процента.

Помимо этого:

  • руководство службы здравоохранения вправе собирать пожертвования из добровольных источников;
  • некоторые больницы, входящие в систему НСЗ, принимают частных пациентов, которые платят полную стоимость своего содержания и лечения.

Вслед за обретением Шотландией, Северной Ирландией и Уэльсом большего суверенитета в 1999 году там были созданы собственные министерства, ведающие вопросами здравоохранения, и собственные НСЗ.

В Шотландии соответствующее ведомство возглавляет министр здравоохранения и социальной опеки. В Уэльсе, который по праву гордится той ролью, которую сыграл в создании британской службы здравоохранения уэльсец Эньюрин Бивен (в 1948 году — министр здравоохранения Великобритании), ныне существует собственная НСЗ, работу которой контролирует Министерство здравоохранения и социального обслуживания населения. Разработкой политики в области здравоохранения и ее финансированием занимается Национальная Ассамблея (парламент Уэльса).

Ни для кого не секрет, что НСЗ является сегодня объектом серьезной критики. Среди наиболее острых проблем — долгие очереди на госпитализацию, переполненные больницы, нехватка младшего медицинского персонала.

Альтернативой выступает частный сектор медицинских услуг, который является более эффективным. У многих пациентов, нуждающихся в срочной операции, просто не остается иного выбора, как обращаться за помощью к платной медицине, поскольку очередь на бесплатную госпитализацию в системе НСЗ может составлять месяцы, а то и годы. Лечение в частных клиниках стоит дорого, зато оно более эффективно, предоставляет более комфортные условия и его не нужно ждать.

Существуют два основных способа получения частной медицинской помощи, будь то консультация специалиста, амбулаторное лечение или госпитализация: оплата напрямую или посредством медицинской страховки. При отсутствии страховки у пациента стоимость услуг может быть очень высока, особенно если речь идет о лечении в больнице. Не каждый может позволить себе сразу заплатить значительную сумму, поэтому некоторые предпочитают покупать частную медицинскую страховку. Сделать это можно, как правило, в страховой компании. Наиболее известны такие крупные страховые компании, как «Norwich Union», «Bupa», PPP, предлагающие разнообразные схемы частной медицинской страховки по различным ценам. Страховые выплаты производятся ежемесячно, обычно напрямую с банковского счета клиента (так называемый прямой дебет), причем вне зависимости от востребованности услуги, то есть, от того, пользовался ли клиент в этот промежуток времени медицинской помощью или нет. В случае, когда клиенту требуется медицинская помощь, он подает заявку в страховую компанию и извещает ее о природе заболевания. Затем он должен взять у районного врача НСЗ направление в частную клинику с указанием причин обращения. Счет за лечение врач частной клиники направляет непосредственно страховой компании.

Следует отметить, что все страховые компании, работающие с медицинскими страховками, ставят перед клиентами ряд ограничений. Самым важным из них является отказ страховать уже существующие состояния здоровья. На деле это означает, что хронические заболевания, а также заболевания, возникшие к моменту заключения договора со страховой компанией, исключаются из числа страховых случаев. Впрочем, некоторые страховые компании не отказываются страховать хронические заболевания, но это сказывается на цене, которая в этом случае значительно возрастает.

Кстати, некоторые крупные компании оплачивают своим сотрудникам частную медицинскую страховку, но обычно в таких случаях речь идет только о некоем общем минимуме услуг. Он включает лишь определенные виды операций и исключает медицинские консультации и амбулаторное лечение.

Образование: частное и государственное

Про государственное образование в Великобритании можно сказать, что оно оставляет желать много лучшего. Среди его наиболее распространенных проблем: переполненность школьных классов; нехватка оборудования для освоения информационных технологий; перегруженность учителей, которые не могут справиться с большим количеством учеников, что зачастую сказывается на их здоровье и качестве обучения. Еще одной серьезной проблемой является нехватка учителей-предметников, в результате чего уроки часто ведут так называемые заместители (учителя, временно замещающие отсутствующего специалиста). Во многих районах Англии ситуация с государственным образованием является совершенно неудовлетворительной. Школам не хватает денег. И это при том, что все работающие граждане Великобритании, вне зависимости от того, есть ли у них дети школьного возраста или нет, платят за образование посредством налогов. Для безработных, которые не платят налогов, государственное образование является полностью бесплатным. Впрочем, самые большие нарекания вызывает крайне низкий уровень преподавания в государственных школах. В основном именно это обстоятельство заставляет многих родителей изыскивать возможность давать своим детям частное образование.

В Великобритании существует сложившаяся система частных школ. И хотя частное образование стоит дорого, многие родители, даже с невысокими доходами, стараются отдать своих детей учиться в частные школы, так как хотят быть уверенными в том, что их отпрыски получат если не лучшее, то, по крайней мере, достойное образование.

Стоимость частного образования неодинакова в разных школах и зависит от ряда факторов: местоположения школы, уровня образования, имени и престижности (обучение в известных школах и колледжах со сложившимися традициями, как правило, стоит дороже), а также типа школы. Различают два основных типа школ: школы с проживанием и школы дневного посещения. Школы с проживанием обычно стоят дороже, так как там ученики не только учатся, но и живут с понедельника по пятницу, возвращаясь домой на выходные и каникулы. Для наглядности можно сравнить стоимость обучения в различных частных школах. Средняя стоимость обучения в школе дневного посещения, расположенной в Лондоне или ближайшем пригороде, составляет примерно 7—9 тысяч фунтов стерлингов в год. Школа, расположенная в Центральном Лондоне, обойдется дороже, как, впрочем, и все, что находится в центре столицы. Средняя стоимость обучения в школе с проживанием составляет от 16—17 тысяч фунтов в год и выше. Обычно принято вносить плату частями, по триместрам. Например, средний размер триместрового платежа в школе дневного посещения стоимостью 8 тысяч фунтов в год составит приблизительно 2300 фунтов. Родители нередко жалуются, что размер платежей из года в год постоянно растет. Есть и еще одна особенность: чем дороже и престижнее школа, тем дороже стоит школьная форма. Нормальная цена школьного блейзера или пиджака для мальчика 12—14 лет составляет 75—80 фунтов. В некоторых школах, помимо пиджака, требуются еще и особые рубашки, а также особая форма для занятий физкультурой. В целом, средняя стоимость школьной формы может доходить до 200 и более фунтов.

По сравнению с частными, государственные школы не столь требовательны к внешнему облику своих учащихся. Форма для государственных школ недорогая, и ее можно купить в любом крупном универмаге.

Закономерен вопрос: кто же может позволить себе частное образование и каков среднегодовой доход рядовой английской семьи? Заработная плата квалифицированного специалиста в Лондоне составляет в среднем 20—27 тысяч фунтов стерлингов в год. Исключение представляют юристы и врачи: их зарплата может доходить до 50—100 тысяч фунтов и более.

Франция

Историческая справка

В XIX веке системы социального обеспечения как таковой во Франции не существовало, если не считать предоставления социальной помощи престарелым беднякам и разного рода социальных схем, существовавших в государственных учреждениях и крупных компаниях. Лишь в 1895 году, после скандала с компанией «Бессеж» (compagnie de Besseges), был принят закон, обязывавший компании вкладывать средства в фонды, признанные государством и подконтрольные ему.

Первой попыткой создать пенсионную схему, основанную на принципе отчислений, стало принятие в 1910 году закона о рабоче-крестьянских пенсиях (retraites ouvrieres et paysannes). Была установлена единая ставка отчислений, которые делались в фонд, организуемый работодателем, профсоюзом, обществом взаимопомощи, или в национальные, региональные, отраслевые фонды, которыми управляли представители работодателей, получателей пособий и правительства. Однако разногласия по поводу обязательного характера отчислений не позволили этой схеме охватить все население. Франция все еще находилась под влиянием либеральных идей и не была готова к «велфэрному» государству.

После окончания Первой мировой войны, когда к Франции была вновь присоединена Эльзас-Лотарингия, германские концепции социального обеспечения, успешно действовавшие в этой области, постепенно распространились по всей французской территории. В 1930 году была введена система социального страхования, основанная на подоходном принципе начисления пенсий и пенсионных выплат. Так же, как и модель Бисмарка, эта схема обязательного социального страхования реально защищала только тех людей, чей заработок не превышал некоего установленного «потолка». Пенсии напрямую зависели от уровня капитализации. При этом некоторые группы населения, такие, например, как государственные служащие, уже имевшие собственные схемы пенсионного обеспечения, были исключены из новой системы. Любопытно, что работники аграрного сектора также изъявили желание получить собственную пенсионную схему.

Граждане, чьи доходы превышали установленный «потолок» социального страхования (в частности, большинство «кадров» — управленцев и верхушки технического персонала), тоже могли присоединиться к данной схеме, но обычно предпочитали страховаться за свой счет или пользоваться отраслевыми схемами, охватывавшими людей той или иной профессии и создаваемыми на основе коллективного соглашения. В 1937—1938 годах были подписаны коллективные соглашения о создании пенсионных схем в важнейших отраслях промышленности, таких как металлургия, химическая промышленность и строительство. И хотя пенсионные обязательства не затрагивали все компании без исключения, на отраслевом уровне договоренность о пенсионных выплатах была достигнута.

После Второй мировой войны продолжать развивать довоенные схемы пенсионного обеспечения оказалось невозможным, так как выделенные средства были съедены военной инфляцией и необходимостью выплаты так называемого AVTS (allocation aux vieux travailleurs sociaux — единого социального пособия), выплачиваемого всем вышедшим в отставку работникам старше 65 лет на основании результатов проверки их финансового состояния. Сегодня это пособие представляет собой часть пенсионного минимума, гарантированного всем жителям Франции старше 65 лет и выплачиваемого также по результатам проверки их доходов. Стремительный рост инфляции привел к тому, что принцип выплаты пенсий не из фондов, а за счет отчислений из текущих доходов, оказался единственным возможным решением в сложившейся ситуации.

Большое влияние на социальную политику французского правительства оказал «доклад Бевериджа»[2]. Хартия Сопротивления, принятая во время войны находившимся в Лондоне Национальным советом Сопротивления, призвала к созданию «системы полного социального обеспечения, призванной гарантировать всем гражданам [Франции] средства к поддержанию существования к моменту утраты ими способности добывать их своим трудом и управляемой представителями получателей средств и государством».

Создание подобной системы должно было стать проявлением национальной солидарности французов. Однако проблемы, с которыми столкнулись реформы послевоенного периода (связанные, например, с работающими не по найму — владельцами небольших магазинов, лавок, мастерских, а также с «кадрами»), показали, что правительство так и не смогло добиться поставленной цели: создания единой схемы соцобеспечения, которая охватывала бы все население страны. Вместо этого возникли отдельные схемы для владельцев мелких предприятий, для сельскохозяйственных рабочих и для тех трудящихся, социальное обеспечение которых гарантировали более щедрые отраслевые схемы (régimes spéciaux).

Мелкие предприниматели не пожелали присоединиться к «Общей схеме» социального обеспечения (Régime Général). В ту пору владельцы мелких предприятий и фермеры еще являлись важной составной частью трудящегося населения и внушительной политической силой. Они стремились сохранить свой независимый статус и не желали быть ассимилированными массой наемных рабочих. Результатом их протестов стали отсрочка присоединения этой категории трудящихся к общей системе социального обеспечения и разрешение создавать свои собственные пенсионные схемы. Закон от 17 января 1948 года закрепил создание отдельных схем пенсионного обеспечения для фермеров, ремесленников и владельцев мелких предприятий.

Представители некоторых профессий — например, государственные служащие, шахтеры и железнодорожники — к тому времени уже имели свои собственные схемы социального обеспечения, причем порой куда более привлекательные, чем «Общая схема»: пенсии у них в целом были выше, а пенсионный возраст ниже, чем в общенациональной схеме. Ордонанс от 4 октября 1945 года разрешил временное существование этих сепаратных пенсионных схем. Но на деле оказалось, что «временный» статус затянулся, и многие из таких схем существуют и по сей день, испытывая все большие финансовые трудности, вызванные растущим числом пенсионеров и уменьшением числа работающих.

Управленцы не пожелали, чтобы их включали вместе с рабочими в единую всеобъемлющую схему «Общую схему». Они основали собственный профсоюз и организовали первую после Второй мировой войны общенациональную забастовку протеста против уравнительной схемы. Результатом стал компромисс: «кадры» обязывались присоединиться к «Общей схеме» и делать отчисления от своих зарплат до установленного социального «потолка», а взамен получили право создавать собственные пенсионные схемы, покрываемые за счет доходов, превышающих социальный «потолок». Парламентом был принят Кодекс законов о социальном обеспечении, который законодательно закрепил организационные основы новой системы, ее базовую схему и определил правила создания дополнительных схем, обеспечивающих дополнительные пенсионные и медицинские льготы. Подобные схемы создавались путем заключения соглашения между компанией или национальным союзом работодателей, с одной стороны, и профсоюзами — с другой, либо путем ратификации соответствующего решения большинством заинтересованных лиц. Министерство социальной политики имело право распространить это соглашение на все компании отрасли или на все компании, работающие во Франции.

Отчисления и льготы

Современная система социального обеспечения во Франции имеет чрезвычайно сложную структуру. Она объединяет более 20 организаций, каждая из которых занимается взносами и отчислениями, идущими на поддержку различных «велфэрных» программ. Льготы, предоставляемые системой социального обеспечения Франции, распространяются на всех жителей страны, и все работающие французы платят взносы в национальную систему социального обеспечения.

Следует подчеркнуть, что именно деньги налогоплательщиков являются основным источником финансирования системы социального обеспечения во Франции. Это подразумевает, что все работающие (в том числе не по найму) и зарабатывающие французы оплачивают свои социальные пособия и льготы опосредованно, путем налогов. Установленная сумма взноса вычитается работодателем из зарплаты работника и фиксируется в его платежной ведомости. Главной организацией, отвечающей за эти отчисления, является URSSAF (Union pour le Recouvrement des cotisations de Sеcuritе Sociale et d'Allocations Familiales), но кроме нее есть и другие.

Французская система социального обеспечения является обязательной и, среди прочего, решает проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию, безработицей и получением помощи по линии национального здравоохранения. Отчисления на финансирование различных схем осуществляют компании, трудящиеся и профессионалы. На отчисления от зарплат трудящихся во Франции содержатся такие «велфэрные» программы, как предоставление пособий по безработице, базовое медицинское страхование, государственное пенсионное обеспечение и выплата семейных пособий, на которые имеет право каждый гражданин или житель Франции.

Обычно при зачислении нового сотрудника работодатель подробно объясняет, сколько и за что у работника будут вычитать из зарплаты, и может дополнительно предложить ему расширенную медицинскую страховку (mutuelle), взносы за которую также будут вычитаться из его зарплаты. Для некоторых категорий населения действуют иные схемы — например, для тех, кто работает (или работал) не по найму. В этом случае приходится обращаться в соответствующие органы, которые определят нужную схему отчислений и льгот.

Если человек приезжает во Францию из другой страны, но имеет постоянную работу, все формальности, связанные с его социальным статусом, берет на себя его компания. Он так же, как и любой французский гражданин, будет делать отчисления от зарплаты и пользоваться гарантиями французской системы социального обеспечения. Если же иностранец приезжает во Францию на временную работу, ситуация слегка усложняется. В этом случае вступают в силу соглашения по вопросам социального обеспечения, существующие между его страной и Францией. В некоторых случаях заботу о формальностях берет на себя приглашающая компания, хотя человеку может также понадобиться встать на учет в своем местном отделении службы социального обеспечения. Всякий, кто планирует отправиться на работу во Францию, должен предварительно выяснить во французском посольстве, какие соглашения между Францией и его страной действуют в области социального обеспечения.

Компенсации

Каждый человек, имеющий право на социальное обеспечение во Франции, получает свой регистрационный номер, и на него заводится специальная пластиковая карточка (carte vitale). Такая карточка имеется у каждого работающего жителя Франции; в ней перечислены имена членов его семьи, которые, таким образом, тоже являются застрахованными. Для французов очень важно собирать все счета, квитанции и рецепты, не забывая указывать свой регистрационный номер при заполнении любых медицинских документов, чтобы получить компенсацию медицинских расходов. Впрочем, предоставляемая системой социального обеспечения «обычная» страховка (conventionee) покрывает только часть расходов — некий установленный стандарт медицинских услуг. Все, что выходит за его рамки, в том числе услуги дантиста и окулиста, оплачивается из дополнительной страховки (mutuelle), которая может быть предложена работнику работодателем или куплена самостоятельно. Любопытно, что в Англии медицинские страховые компании обычно не оплачивают стоимость лекарств.

Система здравоохранения

Все жители Франции, даже нищие и бездомные, имеют право на страховой минимум медицинских услуг (Couverture Maladie Universelle). Медицинское страхование является обязательным и оплачивается работником (1/4) и работодателем (3/4). Выбор врача или клиники является личным делом пациента. Французы, каких бы политических взглядов они ни придерживались, просто не могут поверить, что миллионы американцев вообще не имеют медицинской страховки. Стоит отметить, что, по оценке Всемирной организации здравоохранения, Франция стоит на первом месте в списке из 191 страны по уровню общего здравоохранения (Великобритания занимает в этом списке 18-е место, а США — 37-е). Каждый человек во Франции, имеющий работу, обязан отчислять средства в национальную систему социального обеспечения, и без всякого исключения любой человек — француз и иностранец, работающий и безработный, ребенок и старик — имеет право на пользование ее благами (лишь 0,1 процента населения страны не охвачены всеобщим медицинским страхованием). Система эта представляет собой довольно сложный бюрократический организм, что особенно ощущается, когда речь заходит о создании новой компании.

Французская система медицинского страхования основана на принципе значительной компенсации в случае любой медицинской проблемы, и полной компенсации — в случае серьезного заболевания. При стандартных расценках (обычная стоимость визита к врачу составляет 20 евро, но может быть и выше — это зависит от наценки за степень и звание доктора) компенсируются 80 процентов стоимости лечения и от 80 до 40 процентов стоимости лекарств, в зависимости от степени их медицинской необходимости (необязательные лекарства не оплачиваются). В случае серьезного заболевания, включая болезни, связанные со старостью, страховка покрывает 100 процентов стоимости лечения и лекарств. «Carte vitale», таким образом, служит практически денежным эквивалентом. Лекарства, выписанные врачом, обычно можно без проблем приобрести в любой французской аптеке; в случае, если какой-то препарат отсутствует на французском рынке, пациенту могут предложить заменить его аналогом.

Управление системой медицинского страхования осуществляется на основе принципа паритета: каждое региональное отделение («касса») имеет свой руководящий совет, состоящий из представителей профсоюзов и союзов работодателей в соотношении 50/50. В случае спорных вопросов роль судьи берет на себя государство. Частные вклады пациентов весьма ограничены, финансирование носит в основном общественный характер.

Система поддержки семьи (Allocations Familiales) гарантирует финансовую помощь всем французским семьям, независимо от доходов, а также дополнительные услуги, например, оплату детских садов и каникулярных центров (в соответствии с доходами). Семья, ожидающая ребенка, получает около 2 тысяч евро, выплачиваемых в три этапа (первые две выплаты приурочиваются к обязательному посещению женщиной врача, третья — к рождению ребенка). Впоследствии и вплоть до достижения ребенком 20 лет семья получает на него ежемесячное пособие (около 100 евро на каждого из двух или более детей).

(Интересно, что в Англии действует почти тот же самый принцип: семья, имеющая детей, получает так называемое детское пособие в размере в среднем от 50 до 66 фунтов стерлингов на каждого ребенка в месяц. При этом обычная британская семья, состоящая из двух взрослых и одного ребенка, тратит приблизительно 90—100 фунтов в неделю на товары первой необходимости — то есть продукты и иные товары для домашнего хозяйства, без учета одежды и всего прочего, что не может быть отнесено к товарам первой необходимости).

Система пенсионного обеспечения

Во Франции любой человек, проработавший 40 лет, имеет право на минимальную пенсию (порядка 750 евро в месяц). Пенсионные схемы, предлагаемые компаниями или предприятиями своим сотрудникам, являются дополнением к этой общенациональной системе.

Подобно другим пенсионным системам Европы, французская система явилась плодом длительного исторического развития. В марте 1947 года между национальным союзом работодателей и профсоюзами было заключено коллективное соглашение о создании дополнительной пенсионной схемы для руководящих сотрудников («кадров»), получившей название АГИРК (Association Générale des Institutions de Retraite des Cadres). АГИРК представляла собой подлинное новаторство в деле социального обеспечения и имела огромный успех. Решающую роль здесь сыграла техника répartition — перераспределения средств: провал предыдущих схем, основанных на консолидации средств, оставил целое поколение «кадров» вообще без пенсий. Отныне же, благодаря принципу перераспределения, выплата пенсий стала реальным делом. Вскоре подобные схемы были взяты на вооружение многими другими компаниями. Некоторые, наиболее крупные из них, правда, предпочитали пользоваться собственными схемами, но они, как правило, были общими для предприятий одной отрасли или одного региона, что было важно в контексте унификации.

Начавшийся экономический рост способствовал развитию пенсионной системы, но в целом она все еще носила более или менее хаотический характер и не всегда могла предложить реальные гарантии. Вот почему в декабре 1961 года было подписано второе национальное и межпрофессиональное соглашение в этой области. Для всех компаний, входивших в национальный союз работодателей, была установлена единая ставка обязательных отчислений и создана АРРКО (Association des Régimes de Retraite Complémentaire) — система финансовой солидарности разных профессий. В результате, в 1962 году, помимо базового социального обеспечения, большая часть трудящегося населения Франции была охвачена дополнительной пенсионной схемой. И, наконец, в 1972 году парламент принял закон, распространивший дополнительную схему на те немногие компании, которые до сих пор не были связаны коллективными соглашениями.

Пенсионное обеспечение всех трудящихся во Франции гарантируется схемами общего социального обеспечения и АРРКО — в той части зарплат, которая не превышает определенного «потолка» для социальных отчислений. Выше этого потолка действуют схемы АРРКО и АГИРК, образуя, таким образом, второй уровень социального обеспечения. Принцип действия этих схем на разных уровнях один и тот же: они являются общенациональными и обязательными. В этом их общий плюс и необходимое условие функционирования системы выплаты пенсий из текущих доходов. Другим общим плюсом является то, что пенсии не «привязаны» к конкретному предприятию, а зависят от общей суммы зарплат в частном секторе. Но у них есть и общий минус: они не отличаются особой гибкостью.

Схема АРРКО охватывает всех наемных работников, кроме управленцев, и действует в той части их заработка, которая от одного до трех раз превышает установленный потолок. Схема АГИРК действует в отношении управленцев («кадров») и их заработков, от одного до восьми раз превышающих потолок.

АГИРК действует как единая схема, в то время как АРРКО объединяет несколько различных схем, и ей приходится приводить их в соответствие между собой, чтобы все участники получали одинаковые преимущества. Главными отличительными чертами этих схем являются:

  • система перераспределения (принцип выплаты пенсий из текущих доходов);
  • равное представительство работодателей и работников («паритаризм»);
  • пенсионные очки.

Система перераспределения теоретически означает, что пенсии бывших работников зависят от отчислений работников нынешних, то есть тех, кто трудится сегодня и получает зарплату в той же компании, отрасли или стране. Ежегодно общая сумма выплаченных пенсий складывается из общей суммы полученных отчислений, разделенной между всеми пенсионерами пропорционально положенной каждому доле. А общая сумма отчислений, в свою очередь, зависит от ставки отчислений, размер которой определяется коллективным соглашением.

Принцип паритета («паритаризм»)

Не только создание, но и управление дополнительными пенсионными схемами во Франции является общим делом союзов работодателей и трудящихся. Из года в год предприниматели и профсоюзы совместно решают, как сбалансировать интересы тех, кто платит (компаний и работающих в них), и тех, кто является получателем этих средств (пенсионеров). Мнения всех заинтересованных сторон выслушиваются и принимаются во внимание. Правительство в процессе принятия решений участия не принимает. Следствием этого является отсутствие во Франции особой «пенсионной индустрии». Все решения принимаются работодателями и профсоюзами, то есть теми, чьи интересы непосредственно затрагивают. То же можно сказать и об управлении схемами. Централизация руководства позволяет обеспечить полное равенство: рабочие, в какой бы компании или отрасли они ни трудились, пользуются одинаковыми правами, а пенсионеры получают одинаковые пенсии, подвергаемые одинаковому перерасчету. С другой стороны, система не отличается гибкостью и не подразумевает свободных от отчислений дней.

Пенсионные очки

Ежегодно работник и его компания отчисляют определенный процент зарплаты в пенсионную схему; на эту сумму денег работник получает пенсионные очки. Когда он выходит на пенсию, все его пенсионные очки складываются и умножаются на денежную стоимость одного очка. Так определяется размер пенсии. В период болезни, временной нетрудоспособности или вынужденной безработицы очки начисляются бесплатно. Бесплатные очки также начисляются за ту часть трудового стажа работника, которая была им отработана до введения этой схемы. В АГИРК и во многих схемах АРРКО дополнительные очки получают работники, имеющие трех и более детей. Пенсия, таким образом, является отражением не только вклада самого трудящегося в свою трудовую пенсию, но и социальных приоритетов. Стоимость очков год от года меняется: ее размер определяет совет директоров предприятия по ресурсам, исходя, в том числе, из социальных соображений. Цель заключается в том, чтобы связать, насколько возможно, изменения в покупательной способности пенсий с изменениями в уровне зарплат. Проявлением солидарности является и тот факт, что размер пенсий не зависит от результатов работы компании. Таким образом, выплата пенсий во Франции не зависит ни от национальности, ни от страны рождения, ни от определяемых стажем имущественных прав пенсионера. Предпринимаемые руководством Европейского Союза усилия по облегчению передвижений рабочей силы для Франции не слишком актуальны, так как схемы АРРКО и АГИРК не имеют ограничений в этом отношении: поскольку система является общенациональной и не связана с проблемой фондов, она гарантирует человеку сохранение его прав даже при частой смене работы и за пределами страны. Во Франции нет пенсионного стажа (периода времени, необходимого для обретения права на пенсию), и пенсия выплачивается человеку, вне зависимости от национальности, в любом уголке мира.

В заключение следует отметить, что «велфэрные» системы в Великобритании и во Франции явились результатом длительного социального и исторического развития этих стран, и об этом не стоит забывать, говоря о бесплатных услугах и деньгах налогоплательщиков. Несмотря на неизбежные различия, существующие между британским и французским вариантами социального обеспечения, между ними есть и фундаментальное сходство: в обеих странах основополагающим принципом для обретения социальных прав служит гражданство и/или статус постоянного жительства, а не личные успехи. Граждане Великобритании и Франции имеют право на бесплатное социальное обеспечение просто потому, что они являются гражданами этих стран. Успехи страны — экономические, социальные и культурные — целиком зависят от людей, которые в ней живут, и эти люди заслуживают такого отношения к себе (в том числе гарантированного медицинского обслуживания, образования и т. д.), которое делает их жизнь более комфортной, а их самих — более лояльными по отношению к собственной стране.

Перевод с английского И. Давидян

[1] От английского welfare — благосостояние, благоденствие, вспомоществование (примечание  переводчика).

[2] В 1942 году сэр Уильям Беверидж выступил перед Британским парламентом с развернутым докладом, в котором обосновывал необходимость «войны с нуждой» и создания надежной системы социального обеспечения в Великобритании (примечание переводчика).

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.