28 марта 2024, четверг, 16:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 августа 2005, 12:22

Такой шоу-бизнес

Годом рождения фестивальной “open-air” культуры в России можно считать год 2000-ый, когда в Тушино впервые отгремели «Крылья», а полтора месяца спустя в Раменском состоялся двухдневный фестиваль «Нашествие», до того момента скромно ютившийся под крышей тесного московского ДК им. Горбунова. С тех пор фестивальная культура в России расцвела пышным цветом – в этом  году «Крылья» растянулись на два дня, а «Нашествие», в свою очередь, доросло и до трехдневного формата.

Впрочем, расцвет этот стал для многих неожиданностью – весьма бодро стартовав в 2000 году, к 2003 крупнейшие российские летние фестивали оказались практически на грани вымирания. Тогда теракт в Тушино на «Крыльях» стал, помимо всего прочего, неофициальной причиной отмены уже к тому моменту привычного «Нашествия» в Раменском, и «Нашему радио» пришлось тем летом ограничиться всего лишь двухдневным марафоном в прямом радиоэфире.  Одновременно с чеченскими террористами российские законодатели единым фронтом встали на борьбу с рекламой легких алкогольных напитков, что поставило под удар главных «пивных» спонсоров «Крыльев» и «Нашествия» - «Старый мельник» и пиво «ПИТ» соответственно. Бывшие до того момента неотъемлемой частью оформления фестивальных сцен гигантские надувные бутылки и огромные деревянные мельницы пришлось упразднить. К счастью, окончательно задушить таким образом двух «китов» российской фестивальной культуры не удалось. «Крылья» погостили год в неуютных асфальтовых Лужниках и благополучно вернулись на травку в Тушино, а «Нашествие» перебазировалось из московской области в Тверскую, сделав туристической достопримечательностью поселок с диковинным именем Эммаус.

Конечно, не «Нашествием» единым живы российские меломаны – свои «open-air» традиции появились в Екатеринбурге и Питере. Однако стоит отметить, что и питерские «Окна открой!», и уральский «Старый Новый Рок» - явления весьма специфического формата.

«Окна открой!», будучи детищем Юрия Шевчука, продвигают в массы в основном традиционный питерский рок (Пилот, Король и Шут, ДДТ, АукцЫон, Алиса и т.д.) и маловменяемую альтернативу, которую к тому же Юрий Юлианович зачем-то регулярно привозит с собой и на «Нашествие». В этом году, кстати, группы вроде «Психеи» и «Protozoa» будут настойчиво ездить по ушам гостей Эммауса в рамках специального фестиваля «Питерский десант».

Основанный в основном усилиями музыкантов группы «ЧайФ», «Старый Новый Рок», в свою очередь, собирает под свои знамена всю екатеринбургскую рок-тусовку от мала до велика, периодически удивляя народ чем-нибудь вроде однодневного воссоединения «золотого» состава Наутилуса - именно оттуда экс-программный директор «Нашего радио» Михаил Козырев почерпнул идею собрать Бутусова и Ко в прошлом году на «Нашествии».

Кроме того, все те же «Крылья» в этом году составили конкуренцию «на местах» локальным фестивалям. В адаптированном «для регионов» варианте под маркой «Старый Мельник Рок-Фестиваль» они прошли в Уфе и Новосибирске, а «Нашествие» благодаря энтузиазму местных бизнесменов докатилось аж до Казахстана.

И будь это даже не Казахстан, а все тот же Эммаус, энтузиазм бизнесменов для организации фестивалей вроде «Нашествия» - ресурс первой необходимости. Без них ни территорию не арендуешь, ни транспорт не подведешь. Не говоря уж про обеспечение безопасности нескольких десятков тысяч людей во времена всеобщей борьбы с террором. Вообще, с точки зрения доходности, рок-фестивали на открытом воздухе – дело весьма сомнительное. Не зря все тот же Михаил Козырев говорил, что прилично заработал за всю историю «Нашествия» только раз, когда получил премию по итогам года за самый успешный из фестивалей. Тоже самое утверждает и новый креативный директор «Нашего радио» Андрей Клюкин – мол, мы не за деньги бьемся, а за идею, хотим показать народу молодые талантливые группы, хотим раздвинуть границы формата и т.д. и т.п.

Дело продвижения отечественной «настоящей музыки», конечно, заслуживает уважения, однако глядя на пестрый список всевозможных фестивалей и исполнителей, объединенных в этом году под маркой «Нашествия», у стороннего наблюдателя не может не возникнуть законный вопрос: «Кому все это, в конце концов, нужно?»

Ведь большинство людей едет со всей страны на «Нашествие» совсем не затем, чтобы открывать для себя новые имена. Конечно, на то есть журналисты, музкритики и прочая заинтересованная публика, но их доля в общей массе - это капля в море. Как правило, люди едут на фестиваль отдохнуть, выпить пива в хорошей компании, сидя на травке, подпеть в нужный момент давно знакомому и любимому Юре Шевчуку (Косте Кинчеву, Славе Бутусову, Саше Васильеву или Роме Зверю – нужное подчеркнуть), и выступления неизвестных групп для них – лишний повод сходить в туалет или опять же за пивом. Единственный раз, на моей памяти, когда выступление тогда еще не очень раскрученной группы вызвало на «Нашествии» настоящий фурор, - это было выступление группы Ленинград в Раменском в 2000 году. На тот момент у Шнура и компании в активе была единственная засвеченная в эфире «Нашего радио» песня про терминатора, а после «Нашествия» люди, уходя с поля, распевали нетленки про «я День рожденья не буду справлять», «такой бл* шоу-бизнес» и «когда нет денег» так, как будто знали их с детства.

Понятно, что «Ленинград» скорее исключение из общего правила и, значит, организаторы «Нашествия» и «Крыльев», в этом году также пополнивших ряды за счет молодежи, встали на довольно рискованный путь. Условную «кассу» «Нашествия» в этом году обеспечивают все тот же «Ленинград», «ДДТ», «Алиса», «Король и Шут» и прочие рок-ветераны, играющие на Главной сцене. Большинство же групп на малых сценах висят на шее организаторов мертвым грузом. Даже успешные и талантливые клубные команды «Дети Пикассо», «Паперный Т.А.М.», «Бобры» и иже с ними вряд ли соберут на свое выступление больше трехсот человек, и это с учетом того, что всего на фестивальном поле соберется тысяч 40-50. Спасать малые сцены призваны разве что Найк Борзов и  Сурганова со своим оркестром, но кроме них вряд ли кто-нибудь из «звезд-не-первой-величины» сможет отвлечь людей от Кипелова, «Ногу Свело» и «Танцев Минус» на Главной сцене. 
 
Кроме того, наличие среди выступающих такого количества нераскрученных и весьма посредственных коллективов прямо вредит имиджу фестиваля. Просматривая список участников, трудно отделаться от впечатления, что выступить на Главном Приключении Лета отныне может практически кто угодно. Лучше бы уж организаторы привезли в Эммаус опальный «АукцЫон» или несговорчивую «Гражданскую Оборону», не говоря уж про самую яркую в СНГ концертную группу «Океан Эльзы» или потрясающе отыгравшего там же в Эммаусе в прошлом году Илью Лагутенко – поводов ехать на «Нашествие» сразу стало бы больше. Пока же фестиваль опасно балансирует на грани между крупным музыкальным событием и отвязным молодежным пикником. Похоже, амбиции у его организаторов были совсем иные.

Фото - с сайта ny.russianamerica.com

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.