28 марта 2024, четверг, 23:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 июля 2005, 10:22

Венгрия: 15 лет спустя

Заклятыми врагами встречают 20-летие монорской встречи ее участники – тогдашние фрондирующие интеллигенты, обсуждавшие в установленной на территории кемпинга большой армейской палатке задачи по демократизации венгерского общества. К годовщине первого «смотра» оппозиции вышел в свет томик со стенограммой выступлений, записанных на катушечный магнитофон организаторами и на профессиональную аппаратуру спецслужбами, поставившими рядом с палаткой невинный грузовой фургон. Два десятилетия назад рядом сидели и улыбались друг другу местные «почвенники», превратившиеся к сегодняшнему дню в махровых националистов, и либералы, часть из которых ныне перебралась в правоконсервативный лагерь. Тогда были общие враги, казавшиеся ясными цели – теперь многие из них даже не здороваются при встрече.

Впрочем, эти метаморфозы никого в Восточной Европе удивить не могут – у здешней демократии слишком короткая и слишком извилистая история. За полтора десятилетия со времени первых свободных выборов ни одной политической силе не удалось удержать власть больше одного парламентского срока, и, как полагают наблюдатели, не будет иначе и на предстоящих будущей весной очередных выборах в Госсобрание. Поскольку по конституционному устройству Венгрия является парламентской республикой,  в последующие четыре года власть в стране будет скорее всего принадлежать сильно поправевшим экс-либералам из партии «Союз молодых демократов» (Фидес).

Предвыборная кампания по сути уже началась и, наряду с провозглашением привлекательных для избирателей лозунгов, раздачей популистских обещаний, неизбежно затрагивает итоги минувших 15 лет. Сделано, кажется, немало: в стране построено правовое гражданское общество, реализуются основные демократические свободы, многоукладная экономика строится на рыночных механизмах. Уже шесть лет Венгрия является членом НАТО, а в мае прошлого года пышно отпраздновала долгожданное вступление в Европейский Союз. Но почему же до сих пор большинство опрошенных социологами граждан называют Яноша Кадара второй по масштабу личностью в венгерской истории и самым выдающимся лидером страны в ХХ веке? О причинах парадокса ожесточенно спорят политики и историки, соглашаясь в одном: корни ностальгии – в неоднозначности, даже противоречивости произведенных реформ, в утраченном с реформами ощущении социальной защищенности.

До сегодняшнего дня в стране не утихает дискуссия о том, кто же был «мотором» смены политического строя. Несомненно, внешним раздражителем во второй половине 80-х годов были разрозненные диссидентствующие группировки, прежде всего в среде интеллигенции, шаг за шагом расширявшие в обществе демократическое пространство и рамки гласности. Уход с политической арены и последовавшая вскоре кончина Яноша Кадара, постепенный вынужденный отказ государственного аппарата от репрессивных методов, слабеющий день за днем прессинг со стороны занятого горбачевской перестройкой Советского Союза. С другой стороны, нерешенные и нерешаемые экономические проблемы, в том числе нарастающий как снежный ком непосильный внешний долг, явно проигрывающая соседней Австрии в производительности труда венгерская промышленность.

Окрики из Москвы уже утратили прежнюю пугающую мощь, и ВНР еретически вступает в МВФ и Всемирный банк, открывает возможность иностранцам инвестировать в здешние предприятия, демонстрирует сближение с европейскими социал-демократами, все шире распахивает двери своим гражданам для поездок на Запад. На фоне всего этого - брожение в среде студенчества, набирающий обороты «самиздат», возрождение традиционных буржуазных партий и появление новых, выросших в рамках  либеральной оппозиции. И относительное безразличие основной массы венгров, согретых сытым относительно других соцстран благополучием кадаровского режима. Недаром Венгрия слыла в те годы «самым веселым бараком в лагере».

И все же, признает сегодня большинство авторов, движущей силой перемен стали коммунисты-реформаторы внутри правящей (единственной в ту пору) партии ВСРП. Именно команда Кароя Гроса, который сменил Кадара на посту партийного лидера,  и премьер-министра Миклоша Немета осторожно продвигала Венгрию по пути рыночных и демократических перемен, признала многопартийность, ликвидировала электронные датчики на венгеро-австрийской границе. И готовится к первым свободным выборам, положение о которых было разработано «круглым столом» всего спектра политических сил в дачном поселке Лакителек. Именно твердая позиция реформаторов внутри  ВСРП сделала тогда возможной «бархатную» передачу власти.     

Состоявшиеся в 1990 году демократические выборы принесли победу правоконсервативному Демократическому форуму во главе с авторитетным лидером оппозиции Йожефом Анталлом. В эти годы и закладываются основы нынешнего политического устройства Венгрии: из названия республики убирается эпитет «народная», формулируются цели внутриполитические (разделение властей, обеспечение плюрализма и гласности, массовая приватизация, создание правового гражданского общества) и внешнеполитические (выход из Варшавского договора, возвращение в [Западную] Европу, вступление в ЕС и НАТО, переориентация внешней торговли). 

Точкой преткновения, как и в большинстве восточноевропейских стран, стало отношение новой власти к предыдущему строю и его лидерам. Вне новой политической элиты оказались почти все коммунисты-реформаторы, да и некоторые «прорабы» перемен из рядов оппозиции. В то же время в Венгрии так и не был принят закон о люстрации, который запретил бы деятелям прежнего режима, всем, кто сотрудничал со спецслужбами, занимать ответственные государственные посты, работать в средствах массовой информации. С тех пор уже 15 лет архивы кадаровского режима служат верным инструментом внутриполитических сражений и черного «пиара». Вплоть до опубликованной в 2002 году прессой учетной карточки агента контрразведки «Д-209», оказавшегося не кем иным, как возглавившим после очередных выборов леволиберальное правительство премьер-министром  Петером Меддеши.

 По конституционному устройству сегодняшняя Венгрия представляет собой парламентскую республику. По итогам очередных выборов, проводимых каждые четыре года, президент, который избирается раз в пять лет госсобранием и выполняет чисто представительские функции, поручает формирование правительства лидеру партии или коалиции, имеющему шансы при голосовании получить голоса парламентского большинства. В обязанности президента также входит контроль за соответствием Конституции принимаемых законов, которые он после принятия подписывает или, заручившись мнением экспертов, возвращает парламенту на повторное рассмотрение. В спорных ситуациях  вердикт о конституционности законов и решений исполнительной власти выносит Конституционный суд, члены которого избираются депутатами высшего законодательного органа.

Несовпадение выборных сроков президента и парламента несет в себе своеобразную интригу, результатом которой нередко становится противостояние двух политических сил. Так, сохранявший за собой пост президента с 1990 по 2000 год либерал и диссидент со стажем Арпад Генц дважды, в 1990-1994 и 1998-2000 гг. становился объектом нападок со стороны правоконсервативного большинства в парламенте. Сменивший его выдвиженец правых Ференц Мадл, в свою очередь, уже два года вынужден сотрудничать с леволиберальным парламентом. Не случайно все чаще раздаются мнения о целесообразности проведения прямых выборов президента.

Возможно, политическое противостояние и без того ушло в прошлое. Разлад в правящей коалиции позволил в июне этого года правым вновь провести на пост президента своего кандидата – бывшего главу Конституционного суда Ласло Шойома. Впрочем, как полагают многие, болезненно отстаивающий слово и букву  Конституции профессор-правовед вряд ли будет подарком для любого правительства, которое попытается подчинить законность политическим интересам.

Между тем, вся история Венгерской республики сплошь и рядом демонстрирует характерную для молодых восточноевропейских демократий нетерпимость к мнению оппозиции, политизированность любых принимаемых законов и практических действий властей, безотносительно к их окраске. Так было и при кабинете Антала, которого после смерти на недолгое время сменил Лайош Борош, и в период первого  правления вновь набравших силу социалистов во главе с Дюлой Хорном (1994-1998 гг). И тогда, когда к власти в 1998 году пришли переметнувшиеся из либерального стана в лагерь правых «молодые демократы», которых бессменно возглавляет по-своему талантливый и амбициозный популист Виктор Орбан.

Не исключение и нынешнее леволиберальное правительство, которое вначале возглавлял беспартийный «социалист» Меддеши, а после его ссоры с ВСП почти год назад принял представитель нового поколения партийцев Ференц Дюрчань. В правящую коалицию входит, наряду с социалистами, «Союз свободных демократов» (СДС). Бывший в конце 90-х секретарем ЦК венгерского комсомола, а затем успешным предпринимателем и входящий ныне в двадцатку самых богатых людей среди своих соотечественников, Дюрчань зарекомендовал себя достойным противником Орбана. Эффектный внешне, хороший коммуникатор, не гнушающийся элементов популизма, новый премьер внес свежую струю в скучную и малоэффективную коалиционную команду. Однако темперамент нередко подводит его, яркие метафоры нередко создают скандальные ситуации, а подчас и провоцируют дипломатические конфликты. Так, желая подбодрить футболистов сборной накануне матча с Саудовской Аравией, Дюрчань посоветовал им жестче противостоять «шайке террористов». Результатом стал отзыв из Будапешта на несколько месяцев саудовского посла.

Меньше чем за год до очередных выборов, на фоне регулярных ошибок со стороны левых и нарастающей активности правых, социологи утверждают, что большинство избирателей намерены в очередной раз «сменить коней». Пройдут выборы по той же системе, что и прежде: из 386 депутатов парламента 172 баллотируются в одномандатных округах, 152 – по территориальным, а 58 – по национальным партийным спискам. Между тем, все отчетливее проявляется тенденция к формированию двухпартийной системы. Если в предыдущем составе парламента были представлены шесть партий, а в нынешнем четыре, то в будущем законодательном органе будут, скорее всего, представлены лишь три. Это две главные силы - социалисты и «молодые демократы», жестко подмявшие под себя правую часть политического спектра, а также нынешние союзники ВСП «свободные демократы», отражающие позицию либеральной интеллигенции и в равной степени чужие для обоих главных противников. 

Даже при явном недостатке политической культуры можно констатировать, что основные внутриполитические цели, поставленные на этапе смены строя, достигнуты. В целом четко разделены законодательная, исполнительная и судебная власти, закреплены в Конституции многопартийность и многоукладность экономики, в том числе неприкосновенность частной собственности. Сотни общественных организаций гарантируют гражданам возможность индивидуально формировать их политические и религиозные воззрения, объединяться по интересам.

Трактовка свобод настолько широка, что временами страну потрясают скандалы, связанные с недостаточно четко прописанными в законе запретами на деятельность экстремистских группировок, разжигание межнациональной розни, пропаганду фашизма и антисемитизма. В отличие от Германии, венгерское общество не выработало, увы, противоядия идеям, сделавшим в свое время страну последним союзником Гитлера и принесшим ее народу неисчислимые беды. Доказательство тому – популярность в определенной среде ультраправой "Партии правды и жизни" во главе с некогда талантливым драматургом И.Чуркой, которая упрощает все беды венгров до засилья евреев и тлетворного влияния западной цивилизации.

Одним из результатов преступлений правящего класса Венгрии в двух мировых войнах стала закрепленная утрата двух третей территории (Трансильвания, Воеводина, Закарпатье, Словакия, Хорватия, Бургенланд) и свыше половины населения исторической Венгрии. Отношение к незаживающей ране – оселок для всех политических сил. Если правые в истекшие десятилетия выступали под лозунгом ревизии границ, то левые, в свою очередь, обещали залечить рану проверенным лекарством «пролетарского интернационализма». Сегодня, когда часть венгерских земель находится в странах Евросоюза, отделенных символической границей (Австрия, Словакия), или в Румынии, готовящейся к вступлению в ЕС, острота ситуации несколько притупилась. Хуже обстоит дело с Закарпатьем и Воеводиной, где, по мнению наблюдателей, права венгерского меньшинства соблюдаются не вполне или даже подвергаются ущемлению. К тому же граждане Украины и Сербии лишены ныне возможности безвизового въезда в Венгрию. Многолетние поиски выхода идут по линии предоставления зарубежным венграм какого-то политического статуса, который облегчал бы им въезд на историческую Родину и возможное получение венгерского гражданства, но не увеличивал бы ряды получателей и без того скудных социальных благ. Пока что поиски бесплодны: исключений, предоставляемых по национальному признаку, напрочь не признают правовые нормы ЕС.       

Торжественно отпразднованные вступление в НАТО (март 1999 года) и Европейский Союз (май 2004 года) стали для политической элиты страны заветными вехами, задним числом оправдавшими многие неурядицы и ошибки прошлого.  Заголовки «Венгрия вернулась в Европу», «Возвращение на Запад» даже случайно не упоминали, что исторической родиной венгров являются верховья Урала, что с большинством своих соседей они не раз ввязывались в кровавые бойни или что находились, как с Австрией, в унизительной роли вассала. Эйфория заставила даже забыть тот непреложный факт, что Венгрия уже пятьсот лет не выигрывала войн, а любой союз, в который она вступала, неизменно терпел поражения или скоротечно разваливался. Помнится, на одном из будапештских приемов в 2000 году мне довелось указать на это в светской беседе с генсеком НАТО лордом Робертсоном. После паузы генсек хохотнул, но явно задумался.

 Сальдо Венгрии в обеих организациях пока явно неблагополучно. Проводимая реформа призвана, сократив численность военнослужащих до 25 тысяч человек, перейти к добровольной, оснащенной новейшими вооружениями армии. За 10 лет на реформирование и оснащение вооруженных сил планируется израсходовать свыше 15 млрд евро. Однако практическое переустройство армии продвигается туго, да и расходы на оборону далеки от натовских нормативов, что вызывает периодическую критику в натовских изданиях. Немногочисленный контингент гонведов входит в состав миротворческих сил НАТО в Афганистане,  а в конце прошлого года покинули, по решению правительства, территорию Ирака находившиеся там в составе многонациональных сил триста венгерских военнослужащих.

Кризис вокруг Конституции ЕС и евробюджета положил, скорее всего, конец надеждам венгров на получение страной в предстоящие годы значительных дотаций из специальных фондов, способствующих выравниванию экономических показателей членов Евросоюза. Понимая это, венгры и другие «новые европейцы» даже попытались (увы, безрезультатно) отказаться на драматическом саммите в Брюсселе от части обещанных льгот, чтобы спасти главное. Между тем, сегодня в пересчете на одного жителя валовый национальный продукт в Венгрии - менее 6900 евро, что с учетом покупательной способности  составляет лишь 55% от среднего показателя по ЕС. Кстати, экономические проблемы все более отдаляют присоединение к еврозоне (не ранее 2010 г.). Особенно трагичной представляется судьба венгерского села, некогда слывшего передовым во всем соцлагере. Вместо разгромленных на гребне перемен крупнотоварных аграрных предприятий сегодня сельхозсектор состоит из небольших фермерских наделов, не способных конкурировать с высокоразвитыми западноевропейскими хозяйствами. Полюбившиеся некогда советским хозяйкам венгерские куры, овощные и фруктовые консервы, яблоки из-за высокой себестоимости почти не находят экспортного спроса.

Катастрофически упавший российско-венгерский товарооборот (сегодня на долю РФ приходится 4% внешней торговли Венгрии – сравните с 30% в 80-е годы) объясняется, конечно, не только проблемами венгерского села. На рубеже 90-х годов вся Венгрия была оклеена издевательским плакатом с изображением бритой шеи, увенчивающейся советской военной фуражкой, и надписью по-русски «Товарищи, конец!». День, когда последний советский солдат покинул венгерскую землю в июне 1991 года, был произведен в ранг праздника, широко отмечаемого ежегодно в Будапеште и других городах, где располагались советские гарнизоны. Насквозь политизировав двусторонние отношения, новая власть потребовала перейти на расчеты в твердой валюте, что немедленно лишило венгерские товары каких-либо шансов на российском рынке. И это при том, что главные, увы, статьи российского экспорта – энергоносители - всегда представляли собой высоколиквидный товар.

Перестав быть соседями, союзниками, главными торговыми партнерами, две страны, по сути, утратили интерес друг к другу. Весомый вклад внесло правительство «молодых демократов» В.Орбана, которое в 1998-2002 гг. словно поставило перед собой цель полностью демонтировать отношения с Россией, на каждом шагу демонстрируя пренебрежение к самолюбию и интересам прежнего «большого брата».  Леволиберальная коалиция после 2002 года предпринимает поистине титанические усилия с целью восстановить связи с Москвой:  участились контакты на высшем уровне, урегулированы взаиморасчеты по российскому долгу, проведены в Москве две национальных выставки Венгрии, впервые за 15 лет организован масштабный обмен в рамках российско-венгерского культурного сезона.

И все же время безвозвратно упущено. Надежда на европейский рынок была иллюзией, а российский рынок уже занят. Обязательный в прежние времена для школьников русский язык сегодня изучают лишь несколько десятков венгерских гимназистов. Введение два год назад визового режима существенно затруднило контакты, в том числе и на частном уровне, тем более, что сегодня для приезда нужна отдельная виза (в шенгенскую зону Венгрия войдет не ранее 2007 года). И для решения российско-венгерских проблем недостаточно уже политической воли руководителей.

Утрата восточного рынка  усложнила, но не привела к параличу национальной экономики. В целом грамотно проведенная приватизация укрепила существовавший и при социализме частнотоварный сектор, создала предпосылки для рекордных по объемам иностранных инвестиций: в 90-е годы приток капитала в Венгрию через приватизационные сделки составил 4,7 млрд евро. Географическое положение, развитая инфраструктура, квалифицированная рабочая сила привлекли в страну многие транснациональные корпорации и отраслевые фирмы. Крупные промышленные объекты создавались с нуля: в 1990-1995 гг. иностранные инвестиции в создание новых производств достигли 5,2 млрд евро. В Венгрии возникли новые отрасли: если ранее легковые автомобили импортировались, то сейчас здесь собираются «Ауди ТТ» и «Сузуки Вагон+Р», в цехах, одно время собиравших «Опель Астру», теперь выпускаются узлы и детали для всей опелевской линейки. Слава о венгерских программистах привлекла в страну многие хай-тековские компании, создающие здесь исследовательские и проектные центры («Нокия», «Сони»). Главными инвесторами в экономику ВР являются Германия и соседняя Австрия.

В последние годы приток иностранных инвестиций замедлился, причиной чего здесь принято считать высокие налоговые ставки. В целом, несмотря на относительно высокие темпы роста (в 2004 г. – 4%), венгерская экономика переживает сейчас не лучшие дни. Свыше 9% составляет внутренний дефицит бюджета, внешний долг превысил 60% ВВП, почти 9% достиг дефицит платежного баланса Венгрии. В немалой степени это цена популистских обещаний соперничающих политических сил, сделавших экономику и национальный бюджет заложницей гонки за голосами избирателей. Громоздкий государственный аппарат и так и не реформированная система соцобеспечения представляют собой черную дыру расходов, справиться с которой не способна в целом неплохо развивающаяся конкурентная сфера. Кстати, структура ее вполне отвечает современным тенденциям: две трети ВВП поставляет сфера услуг, четверть – промышленность, оставшиеся 9% поровну делятся между аграрным сектором и стройиндустрией.  

При всем обилии иностранных инвестиций структурная перестройка экономики, ликвидация нерентабельных производств высвободили значительное количество рабочей силы. Не все потерявшие прежнее место смогли пройти переквалификацию и найти новое место работы, тем более что закрывались в основном предприятия на востоке, а создавались производства прежде всего в западной части Венгрии. Сегодня официальный уровень безработицы составляет 7,2% от численности активного населения.

Отсутствие социальной защищенности – главная причина ностальгических настроений в обществе. Ведь в новой ситуации и профсоюзы не в состоянии пока противостоять жесткому давлению работодателей. Медленно растущие социальные отчисления в сочетании со старением населения требуют радикальной структурной реформы соцобеспечения, однако ни одно правительство еще не решилось на непопулярные меры. В результате здравоохранение находится в тяжелейшем кризисе, формально бесплатная медицина на деле оборачивается пациенту круглыми взятками врачам. Большинство предприятий освободились от обузы в виде социальной сферы, перешедшей, как правило, в ведение органов местного самоуправления. Из-за нехватки бюджетных средств дошкольные учреждения повысили плату и стали нередко недоступными для рядовых тружеников.

Если имеющиеся квартиры было в начале 90-х позволено выкупить по разумным (но далеко не символическим) ценам, то на вторичном рынке жилья цены достигли уровня, практически нереального для большей части населения. Существовавшая здесь еще при социализме ипотека также не могла решить проблему, ибо предлагала весьма дорогие кредитные деньги. С учетом этого в последние 3-4 года государство вынуждено было, договорившись с банками, взять на себя часть процентных отчислений по квартирным кредитам, прежде всего, в отношении работников бюджетной сферы и молодых семей. Начавшийся строительный бум, правда, в очередной раз поднял цены на недвижимость.

В целом реальные доходы населения динамично растут. Уровень минимальной заработной платы сейчас составляет 57 тысяч форинтов, или примерно 220 евро. О растущей покупательной способности населения свидетельствует и объем жилищного строительства, и обновление автомобильного парка, в котором все меньше становится доля преобладавших раньше «Жигулей», «Трабантов» и «Вартбургов». Конечно,  доходы венгров пока далеки от западноевропейских, и изобилие товаров в шоппинг-центрах по-прежнему играет в первую очередь стимулирующую роль.

Если в глобальном смысле социальные проблемы медленно, но решаются, то для одной категории населения (полумиллиона цыган) они являются экзаменом на выживание. Цыганский вопрос – своего рода язва, изнутри разъедающая венгерское общество. Высокая, по сравнению с остальным населением, рождаемость способствует тенденции к увеличению доли цыган в населении страны. В одной из газет прочитал прошлой осенью, что юные цыгане впервые составили большинство севших за парты в первых классах венгерских школ. По данным социологов, цыгане имеют минимум шансов получить образование и максимум – оказаться за решеткой, их последними берут на работу (и то черную) и первыми выгоняют в случае сокращения. Разглагольствуя о равенстве, ни одно из последних правительств не смогло (или не захотело) добиться радикального изменения положения цыган или хотя бы перелома в общественном сознании. Многие надежды возлагаются на то, что выход из заколдованного круга будет найден на уровне Евросоюза.

Все проблемы современной Венгрии в концентрированном виде отражаются в жизни гигантского по здешним меркам мегаполиса – двухмиллионного Будапешта. В столице проживает без малого каждый пятый венгр, сосредоточены административные и политические учреждения, крупнейшие промышленные предприятия, научные и культурные центры. Мнение будапештцев становится, как правило, определяющим на выборах и референдумах. Все полтора десятилетия после смены строя городом управляет леволиберальная коалиция, а мэром бессменно является некогда видный диссидент Габор Демски из партии «Союз свободных демократов». Увы, политические амбиции мэра явно мешают ему быть хорошим хозяином: на фоне изрядно похорошевших за эти годы Праги и Варшавы венгерская столица, слывшая еще недавно «жемчужиной Дуная», «маленьким Парижем», выглядит обшарпанной и развивается бессистемно, без четкой и отвечающей современным требованиям градостроительной концепции. Это, впрочем, не мешает Будапешту (вместе с крупнейшим в Европе озером Балатон, термальными курортами Хевиза)  ежегодно принимать свыше 31 млн иностранных туристов, очарованных венгерским гостеприимством.     

Среди зарубежных гостей – молодежь, в том числе из России, приезжающая в Венгрию для получения европейского образования по достаточно разумным ценам. Высшие учебные заведения Венгрии, в которых обучается свыше 400 тысяч студентов, пользуются высоким авторитетом, в основе которого лежит слава многих венгерских ученых и деятелей культуры. 11 родившихся в Венгрии нобелевских лауреатов в разных областях знаний,  мировая известность (пусть и своеобразная) создателей атомной бомбы Э.Теллера и Л.Сциларда - эти факты лучше всякой рекламы говорят о традициях венгерского образования и науки. Фильмы оскаровского лауреата Иштвана Сабо и режиссера Миклоша Янчо, Театр оперетты, книги нобелевского лауреата  Имре Кертеса продолжают великолепные традиции национальной венгерской культуры.

…Несмотря на жаркое лето, накал политических страстей не ослабевает. Уже несколько понедельников подряд премьер-министр Ф.Дюрчань объявляет в Парламенте очередную порцию из программы «Сто шагов», призванной поддержать падающее реноме нынешней коалиции. Мелкие заплатки на прорехах в системе налогов, трудовом законодательстве, бюджетном планировании точно так же не меняют общую картину, как заплатки на скандально известных будапештских мостовых. Недостаточно и рекордно низкого уровня инфляции (3,5%), и самого большого количества построенных квартир (в 2004 г. - 50 тысяч).  По мнению большинства наблюдателей, у социалистов слишком мало времени и загашных средств, чтобы повернуть в свою сторону разочарованных избирателей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.