29 марта 2024, пятница, 04:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 июня 2005, 13:36

Родина - мама?

На  27–ом  Московском  международном кинофестивале не только смотрят кино. Последние годы фестивальная жизнь продолжается и на дискуссиях, на которых нередко формулируются ключевые для развития современного кино идеи. Так получилось и на круглом столе «В поисках смысла: новый патриотизм», проведенном на МКФ 20 июня. Организаторы в лице главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея сразу задали высокую планку будущего обсуждения, забросав участников вопросами: 

  • Попытки объединить общество на платформе патриотизма,  связаны с дефицитом идей, дефицитом общественного согласия, социальных перспектив и нашей общей пассивностью?
  • Какие мифологемы, критерии и формулы патриотизма существуют сегодня?
  • Какие сюжеты, темы, каких героев современный кинематограф предлагает в качестве образца патриотизма? 
  • Чьим социальным ожиданиям отвечает нынешняя версия российского патриотизма?

Конечно, не на все вопросы нашлись ответы, но судя по оживленности обсуждения, поставлены они были правильно. По мнению самого Даниила Дондурея, кино и телевидение никак не озабочены созданием нового образа России. Например, ни одного позитивного образа предпринимателя на экранах не появилось. Даниил Борисович привел и статистику: за последние 15 лет было создано около 900 картин, однако ни в одной (!) страна не увидела позитивных перемен. Зритель обнаружил лишь, что живет в новой стране, которую населяют одни бандиты, ездящие на «стрелки» и участвующие в«разборках». 

На телевидении, по мнению господина Дондурея,  схожая ситуация:  «пересиливает криминальная тема и нет попыток объяснить – как можно сегодня работать и зарабатывать, как меняется к лучшему страна». 

Слушая  господина Дондурея, я вспоминала, что  в минувшем телесезоне НТВ сделало сразу две попытки приспособить сюжет про графа Монте Кристо под нужды многосерийного кино: это «Фаворский»  режиссера Дмитрия Светозарова и  «Граф Крестовский» режиссера Рамиза Фаталиева.  В основу обоих сценариев лег роман Александра Дюма, однако действие перенесено в 20 век.  А эпизоды возвращение Заключенного происходят уже в современной  России. 

Очевидно, авторы (и сценаристы, и продюсеры)  просто боятся  работать с реальными и не менее увлекательными  историями. Берется уже опробованный веками вариант.  Что это как не несколько наивный поиск оправдания  богатству  и «нуворишам»? Ведь намного проще  героя  «кладом наградить», чем написать историю о том, как он строит свой бизнес, а, значит, и новую Россию.  Но поскольку у руководителей каналов и продюсеров нет последовательной и осознанной идеологической концепции, то и патриотизм, как справедливо заметил Даниил Дондурей, они понимают лишь в одном аспекте – военном.  «О прошлом в кино и на ТВ снимают, как о настоящем, а о будущем, как о возврате назад. И возникает вопрос – к чему все реставрационные модели?» 

Культуролог Юрий Богомолов высказал мысль, что "патриотизм – не идея или смысл, а инстинкт. Вот гордятся победой ЦСКА, даже не задумываясь, что половина команды -легионеры разных национальностей.  Когда гордиться нечем, возникает ксенофобия. Потому само понятие – патриотизм – архаика. Невозможно правильно воспитывать патриотов, потому что, когда есть «наши», значит, есть «не наши» и начинается поиск врага, как внутреннего, так и внешнего»". 

Социолог  Татьяна Кутковец  патриотизм обозначила очень ярко: «России присущи два вида патриотизма – ландшафтный и жертвенный» и привела примеры социологических опросов на «Радио Свобода» - на вопрос, чем народ реально гордится, больше всего ответов про природу (река, березы), про самых красивых девушек и лучших парнях. «Это патриотизм мирного времени, а жертвенный связан с войной. 

 Аплодисменты заслужила профессор Мариэтта Чудакова, напомнив ключевую фразу  Кеннеди: «Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя, а спрашивай, что ты сделал для Америки» и предложила вместо Америки поставить слово – Россия:  «пока  детям мы не будем внушать чувство – это твоя страна! Ты  должен сделать ее лучше, у нас ничего не получится. Но и родители, и окружающие (СМИ, школа, двор) внушают лишь одну мысль – все равно от нас ничего не зависит». Нашелся у Чудаковой и готовый рецепт решения проблемы  – написать хорошие учебники истории. «Наши учебники истории – огромная методологическая ошибка! Бесконечно переписывая историю, приглаживая, умалчивая события, невозможно воспитывать патриотов. Если это твоя страна, значит, это твоя история!». 

Говорилось еще много правильных слов – например, что настоящий патриотизм вмещает и Тютчева, и Бродского, Тютчева не любившего.   Цитировали В. Розанова о  Гоголе («проклятом хохле, который научил смеяться на Россией»… ). 

Президент ММКФ, Председатель Правления СК России Никита Михалков неожиданно сместил акценты, переведя разговор с макро- на миркоуровень, из области государственной политики в область чувств: "Интересно, есть ли еще в мире страна, где проводят такие дискуссии? На полном серьезе, взрослые люди, обсуждают,  нужен или нет патриотизм? Какой он нужен? Например, мой продюсер  однажды сказал - моя родина там, где меньше налоги! И действительно он так считает, и это его право. Мне кажется, что патриотизм  вещь  - интимная, глубокая. Особенно для художника. Политики на этом строят свою карьеру, но для настоящего  художника  невозможно объяснение – мол, я патриот, потому и снимаю такое кино.   Другой критерий должен быть – любишь или не любишь, чувствуешь или не чувствуешь, ощущаешь, что без этого можешь жить…"

"Почему, например,  рухнуло голосование в Европе по Конституции? - продолжал размышлять Никита Сергеевич. - А потому,  что все можно привести к общему «макдоналдсу».  И  политику, и  валюту – но! -  национальная культура всегда будет сопротивляться! То, что являет собой  основу любого народа – культура, индивидуальность, ощущение себя принадлежащим к этому  - и  только к этому!..  Это не значит -   не чувствовать других. Но когда корневая система – мощная и питается национальными соками, то ветви могут быть распространены в любую сторону. Все остальное – улетит и не задержится… Вот почему я очень рад, что об этом поговорили». 

По сути Михалков указал на первооснову патриотизма, не связанную ни с официальной идеологией, ни политикой, ни с чем, кроме любви.

Каждый кинозритель может составить свой хит парад зарубежных фильмов,  авторы которых любят своих героев и  - без громких слов – свою страну, даже если в ней жить не самое приятное занятие.  Замечу, что мой личный списокв нынешний ММКФ пополнился  финской  картиной  «Вечная мерзлота» (Pana Maa, реж. Аку Лоухимиес) и чешской   «Хроники обыкновенного безумия” (Pribeny obycejneho silenstvi, реж. Петр Зеленка).  

За текущий 2005 год,  до 20 июня,  в этом списке не было ни одного нового русского фильма.  Теперь есть. Отныне  «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук) навсегда  займет место между фильмами «Судьба  человека» и «Я купил папу».  

К сожалению,  по окончании дискуссии,  участники не зашли в кинозал. Они бы увидели эту простую, но не упрощенную коллизию – детдомовец шести лет,  Ваня Солнцев, вместо того,  чтобы радоваться будущему счастью у приемных итальянских родителей, упорно стремится найти свою маму. Взрослые стараются убедить малыша, что ему повезло, ему дан великий шанс добиться лучшей жизни, но слова не действуют… Ваня отправляется в путь, дом ребенка, за адресом…   

Режиссер снял  очень  патриотичное и грустное  кино, без громких слов о совсем маленьком мальчике,  для которого родина означает  мама.  Да, родина его на экране - большая и неухоженная,  но Ваня Солнцев, похоже, еще не осознает убожества своей детдомовской жизни. Пейзаж часто утопает в тумане – сильная метафора прошлого, настоящего и будущего, но вместе с тем мальчика окружают  нормальные и хорошие люди. Могут и помочь, и защитить, и понять… И  может быть,  подрастая,   малыш будет говорить – это моя страна?

Любопытно, что за последние два года на экране уже дважды и с одинаково успешным результатом появлялись дети - братья из «Возвращения» (реж. Андрей Звягинцев),  сын главного героя «Коктебель» (реж. Алексей Попогребский, Борис Хлебников). Современное российское кино ищет путей обновления и вполне логично находит их в образе ребенка - подобно тому, как в эпоху становления кино режиссеры прокладывали дорогу к сердцу зрителей с помощью широко распахнутых детских глаз ("Малыш" Чаплина, "Завтрак ребенка" братьев Люмьеров).    

«Итальянец»  в этом году получил Гран-при жюри детского конкурса 55-го Берлинского МКФ, продюсерами уже обещан Выборгскому фестивалю, потому  в «Кинотавре» участия не принимал. К счастью, для победителей. Такое испытание любви к маме «бедные родственники» не выдержали бы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.