29 марта 2024, пятница, 13:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 июня 2005, 00:34

Публика в "Кольце"

Сегодня после перерыва на исторической сцене Большого театра возобновляются представления оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», привезенные
из Петербурга Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева. Московскую публику ожидают две самые длинные из четырех опер: «Зигфрид» и «Сумерки богов», традиционно в русском переводе называемые почему-то «Гибель богов».


Последний раз в Москве это как минимум тринадцатичасовое произведение целиком исполнялось в конце 1970-х годов прошлого века – «Кольцо» давала Шведская Королевская опера. Причем некоторые очевидцы тех событий до сих пор очень любят о них вспоминать, хотя никаких конкретных впечатлений или наблюдений, как правило, не сообщают, ограничиваясь полным набором междометий и общим выводом: «Это было фантастически…». Что вполне естественно. Оставим в стороне причины, по которым любой вагнеровский спектакль до сих пор воспринимается как ЧП на русской оперной сцене – мы имеем дело с фактом, который забавно рифмуется с твердыми и убедительно высказанными заявлениями маэстро Гергиева. Суть их сводится к тому, что ни один оперный театр не может претендовать на статус мирового театра, не имея в своем постоянном репертуаре определенных названий именно из «Большого Вагнеровского Списка».

Устремления и амбиции (в наилучшем смысле этих слов, разумеется) вполне понятные, как и то сверхъестественное напряжение всех сил и ресурсов, которыми обладает Мариинский театр для того, чтобы сказанное реализовать. Понятно и то, что Маринка еще долгое время останется единственной в России сценой, по которой иногда ходят Зигфрид, Брунгильда и пресловутый нибелунг Альберих с его безграничным стремлением любой ценой обладать властью над миром. Понятно и желание многих (не только в северной столице) увидеть на сцене идеальное воплощение героизма, воли, собранной в кулак, решительности и мощи – всего того, что так привлекало в Вагнере не только идеалистов русского Серебряного века, но и многие державшиеся на похожих ценностях режимы. Хотя именно «Кольцо» среди всех музыкальных драм, подписанных именем Вагнера,  имеет наиболее одиозную «кредитную историю», и в ХХ-м веке неоднократно было скомпрометировано так, что любой исполнитель, берущийся за эти четыре тома даже одной рукой, в сознании современников автоматически наделяется не только силой башенного крана, но и всеми возможными добродетелями великого адвоката. Все это означает еще и то, что отечественная культурная элита так еще и не решила, относиться ли ей к Вагнеру как к чему-то «трофейному» (да, Гитлер,  концлагеря, но зато…) или, наоборот, как к жертве неправильного хода истории, которая заслуживает за это отдельной и особой любви.

В результате и от петербургской публики требуется недюжинное напряжение всех ее сил и ресурсов, к тому же любой спектакль, который заканчивается за полночь, ставит под большой вопрос спокойное возвращение слушателей домой. Что же касается публики московской, то она, привыкши считать себя лучшей в мире, рискует в этом убеждении несколько поколебаться. Причем как раз ближе к концу тетралогии. Ведь отечественная традиция восприятия не только лично Вагнера, но и любых произведений большого искусства максимально далека от адекватности. Отечественный оперный зритель никогда не разбирает слов, не вдается в их смысл и вообще склонен внимать происходящему, прикрыв глаза – сколько бы не мелькали над сценой бегущие строки велеречиво переведенным вагнеровским текстом. С точки зрения подобных привычек и «Зигфрид», и «Сумерки» - чистейшая пытка: после знаменитой и невероятно шумной в любом исполнении сцены ковки меча в партитуре практически перестают появляться новые мотивы, и действие (особенно если за ним не следить) медленно, но неуклонно превращается даже не в повторение пройденного, а в утомительное закрепление повторенного.

Немного отрезвляет только восьмимиминутное траурное шествие с телом убитого супергероя в последнем акте «Сумерек богов» - но в основном просто потому что это популярный концертный номер из филармонических программок. Это не реальность такова, а ее типичное восприятие. Проблема – серьезная и вряд ли решаемая при нашей жизни – состоит в том, что как бы вдохновенно не играл оркестр Мариинского театра, как бы сценически ни трактовали своих героев Мариинские вокальные звезды и как бы харизматически ни руководил этим процессом Гергиев, Вагнер на нашей сцене по сути дела начнется не раньше, чем до России дойдет простая и западнее Бреста уже всем очевидная мысль: любить, не понимая, нельзя. Понимание же определяется вовсе не количеством немецких слов, которые певцы и публика смогут разобрать, а совсем другими вещами.

Критическое осмысление того, что в четырехтомной партитуре «Кольца» написано и озвучено – необходимое условие, при котором хотя бы фундамент вагнеровского театра на русской почве может считаться заложенным. Ведь на самом деле при любом отношении к персонажам, символам и идеям сама история, рассказанная в этом огромном оперном сериале, заслуживает со стороны аудитории как минимум нормального человеческого отношения – что гораздо ценнее одноразового восхищения. И опыт вовсе не великих, а вполне обыкновенных, даже провинциальных оперных театров Европы, подтверждает, что при готовности зала не «наблюдать аттракцион ловкости и выносливости», а общаться с живыми, пусть и очень архаичными, странными и многословными, но людьми, которыми движут вагнеровские психологические мотивы и которым далеко не все стереотипы оперного поведения подсказывает вагнеровская музыка –  и время летит быстрее, и певцам куда легче сквозь толщу вагнеровского оркестра быть услышанными.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.