28 марта 2024, четверг, 17:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 мая 2005, 08:37

Не дожидаясь Первомая

За день до начала первомайских политшествий в Москве прошла акция под названием “Критическая масса”. Почти полтысячи велосипедистов выехали на улицы города под лозунгами: “Мы не блокируем дорожное движение - мы являемся частью движения!”, “Общие дороги – равные права”, “За развитие альтернативного транспорта”.

Заголовок пресс-релиза об этом мероприятии звучал интригующе: “В Москве начинается оранжевая революция. Велосипедная”. Сразу представлялось, как тысячи революционных велосипедистов, сверкая спицами и брякая звоночками, штурмуют Кремль и Администрацию Президента. Вызванный на подмогу ОМОН в панике разбегается, а часть милиционеров проникается сочувствием и пересаживается на велосипеды. Перепуганный президент просит политического убежища в какой-нибудь Белоруссии. Новая власть торжественно сбрасывает правительственные мерседесы в Москва-реку, объявляет велосипед национальным видом транспорта и устанавливает на Красной площади бронзовый памятник неизвестному велосипедисту…

В реальности все было гораздо спокойнее. “Критическая масса” - это акция велосипедистов, требующих уважения к своим правам на дорогах. По своему принципу это напоминает флэш-моб. Ни одна даже самая бдительная инструкция не запрещает велосипедисту ехать по улице. Двум велосипедистам – тоже. Тогда почему этого нельзя сделать нескольким сотням любителей двухколесного транспорта?

Как пишут сами организаторы, “Критическая масса” - это организованное совпадение, когда некоторое количество велосипедистов собирается вместе и едет по городу. Одинокий велосипедист очень уязвим и беззащитен в большом потоке металлических коробок, движущихся на большой скорости и извергающих из себя выхлопные газы. Ему сложно отстоять свои права перед натиском автомобилистов, даже если он движется по главной дороге. Катаясь же в группе, велосипедист получает гораздо большее удовольствие, потому что чувствует, что он в окружении друзей и в большей безопасности”. Так же как и у флэш-моба, у “Критической массы” нет формального руководителя. Люди как бы случайно решили поехать по одному и тому же маршруту.

Это принципиально несанкционированная акция. Люди просто выезжают на велосипедах и… продолжают ездить по улицам. Они не блокируют движение, а просто едут. Нужно признать, что московское ГИБДД реагировало на демонстрацию адекватно, то есть – никак. Может быть, потому, что с велосипедистов невозможно выцыганить взятку?

Так же спокойно реагировала и милиция. На месте сбора протестующих в течение почти часа не появилось ни одного стража порядка. И уж тем более не было стоящего в сторонке автобуса ОМОНа, традиционного для любых “неформальных” мероприятий. Наверное, компетентные органы просто не получили пресс-релиза, который попал к нам в редакцию. И соответственно приняли акцию протеста за спортивное мероприятие. А спорт наши власти любят. В отличие от протестов.

Вообще подобные демонстрации проходят по всему миру уже несколько лет. Рекорд массовости был побит в прошлом году в Берлине. Тогда 250 000 велосипедистов из нескольких стран мира проехали по 16 главным транспортным магистралям германской столицы под лозунгом “Уважайте велосипедистов!”.

Конечно, на акцию в Москве собралось гораздо меньше людей – около 500. Но и это довольно много, учитывая, что это неформальная общественная инициатива, а не директивный митинг “Единой России”. Велосипедная манифестация смотрелась внушительно – она заняла две полосы и растянулась больше, чем на километр. Молодые (хотя и не только) люди на разноцветных велосипедах всевозможных моделей мчались по Садовому кольцу, улыбаясь друг другу и выкрикивая жизнерадостные кличи. Все непрерывно свистели и звонили, дули в трубы, гудели в сирены. Они чувствовали себя победителями - пространство дороги захвачено.

Протестующих легко понять. Практически во всем мире велосипед воспринимается как полноценное средство транспорта. В авторитарном Китае и в демократических Нидерландах. В бедной Индии и в богатой Финляндии. У нас пока это экзотика. Москва может гордиться тем, что на сегодня – это, пожалуй, самый “антивелосипедный” город Европы, а, возможно, и всего мира. Количество велосипедов у москвичей – порядка 3 миллионов. То есть, не намного меньше, чем автомобилей. При этом в будний день на улицах один велосипедист приходится на примерно тысячу автомобилистов.

“Необходимо всего лишь создать пространство для передвижения велосипедов. И обеспечить возможность где-то оставлять велосипед (сделать велостоянки)”, - заявил “Полит.ру” один из организаторов “Критической массы”.

Действительно, вероятность найти велосипедную дорожку в Москве примерно такая же, как встретиться с гуляющим слоном (а, например, в Берлине “третья полоса” выделена примерно на половине улиц). Стойки для парковки велосипедов можно увидеть только на экране телевизора, когда идет фильм американского или европейского производства. Да и вечно спешащие столичные автомобилисты твердо уверены, что место велосипеда – где-нибудь на даче, а вовсе не на Тверской улице. Велосипедист в крупном российском городе фактически является “транспортным меньшинством”, которое угнетают, унижают и вообще пытаются добиться его вымирания.

Как и любое протестное движение меньшинства, “велосипедисты” рано или поздно начнут приобретать политический оттенок. В мире это уже не раз происходило. Например, в начале войны в Ираке “Критическая масса” блокировала движение автотранспорта на многих магистралях Сан-Франциско, устроив велосипедную демонстрацию под лозунгом “Велосипед - Да!, Бомба – Нет”.

В Москве среди участников акции были представители “Института коллективных действий”, который является своего рода координирующим центром всевозможных левых, альтернативных и социальных инициатив. Это своего рода российский филиал антиглобалистского движения (сами себя они предпочитают назвать не АНТИглобалистами, а АЛЬТЕРглобалистами). На вопрос “Полит.ру”, не боятся ли они проводить аналогии с оранжевой революцией один из них ответил кратко и уверенно: “Считаем что пора. Устали бояться”.

Правда, другой организатор акции о возможности связи с политикой отозвался более скептично: “Слова об "оранжевой революции" принадлежат какому-то одному участнику “Критической массы”, и это его личное мнение – уверяю вас, участники “критической массы” не обсуждали и не принимали такую формулировку. Критмасса неиерархична, в ней на самом деле нет организаторов – даже если кто-то считает себя таковым. Многие из участников акции будут удивлены и раздосадованы, если к ним начнут прилеплять ярлык “оранжевые” или какие-то другие. Многие приезжают туда потому, что хотят заявить городу о том, что в нём есть велосипедисты, и им тоже нужно пространство. Кто-то просто катается”.

Впрочем, такого участника простого катания от статуса “экстремиста” иногда отделяет лишь нескольких оборотов колеса.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.