29 марта 2024, пятница, 11:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 апреля 2005, 11:41

Игры нашего времени

Глобальный Акунин-проект продолжается. Он захватывает все виды искусств и интернет-активную часть аудитории.  Не успела отшуметь премьера «Статского советника» в центре Москвы с фейерверками и давкой публики у входа, как наползает другая – пусть более скромная,  театральная премьера новых похождений Фандорина в Российском академическом молодежном театре.

Пусть наши силовики на заседании кабинета министров  шельмуют Соколова за использование ненормативной интеллектуальной лексики, в частности, понятия «постмодернизм» в своем докладе, само понятие давно стало нормой нашей культурной и политической жизни. Шерлок Холмс, разумеется, блистательный литературный герой, но на место национального патриотического героя он никогда не претендовал. Наш изощренный, фантастический сыщик Эраст Фандорин по всем статьям на него претендует. Трудно сказать, кто этого хочет больше: сам высоколобый сочинитель или его экранные интерпретаторы. Но из изощренной, изысканной литературной игрушки про Фандорина на наших глазах рождается новый миф о государственном человеке со сложно устроенным чувством патриотизма.

Миф, выращенный из политической реальности, в которой ценности тайной полиции и восточных единоборств давно стали предметом кухонных и газетных шуток. Миф, замешанный на сленге и языковых реалиях отечественной современности, но изысканно и подробно костюмирующий себя под эпоху последнего русского императора. Не думаю, что г-н Акунин равнодушен к контекстуальному полю действительности, в которой фантомы, симулякры и игровые перевертыши давно перешли из постмодернисткого дискурса в саму плоть российского медиального сознания. Кто есть кто в этом мире сказать еще труднее, чем разобраться в тайных хитросплетениях фандоринского сюжета.

Только что Никита Сергеевич Михалков творил свой миф русского величия в фильме  «Сибирский цирюльник», с дотошной подробностью восстанавливая быт и военную выправку царской России, и вот спустя несколько лет он кинулся штурмовать ту же крепость, продюсируя фильм «Статский советник». Красивая, полная неги старорежимная Москва, нежно падающий снег, пар валит изо ртов (правда, не изо всех – видимо, часть фильма пришлось доснимать летом, и пар пририсовать забыли), конфетки-бараночки, лебеди-саночки, извозчики там всякие, шикарные вагоны, старые паровозы, амуниция сверкает на солнце, старые фабрики и роскошные отели – все такое сусально-золотое, прянично-волнующее. Сон, буквально-таки сон.

И вот восседает там Олег Табаков – князь Долгоруцкий, большой чин в позументах. Лукавый такой добряк. В реальной жизни он только что лукаво превратил МХАТ им. Чехова просто во МХТ (скоро имя Чехова снимут), стало быть, театр будет называться как тогда, в прекрасной мощной России, при Константине Сергеевиче и Владимире Ивановиче. Стало быть, он, Табаков, возродил этот театр из руин, он вернул его великие традиции, он представляет русский театр на мировой сцене. И вот уже многие готовы принять этот симулякр за действительность.

Вот Олег Меньшиков – сам господин Фандорин – актер, предназначенный на роль лидера поколения, чей театральный гений, когда-то казалось, будет развиваться стремительно и мощно, ушел рекламировать швейцарские часы, на досуге поигрывая лермонтовского Демона в театре. Часы он рекламировал с большей страстью, чем играл Демона, всею природой предназначенную ему роль. Поиграл-поиграл, надоело, бросил. Правда, теперь все равно тоскует по настоящему искусству. Вот намедни вздохнул в интервью Леониду Парфенову: мол, играть здесь, в Фандорине, нечего, роли-то нет никакой, а вот сыграть бы в каком-нибудь фильме типа «Олд бой» или «Пила». А еще он блистательно обратил внимание на характер акуниникой романистики: пока читаешь – захватывающе интересно, как начинаешь переводить все это в театр или кино – пустота, нет ничего. Мысль очень верная, только и возразить хочется Олегу Меньшикову: что же, если судьба подбрасывает вам Демона, вы его отбрасываете в бесплодных томлениях по «Олд бою», зато снимаетесь в целой череде русских фальшаков, симулирующих настоящее кино.

И все же Меньшиков-Фандорин – самый симпатичный здесь персонаж. Его холодная, сдержанная, слегка смущенная интонация, его как бы не игра, его скромное удаление на окраины сюжета больше любых слов обнаруживает отношение персонажа и актера к бесовскому балу фальшаков

Огромное количество премьерной публики стеклось в Пушкинский созерцать шикарное кино от Михалкова и Филиппа Янковского. Что кроме хорошо задрапированной скуки и патриотической риторики от государственника Михалкова ожидали они там увидеть? Режиссер и продюсер на пару (ясно, что Михалков как тот Пожарский скрыт за большинством фигурантов современного кинодела) взялись обустраивать кинообраз России, не больше не меньше. Вот оно – кино нашего времени, как скромно прорекламировали себя создатели фильма.

Никита Сергеевич в воспетой всеми критиками роли князя Пожарского ополчается на зло, рядящееся в маску добра, на самого нечистого, знающего как оболванить глупцов своей обаятельной и циничной риторикой. Его герой, супер-сыщик и царский генерал, со страстью проповедует ценности государственника, а между тем, оказывается простым мошенником, который является подлинным заказчиком всех терактов революционера Грина, убивающего один за дургим царских чиновников (Константин Хабенский), ради безопасного и хитроумного ограбления своей страны. Тот факт, что любимые мысли государственника Михалкова принадлежат законченному мерзавцу Пожарскому, Никиту Сергеича не очень волнует, - в мире постмодернистских симулякров все хавают, все принимают за чистую монету.

На уровне сценария задачи создателей шиты белыми нитками – им нужно Михалкова пропихнуть в короли, в главного героя всего сюжета. Неудивительно, что по дороге некоторые сюжетные линии теряются. Вот чудесная история про влюбленность Фандорина в девушку-революционерку Эсфирь Литвинову (Эмилия Спивак). После взрыва в бане он решил, что это она предательница (только ей он назвал номер кабинета, где будет сидеть с Пожарским), и так бежал, бедный, что даже сознание потерял, а потом и вовсе в нервной горячке свалился - только подумаешь: вот ведь как, горемычный, из-за девушки убивается, как он тут же и  выздоравливает. И девушки в сюжете – как не бывало. Так и не узнали мы ничего про девушку (а ведь сколько места в сюжете занимала фальшиво значительного!).

Да неважно все это государственникам. Они же о благе России думают, а не о всяких там шурах-мурах.

И вот выступает на авансцену князь Пожарский (Михалков, то есть), и вроде бы такого отъявленного государственного мерзавца на наших глазах разоблачает, аж дух захватывает! И что же, думаете, это он обличает? Думаете, это он как Мур в «Форенгейте», на современную российскую власть обрушивается? Да нет, куда там! Так, балуется барин… Провоцирует, так сказать, сознание, юродствует. Знает, что кругом все равно одни фальшаки и симулякры, вот и балуется. Кино, которое не больше чем для каникулярного школьного просмотра по телеку предназначено, выдвигается у нас в разряд почти национального, серьезного, большого кино, кино нашего времени. Роль князя, сыгранная Михалковым, которая во времена Смоктуновского и Евстигнеева вполне третьеразрядной бы почиталась, обсуждается как серьезная удача!

Одним словом, постмодернизм. И это многое объясняет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.