17 февраля 2019, воскресенье, 15:30
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 февраля 2005, 17:01

Ирина Затуловская: "Искусство - занятие трагическое"

В новом здании Государственного центра современного искусства открылась вторая за последний год посмертная выставка работ Михаила Рогинского. На этот раз она проходит в рамках Московской Биеннале и в каком-то смысле отвечает ее целям: среди огромного количества иностранных проектов Рогинский выглядит французским художником. В Москву наконец привезли те его вещи, которые никогда здесь не выставлялись – картины самого раннего эмигрантского периода, начала 80-х годов.

До этого Рогинский был в основном известен своими объектами и композициями 60-х, "советским поп-артом": бутафорская красная дверь в натуральную величину: холсты, на которых в огромном масштабе изображались спички или утюг, - и поздними, 90-х годов, многофигурными картинами на темы московских реалий и коммунального быта. На выставке в ГЦСИ можно увидеть другого Рогинского, фиксирующего детали парижских спальных районов, пустые комнаты и пыльные полки с тряпками и банками в своем новом жилище. Говорят, эти банки он привез с собой из Москвы - чтобы было, что писать.

Для изображения западной жизни выбраны очень яркие краски: вероятно, потому, что тогда он надеялся найти себе единомышленников среди иностранных художников и верил, что наконец сможет писать, как Раушенберг. Тогда этого не случилось, и долгое время Рогинский воспринимался как художник-одиночка, не имеющий своего круга и последователей. Но своей бескомпромиссностью ему все же удалось доказать, что живопись по-прежнему может сохранять актуальность наравне с другими формами искусства - сегодня его картины оценивают до 70 тысяч евро.

Существует и круг его единомышленников: Владимир Шинкарев, Алена Романова, Ирина Затуловская, Константин Батынков, Наталья Нестерова предпочли живопись многообразию форм contemporary art и постепенно занимают собственную нишу арт-рынка. Но на вопрос, как себя позиционировать в пространстве актуального искусства – в чуждой среде, вроде той, которую обнаружил Михаил Рогинский в Париже 1981 года – может ответить не всякий. Корреспондент «Полит.ру» Надя Плунгян побеседовала с Ириной Затуловской о судьбе художника-живописца в современной ситуации.

- Ирина Владимировна, как бы  вы сформулировали свою позицию в связи с существующей модой на актуальное искусство?

-  Я думаю, что это можно назвать не модой, а соблазном. Искусством заниматься страшно трудно, а когда есть возможность облегчить этот труд, приходит и соблазн. В какой-то мере многие люди, которые хотят так называемого актуального искусства, хотят избежать этого труда или мучения.


- Однако актуальное искусство пользуется достаточно большим спросом.

- Что ж, ангажированное искусство всегда было, сейчас оно превратилось вот в такое, ничего тут нового нет. Разве что, к сожалению, среди него очень мало интересного. Если бы оно было действительно интересным – не так важно, какие средства для этого используются, скрипка или подготовленный рояль. Существенно то, какие мы выносим впечатления: а это искусство превращается в такой поток, который проливается сквозь нас и не задерживается, ничем не отличаясь от всего остального.

- Вы упомянули ангажированное искусство. На Ваш взгляд, как оно выглядит сегодня, какие цели преследует?

- История искусств - это история течений. Сейчас, как мне кажется, основной стиль можно было бы назвать куратизмом. Куратор превратился в главного человека – ему не хочется, чтобы художник создавал стиль, он хочет сам это делать, и в этом есть определенный конфликт. К примеру, я знаю таких кураторов, которые мне на протяжении многих десятилетий предлагают, когда меня встречают, сделать видео. Но если у меня нет такой внутренней необходимости, с какой стати я начну делать видео? Конечно, подчинить художника стремится плохой куратор, а хороший стремится его раскрыть, показать в выгодном качестве. Но то, что сейчас кураторство во многом перешло в собственную противоположность – это точно.

- В советское время для художника, который не хотел связывать себя с официальным искусством, существовало много возможностей "халтуры", дополнительного заработка. Как сейчас выжить художнику, который существует вне мейнстрима?

- Не знаю, существует ли сейчас такая возможность, но я думаю, это не совсем правильная постановка вопроса – разговор об искусстве все время скатывается к тому, как человеку выжить. Выжить всегда очень трудно, а художнику вообще невозможно, и что об этом толковать?  Ясно a priori, что это исключено, и что только посмертно кто-то что-то может получить. Каждому, кто занимается искусством, никто ничего не обещал – это трагическое занятие.

- Вы сейчас востребованный художник, которого можно безусловно назвать современным и даже актуальным в прямом смысле этого слова: недавно была Ваша выставка в Русском Музее, в Музее Архитектуры. С чем связан сегодня интерес к вашей живописи, и рассчитываете ли Вы на какую-то определенную аудиторию?

- Во-первых, я не считаю, что я востребованный художник. Во-вторых, когда художник работает, он никогда не думает ни об аудитории, ни о выгоде, если это, конечно, не какие-то специальные случаи. И поэтому у меня совершенно другие мотивы – решение задач искусства. Живопись вообще сейчас, к сожалению, мало кто любит и понимает – недавно вышла книжка Раппопорта, "99 писем о живописи", это единственное исключение в современной критике. В основном она пишет не о том.

- Только что открылась выставка Михаила Рогинского, на которой представлены его работы начала эмиграции. Интересно, что в них прослеживается некоторая попытка вписаться в новую среду, использовать парижские реалии.

- Его окружала эта среда, он не мог на нее не реагировать. Но эти работы на меня меньшее впечатление произвели -  они действительно более парижские, а вот после них он стал делать наиболее интересные вещи, связанные с Москвой, очень точно отражающие нашу жизнь. И у меня есть такое смелое предположение, что если бы он остался в Москве, он не писал бы таких работ, как в Париже. Когда вас что-то окружает, то не хватает дистанции – зачем это писать?

- Рогинский писал свою Москву на основе воспоминаний о ее реалиях, и создал не документальное, а отвлеченное пространство. В Ваших картинах народные и православные мотивы – тоже уход от ощущения реальности?

- Нет, я не думаю, что это уход, это какие-то вещи, постоянно присутствующие в моей жизни. Просто каждый волен выбирать, что он хочет рисовать – план Парфенона или заседание государственной Думы. Я склоняюсь к плану Парфенона, и к счастью, не имела опыт работы с Государственной Думой, да и не считаю, что вся ситуация вокруг нее находится. Всегда больше интересны корни и древность, интересно время. Потом, знаете, есть емкое понятие "провинция". Печально, что в 80-е художники ждали последнего флэш-арта, причем это было не только у нас, но и во всех странах. И вот теперь приезжаешь в Париж и Лондон и видишь, какая это глубокая провинция. Она вовсе не здесь.

- Как по-Вашему, Рогинский смог найти себе место на Западе?

- У него не было никакого рынка, его почти не покупали. Единичные случаи – очень мало, редко и совершенно недостаточно для художника такого уровня. Он очень страдал от этого.

- Но сейчас его вещи продаются по гораздо более высоким ценам, чем вещи молодых русских художников.

- Так и должно быть, но это все приходит слишком поздно, понимаете. Когда наконец ему сделали выставку в Третьяковской галерее, когда он увидел какой-то интерес к себе – вся его жизнь закончилась. Это очень трагично, и не надо преувеличивать его место на Западе. Он никому был не нужен в Париже, абсолютно.

- А к вашим картинам на Западе есть интерес?

- Слишком абстрактное утверждение. Есть какие-то люди, которым это интересно, было много выставок, тем не менее это всегда очень трудно.

- Ситуация подлинного поиска – тяжелый и часто неблагодарный процесс. В идеале для вас кто должен платить художнику: галерея, государство, частные коллекционеры?

- Тут нет никаких правил – Леонардо какое-то время работал при дворе и чувствовал себя защищенным: Рембрандт два раза разорялся вплоть до описи имущества.. тут не может быть законов – это дело индивидуальное, добровольное. В идеальной ситуации художника должен поддерживать тот, кто любит живопись, хочет видеть ее у себя дома.

- Ваше отношение к живописи ясно отражается в материале, который Вы выбираете – доски, листы железа, стекло. Связано ли это с тем, что холст себя дискредитировал, что живопись больше не главный жанр?

- Конечно, холст прекрасный материал, но иногда я чувствую, что он для меня слишком хорош, что он неадекватен нашей жизни – она не так прекрасна, чтобы писать на холсте. И очень странное впечатление создается, когда люди говорят о живописи как о сочетании «холст-масло»: ведь это совсем не холст и масло. Что такое живопись – однозначно невозможно ответить. Что касается живописи.. Так бывает, что когда кажется полное исчезновение искусства, катастрофа, оно постепенно начинает возвращаться. Пока в реальности я этого не вижу.

- В Москве проходит биеннале современного искусства. По-Вашему, она сможет повлиять на существующую ситуацию?

- Москва, как любая столица, нуждается в таких мероприятиях, и приятно, что мы нарастили достаточно мускулов, чтобы суметь это организовать. Искусство там разное, не очень много интересного, но его и не должно быть много – Болтански, например. Жаль, что можно бы показать больше русских – я увидела в каталоге одни "Синие Носы". У биеннале, наверно, есть будущее - как мы можем загадывать? Есть только критерий. Если художник делает какую-то работу, чтобы представить ее на биеннале, это не очень большой шаг вперед. Если он работает и показывает результат – другое дело. Не у всех так получается.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:27 Волкер обвинил Россию в приостановке переговоров по Украине
14:56 Участница «Голоса» насмерть сбила человека и скрылась
14:38 В фонде памяти группы Дятлова отвергли версию шведских исследователей
14:07 Торговые центры в Москве проверяют после звонков о минировании
13:42 Концерн «Калашников» показал самовзрывающийся беспилотник
13:20 Медведев опроверг изъятие сверхдоходов бизнеса
12:47 Трамп пригрозил отпустить захваченных в Сирии террористов
12:23 Мужчина погиб после драки с охранником Центрального телеграфа
12:03 Forbes объявил лимоны символом богатства у россиян
11:41 В Думе опровергли намерение запретить покупать машины без гаража
11:19 Россия начала разработку ракет наземного базирования средней дальности
11:00 В Германии рассказали о превращении России в великую IT-державу
10:35 Жители Гаити попросили помощи у России
10:14 В России решили добывать полезные ископаемые на Луне
09:51 Хизер Науэрт отказалась бороться за кресло постпреда США в ООН
09:30 Жюри Берлинале назвало лауреатов
09:08 Обрушение перекрытий в ИТМО обошлось без жертв
16.02 18:48 В петербургском вузе обрушились перекрытия
16.02 18:33 Метеорологи отметили новый температурный рекорд в Москве
16.02 18:03 РПЦ направила в Госдуму предложение исключить аборт из системы ОМС
16.02 17:35 СМИ узнали о визите Ким Чен Ына во Вьетнам перед саммитом США-КНДР
16.02 16:43 Суд арестовал основателя Baring Vostok Майкла Калви
16.02 16:01 Порошенко заявил о необходимости усилить давление на Россию
16.02 15:11 США упрекнули союзников в покупке вооружений у противников
16.02 14:31 В Подмосковье простились с Сергеем Захаровым
16.02 14:04 Турция отказалась отменить покупку С-400 в обмен на сделку с США
16.02 13:25 Петербургские власти отказали в согласовании марша Немцова
16.02 12:52 Александр Поветкин впервые выйдет на ринг в США
16.02 12:34 Боец ММА Харитонов доставлен в больницу после удара в пах во время турнира
16.02 12:19 Киноакадемия США передумала вручать «Оскары» во время рекламы
16.02 11:55 СМИ узнали о прибытии во Вьетнам помощника лидера КНДР для подготовки саммита
16.02 11:20 Минюст разъяснил будущее действие новой статьи для лидеров ОПГ
16.02 10:59 Спецпрокурор США рекомендовал посадить Манафорта на 24 года
16.02 10:30 Комитет Конгресса США начал проверку введения режима ЧП
16.02 10:01 Американскому Конгрессу предложили запретить выход США из ДРСМД
16.02 09:46 Карантин из-за кори объявлен в Высшей школе экономики
16.02 09:33 Fitch подтвердило рейтинги России на уровне BBB- с позитивным прогнозом
16.02 09:19 Таможня предложила расширить продэмбарго на консервы из овощей и рыбы
16.02 09:05 Юлия Галямина начала кампанию по выборам в Мосгордуму
15.02 19:56 Греф заступился за задержанного сооснователя Baring Vostok
15.02 19:16 Трамп ввел режим чрезвычайного положения в США
15.02 18:54 ПФР усилит контроль за средствами материнского капитала
15.02 18:41 В России в шесть раз выросли продажи цветов
15.02 18:22 Суд арестовал инвестиционного директора Baring Vostok
15.02 17:52 США сократят военный контингент в Афганистане на тысячу человек
15.02 17:22 Пострадавший от взрыва газа дом в Красноярске снесут как аварийный
15.02 17:12 Фигуранты дела Baring Vostok арестованы на два месяца
15.02 17:01 Россия пригрозила зеркальным ответом на санкции британского медиарегулятора
15.02 16:50 Стрелок из Ивантеевки получил 7 лет колонии
15.02 16:30 Источник раскрыл план США по поддержке Венесуэлы после свержения Мадуро
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет Интерпол инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Ирина Яровая Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Курилы Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Паралимпиада Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность планетология погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт Тереза Мэй терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.