Адрес: https://polit.ru/article/2005/01/18/guelman/


18 января 2005, 10:49

Четвертый путь к еще одной России

Новый проект, который представит в ЦДХ Марат Гельман, вполне отвечает его имиджу политтехнолога среди галеристов. Пресс-релиз проекта начинается словами: "В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно". Вернувшись с Украины после неудачного участия в избирательной кампании Януковича, Гельман, похоже, окончательно разочаровался в политике и занялся обустройством совершенно другой России – "России-2".

Россия-2 располагается в географических пределах России-1, но существует в собственном культурном пространстве. Ее населяют те же самые люди, только они не хотят знать о существовании вертикали власти, чиновников, "Русского радио" и президентских сроков. Они смотрят в будущее. В России-2 художников не судят за выставки, а Гоша Острецов или Дмитрий Гутов являются подлинными мэтрами искусства. Словом, Россия-2 – виртуальная система, никак не соприкасающаяся с "путинской" Россией-1. Любопытно, что хотя "Россия-2" является спецпроектом Московской Биеннале, выставка открывается не 28-го, а на 10 дней раньше. Так что de facto проект оказывается главным событием биеннале и позволяет воспринимать все актуальное искусство как лояльную оппозицию.

Казалось бы, Гельман не придумал ничего нового. Большинство творчески независимых людей, не согласных с засильем шоу-бизнеса или редуцированием культурной политики, занимаются своим делом, не обращая внимания на политические обстоятельства. Но отличие "России-2" в том, что в этой стране нет несогласных. Ее граждане не встраиваются в систему власти, но и не ведут борьбы с государственной культурой – ведь "любое противостояние этой системе еще больше сплотит ее перед лицом общей опасности". Наконец, "Россия-2" ни в коем случае не призывает к внутренней эмиграции – это невыигрышно, поскольку лишает возможности открыто издавать книги или устраивать выставки. "Если большинству населения страны путинская Россия нравится, значит, так тому и быть", - говорят художники. Остается надеяться, что непроясненная позиция свидетельствует больше о собственном образе мыслей, чем о простом релятивизме. В этом смысле гвоздь программы Гельмана – художник из Грозного Алексей Каллима, который представит панно "Грозный 2069 года". Ведь в "России-2" нет ни войн, ни терактов.

"Поскольку борьба, как мы заметили выше, бессмысленна, человеку, адекватно воспринимающему действительность, предлагается четвертый путь – поучаствовать в деятельности, никак не связанной с существующей вокруг социальной ситуацией. Жить в сегодняшней России отстраненно от ее проблем, наблюдать за ней, как за экзотическим зрелищем".

Гельман прав: современное "актуальное" искусство выглядит в сегодняшней России нелепо. Но этот разноцветный гриб, выросший на окрестностях промзоны, все же питается воздухом промзоны. Без России-1 актуальные художники бесполезны, поскольку все время иронизируют над ее реалиями; так что "удаленная" позиция оказывается почти невозможна. Первоначально "Россия-2" задумывалась как киберпространство в уже существующей стране, но постепенно идея начала обрастать деталями. Каким должен быть шоу-бизнес России-2? А СМИ? А массовая культура? Конечно, она необходима. Вот только учитывая, что население России-2 полностью совпадает с Россией-1, вряд ли они будут принципиально другими. Не нужно быть знатоком современного искусства, чтобы хоть раз мысленно сравнить Владика Мамышева-Монро, переодевающегося в Любовь Орлову, и шоумена "России-1" Андрея Данилко (он же Верка Сердючка). Как бы эти две России не перепутать.

На открытии "России-2" обещает выступить и поэтическая группа "Осумбез" (Мирослав Немиров, Андрей Родионов, Георгий Манаев, Герман Лукомников), которая в полном соответствии с концепцией проекта, избегает открытой оппозиции, как эстетической, так и политической. В беседе с корреспондентом «Полит.ру» входящий в «Осумез» поэт Георгий Манаев заметил: «Существовать вне системы невозможно, но можно стараться просто не жить по тем законам, которые навязываются – наверно, это один из таких моментов, которые могут Россию-2 характеризовать. Не стоит выстраивать оппозицию; нужно поле, которое не будет ограничено законами – пусть даже противоположными тем, которые мы не хотим принимать. Противоположная система станет еще одной жесткой структурой, в которой будет потом точно так же тесно». А потому делать стихи оружием противостояния, «ударяться в поэзию на баррикадах», по мнению поэта, не стоит.

Впрочем, политическая ирония на выставке в ЦДХ все же прозвучит. Группа "АЕС" выставит изображение будущей Москвы – окруженный рвом Кремль с минаретами. А Аристарх Чернышов в своем проекте "Жевательная грязь" сравнит медиа-воздействие с американскими опытами над военнопленными.