28 марта 2024, четверг, 12:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 января 2005, 13:04

Русский Шрек в эпоху сетевой демократии

На детских каникулах запустили мультфильм про Алешу Поповича и Тугарина Змея. Мы решили посмотреть продвинутую отечественную мультипликацию, рекламная кампания которой обещала “наш ответ Чемберлену” - блокбастер про русского богатыря, его нежную подругу, боевую бабку и других без пяти минут диснеевских героев.

С первых же кадров напряженное ожидание идеологического подвоха улетучилось: весело и с огоньком пестрая компания двигается к неизбежной победе над половецким ханом; назойливый говорящий конь блистает интеллектом; вокруг - дремучие ели и жизнерадостные березки, а вместе с ними трава, горы, деревни и города. Слабый на мозги молодец размахивает богатырским мечом и ищет, как его пристроить к делу. Все без исключения герои становятся серьезными только однажды: когда речь заходит о народной воле и общих деньгах.

Конечно, Тугарин Змей сильно смахивает на главного гунна из “Мулан”, конь Юлий – пародия на и без того кичевого осла из “Шрека”, а дома и церкви a-la russ мы тоже где-то уже видели (всплывает то ли “По щучьему велению”, то ли “Царь Салтан”, а еще точнее – “мультипликационная” живопись Ильи Глазунова). Но кому какое дело, если красиво и смешно? И можно ли вообще снять нечто смешное (сегодня это означает “пародийное”), но при этом ни на что не похожее?

Надо сказать, прототип мультяшки, “настоящий” Алеша Попович – далеко не самый богатырский богатырь в русских былинах. Он хитрый и коварный, он “бабий пересмешник”, у него “руки загребущие”, он безответственно охмуряет чужих сестер. Илья Муромец, например, гораздо фундаментальнее: у него и силы больше, и чувство к родине отчетливее, и простоты славянской – хоть отбавляй. В общем, для идеологически прямолинейного мультфильма Алеша Попович не годится. А вот для ироничной комедии – то, что надо. Правда, все хитроумие он по дороге в сценарий растерял, оставив только боевую смелость и любовь к слабому полу.

Пародийный жанр приносит массу удовольствия, но ни капли национальной идеи, даже если главным персонажем делается наше последнее оружие, очередное “наше все” - русский богатырь, морально устойчивый рубаха-парень. Да, нехорошие вышибалы из лесного казино, нарисованные в точности по лекалам самого Алеши, воспринимаются совсем иначе (отличие этих персонажей лежит в поведении, а не во внешности). Но “национальная идея” из морали все равно не вырастает.

Знакомые мне родители по-разному решают проблему идеологического воспитания детей. Бывает, они устраивают разбор жизненных ситуаций и чувства родины на пионерских подвигах Васька Трубачева или на старых фильмах о войне. Для них совершенно неважно, за что именно клали (или готовы были положить) жизни эти герои, а важно, что поступки бывают плохими и хорошими. Правда, тем, кто не может отделить победу в Великой Отечественной войне от репрессий 1930-х, приходится туго.

Есть и те, кто выстраивает образ родины на дореволюционных сюжетах. В понятие Российской Империи попадает и дворянская культура, и купеческая деловитость, и институт частной собственности, а с ними – меценатство, православие. Тем, кто не может отделить процветание императорской страны от наследуемой централизованной власти и подавления соседних государств, приходится снова туго.

Новой системы отсчета не существует. У тех, кому приходится туго, - явные проблемы с собственным пониманием родины, не говоря уже о дальнейшей трансляции его детям. В то же время новое российское кино и мультипликация продолжают поиски себя, а заодно и “национальной идеи”. Некоторым все равно, будет на экране американский монстр или Алеша Попович, а другим русский богатырь показался давно искомой “шрекотерапией”.

Разумеется, все эти проблемы решают только взрослые, да и то меньшинство. Сами дети уже давно с гораздо большим удовольствием смотрят вовсе не мультипликационную фантастику. Говорят, приходит новое время “визуальной культуры”. Ее сынам и дочерям интересна не рисованная “неправда”, а компьютерная симуляция реальности – такая, чтобы была большей правдой, чем сама “реальная” реальность. Именно тут в ход идут высокие технологии иллюзии – от антиутопической “Матрицы” до утопического “Властелина кольца”. Поэтому несмотря на всю свою “блокбастерность”, “бестселлером” “Алеша Попович” не станет, хотя будет, несомненно, более кассовым, чем предыдущие мультики Константина Бронзита – изящные короткометражки вроде “На краю земли”.

Кажется, сценариста мультипликаторы нашли через Интернет, ему семнадцать лет, живет в Днепропетровске. Если так, то наш “блокбастер” намекает на новый поворот – к эре тотальной эстетической демократии и торжества народного таланта, наступающей благодаря Сети. Но это уже совсем другая история.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.