29 марта 2024, пятница, 00:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 августа 2004, 08:27

Пивной путч по-русски

История с запретом пивной рекламы, несмотря на многочисленные публикации, до сих пор не получила адекватной интерпретации. Хотя красивой иронии и изощренных толкований более чем достаточно.

В этой ситуации действительно стоит разобраться. Некоторые комментаторы вообще полагают, что пивные ограничения призваны были отвлечь внимание от обсуждения монетизации льгот. Ну, придумано изощренно, но как-то уж слишком сложно для такого тяжелого бюрократического механизма как Государственная Дума. Тем более, что пенсионеры и инвалиды, очевидно, не проявили да и не могли проявить живого интереса к судьбе пивной рекламы. Так что проще надо быть, когда рассуждаешь о наших парламентариях.

Те же изощренные комментаторы полагают, что пересмотра запретов на рекламу пива добиваются пивовары. А вот это уже, судя по всему, просто заблуждение. Причем, заблуждение, как говорится, с точностью до наоборот. Пивные компании нисколько не препятствовали прохождению закона, если иметь в виду их реальные лоббистские возможности, а не какие-то заявления и протесты, которые никто не расслышал. Более того, лидеры пенного рынка в какой-то степени заинтересованы в новых ограничениях. Потребление пива в России и так достигло уже невиданных ранее высот, так что огромные траты на рекламу и спонсорство в дальнейшем могут и не окупиться. А главное, если закон вступит в силу, ни одной новой марке пива уже не удастся выйти на рынок.

Так что запрет на рекламу пива – это по-существу промонопольный и антирыночный акт. Правда, законодатели об этом пока не говорят. Их испугало другое: в строгом соответствии с их новациями для начала придется отменить трансляции с олимпийских игр, а затем закрыть канал “Спорт”. Вот поэтому-то и всполошились. В дополнение к монетизации льгот популярности власти это не прибавит. Сначала отняли хлеб, а потом и зрелища.

Спорт как часть государственной политики – это большая президентская любовь, причем любовь давняя, со времен его единственной загранки. Ибо ни в одной другой стране соцлагеря и вообще мира спорт не был столь идеологически нагружен, как в эрзац-Германии. Но там на его пропаганду шли государственные дотации. В условиях же какой-никакой, но все-таки рыночной экономики в России сложился удивительный идеологически-рыночный консенсус, прямо-таки спортивная симфония. Деньги были от рекламы, а содержание вполне отвечало поставленным задачам – отвлечь население от социальной рефлексии.

И если бы дело ограничивалось только каналом “Спорт”! Пиво приносило государственным каналам вполне негосударственные доходы, которые можно было спокойно направлять на развитие. Счет шел на десятки миллионов долларов. Вот в этом и состоит тайный смысл нового закона и его отдаленные последствия. Кто, собственно, доказал, что власти очень нужны экономически самостоятельные теле- и радиокомпании? Включая вполне лояльные и вроде бы контролируемые государственные махины. Слишком уж независимы они от государственного бюджета, а личная лояльность топ-менеджмента в таких условиях зависит от доброй воли самого топ-менеджмента.

И вообще, много они о себе понимают. Когда главным принципом кадровой политики становится трайбализм, приводящий в экономику самое отсталое племя – чекистский отстой, сохранение в информационных структурах прежних профессионалов становится анахронизмом. Масс-медиа, занятые большой политикой, не замечают того, что происходит, например, в мелких и средних банках, во главе которых неожиданно оказываются люди, не имеющие ни малейшего опыта работы в этой области, но необычайно уверенные в себе. Ясно, что племенные вожди в Кремле заинтересованы в дестабилизации и примитивизации, а вождишки помельче, похоже, доведут эти устремления до абсурда: отменят, к примеру, бухгалтерский учет.

Запрет пивной рекламы – это вполне серьезная заявка на административное изменение сложившихся экономических механизмов. И не только их одних. Подобные решения в конечном счете меняют образ жизни людей и общества. Никто не будет отрицать, что с деградацией российского телевидения образ жизни населения уже изменился просто потому, что телевизор является частью этой жизни. Исчезновение веселых и раскрепощенных молодых людей, поглощающих пиво, тоже скажется на настроении обывателей. Но это совершенно особая тема. Сейчас же речь идет о другом: лояльность телевизионного топ-менеджмента была вознаграждена потерей десятков миллионов долларов.

То же самое относится и к чистеньким отправителям информационного культа. Те, от кого хоть что-то зависит, все понимают, но продолжают совершать привычные ритуалы, полагаясь на то, что таких замечательных технологов заменить некем. Но представители правящего племени отличаются универсальностью познаний во всех сферах жизни. Им уж точно никакие “буржуазные спецы” не нужны. Даже те, кто сейчас командует этими спецами, кто выстроил в России однопартийную систему. Политтехнологов уже заменяют цензорами. А уж всяких там телезвезд и телеменеджеров наплодят по новой, тем более что самоцензура уже сейчас творит чудеса. И это без ночных арестов, массовых расстрелов и даже без массовых чисток и увольнений!

Особенность российской ситуации в том, что до сих пор мир сталкивался с опасностью, которая возникала, когда дикари овладевали современными военными технологиями. А в России они пытаются приспособить для своих нужд технологии рыночно-социальные, несколько их адаптировав, то есть превратив в свою противоположность. Запрет пивной рекламы – это тоже адаптация. А то телевидение зажрется и станет неуправляемым.

Правда, никто не вспоминает, что совок был погублен не “Взглядом”, а программой “Время” с полуторачасовыми выступлениями молодых привлекательных генсеков и репортажами о ежегодных стихийных бедствиях – посевной и урожае.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.