29 марта 2024, пятница, 10:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Курортная инаугурация

Кроме инаугурации президента России, состоялась недавно еще одна - в городе Сочи. Правда, состоялась она на день раньше президентской. На прошедших 25 апреля выборах бывший армавирский мэр Виктор Колодяжный набрал более 73% голосов избирателей, что даже на два процента больше, чем у Владимира Путина. Но главным героем инаугурации был не новоизбранный мэр Колодяжный, а краснодарский губернатор Александр Ткачев, который в своем выступлении пообещал, что с приходом к власти в Сочи Колодяжного город получит второе рождение. Победа мэра была подчеркнуто краевой – южного полпреда Владимира Яковлева представлял федеральный инспектор по Краснодарскому краю Николай Карпов.

В результате свободного волеизъявления населения, Ткачев сменил одного своего ставленника на другого. Приход к власти предыдущего сочинского мэра Леонида Мостового тоже считался большой победой краевой администрации. Админресурса для победы не жалели. Оппозиционный кандидат Вадим Бойко был снят за сутки до даты голосования. Если недопуск к выборам бывшего высокопоставленного сотрудника ельцинской администрации был обставлен с большим драматизмом – за этим следила вся страна, – то смена одного местного чиновника на другого должна стать тихим внутриреспубликанским делом, что вполне вписывается в концепцию построения вертикали власти: когда строить органы местного самоуправления – это личное дело губернатора и никто из центра туда не лезет.

Впрочем, интересы если не центральной власти, то столичного бизнеса в ходе предвыборной кампании были затронуты весьма серьезно. Последние годы инвестиционная привлекательность прибрежной земли в городе Сочи росла как на дрожжах. Стоимость “приближенного к морю” земельного участка размером 4-7 соток колеблется от 10 до 200 тысяч долларов. Цены же на квартиры не намного уступают московским. Однокомнатная квартира в Сочи стоит от 20 до 40 тысяч долларов в зависимости от района. Понятно, что такая ситуация – идеальная для строительного бума. Однако известно, что все российские строительные рынки завязаны на местные администрации, которые обеспечивают их контрактами, получая за это откаты. Леонид же Мостовой стал больше ездить в Москву, чем в Краснодар - развернулось бурное строительство элитного жилья.

Выступая на инаугурации, Александр Ткачев назвал Сочи городом-курортом, чем несомненно обидел сочинцев. Город-курорт – это Геленджик или Анапа, небольшие приморские городки с населением в несколько десятков тысяч, полностью вымирающие на зиму. Сочинцы свой город курортом не называют – полмиллиона населения, развитое строительство, граница с неспокойной Абхазией. В районе Сочи проживает не менее 70 тыс. армян – беженцы абхазской войны, потомки бежавших от турецкого геноцида в начала прошлого века. Все это создает в городе особую социальную среду, отличную от расположенных к северу курортных городков. Это и определяло особый статус Сочи. Несмотря на то, что город входит в состав Краснодарского края, до недавнего времени у городских властей было достаточно свободы для решения некоторых вопросов напрямую с центральной властью, минуя краевую администрацию, статус города был фактически федеральным. Да и горожане никак не отождествляли себя с Кубанью.

Для того, чтобы провести кандидата Колодяжного, использовали ресурс проигравшего на прошлых выборах Вадима Бойко, который за это время овладел небольшой медиа-империей. Издаваемая им газета “Правда-матка” быстро стала популярной и нещадно критиковала городскую власть. Имидж “обиженного” и популярность издания, вечно режущего субстанцию, указанную в названии, делали политические позиции Вадима Бойко довольно крепкими. Это было продемонстрировано на выборах в Законодательное собрание края, когда в лидерах были кандидаты, поддержанные Бойко (сам Бойко готовился к выборам главы города). Кончилось все это тем, что Бойко отказался участвовать в выборах и отдал все свои СМИ на поддержку нового мэра.

Черной меткой мэру стал сюжет, прошедший по всем краевым каналам: вице-губернатор Краснодарского края по внутренней политике Мурат Ахеджак отчитывал Леонида Мостового за то, что у него самый низкий рейтинг доверия среди глав муниципальных образований края. Были озвучены цифры – 30% горожан негативно относятся к деятельности главы города. После этого развернулась административная кампания в духе прошлогодней думской - с участием милиции, ГИБДД и прокуратуры.

В Сочи приехала штатная команда пиарщиков краевой администрации, а разгребать бардак призвали две сотни проверяющих. Мостовой держался два месяца - опровергал все обвинения, посыпавшиеся на него с помощью всех городских СМИ и говорил, что добровольно никуда не уйдет. Александр же Ткачев грозил, что проверки выльются в уголовные дела. Мостовой испугался и сдался. Ни одного уголовного дела в итоге заведено не было, а самого Мостового назначили членом Совета Федерации от администрации Краснодарского края. Впоследствии выяснилось, что два месяца противостояния на прошлом даром – за это время мэр подписал столько же постановлений о выделении земельных участков, сколько за все два года своего руководство городом.

На место Мостового назначили “крепкого хозяйственника” Виктора Колодяжного. На то, чтобы показать, как надо хозяйствовать было выделено
300 млн. рублей из краевого бюджета. Вал негативных материалов о Мостовом перешел в позитив о Колодяжном. И.о. главы города взялся за хозяйствование очень энергично: приходил на работу к 7 утра, посетил разваливающиеся общежития, давая задания - “отремонтировать”.

Понимая, что тема строительства уже приелась, избирателю предложили новинку – полицейско-административный сериал. Как сообщают близкие к администрации СМИ, после того, как Колодяжный однажды увидел гуляющих по городу коров, он решил справиться с проблемой с помощью… ГИБДД. Инспекторы загоняли несчастных парнокопытных на штрафстоянку, где они, недоенные, томились несколько дней. Попались под энергичное хозяйствование не только гаишники и всяческие чиновники, но и предприниматели: Виктор Колодяжный решил сменить тротуарное покрытие на центральных улицах и набережной на разноцветную брусчатку. Не то потому, что денег на это не хватило, не то из соображений экономии брусчатку стали класть за счет предпринимателей, чьи магазины или офисы расположились на этих самых улицах.

Опыт работы с предпринимателями у Колодяжного имеется - в прошлом он руководил отделением налоговой инспекции, да еще, по слухам, и сам владеет бизнесом в Армавире. Оппозиционные настроения, лишенные выхода в медийную среду, вылились в слухи. Например, что брусчатка производится на заводе родственников В.Колодяжного. С тех пор брусчатку в городе стали называть не иначе как колодяжкой. Несколько запоздалым ответом на это стал сюжет о том, как выросло производство брусчатки на сочинских заводах.

Но вдруг замаячила опасность второго тура выборов. Согласно данным соцопросов (которые, впрочем, тоже нигде не публиковались, в силу чего результаты их, наверное, можно причислить к слухам), В. Колодяжный не набирал 50%. И за неделю до выборов государственная PR-машина включилась на полную. В новостях стала идти откровенная агитация, причем, включилась в нее и городская избирательная комиссия. Так, в одном из пропагандистских сюжетов председатель избиркома рассказал, что нехорошие люди, заклеившие своими плакатами весь город (на экране портрет конкурента Колодяжного - Горбунова), наверняка не могут быть честны со своими избирателями. Сам Колодяжный агитационные плакаты просто не печатал.

Краевые СМИ громко рапортуют о том, что выборы прошли в рамках правового поля. Хорошая формулирка: пошалили, мол, немного, но в рамках... Действительно, смещение неугодных глав местных администраций с формальным использованием правовых норм становится фирменным знаком Краснодарской администрации. История с Сочи – это уже двадцать седьмой случай. Определилась уже и новая цель. В прессе развернулась критика мэра Анапы Виталия Астапенко. Так что скоро Александр Ткачев представит, вероятно, двадцать восьмого исполняющего обязанности.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.