29 марта 2024, пятница, 12:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 мая 2004, 11:43

Семантика понятия "попса"

Наука о языке не всегда поспевает за развитием собственно языка. Новые слова и понятия заимствуются, трансформируются и обрастают новыми значениями. Так, слово "попса", казалось бы, имеет четкую семантику и этимологию. Однако исследования лингвистов и семиологов показывают, что очевидность происхождения "попсы" обманчива, а, стало быть, и смысл значительно изменился в процессе заимствования. Культуролог Никита Киселев в статье "Семантика понятия "попса" " в процессе исследования нового понятия раскапывает всевозможные смыслы "попсы" ("как жанр музыки", "как все", "как назойливо популярное") и выбирает из всех гипотез ее происхождения наиболее вероятную, пытаясь превратить "культурную интуицию" в научную категорию.

В середине - второй половине 80-х в советской культуре появилось новое понятие "попса", которое с тех пор очень широко разрослось и прочно вошло в активный разговорный язык. При этом происходило изменение смысловой нагрузки слова, его семантика менялась и расширялась по сравнению с изначальным значением, которое по прошествии относительно небольшого количества лет оказывается непросто восстановить. В современной российской культуре, особенно молодёжной, понятие используется очень широко, и, тем не менее, оно ещё абсолютно не исследовано теоретиками культуры. Мне не удалось найти ни одной научной или околонаучной работы по данной проблематике, художественной литературы или публицистики на эту тему я также не нашёл. Единственную книгу - киноповесть Ю. Короткова "Попса" - нельзя принимать за литературу по этой теме, так как в тексте этого произведения само слово "попса" встречается всего пару раз и ответа на вопрос о том, что же такое, собственно, "попса" в современной российской культуре, текст не даёт. В каких значениях, с какими коннотациями и с какой частотой употребляется это понятие? Каким образом происходит расширение семантики этого понятия? Каково его происхождение? Какие характеристики присущи этому понятию? Есть ли рамки, ограничивающие расширение семантики понятия "попса" и если есть, то в чём они заключаются и где проходят? Данная работа - попытка ответить на все эти вопросы, попытка дать первый систематический анализ молодого, но очень активно употребляющегося в культуре понятия.

Так как никакой научной и художественной литературы по теме нет, для изучения семантики понятия "попса" оставалось только работать с самими людьми, которые это понятие употребляют. Для этого было проанализировано около тридцати интернет-форумов, в пространстве которых шло активное обсуждение проблематики понятия "попса", после чего полученные в результате анализа различные значения понятия "попса" были систематизированы и дополнены комментариями. Далее было выявлено несколько общих характеристик, присущих понятию "попса" в любом значении. Также была произведена попытка установить возможную этимологию слова "попса".

Этимология
Заниматься изучением этимологии слова - задача лингвиста, которым автор этой работы не является. И, тем не менее, я привожу здесь все три гипотезы о происхождении слова "попса", которые мне удалось найти или разработать, и предоставляю читателю самому примкнуть к какой-то одной из них или выдвинуть свою собственную гипотезу.
По первой гипотезе слово "попса" происходит от английского слова "pop".

Compact Oxford English Dictionary даёт следующие значения слова "pop"[1]:
Существительное: (также поп-музыка) популярная современная коммерческая музыка, обычно с чёткой мелодией и ритмом.
Прилагательное: 1. относящееся к поп-музыке; 2. обычно пренебрежительно (особенно при разговоре на научные темы) сделанный доступным широкой публике.

Также "pop" в качестве составной части входит в слово "pop-culture", или "popular culture". Тот же словарь даёт такие значения слова "popular":
Прилагательное: 1. Любимый многими или какой-то отдельной группой людей 2. предназначенный для широкой публики 3. (о мнении или отношении) распространённый среди широкой публики 4. (о политической активности) поддержанный всем народом.
Первое и четвёртое определения одним словом можно описать как "популярный", второе - "общедоступный", а третье - "общепринятый".
То есть "pop" здесь выступает в значении "популярный", "общедоступный", "общепринятый".
Таким образом, мы видим, что английское слово "pop" обладает несколькими значениями:
"поп-музыка", "общедоступный" обычно с негативной коннотацией, а также как сокращение от "popular" "популярный", "общедоступный" без негативной коннотации, "общепринятый". Все эти значения могли стать основой для русского слова "попса". Эта гипотеза объясняет множественность значений понятия "попса", однако совершенно не объясняет, почему это понятие возникло у нас именно в форме слова "попса". Почему именно "попс", "попса", "попсня"? Откуда это "с"? Причём при склонении этих слов буква "с" остаётся неизменно, как если бы она являлась частью корня слова или его исторической основы. Ответ на этот вопрос даёт вторая гипотеза.
По этой гипотезе слово "попса" образовалось не от английского слова "pop", как думают многие, а от английского слова "pops". Это на первый взгляд незначительное различие на самом деле имеет большое значение. Дело вот в чём. Слово "pops" является сокращением слова "populars", то есть "популярные". Примером употребления этого слова является название одного из самых старых музыкальных шоу на Земле "Top of the Pops", идущего на BBC ещё с начала пятидесятых годов и существующего по сей день. Другого примера употребления слова "pops" мне найти не удалось, в словарях слово не встречается, но уже сам факт употребления этого слова в названии передачи, идущей уже полвека, говорит о том, что слово используется в английском разговорном языке. Рассматривая значение слова "pops" в названии передачи мы видим, что здесь "pops" выступает именно в значении "популярные", а не "поп-музыканты", так как в этой передаче кроме поп-музыкантов в разное время появлялись Pink Floyd, King Crimson, Kiss, Iron Maiden и многие другие группы, не являющиеся поп-коллективами. Попадание на эту передачу считалось престижным для любой группы, оно являлось подтверждением популярности коллектива на данном этапе, новой вехой в истории группы.
Таким образом, мы видим, что, если эта гипотеза верна, от многочисленных значений слова "pop", каждое из которых предположительно могло лечь в основу русского слова "попса", осталось только одно значение, а именно "популярный", и именно оно легло в основу "попсы". Впрочем, это только гипотеза, и при том весьма шаткая. При её рассмотрении стоит учитывать ту колоссальную роль, которую "Top of the pops" сыграла в музыкальной истории и музыкальной индустрии (последнее может быть особенно важным, так как многие опрошенные люди заметили, что впервые услышали слово "попса" на телевидении или радио). Российские телевизионщики, хорошо знакомые с ярчайшими образцами западной телеиндустрии, могли принести понятие "pops" в Россию. К достоинству гипотезы следует отнести то, что она объясняет происхождение буквы "c" в слове "попса" и её неизменное присутствие во всех формах слова, делая букву частью исторической основы слова.
Третья гипотеза о происхождении слова "попса" звучит так: "попса" - это ПОП САветский. По этой гипотезе термин "попса" появился в горбачёвскую эпоху в середине-второй половине восьмидесятых, когда ушла мода на рок-группы и в Советском Союзе появилось большое количество фонограммных групп и исполнителей, самыми популярными из которых были "Ласковый май", "Мираж", Евгений Белоусов. Такие коллективы и стали называться "поп советский", что произносится как "поп сАветский", и от этого пошло сокращение "попса". По этой гипотезе от многочисленных значений слова "pop" в качестве фундамента для возникновения понятия "попса "остаётся только значение "поп-музыка", так как в словосочетании "поп советский" слово "поп" означает именно её.
Всё это лишь гипотезы и, по мнению автора работы, каждая из них имеет право на существование. Доказать истинность одной из них автору не представляется возможным, поэтому он предоставляет читателю право самому выбрать для себя подходящую гипотезу или выдвинуть свою собственную. На этом мы переходим ко второй части работы, а именно к выделению и описанию различных значений слова "попса".

Различные значения слова "попса"
Какое бы ни было историческое значение понятия "попса" и сколько бы ни было этих значений, сегодня это понятие очень широко используется в совершенно разных значениях и контекстах, причём значения эти иногда в чём-то пересекаются, но во многом расходятся, из-за чего и возникает постоянные вопросы "что называть попсой?" и "что такое попса?", а также отчётливо проявляющийся в культуре, преимущественно молодёжной, спор "попса - не попса". Часто при этом спорящие "говорят на разных языках", понимая под понятием "попса" разные вещи, что и приводит к непониманию людьми друг друга. Одной из основных задач работы является выделение как можно большего количества значений слова "попса" в современной российской культуре, а также их систематизация и описание, комментарии к этим значениям. Нужно учитывать, что часто, когда человек называет что-то попсой, работают сразу несколько значений слова "попса", например, "Гарри Поттер" называется попсой одним и тем же человеком и потому, что это популярная серия книг, и потому, что это она делается для получения денег, и потому, что общедоступна, понятна всем. Но бывает и так, что что-то называется попсой только по одному критерию, например, картины Шишкина называются попсой только потому, что понятны всем. Исходя именно из таких случаев, подобных последнему, я и строил свою классификацию значений понятия "попса". 

Взглянув на все три представленные гипотезы о происхождении слова "попса", нетрудно заметить, что их объединяет то, что это понятие первоначально появилось в музыкальной среде, а потом уже распространилось на другие объекты. Музыкальное происхождение понятия "попса" можно отмечать с уверенностью. Поэтому неудивительно, что основное значение этого понятия - то значение, в котором это слово чаще всего употребляется - это
"Попса" как жанр "поп-музыка". То есть коммерческая музыка с запоминающейся незамысловатой мелодией и простым текстом, ориентированная на массового слушателя. Это значение глубже и чётче всех остальных проявлено в культуре, оно широко употребляется в печати, на радио и телевидении. Именно анализируя это значение слова "попса" можно говорить о некой культурной интуиции употребления слова "попса" в этом значении. То есть связка "поп-музыка как попса" прочно укоренилась в культуре и влияет на подсознание носителя этой культуры вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Абсолютное большинство тех, кто употребляет понятие "попса", употребляют его в этом значении. То есть при этом они могут употреблять его и в других значениях, но в этом употребляют. Как точно заметил участник одного из форумов, - "Я делаю различие между поп-музыкой и "попсой", даже когда по привычке называю "попсой" и то, и другое". На уровне сознания человек может разводить для себя понятия "поп-музыка" и "попса", однако на подсознательном уровне культурная интуиция отождествления "поп-музыки" с "попсой" действует, просто проявлена у одних сильнее, у других слабее. Любопытно то, что наличие в культуре интуитивной связки "поп-музыка как попса" не означает наличия обратной связки "попса как поп-музыка". Когда человека  спрашивают о том, что такое попса, он будет думать над ответом, то есть включать механизм работы сознания, и ответит определённым образом, согласно его представлениям. Когда же человек видит по телевизору поп-певца, открывающего рот под фонограмму с незамысловатым банальным текстом и простой запоминающейся мелодией, он называет его попсой как бы по некой инерции, согласно культурной интуиции. В этом значении "попса" употребляется как с негативной, так и с нейтральной коннотацией.

Значение "попса как жанр поп-музыка" проявлено на уровне культурной интуиции. Оно является базовым. А дальше действует следующий механизм. У "попсы" как жанра поп-музыки есть определённые критерии, которые чувствуются интуитивно: массовая направленность, коммерческий характер, простота и незамысловатость. И человек, употребляющий понятие "попса", в зависимости от того, какой из критериев он острее ощущает, абсолютизирует этот критерий, остальные отбрасывает и начинает переносить понятие "попса" на другие объекты по сходству по этому абсолютизированному критерию. В результате образуются новые значения понятия "попса", расширяется поле его семантика и поле употребления.

В зависимости от того, какой из критериев интуитивно абсолютизируется, можно выделить несколько групп значений понятия.
Если абсолютизируется массовая направленность попсы, возникают следующие значения:
1. "Попса" как популярное искусство. В этом значении словом "попса" называется представители искусства (в наше время, когда живопись, в общем, непопулярна, обычно представители  музыки, кинематографа, литературы), которые наиболее популярны в данный момент. Главным образом "попса" в этом значении используется по отношению к музыке. "Попсой" в этом значении не называются какие-то раз и навсегда определенные стили музыки или жанры кинофильмов, в разное время под это понятие может попадать разная музыка, разное кино, разная живопись, разная литература. Единственное отнесение чего-то к "попсе" в данном значении, - популярность, то есть известность массе и любовь большой массы людей. В этом значении слово "попса" используется как с отрицательной, так и с нейтральной коннотацией. Например, любитель абсолютно неизвестных андерграундных групп называет группы "Король и Шут" и "Rammstein" попсой с негативной коннотацией, потому что они популярны. Употребление с нейтральной коннотацией встречается гораздо реже, чем с негативной, но оно возможно. Человек может назвать что-то попсой в этом значении просто констатируя факт популярности и не испытывая при этом никаких негативных эмоций. В этом значении "попса" употребляется часто.  

2. Как разновидность первого значения можно выделить значение  "попса" как назойливо популярное искусство. Это не просто популярность, а раздражающая популярность, которая, как выразился участник одного из форумов, "лезет со всех сторон". Ярким примером употребления слова "попса" в значении "назойливой популярности" является фрагмент текста песни "Попса", исполняемой сборным коллективом музыкантов "Рок-группа":

Они входят без стука в каждый дом и твои уши
И просто невозможно этой дряни не послушать!

По словам людей, употребляющих слово "попса" в этом значении, в самой популярности нет ничего плохого, так как у неё могут быть разные причины, в том числе и действительное величие кинорежиссёра, музыканта или писателя. А вот попсовость - это неприятное явление, это агрессивная популярность, подавляющая всё вокруг. Популярная музыка может быть разных стилей, а попса -  это эстрада, хотя встречаются и исключения. Например, "Король и Шут" могут быть названы попсой и в этом значении, так как регулярно появляются в "каждом втором молодёжном журнале" и "половина молодёжи носят маечки и сумочки с их изображением". "Попсой" в данном значении называется преимущественно эстрада, так как именно эстрадные коллективы чаще всего показывают по телевизору, о них больше всего говорят и пишут СМИ, именно эта музыка несётся из колонок на рынках и т.д. В таком значении слово "попса" употребляется только с отрицательной коннотацией, довольно часто.

3 "Попса" в значении "как все". То есть конформизм: общепринятые идеалы, идеи и манера поведения. Например, ОС Windows называется попсой, так как все пользуются ей, хотя, в принципе, есть и другие ОС. В этом значении слово "попса" чаще всего используется по отношению к процессу потребления популярного искусства, и тут всё более-менее чётко. Например, "Гарри Поттер" - очень популярная серия книг, соответственно те, кто употребляет слово "попса" в значении "популярное искусство", говорят, что читать "Гарри Поттера" - попсово, так как его читают все. Но в этом значении понятие "попса" может быть использовано и применительно к любой другой сфере жизни, где можно делать что-то или думать о чём-то "как все". И такой разброс сферы действия понятия приводит к тому, что понятие в этом значении теряет свои довольно чёткие внешние критерии (поп-музыка как жанр, популярность), которые мы видим в предыдущих значениях, и приобретает внутренние критерии, которые в силу своей "внутренности" размыты заметно сильнее. Людей, которые употребляют слово "попса" в значении "как все" применительно не только к процессу потребления популярного искусства, не много, но и не мало; они неконсолидированы между собой в том смысле, что у каждого из них свои внутренние границы того, что можно называть попсой, а что - нет. Например, двое могут назвать попсой молодёжное курение (потому что половина молодёжи сейчас курит), но один из них называет попсой молодёжную матерную ругань, а другой не назовёт, говоря, что "ругаться матом - это как-то само собой разумеется". На вопрос о том, является ли увлечение просмотром футбола попсой, ведь все смотрят футбол, ответы даются как утвердительные, так и неопределенные и отрицательные. Для таких людей понятие "попса" стало своего рода философской категорией, и часто свою жизнь они стараются строить по принципу "непопса" или "антипопса".
       В этом значении понятие "попса" также связано с понятием "мода". Люди, которые употребляют слово "попса" в значении "как все" применительно не только к процессу потребления популярного искусства, строящие свою жизнь согласно принципу "непопса", часто называют попсой моду и все её проявления. Мода - это то, к чему все стремятся, это то, чего все хотят достичь или получить, и поэтому в этом значении мода может быть названа попсой. Особенно часто попсовой называется модная молодёжная одежда и аксессуары (сумки, "крутые" мобильные телефоны и т.д.) Попсовыми называются идеалы, заключающиеся в получении всех этих модных фетишей-ценностей, а также попсовым называется человек-носитель этих идеалов, модный человек.

Если на первый план выходит критерий простоты, незамысловатости попсы, возникает значение
"Попса" как творчество, понятное большинству, рассчитанное на восприятие большинства. При этом оно может быть непопулярным и некоммерческим напрямую. Например, картины Шишкина и Айвазовского называются попсой в этом значении, так как в целом понятны всем, рассчитаны на восприятие всеми. В этом значении "попсой" может быть названо и кино, и живопись, и музыка, и литература. Строго в этом значении слово "попса" употребляется редко, однако в связке с другими значениями, наоборот, часто. Употребляется только с негативной коннотацией (допускаю использование и с нейтральной, но мне случая подобного использования встретить не удалось).

Если абсолютизируется коммерческий характер попсы, возникает значение
      "Попса" как творчество ради зарабатывания денег. Как заметил один из употребляющих слово "попса" в этом значении, - "некоммерческая попса - это бред". Это "ориентация на коммерческую выгоду в убыток творческому развитию". Многие люди пишут, что "попса - это для получения денег", тогда как "не попса - для себя или для искусства". На замечание о том, что абсолютное большинство тех творческих деятелей, которых эти люди к "попсе" не причисляли, получают деньги за своё творчество, все отвечали примерно одинаково. Их общий ответ можно свести к краткой и лаконичной форме, которую дал один из них: "Попса - это творчество ради денег. Не попса - деньги за творчество". 
         Критерии разделения, где творчество ради денег, а где деньги за творчество, довольно туманны, но, тем не менее, в таком значении понятие "попса" довольно распространено. В качестве критериев обычно играют роль имидж  деятелей, то, как они работают, с кем вместе и т.д. В этом значении понятие "попса" может относиться и к музыке, и к живописи, и к кинематографу, и к литературе, в общем, к любому творчеству. Используется с негативной коннотацией.
 
Помимо механизма абсолютизации одного из критериев, действует и другой механизм. Человек, употребляющий понятие "попса" как негативную характеристику, начинает переносить это понятие на другие объекты, используя, фактически, в качестве ругательного слова. Образуется значение
Попса как синоним низкопробности, некачественности, убогости, ширпотреба, безвкусицы, примитивизма, неискренности, фальши. В этом значении "попса" применяется в основном к музыке, но иногда и к любым другим видам искусства (например, телевизионные сериалы называются попсой, потому что это низкопробная безвкусица). Так как никакой собственной смысловой нагрузки в этом значении понятие не несёт, а несёт только оценочную характеристику, данную говорящим, то понятие, как и в случае ""попса" в значении "как все"", теряет чёткие критерии и предельно размывается. Например, один человек утверждает, что "Руки Вверх" - попса, а Бритни Спирс- нет, потому что "Руки Вверх" - низкопробный и убогий ширпотреб, а Бритни Спирс - это качественная поп-музыка, и поэтому не может быть названа попсой. Другой не соглашается с первым, говоря, что Бритни Спирс - тот же убогий ширпотреб и ничуть не лучше "Руки Вверх". Подобная ситуация довольно часто встречается. В культуре сложилась ситуация, когда понятие "попса" в данном значении, потеряв свои чёткие критерии, постепенно переходит в категорию простых ругательств, теряя при этом и необходимость аргументации. Например, люди признаются, что употребляют слово "попса", когда "неохота тратить время и слова, чтобы доказывать, что из себя представляет какая-нибудь безвкусица". Как заметила одна девушка,  - "это слово стало в последнее время употребляться по любому поводу, заменяя собой аргументы. Слово считается всеобъясняющим и всемогущим". И действительно, порой спорить с человеком, который называет что-то попсой, очень сложно, так как ему кажется лишним приводить какие-то аргументы в свою пользу, для него понятие "попса" самодостаточно и не требует пояснений. При этом к вашим аргументам этот человек, как правило, остаётся глух. Таким образом, "попса" становится "в каждой бочке затычкой", неким универсальным аргументом, точнее заменителем аргументов. Такая ситуация в культуре, на мой взгляд, довольно опасна, так как приводит к невозможности или ограниченной возможности диалога между людьми. В данном значении слово "попса" обладает ярко выраженной негативной коннотацией и употребляется достаточно часто. 

Как самостоятельное значение, вышедшее, судя по всему, непосредственно из значения "попса как жанр поп-музыка", можно выделить редко встречающееся "Попса" как проявление лиризма.
В этом значении попсой называются проявления лирических чувств в творчестве, преимущественно в музыке и литературе, особенно в поэзии. Чаще в этом значении слово "попса" употребляется, если субъект творчества мужского пола. Подобное проявление лиризма вызывает смех с одновременным отвращением у некоторых людей. В таком случае они могут назвать такое лирическое произведение (обычно) или его автора (значительно реже) попсовым или попсой, сопровождая свою оценку словами "сопли", "слюни", "бабский плач" и т.д. Такое употребление понятия "попса" обладает только негативной семантикой и, как я уже сказал, встречается редко.
Я выделил это значение в качестве самостоятельной ветки, так как в процессе его формирования, на мой взгляд, не происходит абсолютизация одного из критериев попсы как жанра поп-музыки. Употребляющие слово "попса" в этом значении интуитивно соотносят лиризм рассматриваемого произведения с традиционным "плаксивым" лиризмом поп-музыки, и, соответственно, называют попсой такое произведение "попсовым" или "попсой". Также играет роль фактор общедоступности, понятности такого лиризма всем, что является одним из критериев попсы как жанра поп-музыки, однако в данном случае этот фактор, на мой взгляд, не является определяющим и здесь не  происходит процесс его абсолютизации. 

И последнее значение понятия "попса", которое, несмотря на его связь со  значением "как все", нужно, на мой взгляд, выделять всё-таки в отдельную ветку, - это значение
"понятие "попса" как синоним понятия "пошлость" в молодёжной культуре". Понятие "попса" практически вытеснило из активного молодежного языка понятие "пошлость", или, во всяком случае, забирает часть поля его употребления, оставляя "пошлости" лишь обозначение скабрезностей, непристойных выражений и шуток на сексуальную тему. Во многих других значениях слова "пошлость" "попса" просто замещает его и употребляется вместо него в молодёжной среде в аналогичных ситуациях. Иногда среди молодёжи слово "пошлость" употребляется в одном из своих исторических значений, чтобы усилить понятие "попса"; в этом случае "попса" и "пошлость" стоят как бы через запятую. Так же, как и в случае с "пошлостью", "попсой" может быть названо почти всё что угодно (об интуитивных ограничениях расширения семантики понятия "попса" будет сказано ниже). Но между "пошлостью" и "попсой" есть существенное различие. С понятием "пошлость" в одном из основных его значений связана ложная претензия, или претензия неистинного на истинность[2]. Оппозиция "истинный - псевдоистинный" является одной из ключевых оппозиций, характеризующих понятие "пошлость". В случае с понятием "попса" эта оппозиция не важна, а основная оппозиция - "массовый - элитарный". Более того, человек может делать что-то действительно искренне и на самом деле "истинно", однако только из-за того, что его творение, например, становится популярным, оно может быть названо "попсой". В рассматриваемом значении понятие "попса" употребляется исключительно с негативной коннотацией и довольно часто.
      Широкое распространение понятия "попса" и расширение его семантики в последнее время связаны с характеристиками сегодняшнего поколения молодёжи. Дело в том, что это поколение, для которого музыка больше чем просто объект культуры. Она отображает определённый стиль жизни. Вопрос о том, какую музыку ты слушаешь, во многом определяет восприятие тебя окружающими и это один из основных способов выразить свою внутреннюю позицию по отношению к миру. Это и объясняет то, что среди этой молодёжи музыкальный термин "попса" и получает такое распространение и далеко выходит за рамки изначального поля своего употребления. В качестве социальных характеристик людей, употребляющих понятие "попса" с отрицательной семантикой, можно выделить то, что это, прежде всего, молодёжь, и это люди, считающие себя выше чего-то, выше какого-то уровня, который они называют "попсой", такие люди дистанцируется от массы окружающих их людей. Также можно сказать, что преимущественно это люди, воспитанные на рок-культуре или культуре электронной музыки радикального характера.

           Итак, мы выделили и описали основные значения понятия "попса". Как видно, этих значений достаточно много, и некоторые из них довольно далеки друг от друга. Несмотря на такую размытость понятия и разбросанность смыслов, можно выделить несколько общих характеристик, присущих  любому значению понятия "попса".
 
Неотъемлемые характеристики понятия "попса":

1.   Отсутствие положительных коннотаций явно бросается в глаза. Чаще всего "попса" употребляется с негативной коннотацией, гораздо реже - с нейтральной, но никогда не употребляется с положительной. Попсовость субъекта или объекта никогда не отмечается как его достоинство (До недавнего времени это было так. Теперь почти никогда - об этом смотри дальше). Можно сделать вывод о том, что общая семантика понятия "попса", безусловно, отрицательная.

2.   Неотъемлемая связь с массой.  Во всех своих значениях "попса" так или иначе связана с массой. Если абсолютизируется критерий массовой направленности "попсы", то связь с понятием "масса" очевидна. Связь значения ""попса" как творчество, понятное большинству" также очевидна и проявляется уже на уровне названия самого значения. Значение "попса как творчество ради зарабатывания денег" предполагает, что деньги будут зарабатываться за счёт массы, только на массе можно заработать большие деньги. Творчество ради продажи произведений (например, живописи) небольшой богатой элите, судя по всему, попадает под категорию "деньги за творчество", никто не называет такое творчество попсой, что говорит о том, что связь попсы и массы незримо присутствует практически всегда, скорее всего на вышеобозначенном уровне культурной интуиции. Люди, употребляющие понятие "попса" в качестве ругательного слова, дистанцируются от тех, кто потребляет продукт, который они назвали попсой, и под теми, кто его потребляет, они понимают массу. Употребляющие слово "попса" в значении "проявление лиризма" интуитивно соотносят лиризм рассматриваемого произведения с традиционным "плаксивым" лиризмом поп-музыки, а эта поп-музыка уже напрямую связана с массой. Плюс подсознательно играет роль общедоступность и понятность всем этого лиризма, что тоже является прямой связью с понятием "масса". Связь значения "попса" как синоним "пошлости"" с массой непосредственно проявляется через основную характеризующую оппозицию "массовый-элитарный". Строгую связь попсы и массы подчёркивает то, что то, что не предназначено для масс, то, что массе непонятно и никак с ней не связано, никем не называется попсой.

3.   Простота восприятия. Понятие "попса" во всех его значениях характеризует простота восприятия. Если что-то называется попсой, то это не может быть сложно, не может быть замысловато, непонятно и нагружено смыслом. Соответственно то, что обладает этими последними характеристиками, не может быть названо попсой. Это достигается тем, что простота как неотъемлемая характеристика попсы заложена на уровне культуры и интуитивно присутствует в подсознании носителей этой культуры.

4.   Отсутствие интеллектуальности. Многие участники форумов в той или иной форме отмечали то, что попса не может быть интеллектуальной, умной. Наоборот, попсе приписывали бессмысленность, глупость и тупость. То, что требует значительных умственных усилий для своего восприятия, никем не называется попсой. Можно говорить о том, что, как и все остальные неотъемлемые характеристики понятия "попса", отсутствие интеллектуальности прочно связано с этим понятием на уровне культуры и действует на носителей культуры через культурную интуицию.

Заключение
        В результате анализа обсуждений проблематики понятия "попса" на большом количестве интернет-форумов была произведена попытка создания систематизированного среза семантики этого понятия. Было прослежено возможное происхождение слова "попса", выделены все основные его значения, которые удалось обнаружить, показаны механизмы формирования этих значений, а также найдены общие характеристики, присущие всем значениям понятия одновременно. Оказалось, что значений слова "попса" достаточно много. При этом некоторые из них сильно отличаются друг от друга, например, значение "попса как проявление лиризма" мало общего имеет со значением "попса как синоним низкопробности…" и "попса как творчество ради зарабатывания денег", а значение ""попса" как синоним "пошлости"" - со значением "попса как поп-музыка". Характеристик же, которые объединяют все эти понятия, удалось обнаружить всего четыре. Все они, а именно почти всегда отрицательная семантика, связь с массой, простота для восприятия и отсутствие интеллектуальности, действуют на уровне культурной интуиции, формируя некие рамки, за которые употребление этого понятия выйти пока не может. Также существует и интуитивная ассоциация "попса как поп-музыка", действующая на уровне привычки вне зависимости от сознательного отождествления или не отождествления понятий "попса" и "поп-музыка" индивидом. Большое количество разнообразных значений понятия "попса" свидетельствует о крайней размытости этого понятия. Темпы роста интенсивности употребления понятия "попса", особенно в молодёжной среде, свидетельствуют о динамичности развития семантики понятия и её возможном изменении в ближайшее время, а также о возможном преодолении в будущем интуитивных рамок, заданных вышеназванными четырьмя неотъемлемыми характеристиками понятия. Первым шагом в сторону преодоления этих интуитивных рамок стало открытие недавно в fm-диапазоне радиостанции "Попса", которое позиционирует себя как "радио попсовое" и, в общем, ставит себе это в достоинство, таким образом отбрасывая первую из четырёх внутренних интуитивно ощущающихся границ, препятствующих дальнейшему расширению семантики понятия. Здесь мы видим яркий пример того, когда в культуре совершается своеобразный контр-шаг, действующий примерно по следующему механизму: если все называют попсу плохой и используют это слово с негативной коннотацией, мы перевернём всё наоборот, и за счёт этого сразу выделимся из общей массы и поднимемся над всеми остальными. Посредством таких контр-шагов интуитивные рамки, ограничивающие пока дрейф смыслов понятия "попса", через некоторое время могут быть преодолены.
Февраль-март 2004 г.

1. Здесь приведены только те значения, которые могут относиться к теме этой работы, то есть не принимаются во внимание значения типа "хлопок ", "лопаться" и т.д. Здесь и далее переводы статей словаря мои.
2. Я привожу здесь фрагмент статьи В.В. Глебкина "Пошлость", написанной для энциклопедии "Культурология" (в печати). В.В.Глебкин пишет: "Пожалуй, наиболее важным для понимания Пушкиным слова "пошлость" является словосочетание "пошлые полуистины", приводимое им в черновиках статьи "Александр Радищев" ("..наряду с пошлыми полуистинами/ с примесью пошлых полуистин и преступного пустословия"): пошлыми Пушкин называет рассуждения, имеющие характер общих мест, но, тем не менее, выражающие стойкие и опасные заблуждения, удаляющие нас от истины. Такой взгляд можно проследить на различных уровнях: философские доктрины (материализм, хотя и модный в обществе, но лишающий мир высшего смысла и цели, и поэтому крайне опасный по сути), стиль поведения (человек ведет себя так, как принято, но это совершенно не соответствует внутренней логике ситуации, сути вещей, требующей от него других поступков, других слов) и т.д. Пошлой может быть названа как метафизика Гельвеция ("Александр Радищев"), так и мадригал, который Онегин шепчет Ольге, или сравнения у Батюшкова ("Заметки на полях перевода Батюшкова из Парни "Мщение"")."

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.