28 марта 2024, четверг, 14:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 мая 2004, 10:21

Иванов, объединитель Грузии

Бывший российский министр, ныне секретарь Совета Безопасности России Игорь Иванов теперь может считаться объединителем Грузии. После недолгого разговора с ним Аслан Абашидзе вынужден был прилететь в Москву, покинув землю, на которой обладал полнотой власти. В том числе: экономической (порт и все доходы от него), военной (в отличие от Шеварнадзе у Абашидзе были действительно преданные вооруженные сторонники), административно-клановой («семейное» управление по типу российских национальных регионов) и даже исторически освященной (род Абашидзе княжил здесь на протяжении веков). Во время обеих «революций роз» именно представитель России удержал смещаемых лидеров от продолжения сопротивления, еще возможного, но уже бессмысленного и беспощадного.

Иванов два раза удержал Грузию от кровопролития - и слава Богу. Но поскольку он по профессии дипломат, а не мать Тереза, следует задать ряд вопросов к российской внешней (а заодно - и внутренней) политике, и не только по отношению к эпохальным грузинским событиям. Если монах за добро не должен даже желать благодарности, то дипломат, увы, должен.

В свернутой форме вопрос можно сформулировать следующим образом: какое волшебное слово сказал Иванов сначала Шеварнадзе, а потом Абашидзе, и кто продиктовал Иванову это волшебное слово. Вопрос важный и для внутренних дел в России, в частности для идеологии и, извините за выражение, консолидации. Потому что даже государственные телеканалы не очень понимают, как рассказывать об этих событиях. Кто мы, что и зачем делаем в СНГ – неясно.

Картина обитаемого нами мира, в которой мы будем задавать вопросы, примерно такова. Россия имеет ряд важнейших ресурсов для политики на территории распавшегося СССР: экономические (обеспеченные капиталами госмонополий и крупных корпораций), традиционные элитные (ряд исторически сложившихся связей и контактов) и население (в некоторой своей частью ориентированное на Россию или, по крайне мере, изначально дружественное). Их хватит для мощного влияния, но нет ресурсов для самостоятельной, не нуждающейся в грандиозных дипломатических усилиях и в международном партнерстве политики даже в СНГ. При этом на этой же территории у России есть мощный конкурент – США, у которых есть свои цели и ресурсы. Пока более определенные и потому сильные.

Поэтому первое уточнение вопроса: какие существуют договоренности между Россией и США по поводу Грузии (Украины, Молдавии, Средней Азии). Хорошим ответом было бы наличие партнерства, негласного договора о разделении целей и типов влияния. Такие договоренности всегда ограничены осознанием конкуренции, и больше необходимы России, чем Штатам. Американцы пока более успешны в установлении политической лояльности властей, Россия – в экономической экспансии. Так что поле для торговли и партнерства имеется. Здесь как минимум нужно добиться того, чтобы наши конкурентные преимущества вообще работали, что пока вопрос: сильная политическая власть, опирающаяся на внешнюю поддержку, способна перепахать и экономические связи, а на традиционные связи наших народов наплевать, тем более, что мы и сами уже не раз плевали.

Второе уточнение вопроса: какие в реальности у нас договоренности с лидерами в Грузии и СНГ. Тут проблема упирается в традиционно слабую с некоторого времени внешнюю политику в той части, которая работает с нынешними и будущими лидерами стран. Мы, увы, ненадежны и слово не держим. Как рассказывал Махмут Гареев, вышедший последним из Афганистана, Россия могла оказать важную услугу нынешнему лидеру страны Карзаю еще 15 лет назад, просто предоставив самолет для выезда за рубеж. И этого не сделала – по особо извращенной глупости. Не говоря уже о том, как мы кинули всех бывших друзей по всему миру.

Теперь интересно – в каком смысле будем иметь какие-либо связи с нынешними и будущими элитами той же Грузии. Аслана Абашидзе увезли – ладно. А что будет с его сыном, с его кланом? Мы ведь знаем, что случилось с ближайшим окружением Шеварднадзе. Тут опасно быть циником, считая, что «отработанные» друзья уже не друзья, – клан Абашидзе в той или иной форме правил Аждарией веками, и никто не гарантирует того, что его представители не понадобятся Грузии в будущем.

В современной ситуации «кидать» старых друзей могут позволить себе только Штаты. Потому что все равно вся мировая элита будет учиться на английском языке в каком-нибудь Гарварде. А Россия должна научиться держать слово. Можно и нужно привязывать во взаимовыгодном партнерстве Михаила Саакашвили и при этом не предавать опальных лидеров.

Третье уточнение вопроса: как мы объясним народам бывшего СССР преимущества партнерства с Россией. Предавать народы еще более опасно, чем «кидать» элиты. И здесь мы за последние 15 лет предавали не раз. Мы слишком часто становились на сторону непопулярных политиков, а не на сторону стран. Это имеет отношение и к проблематике суверенности-сепаратизма.

Слабая политика по принципу «разделяй и властвуй» в нашем случае без второго слова. В частности, мы поманили Абхазию, но мало чего смогли сделать для ее народа, живущего в полупрозрачной изоляции, вне благ включения в большую экономику. И не смогли предложить никакой интеграции даже при очень слабой Грузии. Для того, чтобы вести политику поддержки сепаратизма и при этом не предлагать интеграционных проектов, – это очень слабая и циничная политика. Такую политику умеют вести англоязычные империи при подавляющей мощи, и то вдалеке от метрополий (см., например, разделение Индостана на две страны).

России нельзя строить политику в СНГ, балансируя на грани конфликтов, то есть грубо и цинично по отношению к исторически родным народам. Сила в том, чтобы предлагать объединение с нами или помогать объединению рядом с нами. Пока объединением Грузии управляем не мы – мы слишком долгое время играли на разделение.

В это время сама Россия – удобный объект внешнего воздействия по принципу «разделяй и властвуй», а Владимир Путин - в отличие от Михаила Саакашвили - не может сказать, что «отсюда началось объединение страны», учитывая то, что происходит в Чечне, и окончательное оформление феодальных кланов в ряде российских регионов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.