28 марта 2024, четверг, 18:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 марта 2004, 13:29

Хоккей: Металлурги отправляются за золотом. В последний раз.

Регулярный чемпионат России по хоккею завершен. Стартовавшие в среду матчи плей-офф расставят последние точки над последними “i” и укажут обладателей наград сезона-2003/2004. Но как ни интересна судьба золота, серебра и бронзы, интрига по их добыванию во многом уступает интриге в отечественной тяжелой металлургии, от которой напрямую зависят судьбы российского хоккея.

О роли металлургических комбинатов в нашем спорте можно слагать поэмы. На фоне полного безденежья середины 90-х они выступили единым фронтом и вдохнули новую жизнь в близкий к кончине российский хоккей. То, что наша Суперлига считается сегодня первой в Европе и второй в мире после НХЛ, – их заслуга. Магнитогорский и Новокузнецкий “Металлурги”, “Северсталь”, “Мечел” и “Ижсталь” вместе с “нефтяными” “Авангардом” и “Нефтехимиком” и “региональными” “Локомотивом”, “Ак Барсом”, “Сибирью” и “Салаватом” сформировали новое лицо второго по популярности вида спорта. Переместившись из столицы в провинцию, на волне местного патриотизма он обрел вторую молодость. Магнитогорск, Череповец, Новокузнецк, Омск стали спортивными центрами государственного значения, куда с удовольствием едут играть настоящие звезды как из Европы, так и из-за океана. Если возвращение ветерана Валерия Каменского наделало много шума, то приезд обладателя Кубка Стенли Олега Твердовского стал настоящей сенсацией. Участие в российском первенстве ведущих чешских и словацких игроков давно не вызывает удивления (Власак, Патера, Вуйтек, Салфицки и др.), а тренер “Локомотива” и “Ак Барса” чех Владимир Вуйтек и вовсе стал своим.

Естественно, таких результатов нельзя было добиться без существенных капиталовложений. Впрочем, “существенных” - это не то слово. Вложения эти были и остаются громадными, гигантскими, колоссальными и это при том, что клубы создавались практически на пустом месте. Сегодня никого не пугает идея Профессиональной хоккейной лиги включить в перечень требований к клубу минимальный размер годового бюджета в 5 миллионов евро. Более того, ряд президентов высказался за то, чтобы увеличить эту сумму.

Вывод: в реальности они оперируют куда большими средствами.

Бюджеты клубов очень закрыты, но аналитики приводят приблизительные данные, по которым содержание магнитогорского “Металлурга” обходится в 23-25 млн. долларов, “Локомотива” в не менее чем 25 млн., “АК Барса” на уровне 20 млн. Прошлогодний “серебряный” сезон “Северстали” по более-менее официальным данным стоил около 18 млн., а по неофициальным – до 30. Где-то в тех же заоблачных высотах держится и финансирование “Авангарда”, самого богатого клуба Суперлиги. Зарплата некоторых игроков достигает 800 тыс. долларов в год. Для сравнения: в богатейшей североамериканской хоккейной лиге базовая зарплата основной массы игроков составляет от 200 до 800 тыс., а суммы свыше миллиона долларов получают исключительно звезды высшего мирового уровня, причем НХЛ всячески старается ограничить рост их зарплат. В России если какие ограничения и предвидятся, то не по максимальному, а по минимальному уровню дохода хоккеиста. Такие причудливые формы наш хоккей приобрел не в последнюю очередь благодаря участию металлургических комбинатов.

Закончившийся регулярный чемпионат на первый взгляд не оставил и тени беспокойства по поводу того, что все это благополучие может неожиданно рассыпаться в прах. Первое место, уверенно и убедительно, заняла “Магнитка”, а ее коллеги из Новокузнецка совершили гигантский скачек с девятого на четвертое место, впервые за четыре года попав в плей-офф. То есть металлурги вновь проявили себя большими друзьями хоккея. Однако за одним – и очень важным! – исключением: череповецкая “Северсталь”, которая года назад на равных оспаривала у “Локомотива” золото, неожиданно ушла в штопор и совершила катастрофическое падание на четвертое с конца место, едва не вылетев из Суперлиги. Маневр примечательный и совершенно несвойственный заботящемуся о своей репутации менеджменту комбината и лично Алексею Мордашову. Подобная щепетильность в вопросах имиджа пока, к сожалению, свойственна лишь крайне ограниченному числу российских компаний и предпринимателей и вызывает глубокое уважение. Тем больше удивление от новой ситуации в “Северстали”.

Экс-главный тренер череповчан Сергей Михалев утверждал, что финансирование его команды на этот сезон не сокращалось. Однако и он не отрицал того, что предоставлено оно было в столь поздние сроки, что не только укрепить команду не удалось – не получилось даже сохранить костяк тех игроков, кто выиграл для “Северстали” серебро-2003: Вуйтек, Юдин, Нуртдинов, Епанчинцев… (Думается, впрочем, что даже поздних средств, будь они все-таки выделены в полном объеме, хватило бы, чтобы занять место как минимум в десятке). Налицо потеря интереса руководства комбината к “родной” команде. О причинах охлаждения можно пока только догадываться, но многое становится ясным с появлением информации о готовности Новолипецкого металлургического комбината и Череповецкой “Северстали” влиться в состав крупных международных холдингов. В этом контексте “антиспортивные” действия руководства комбината выглядят вполне логично и объясняются стремлением повысить инвестиционную привлекательность производства. Хоккейная команда, на которую уходит 20-30 млн. долларов в год (часть которых, очевидно, проходит по закрытым схемам), в глазах иностранного акционера будет выглядеть как минимум ненужным балластом. А потому не стоит удивляться, если на будущий год ХК “Северсталь” продолжит свое падение и расстанется с Суперлигой. Если вообще не прекратит свое существование.

Судьба одного клуба - не трагедия для всего хоккея. Однако в данном случае она рискует обернуться большой бедой – в силу той тесной связи между отраслью промышленности и видом спорта, о которой мы писали выше. Если слияние Новолипецкого и Череповецкого комбинатов с иностранным капиталом все же произойдет, то, - в силу чисто экономических, а никак не спортивных причин, - они получат мощные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на международном рынке. Что заставит остальных игроков – рынка, а не хоккейной площадки, - думать о повышении рентабельности своего производства, а не о спортивных победах. А вот это уже безусловно не может не сказаться на бюджетах хоккейных клубов. Процесс адаптации к новым экономическим условиям может занять не один год, но есть все основания считать, что через пару лет “металлургические” команды будут играть в отечественном спорте куда меньшую роль: ведь пока трудно ожидать, что иностранный инвестор захочет вкладывать деньги в развитие спорта на своем сталеплавильном предприятии.

Кто придет на место металлургам? Нефтяники? Машиностроители? Химики? Пищевики? – очередь выстраиваться не торопится, а региональные администрации и сами завязаны на доходы от тех же промышленных производств. И болельщикам остается только надеяться, что уход металлургических денег, если он станет неизбежен, не отбросит наш хоккей на 10 лет назад.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.