29 марта 2024, пятница, 12:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 марта 2004, 14:32

Московские выборы: управдомы против врачей

Существует забавный парадокс столичного сознания – никакому москвичу, обустраивающему себе дачу, не придет в голову, что кто-то должен починить ему крышу, починить дорожку, провести водопровод. Он либо это делает сам, либо за это платит. Приезжает в город – сознание переключается. Он не думает о состоянии своего дома, пока потолок не потечет. А о мусоре во дворе или громыхающей стройке на месте детской площадки - тем более.

Жизнью этот москвич доволен – ему кажется, что он неплохо устроился на халяву. Все, что у него есть – это бесплатно. Хотя каждый год среднестатистический москвич отдает в городской бюджет порядка 35 тыс. рублей – за что получает иллюзию, что ему все блага даются бесплатно.

Отсюда и иждивенческая психология, которой пользуются власти. По идее все вопросы местного значения (то есть то, каким образом наши деньги будут на нас тратиться) должны решать выборные органы местного самоуправления. Бюджеты этих образований невелики (0,24% от городского бюджета) и идут в основном на содержание офисов. Однако их полномочия позволяют все же влиять на некоторые вопросы – от уборки мусора до вопросов более серьезных. Скажем, любое градостроительное решение должно быть согласовано с муниципальным собранием.

Приближающиеся выборы в органы местного самоуправления, о которых не знает большинство будущих избирателей, станут своеобразным тестом на то, насколько люди хотят влиять на происходящее в непосредственной близости от собственной квартиры.

Любопытный момент - бюджет органов местного самоуправления идет напрямую из кармана москвича – налога на имущество физических лиц и налога на наследство и дарение. Пускай это не очень большие деньги, однако важно контролировать, чтобы и они тратились на непосредственные нужды района.

Но стратегия московских властей другая. Заместитель мэра Москвы Анатолий Петров, который курирует муниципальные выборы, занят выведением идеального муниципального советника. Лучше всего, когда это бюджетник – директор школы, главврач больницы, работник ЖКХ, социального, культурного, спортивного учреждения. От себя добавим – еще и член партии “Единая Россия”.

Система достаточно продуманная – любой нормальный директор школы, на котором лежит ответственность за детей, в первую очередь будет думать о них, главврач – о больных и т.д. Отсюда и возможность манипулировать ими, используя зависимость от государственного финансирования, работы многочисленных проверяющих… Зато и избиратели попадаются на понятную удочку: врач из соседней поликлиники или директор школы вызывает большее доверие, чем какой-нибудь руководитель товарищества собственников жилья. Всякий смотревший “Бриллиантовую руку” понимает, что управдом хуже директора школы. От избирателей просто ускользает тот момент, что директор поликлиники – по сути государственный чиновник, а управдом имеет хоть какие-то основания представлять интересы жильцов.

О выборах в муниципалитеты мы беседуем с депутатом Мосгордумы Дмитрием Катаевым.

Существует ли какая-нибудь интрига и содержание в этих муниципальных выборах?

Лично для меня эти выборы гораздо интересней, чем выборы президента или смена правительства. С президентскими выборами вообще все ясно. Кто бы ни пришел в правительство, все равно они будут обслуживать бюрократию. Не страшно, что муниципальные выборы проходят с президентскими. В этот раз они настолько формальные, что не будут отвлекать внимание от содержательных муниципальных. Кроме того, высокая явка, которую вряд ли бы удалось обеспечить, разбавляет влияние административного ресурса. Что касается содержания, то на районном уровне существует серьезная развилка. В любом случае выбранные люди будут вынуждены сотрудничать с администрацией, но важно, как они будут вести себя в конфликтных ситуациях - становиться на сторону жителей или подкладываться под администрацию.

Какие задачи стоят перед местным самоуправлением в Москве на ближайшие выборный цикл?

Именно в эти четыре года решится судьба многих микрорайонов на десятилетия. Очень трудно предсказать, каких раньше, каких позже. Но в любом случае жителям противостоят очень мощные силы – это единый комплекс: мэрия, Мосгордума, строительные фирмы, комплекс городского хозяйства, комплекс жилищного хозяйства. Огромные интересы, огромные доходы, миллиарды долларов. Если жители не будут представлены в этом процессе своими депутатами, то они наверняка проиграют.

От того, какой будет состав, зависит очень многое для каждого района. Осталось порядка 150 кандидатов от СПС, несколько десятков кандидатов от “Яблока” и, самое главное, остались несколько десятков кандидатов, выдвинутых инициативными группами, комитетами местного самоуправления. Всего в Москве будет выбрано 1535 советников. Еще в феврале московские отделения “Яблоко” и СПС подписали соглашение о совместном участии в региональных выборах. Кроме того, было принято решение о поддержке представителей комитетов самоуправления: ТОСов, домкомов и т.д.

Очевидно, что в большинстве муниципалитетов победить не удастся. Какова программа-минимум, программа-максимум?

Если в Москве будет хотя бы двадцать более или менее независимых муниципальных собраний – это уже полтора миллиона жителей. Это серьезный плацдарм, чтобы вести дальнейшее наступление. Оно будет в любом случае продолжено. Если после выборов останется хотя бы одно независимое муниципальное образование, мы обратимся в Конституционный Суд и докажем, что существующие ограничения прав местного самоуправления несоразмерны.

И насколько реально влияние этих органов?

Собрание может вызвать любого чиновника из управы или префектуры. Я не знаю случая, чтобы он не явился или сказал, что это не вашего ума дела, не ваша компетенция. Определенный пиетет перед легитимно выборными людьми существует. Авторитет муниципалитетов явно выше, чем их формальные полномочия.

Каким образом московские власти препятствуют регистрации независимых кандидатов?

Избирательные комиссии в Москве ведут себя очень избирательно. Снимали с выборов в первую очередь независимых кандидатов: коммунистов, представителей СПС, “Яблока”. Обычно это происходит на стадии проверки подписных листов – подписные листы бракуются за малейшие неточности. Например, не в ту графу записан адрес. А если дело касается депутатов от “Единой России”, там все наоборот. У кандидата от СПС в Гагаринском районе возникли претензии к списку “Единой России”, мы обратились в суд. Суд затребовал протокол конференции московской организации “Единой России”, на которой они выдвигались. Несмотря на то, что этот протокол не был предоставлен – все сошло с рук.

Вступивший в силу в конце 2002 года закон о местном управлении в Москве был сделан с прицелом на выборы. Кроме того, что муниципалитеты серьезно ограничили в правах, их еще отделили от районных управ, которые по сути являются районными филиалами префектур. В предвыборный период управы работают в качестве локальных штабов по администрированию выборов.

Каким образом это администрирование осуществляется?

Несколько представителей управы обязательно являются членами местных избиркомов. Состав этих комиссий подбирается управой - как правило, при участии префектуры. Сам избирком размещается в управе и находится у нее на крючке. Управа предоставляет ксерокс, связь и все прочее. Кроме того, вся районная инфраструктура подчинена управе и есть немало примеров, когда уборщицы или дворники получают задания срывать одни листовки и расклеивать другие. И, наконец, – непосредственное давление на избирателей.

В Гагаринском районе школьники получают письма, в которых просят объяснить родителям, что у в районе-де плохая обстановка с образованием и здравоохранением. И если хочется, чтобы эта обстановка была лучше, надо голосовать за представителей образования и здравоохранения. Встречи с этими кандидатами происходят в школьных зданиях, которые другим депутатам не предоставляются. Эти встречи ведет глава управы, который говорит избирателям: хотите, чтобы поликлиника нормально финансировалась, вот главный врач – выберите его.

А разве главврач не госчиновник?

Формально врач не госчиновник – это не считается государственной службой. Если бы врач был госчиновником, для него это было бы даже хорошо – ему была бы гарантирована государственная пенсия.

Чего тогда плохого в этих врачах?

Они зависит от мэрии больше, чем чиновники. Чиновник рискует только карьерой – не получит повышения, премии, в крайнем случае - пойдет работать в другое место. А главный врач в поликлиники рискует не только своим рабочим местом, но и всей поликлиникой. Не будет денег – не будет рентгеновского кабинета, не будет штат укомплектован – люди будут стоять в очереди. Лекарств он получит меньше, чем другие. То есть он подведет не только себя, но и жителей.

Кто же тогда идеальный кандидат?

Председатели комитетов самоуправления. Они всегда прекрасно знают, как ведет себя глава управы, как ведет себя действующий депутат. И это уровень не простого обывателя, а чуть повыше: старший по дому, глава ТОСа. Эти депутаты реально близки к жителям.

Насколько большой интерес к выборам?

В эти выборы вкладывается значительно больше денег, чем в прошлые. К ним и интерес больше. Прошедшие муниципальные выборы не были такими политизированными. Чиновники и строительные монополии понимают, что этот уровень очень важен и ведут расчистку поля. Строительный бизнес с большей охотой вкладывается в выборы. Но не только строители имеют там интерес. Это и торговля, благоустройство, образование, здравоохранение. Все они заинтересованы в том, чтобы получить контрольный пакет в муниципальных собраниях.

А есть ли самостоятельные кандидаты от этих структур?

Не слишком много – в основном от строительных организаций. Есть ряд кандидатов от “Седьмого континента”. Дело в том, что весь этот бизнес на 100% завязан с администрацией. Нет необходимости проводить своих людей – достаточно договориться с управой, которая имеет в муниципалитете большинство. Но в любом случае в представителях бизнес-структур в муниципалитетах нет ничего особо хорошего. Чем будет заниматься кандидат от “Седьмого континента”? Пробивать новое место для своего магазина. Интересы жителей для него значат не много.

Вы сказали, что выборы политизированные. Какую роль на этих выборах играет партия власти?

“Единая Россия” идет на эти выборы, причем с воплями и визгом. Партия власти выставила депутатов по всем округам - даже больше, чем надо. У них коллективная агитация. На прошлых выборах не было такого наглого давления одной партии на комиссии, на управы, короче - на весь процесс. Кандидаты от партии власти получают несоразмерно большие суммы, чем кандидаты из других партий. Кандидатам от “Единой России” с большой охотой дают деньги фирмы, которые потом с лихвой компенсируют свои затраты. Это такая своеобразная форма отката. Это фирмы, связанные в первую очередь со строительством, но в то же время и ремонтные, и работающие в сфере благоустройства.

Много ли денег будет потрачено на этих выборах?

Официально избирательный фонд каждого кандидата может быть до 300 тыс. рублей, что немало. Для того, чтобы пройти, достаточно 5 тыс. голосов. Т.е. закон позволяет тратить на каждого избирателя по 60 рублей. По факту получается ситуация, что один кандидат обходится десятью тысячами рублей, а другой тратит сто-двести тысяч. При этом тратят и неофициально. Вот, например, газета “Деловой партнер” “Единой России” (показывает газету), изданная в Северном округе. Написано – “Информационное издание общественного фонда поддержки всероссийской партии “Единство” и “Отечество” - “Единая Россия””. В ней реклама депутатов на довыборы в Мосгордуму и по шести районам – кандидаты в муниципальное собрание. И во всей этой газете вы не найдете положенных по закону выходных данных, в которых было бы написано, что газета “финансируется из фонда кандидата”. Причем, это сделано тогда, когда снять с выборов закон уже не позволяет – осталось меньше, чем три дня.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.