29 марта 2024, пятница, 07:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 декабря 2003, 15:53

Украина: все в тумане – от Тузлы до конституции

Прошедшая неделя в Украине была богата событиями. Главные разворачивались в парламенте. Полит.ру уже писало о том, как оппозиция отчаянно пыталась блокировать принятие поправок к конституции страны в первом чтении. Полезно поговорить о том, что осталось за рамками действительно яркой телевизионной картинки.

Итак, что предусматривают эти поправки? После выборов 2006 г. в Верховную Раду именно она изберет нового президента. Сами выборы в Раду пройдут не по смешанной системе, как сейчас, а только по партийным спискам в едином мажоритарном округе. Выборы президента в 2004 г. состоятся как запланировано, но лишь на срок полтора года.

Стремление оппозиции сорвать принятие поправок на самом деле выглядит довольно странно. Во-первых, поправки учитывают многие предложения, с которыми еще недавно эта оппозиция и выступала – пропорциональная система выборов, переход от президентской республики к парламентской. То обстоятельство, что Ющенко в случае принятия поправок будет избран лишь на полтора года (а оснований сомневаться в его победе в 2004 г. нет), могло быть предметом торга. Если бы оппозиция позволила состояться дебатам по этим поправкам. Но сторонники Ющенко, Тимошенко и Мороза предпочли ночевать в парламенте, дудеть в дудки, включать сирены, забивать в щели аппаратов для голосования пятикопеечные монеты. Их позиция оказалась проста как мычание – от этой власти никакой реформы не примем, даже разумной.

Первым следствием такой позиции стал развал прежней антикучмовской коалиции – коммунисты голосовали вместе со сторонниками президента. Следующие на очереди – социалисты Мороза, именно их голосов не хватает сторонникам поправок для их принятия во втором чтении. (Сейчас за поправки голосовало 276 депутатов, а во втором чтении надо 300 голосов.)

Второе следствие – сделав невозможным нормальное обсуждение и голосование проекта, оппозиция теперь будет упирать на процедурные нарушения при принятии поправок. Судя по всему, в марте, при втором чтении, нас ждет еще более яркое зрелище с подмостков Верховной Рады. Остается только надеяться, что ни себя, ни здание никто палить не будет.

Ясно, что если Ющенко займет президентское кресло, он будет пытаться так или иначе заблокировать введение поправок в жизнь. Раду по-прежнему будет контролировать прокучмовское большинство. Легитимный путь для Ющенко – инициировать общенациональный референдум, но за полтора года можно не успеть.

В теории переход к парламентской республике в Украине дело полезное для демократического развития. Но практика может “корчить рожи” – региональные кланы могут устроить такую парламентскую республику, что Украина снова начнет трещать по швам.

В любом случае ясно, что такие изменения в конституции и то, как они принимаются, повышают нестабильность и непредсказуемость ситуации у наших соседей в период президентских (2004) и парламентских (2006) выборов. И это действительно опасно, а значит остается надеяться, что в Кремле не забудут об осторожности при неизбежном искушении половить рыбку в это мутной воде.

В среду Путин и Кучма встретились в Керчи и о чем-то договорились. Насколько можно судить, пока согласились, что военные корабли третьих стран будут заходить в Азов только с обоюдного согласия России и Украины и что проход российских судов по Керченскому проливу будет бесплатным. К единому мнению о том, как проводить границу – по дну или по воде – пока не пришли. Пока ясно лишь, что МИД Украины, который проявлял крайнюю неуступчивость, от переговоров отстранен. С одной стороны, это благоприятное для России обстоятельство. С другой, это напоминает хорошо всем памятные украинские игры, первым изданием которых был знаменитый договор Ельцина и Кравчука в Массандре. То есть украинский президент нечто обещает и подписывает, но затем оказывается, что подпись эта недорогого стоит. А осенью 2004 г. Кучма вообще перестанет быть президентом, так что с окончательным договором надо поторапливаться. Поэтому по сути дела то, что произошло в Керчи, сводится к ускорению процесса выработки соглашения и устранению от контроля над ним с украинской стороны МИД. Иначе говоря, шансы на достижение устраивающего Москву соглашения повысились, но их еще надо реализовать. А вот вопрос, помог ли шантаж с косой Тузла достижению этого соглашения или он был полезен только для предвыборного пиара Рогозина, в любом случае останется без ответа.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.