28 марта 2024, четверг, 22:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 октября 2003, 18:08

Предъявите ваш единый

14 октября на коллегии Министерства образования были подведены итоги очередного года нашей жизни с ЕГЭ v Единым Государственным экзаменом. Эксперимент по введению общенационального теста, объединяющего выпускные школьные и вступительные вузовские экзамены, продолжается третий год. В 2001 году в нем приняли участие всего лишь пять регионов страны, в 2003-м v уже 47. Устроители ЕГЭ вполне довольны тем, как проходит эксперимент: по мнению министра образования Владимира Филиппова, мелкие проблемы имеются, но радужное будущее не за горами. «В 2004 и даже 2005 году распространить ЕГЭ на территорию всей России еще не удастся. Зато в 2006, можно надеяться, он станет обязательным для всех», v сказал Филиппов на пресс-конференции после заседания коллегии. Однако нельзя сказать, что подопытные v а именно, непосредственные представители школ и вузов v единодушно разделяют оптимизм министра. Этих «мелких проблем» такое количество, что они способны загубить все начинание.

«ЕГЭ v это не панацея от всех проблем, стоящих перед системой образования», v говорит Григорий Канторович, проректор Высшей Школы Экономики, которая включилась в эксперимент активнее других московских вузов. «С его помощью пытаются решить несколько задач. Первое v повысить доступность образования для ребят из провинции. Второе v получить объективную картину того, что делается с образованием в стране. И еще v необходимо облегчить жизнь школьникам: сейчас они перегружены и физически, и психологически». Есть и еще одна задача: ЕГЭ нужен для того, чтобы российские аттестаты и дипломы признавались за рубежом v без этого нам не стать полноправной частью Европы.

У единого экзамена, безусловно, масса преимуществ. Прежде всего v ослабляется вузовская коррупция (сохраняется она там, где будут свои экзамены в дополнение к ЕГЭ), поступить по блату становится практически невозможно. Но самое важное v исчезает непроходимая пропасть между провинцией и метрополией. Дело в том, что в последние десятилетие страна с точки зрения образования оказалась раздробленной: если в советское время 75% студентов московских вузов родом были из других городов, то уже в начале 90-х иногородних здесь осталось лишь 20%. И столица, и провинция варились в собственном соку. Теперь же абитуриенту, допустим, с Дальнего Востока, не надо будет ехать через всю страну для сдачи экзаменов; вполне достаточно разослать бумаги с результатами ЕГЭ в выбранные институты и спокойно дожидаться зачисления.

Суть нововведения очень проста. По окончании школы, в июне, выпускник обязан сдать пять экзаменов: три обязательных и два v по выбору. Каждый экзамен состоит из трех заданий. Первые два, достаточно несложные, должны выявить знание базовой школьной программы. Третье, творческое задание, придумано специально для обнаружения особо одаренных детей. Результаты экзамена подвергают машинной обработке, затем за дело берется независимая комиссия, которая проверяет результат, выданный компьютером, и оценивает творческую часть экзамена. Оценки выставляются по 100-балльной шкале.

Получив результаты ЕГЭ на руки, выпускник может разослать их в любое количество вузов. Там среди присланных документов проводится обычный конкурс, результаты которого объявляются публично v в том числе через Интернет. Работа приемной комиссии абсолютно прозрачна, личный фактор и возможность закулисных махинаций как бы устраняются, имеют значение лишь официально зафиксированные оценки. То есть в идеале все выглядит прекрасно v доселе неприкаянные провинциальные гении стройными рядами маршируют прямиком на Воробьевы горы, а вся Россия наконец-то сливается с европейской цивилизацией.

Однако с самого начала многое в проекте вызывало недоумение. Прежде всего v введение ЕГЭ нарушает всю систему отбора абитуриентов, которых до сих пор просеивали через сложное сито в виде многочисленных подготовительных курсов и аффилированных с вузами школ. Что теперь делать со всем этим хозяйством v решительно непонятно. Но в этом-то ничего плохого нет.

Более важно то, что результатом ЕГЭ может стать стандартизация образования. Вузу достается, по сути, кот в мешке v некая загадочная личность, в лучшем случае, хорошо знакомая со школьной программой. Но между школой и институтом в России существует ощутимый зазор v отчего, собственно, и развилось в таких масштабах репетиторство. Теперь придется этот зазор устранять v либо улучшать школьное образование, что звучит несколько утопически, либо снижать вузовские требования v что делать никому не хочется.

Эту проблему в Министерстве образования намерены решать одним из двух способов. Первый способ v позволить отдельным, наиболее авторитетным вузам проводить один профилирующий экзамен самостоятельно. Сходным образом поступают во Франции v чтобы попасть в одну из Grande Ecole (Ecole Normale, Ecole Politecnique и т.д.), необходимо отучиться на специальных подготовительных курсах, а затем сдать вступительные экзамены. Другой способ v скопировать американскую систему многоуровневго теста. Их в США существуют несколько видов: два основных v SAT (Scholastic assessment test v оценивает в основном знание школьной программы) и ACT (American College Testing v на умение самостоятельно мыслить). Есть и более продвинутый тест v APT (Advanced Placement Test). Для поступления обычно достаточно успешно сдать один из первых двух, однако учебные заведения с высоким рейтингом имеют право требовать APT.

И во Франции, и в Америке набор престижных институтов формировался годами. По какому принципу будут отбирать подобные заведения у нас v совершенная загадка. Ясно, что выбивать себе льготы будут практически все институты v за исключением уж совсем непопулярных, отчаянно нуждающихся хоть в каких-нибудь студентах. Кому эти льготы в конечном счете достанутся, скорее всего, будет зависеть от способов лоббирования.

Впрочем, все эти проблемы были очевидны с самого начала. Нынешний год v когда эксперимент принял масштабный характер v выявил новые, вполне конкретные проблемы. «Первое, с чем мы столкнулись v непривычный наплыв абитуриентов, v рассказывает Григорий Канторович. v Сейчас выпускник школы может действительно реализовать свое право поступать в несколько вузов одновременно. Раньше оно ограничивалось физически v вы не всюду сможете сходить и сдать экзамены. А теперь вы просто рассылаете документы и ждете, что будет дальше. В результате у вузов полная неопределенность v непонятно, какая на самом деле ситуация с конкурсом». Сложность тут еще вот в чем: согласно закону, поступивший в институт должен представить оригинал документов в трехдневный срок. Учитывая российскую ситуацию со скоростью доставки почты (вряд ли DH« всем по карману), многие из тех, кого примут в последний момент, на место выбравших иное заведение могут элементарно не успеть. Чтобы подобных сложностей не возникало, необходимо устроить своего рода общенациональную приемную комиссию, отслеживающую ситуацию с конкурсом в масштабе всей страны. Для этого, в свою очередь, надо создать грандиозную компьютерную базу данных, объединяющую все российские вузы. Это возможно v но с принципиально иным уровнем информатизации общества.

Еще одна проблема v доставшаяся нам с советских времен система льготного поступления в вуз для медалистов. Пока она существует, вводить ЕГЭ (суть которого v в объективной, не зависящей от школьных учителей оценке знаний их ученика) v бессмысленно. «Система льгот медалистам в условиях ЕГЭ v полный архаизм. Вы тут стандартизировали оценку, а требования к медалям остались прежними. Все знают, что в Дагестане, например, медалей существенно больше, чем в Москве», v говорит Канторович. Между тем юридически отменить льготы не так-то просто v они установлены законодательно. В Министерстве образования клянутся, что через два года медали вручат отличникам в последний раз v однако то же самое нам обещали и в 2001 году.

Все эти проблемы нельзя, конечно, назвать, нерешаемыми. В любом случае, нужно наладить, наконец, в стране, нормальную почту и нормальный уровень компьютерной оснащенности. Ну и еще v улучшить законы. Всего-то делов-

Собственно, здесь и кроется главная проблема ЕГЭ. То есть для введения единого экзамена необходима реформа не только образования, но и значительной части социальной жизни страны. Оптимистичные попытки приобщить Россию к Европе в одной отдельно взятой области неизбежно упираются в наше глобальное несоответствие необходимым стандартам. Грубо говоря: чтобы слиться с Европой, нужно Европой уже быть.

ЕГЭ отменять поздно v слишком далеко зашло дело. Однако вероятное развитие событий предсказать несложно: эксперимент в тех или иных масштабах будет продолжаться из года в год, в то время как повсеместное введение единого экзамена будет периодически откладываться. Пока, наконец, рано или поздно, мы и впрямь не начнем напоминать Европу. Тогда, может быть, и произойдет у нас окончательная реформа системы образования.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.