28 марта 2024, четверг, 13:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 сентября 2003, 12:43

Сталин-мультимедиа — Обзор культурных событий недели

В издательстве «Художественный журнал» вышла книга Бориса Гройса. «Искусство утопии». Сборник включает в себя переиздание монографии «Gesamtkunstwerk Сталин» и ряд статей. Эта написанная в 1988 году в Германии работа стала уже классикой искусствоведения, вызвала массу подражаний и возражений.

Автор рассматривает сталинскую эпоху как цельное произведение искусства, своего рода мультимедийный проект v так примерно следует переводить слово Gesamtkunstwerk. Сравнивая идеологические установки авангарда 20-х годов и соцреализма 30-х, Гройс утверждает, будто деятелям «тоталитарного» искусства удалось реализовать на практике то, что авангардисты сформулировали в своих теоретических манифестах. Например, такая акция, как создание Союза писателей, v это, с точки зрения Гройса, чрезвычайно смелый художественный жест, куда более радикальный, чем могли себе представить ранние авангардисты, ибо «в качестве партийного бюрократа советский художник есть более творец новой действительности, нежели у себя за мольбертом». Правда, качество самой действительности, похоже, вызывает возражения даже у культуролога.

С 3 сентября в 13 кинотеатрах Москвы идет фильм «Гуд-Бай, Ленин» (реж. Вольфганг Беккер). Сатирическая медитация на тему объединения Германии стала чемпионом немецкого проката и получила восемь национальных кинопремий.

Фильм Беккера представляет собой наивную иллюстрацию к современным теориям, описывающим государство как масштабное игровое действо. Главному герою удается при помощи подручных средств создать домашнюю иллюзию социализма для своей матери. Убежденная коммунистка Кристиан Кернер погрузилась в кому в ГДР, а вышла из нее уже в объединенной Германии. Чтобы не расстраивать одинокую больную женщину, ее сын устраивает тотальную инсценировку, используя упаковки от восточногерманских продуктов и видеокассеты с новостями десятилетней давности.

Героиня фильма так и не узнает о смерти Хонеккера, о том, что Берлинская стена разрушена, а восточные марки вышли из употребления. Ее сын разыскивает где только можно старые шмотки, заставляет школьников за деньги петь пионерские песни. Интересно, что режиссер фильма сам родом из Западной Германии, и для него весь этот мир с трогательными «ностальгическими» деталями из прошлого v всего лишь игра, вызывающая только профессиональное любопытство.

С 11 сентября в европейском прокате будет демонстрироваться коллективный фильм «11.09.01» (реж. Самира Махмальбаф, Клод Лелуш, Юсеф Шахин, Данис Танович, Идрисса Кведраого, Кен Лоач, Алехандро Гонзалес Иньяритту, Амос Гитаи, Мира Наир, Шон Пенн, Шохей Имамура).

Масштабный антиамериканский проект француза Алена Бригана мелькнул на последнем Московском кинофестивале, но в России остался практически незамеченным. На Западе же он вызвал скандал: картину хотели запретить по причине жестокого антиамериканизма. Одиннадцать игровых короткометражек, снятых артхаусными режиссерами из разных стран, в ставшем уже традиционным для леволиберальной художественной богемы духе довольно агрессивно пытаются оправдать теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Почти все они критикуют военную активность Соединенных Штатов v начиная с Хиросимы и заканчивая операцией в Афганистане. Так, египетский режиссер Юсеф Шахин использует статистику жертв американских операций во Вьетнаме и Сомали, чтобы заявить: «пропагандируя демократические ценности, Америка разрушает цивилизации».

Не менее прямолинеен классик британского соцреализма Кен Лоач, который сделал полудокументальную ленту, целиком посвященную убийству Сальвадора Альенде 11 сентября 1973 года (режиссер полагает, что это произошло с санкции Соединенных Штатов). Показательна также картина иранского режиссера Самиры Махмальбаф, которая демонстрирует афганских беженцев в Иране накануне начала «Несокрушимой свободы».

Впрочем, в фильме есть и чисто художественные находки: Клод Лелуш снял мелодраму о глухонемой женщине, которая несколько минут находится в полном неведении о происходящем и узнает о терактах от своего любовника.

Смешную ленту создал режиссер из Буркина-Фасо: нищие африканские подростки с гарпунами и копьями охотятся за Усамой бен Ладеном в надеже получить 25 миллионов долларов, а когда подозрительный бородатый араб улетает на самолете, со слезами на глазах восклицают: «Усама, вернись, ты нам очень нужен».

От американцев в проекте участвует Шон Пенн с малоприятной картиной про одинокого обрюзгшего жителя Манхэттена, который на протяжении отведенных режиссеру десяти минут долго переодевается, громко храпит и с бульканьем чистит зубы, а потом замечает, что распустились любимые цветы его покойной жены. Это чудо произошло потому, что упали башни ВТЦ, которые на протяжении многих лет заслоняли солнце. Несчастный вдовец рыдает и всхлипывает, по замыслу режиссера, вероятно, воплощая собой жалких одиноких бюргеров великой Америки, которых если и может что-то вернуть к жизни, так это потеря ею величия.

Коллективная лента, финансировавшаяся французским «Каналом Плюс», который предоставил авторам «полную свободу самовыражения» (вероятно, в рамках антиамериканского замысла), пока что для проката в США не приобретена и не факт, что на тамошние экраны когда-нибудь попадет.

В Московском Доме Фотографии заканчивается выставка Льва Бородулина v художника, испытавшего на себе странный конфликт фотографии и идеологии. Очень успешный репортер «Огонька», ученик знаменитого Дмитрия Бальтерманца снимал спортсменов, казалось бы, специально таким образом, чтобы они воплощали тоталитарную мощь всесторонне развитого советского тела.

Жизнерадостно марширующие олимпийцы, застывшие в скульптурном ожидании боксеры, мускулистые дискоболы и гимнасты как будто сбежали из залов Пушкинского музея: воспевая имперскую красоту советского спорта, фотограф, похоже, сознательно ориентируется на античные образцы. Например, гимнастка на одной из его фотографий v современная версия Ники Самофракийской: руки раскинуты в полете, а голова запрокинута назад v так, что ее вовсе не видно. В итоге получилось до смешного точное подобие безглавого античного слепка. Казалось бы, Бородулин прочно занял место советской Лени Рифеншталь, и никаких претензий со стороны властей к такому фотографу быть не могло.

Но получилось наоборот: тогдашний секретарь ЦК Михаил Суслов счел одну из фотографий Бородулина непристойной и назвал летающую гимнастку «летающей жопой». После этого начались настоящие гонения: фотограф долго не мог найти работу и, окончательно отчаявшись, эмигрировал в Израиль, где последние тридцать лет зарабатывал коммерческой съемкой. Сегодня Бородулин v признанный мэтр, его работы продаются на аукционах «Sotheby's», «Christie's» и «Swann» за десятки тысяч долларов, а несколько фотографий с изображением советского парада висят в Белом доме.

Фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение» получил главный приз Венецианского фестиваля v «Золотого льва», а также приз за лучший дебют. Фильм создан кинокомпанией Ren Film, его продюсером стал гендиректор RenTV Дмитрий Лесневский. Пресс-секретарь компании Ren Film Юлия Ярмаркович сообщила в субботу «Интерфаксу», что вместе с призом за лучший дебют авторам фильма досталась денежная премия в 100 тысяч евро, полагающаяся победителям в этой номинации.

За более чем 60-летнюю историю Венецианского кинофестиваля до сих пор работы российских кинематографистов удостаивались главного приза фестиваля всего дважды: в 1962 году v «Иваново детство» Андрея Тарковского и в 1991 году v «Урга» Никиты Михалкова.

В понедельник закрывается 16-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. В этом году она стала событием событие скорее политическим, чем культурным, превратившись в предвыборное шоу. Если раньше у организаторов были попытки хоть как-то катализировать московскую поп-интеллектуальную жизнь (два года назад в Москве был Милорад Павич, в прошлом году пригласили Паоло Коэльо), то на этот раз не было ни одной интересной презентации, а многие известные издательства, как, например, «Ad Marginem» и «Иностранная литература», вообще ярмарку проигнорировали.

Главное художественное произведение, ставшее сенсацией ММКВЯ v это выпущенный издательством «Амфора» роман Саддама Хусейна «Забиба и царь». Политический трактат, стилизованный под витиеватую восточную сказку, описывает аллегорический любовный треугольник, в котором царь v это Саддам, Забиба v простой народ, а ее муж v американский агрессор. Кончается все надругательством над Забибой, которая гибнет 17 января 1991 года (дата начала операции «Буря в пустыне»). Характерно, что народ своей страны экс-правитель представлял именно в женском обличьи.

В России Саддам Хусейн впервые открыто публикуется под собственным именем v в Ираке авторство романа и так известно всем, а во Франции книга была напечатана с многозначительной пометкой: «Написано своим автором».

Вообще же «Книгой года-2003» признано издание Государственного Русского музея «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», подготовленное к известному юбилею.

В лондонском театре Tricycle ставится пьеса, созданная на материале судебного протокола по делу о самоубийстве эксперта минобороны Дэвида Келли. Достаточно запутанная история закончилась в духе классических английских детективов: британский биолог был найден ночью 18 июля возле своего дома в графстве Оксфордшир с вскрытыми венами на левой руке.

Самоубийству (а именно так происшествие интерпретирует следствие) Келли непосредственно предшествовало разбирательство, связанное с источниками информации скандального репортажа BBC о якобы некорректной работе с фактами в так называемом «сентябрьском досье» на Саддама Хусейна v документе, опираясь на который Тони Блэр в сентябре 2002 года потребовал от парламента санкции на участие страны в военной операции против Ирака.

Из сообщений журналистов Эндрю Гиллигана и Сьюзан Уоттс следовало, будто пресс-секретарь премьера Алистер Кэмпбелл грубо и непрофессионально вмешался в деятельность спецслужб, собиравших материалы на Хуссейна, потребовав включить в досье заведомо ложные утверждения, такие, как возможность для войск Саддама развернуть свои бактериологические и химические вооружения всего за 45 минут (к настоящему моменту выяснено, что о подобной фальсификации не может быть и речи v найдено разведдонесение, содержащее эти пресловутые «45 минут»; в худшем случае присутствовал пристрастный отбор разведданных). При этом журналисты не сообщили, кто указал им на «ошибки» в материалах британских спецслужб. Министерство обороны Великобритании установило, что источником информации был доктор Келли, принимавший участие в работе над иракской проблемой.

Ученого немедленно вызвали на слушания парламентского комитета по делам внешних сношений, где под прицелом многочисленных телекамер ему пришлось отвечать на крайне нелицеприятные вопросы. После слушаний доктора Келли не стало. В письме, которое он в день смерти отправил одному американскому журналисту, упоминается «множество темных фигур, которые разыгрывают свои игры». Длительность разбирательства комиссии лорда Хаттона по делу Келли (материалы, собираемые по его ходу выкладываются в Интернете) подтолкнула лондонского режиссера устроить публичное представление, которое бы воспроизводило ход судебного разбирательства, свернув его по времени v для тех, кто не имеет возможности следить за всеми перипетиями процесса. Премьера спектакля под названием «Оправдание войны» состоится 6 октября.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.