29 марта 2024, пятница, 14:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 апреля 2003, 01:06

Лимонову делают биографию

В крайне глупое положение попала российская власть в результате громкого процесса над писателем, лидером Национал-большевистской партии России (НБП) Эдуардом Лимоновым. Ровно через два года после ареста, проведенного группой захвата ФСБ в глухих алтайских лесах, после грозных обвинений, после того, наконец, как гособвинитель потребовал посадить уже отнюдь не подростка Савенко на 14 лет, v все рассыпалось. И с самого Вождя (как в НБП называют Лимонова), и с его соратников v Владимира Пентелюка, Дмитрия Карягина, Нины Силиной и Олега Лалетина v сняты практически все обвинения. В частности, суд счел недоказанным инкриминировавшиеся нацболам призывы к захвату власти и изменению конституционного строя РФ (статья 280 УК), попытке создания незаконного вооруженного формирования (статья 208), и в подготовке к терроризму (статья 205). Осталась только статья 222 v «незаконное приобретение и хранение оружия».

Можно, конечно, позлорадствовать: мол, два года потребовалось, для сбора стольких доказательств злодеяний лимоновцев, чтобы их не хватило даже для вполне покладистого саратовского суда. Но здесь речь идет даже не о потере властью лица, а о вещах куда более серьезных.

Вспомним, с чего все начиналось. К 2000 году Национал-большевистская партия, которую какое-то время никто даже и не думал воспринимать всерьез, стала превращаться в чрезвычайно активную политическую силу, к тому же стремительно развивающуюся. Не то чтобы у Лимонова водились многие тысячи последователей v но десятки и сотни были, причем v по всей России, а их акции все больше привлекали внимание СМИ. Сами лимоновцы примерно в это время начали воспринимать себя как политическое, а не только культурно-эпатажное явление. Тогда же нацболы провели серию нашумевших протестов у посольств бывших советских республик в Москве (повод всякий раз был разный, но находился обязательно: в Казахстане, например, арестовали активистов НБП). В добавление ко всему, эта партия не захотела играть по правилам, установившимся в российском политическом сообществе. В то время, как другие оппозиционные партии на митингах метали громы и молнии в адрес правительства и президента, но при этом всеми силами стремились попасть в Госдуму, НБП объявила, что не только не желает встраиваться в политическую систему, но и ставит своей целью ее уничтожение. Тогда активистами НБП всерьез занялась ФСБ. Сначала штаб-квартиру НБП v полуподвальное помещение у метро «Фрунзенская», известное среди нацболов как «Бункер», v стали посещать люди в штатском. Затем начались попытки силового давления v аресты после акций и демонстраций, вызовы в ФСБ и прокуратуру, «профилактические» беседы. Нацболов, разумеется, это могло только вдохновить.

Организационное оформление партии v не только формальное, но и идеологическое v пошло быстрее. Очередным толчком послужил арест троих активистов НБП при въезде в Латвию в ноябре 2000 г. v судя по всему, по наводке ФСБ. Вторая группа нацболов тогда беспрепятственно попала в страну и организовала «захват» Собора Святого Петра в Риге, на котором вывесили красный флаг. Всех троих арестовали, судили в апреле и дали гигантские сроки: от пяти до 15 лет по статье «терроризм». Каждому члену партии стало ясно, что власть шутить с ними не собирается v и это только привлекло в партию пассионарную молодежь, готовую на серьезное дело.

Судя по всему, арестовывая Лимонова, правоохранительные органы искренне считали, что НБП начала представлять угрозу безопасности страны. Верно ли они оценили потенциал лимоновской партии на тот момент, сказать трудно, но то, что стратегию борьбы v посадить и разгромить v выбрали неуместную, сомнению не подлежит. Результат оказался вполне предсказуемо противоположен: арест руководителей партии не только не подорвал ее деятельность, но, скорее, поспособствовал ее активизации. Тем более что после столь громкого «пиара», практически каждый россиянин узнал, что есть такая партия и такой политический деятель. Митингующие нацболы начали вызывать у населения любопытство. Партия стала постоянно проводить «громкие» акции, направленные против тех, кого НБП считает врагами России v например, представителей НАТО или мэров городов, санкционировавших резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ. Подобные акции v от пощечин до метания тортов и помидоров v помимо того, что служат великолепным информационным поводом, весьма благосклонно воспринимаются населением. А то, что НБП вполне в состоянии с ним работать, подтверждает, например, опыт города Коврова во Владимирской области, где сразу три нацбола в 2002 году стали депутатами горсовета, причем один из кандидатов вообще не появлялся в городе, потому что сидел в тюрьме v это Нина Силина. Неуклюжие попытки представителей ФСБ и МВД проводить среди нацболов «разъяснительную работу» заканчивались одинаково v публикацией подробностей таких бесед в партийной газете «Лимонка».

Газета эта стала еще одной головной болью для властей. Попытка ее уничтожения провалилась v хотя Хамовнический суд Москвы постановил закрыть «Лимонку», она продолжает бесперебойно выходить v просто маленькими буквами над всем известным словом сообщается, что издание называется отнюдь не «Лимонка», а совсем даже «Генеральная линия». В последние месяцы активность НБП росла не по дням, а по часам. И если еще полгода назад редкие акции, проводимые партией, можно было пытаться игнорировать, то сейчас количество их уже переходит в качество. Тем более что на массовых мероприятиях, проводимых оппозиционными партиями в провинции, нацболы всегда стараются инициативу перехватить. Местные СМИ, разумеется, проявляют к этому повышенный интерес: нацболовские фирменные «кричалки», жесткие плакаты, нестандартное поведение выгодно контрастируют со скучными коммунистическими митингами. А уж после начала суда над Лимоновым акции НБП стали проходить еженедельно в огромном количестве городов v в последних номерах «Лимонки v Генеральной линии» для освещения всех мероприятий просто не хватало места. В общем, чем дольше Вождь сидит, тем серьезней становится проблема, решить которую пытались его арестом.

Однако и отступать тоже нельзя. Просто взять и выпустить Лимонова со товарищи значило бы дать еще один сильнейший козырь НБП. Оправдание Лимонова было бы безоговорочно воспринято как победа «нацболов» и поражение власти, что сполна использовали бы как во внешней пропаганде, так и в собственно партийной работе. С другой стороны, дать Лимонову срок «на полную катушку» означало бы получить постоянную головную боль v как со стороны рассвирепевших нацболов, так и от протестующей общественности, причем не только российской.

В итоге власти выбрали нечто половинчатое: Лимонову дали четыре года, два из которых он уже отсидел в СИЗО. Теперь, в зависимости от ситуации, его могут выпустить условно-досрочно, либо дадут «отсидеться» еще пару лет. Тогда у ФСБ будет еще немного времени, чтобы придумать, что делать с Лимоновым, когда он наконец окажется на свободе. А у писателя и его партии v чтобы конвертировать ошибку спецслужб в собственную популярность.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.