19 марта 2024, вторник, 06:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 апреля 2003, 18:13

Рекламный текст: Задачник для копирайтера

Глава 10

Потребительские предрассудки


Китая на этой карте нет вообще, а вот зато Новая Зеландия предстает большой и важной страной давних традиций сыроварения и маслобойной индустрии.
П.Б. Паршин. «Заметки о моделях мира современной Российской коммерческой рекламы»

На пути от производителя к потребителю существует немало психологических барьеров, связанных с образом жизни, образом мысли или образом продукта. Как бы ни назывались эти барьеры v предрассудками, стереотипами, навязчивыми представлениями v производителю приходится с ними сражаться.

В главе 8 мы обсуждали методы борьбы с конкурентами. Преодоление стереотипов происходит весьма похожим образом: навязчивые представления можно опровергать напрямую, тонко пародировать или намеренно игнорировать.

Разминка. Задание » 73. «Любит v не любит»



Аудитория делится на две команды для создания телевизионных роликов на социально значимые темы.


Тема для первой команды: компьютер v друг вашего ребенка.

Тема для второй команды: компьютер v враг вашего ребенка.



10.1. Образ жизни

Бытовые стереотипы самые устойчивые. Люди привыкают к новой стране, новой идеологии, новому общественному строю, а расставаться с повседневными привычками не спешат. Любители манной каши будет вечно пренебрегать кукурузными хлопьями, пожилые литераторы v предпочитать компьютерам печатные машинки, а озабоченные бабушки v навязывать годовалым внукам собственные пюре вместо баночных.

Мы механически наследуем и бездумно передаем своим детям невероятное количество условностей, предрассудков и сомнительных житейских мудростей, чье происхождение установить уже невозможно. Кто и когда провозгласил, что часто мыть голову вредно, что беременными женщинам нельзя даже близко подходить к компьютерам, что все идет от ног, браки совершаются на небесах, морковные салаты избавляют от близорукости, школьники обязаны хорошо учиться и все мы должны уж поверить чьему-то там (заметьте, чужому) опыту.

В последнее десятилетие коммунистические клише, причудливым образом перемешавшись с религиозными представлениями неофитов, породили диковинный идеологический коктейль, что сказалось даже не столько на духе, сколько на быте. Родители учат детей блюсти традиции, следовать обычаям, но чьим именно, не знают сами. С праздником Пасхи вас, дорогие товарищи!

Свою лепту в идиотизацию быта и повседневной и жизни внесли всевозможные научно-популярные статьи и передачи бульварного толка, призывающие обывателей повернуться к природе, покупать биопродукты, возделывать огород, бороться с приборами и техническим прогрессом, держать мобильный телефон в полуметре от уха, рожать дома в ванной и почему-то не пускать в Москву иногородних. На этой благодатной почве пышным светом расцвел стихийный антиглобализм домохозяек.

Неудивительно, что для некоторых продуктовых категорий борьба с предрассудками актуальнее конкурентной борьбы.

Задание » 74. «Витамины незаменимы»


Компания «Витаполи» производит поливитамины для ежедневного профилактического приема. Исследования показали, что многие потенциальные потребители отказываются от приема витаминов. Мотивация: все необходимые вещества мы получаем, употребляя в пищу фрукты и овощи.

Цель рекламной кампании «Витаполи» v объяснить, что ни одна даже самая сбалансированная диета не заменит поливитаминов: концентрация витаминов и минеральных веществ в поливитаминных препаратах существенно выше, а некоторые компоненты вообще не встречаются в продуктах питания. Напишите сценарий 30-секундника, иллюстрирующего этого идею. Пожелание: постарайтесь сделать ролик не нравоучительным, а, напротив, веселым и образным.

И все-таки, у бытовых стереотипов есть несомненное преимущество: сражаясь с житейскими предрассудками, мы не задеваем ничьих глубинных чувств, и, следовательно, не обязаны осторожничать из боязни кого-то обидеть. Борьба с психологическими стереотипами требует большей деликатности.

10.2. Образ мысли


Великое множество предрассудков не имеет прямого отношения к быту. У каждого потребителя своя картина мира, свой культурный багаж и круг общения. Стереотипы, порожденные образом мысли, представляют особый интерес для психологов. Никоим образом не претендуя на всесторонность и полноту, мы ограничимся рассмотрением социальных, национальных и сексуальных стереотипов, поскольку на практике копирайтер чаще всего сталкивается именно с ними.

10.2.1. Социальные стереотипы


Среди потребителей встречаются богатые и бедные, молодые и старые, модернисты и консерваторы, славянофилы и западники- Зачастую сам потребитель относит себя не к той категории, в которую записал бы его беспристрастный социолог. В особенности, это касается дохода.

Студенты Международного Института Рекламы платят за свое образование. Студенты МГУ, в большинстве своем, учатся бесплатно (не считая денег в той или иной форме потраченных родителями на поступление). И те, и другие принадлежат преимущественно к семьям с доходом выше среднего, причем, студенты МИРа прекрасно это осознают. Обсуждая проблему социальных предрассудков с университетскими студентами, я, к своему удивлению, обнаружила, что некоторые из них (разумеется, не все!) не вполне понимают, к какой социально-имущественной категории относятся их семьи, и противопоставляют себя каким-то абстрактным «богатым». Такая позиция продиктована, безусловно, не образом жизни, а именно образом мысли, системой взглядов, воспитанием. Возможно, плата за образование v отрезвляющий фактор!

Отношение к богатству и преуспеянию у отечественных потребителей настороженное, а к бедности и скромности v сочувственное.

В рекламе нередко говорится об экономии, экономности, невысокой цене. С другой стороны, даже когда речь идет о дорогих товарах и услугах, и рекламодатель заведомо обращается к весьма обеспеченным потребителям, эта тема трактуется деликатно, никакие цифры не упоминаются, слова «богатство» и «высокий доход» фигурируют нечасто.

Только в глянцевых журналах и непосредственно на местах реклама товаров «категории люкс» обращается к потребителю, не прикрываясь эвфемизмами. В этом случае, дело вновь доходит до крайности: термины «роскошь», «эксклюзивность», «престиж», «элитарность», «изысканность», утратившие свое очарование еще на раннем этапе развития российской рекламы, с удивительным постоянством возникают в городе и в эфире, вызывая разве что чувство неловкости.

Создавать рекламу для богатых непросто, достойные образцы попадаются редко. Вот, например, реклама дорогого автомобиля: «Никогда ранее четыре колеса не демонстрировали ваш статус столь наглядно» v хорошая идея, жаль, что так нескладно сформулирована. Особенно нелепо смотрится реклама «элитного» жилья. Людей, решивших приобрести дорогую квартиру, заманивают при помощи советских штампов: «дома особого назначения»; дешевого эпатажа: «захотел v купи квартиру»; откровенной несуразицы: «50% случаев импотенции возникают вследствие жилищных проблем»; приказывают бегом бежать к риэлтеру (эти люди бегают исключительно для здоровья); подвывают, имитируя экстаз: «я жду тебя, я доступна, твоя квартира» (они избегают случайных связей)... Качество рекламы в этом секторе сильно уступает качеству жилья. В рубрике «находки» упомянем, разве что, коттеджный поселок «Ы»: при таком названии уже и слогана не нужно. Впрочем, чем критиковать других, давайте потренируемся сами.



Задание » 75. «Кондопремиум»


Слово «кондоминиум» в западном мире обозначает и качество жилья (просторные, нередко двухэтажные, многокомнатные квартиры с высокими потолками и окнами во всю стену) и тип собственности (владельцы квартиры являются собственниками своего «кондо» и новых жильцов впускают только по взаимному согласию). «Кондо» располагаются, как правило, в живописных местах и зрительно выделяются на фоне стандартной городской застройки. Квартира в кондоминиуме v альтернатива частному дому.

В российских городах уже встречаются дома и квартиры такого типа, однако соответствующее слово еще не вполне освоилось в русском языке. Чаще говорится о квартирах улучшенной планировки, элитных апартаментах и т.д.

Компания «Кондопремиум» вознамерилась называть вещи своими именами, чтобы вызвать у потребителя желаемый круг ассоциаций: западные стандарты качества, простор для частной жизни. Дома будут строиться в модных, жилых районах, на фоне живописного ландшафта. Потенциальные покупатели v молодые, успешные, повидавшие мир, с хорошим образованием и очень хорошим доходом.

Рекламная кампания включает «прессу» и «наружку».

1) Придумайте слоган.

2) Напишите текст для глянцевых журналов и сделайте набросок. Предложите, в каких изданиях размещать рекламу.

3) Придумайте, как будут выглядеть рекламные щиты в городе. Где их следует установить?


Итак, среднестатистический потребитель небогат, а копирайтеру приходится бороться со стереотипами «богатый v не наш», «богатый v анекдотический нувориш».

Кроме того, типичный потребитель не стар. Реклама, ориентированная на пожилых людей, редко отличается остроумием и изяществом. Часто и не к месту эксплуатируются советские клише, воссоздаются приметы социалистических будней. Бытующие стереотипы, связанные со старшим поколением: «они хотят возврата к прошлому», «превыше всего ценят традиции и воспоминания своей молодости». Между тем, возраст v не единственный демографический параметр. Потребительские предпочтения и электоральные симпатии определяются образованием, профессией, местом жительства и семейным положением. Пенсионеры, продолжающие активно работать и те, чьи дети преуспели в жизни и не забывают родителей, мало соответствуют рекламным стереотипам.

В случае с модернистами и консерваторами ситуация более симметричная. Культ новых технологий сосуществует с почитанием проверенных временем традиций, прогрессивное мирно соседствует с испытанным, модное с надежным. В этом контексте наблюдается «плюрализм стереотипов», что благоприятно сказывается на качестве рекламы.

Задание » 76. «Старое и новое». Командная игра.


Аудитория делится на «модернистов» и «консерваторов».


1) Задача модернистов v вспомнить как можно больше положительно окрашенных синонимов слова «новый», в том числе отдаленных, принадлежащих к разным частям речи (иначе говоря, все, что относится к ассоциативному полю «новизна»). Пример периферийного синонима: «уже» в контексте «уже в продаже».

Задача консерваторов v проделать то же самое со словом «старый». Пример периферийного синонима: «уже» в контексте «уже 70 лет мы».

Время: 3 минуты.


2) Задача модернистов v вспомнить как можно больше отрицательно окрашенных синонимов слова «старый».

Задача консерваторов v проделать то же самое со словом «новый».

Время: 3 минуты.


Упомянутый нами стереотип «славянофилы» и «западники» делит потребителей на две неравные группы: рекламные кампании, ориентированные на любителей зарубежной продукции, как правило, интереснее кампаний, проходящих под лозунгом: «покупай отечественное», и этот феномен подводит нас к следующей теме.

10.2.2. Национальные стереотипы


Два основных правила для копирайтера, по воле заказчика столкнувшегося с «национальной проблемой»: не спекулировать на национальных чувствах соотечественников и не оскорблять национальные чувства других. Можно ли подшучивать над другими народами? Это вопрос меры и вкуса. В стабильной благополучной стране обыгрывать национальные стереотипы проще, чем, скажем, в нашей. К тому же традиционные образы разных народов имеют разную окраску.

Самый благоприятный имидж у скандинавов. Слоган «Скандинавских авиалиний» звучит: «истинно скандинавские». Трудно представить себе слоган «истинно турецкие», хотя значительная часть населения, имея возможность выбирать, из года в год с удовольствием проводит отпуск в Турции, что как нельзя лучше иллюстрирует случайный характер стереотипов.

Самый эротический образ у французов. Скандинавы на эту роль не подходят, ибо средний швед занимается любовью 0,6 раз в неделю (вероятно, с учетом глубоких стариков и грудных младенцев).

Самые надежные v швейцарцы. Всякая мышь подтвердит, что надежнее сыра может быть только счет в швейцарском банке.

Итальянцы v самые шумные, бразильцы v самые горячие, а финны v самые «домашние» иностранцы. Для экзотики выбираются обычно японцы и индусы, для домашней экзотики v народы крайнего севера.

При всей деликатности проблемы, создатели рекламы часто находят изящные решения. Три наиболее выигрышные модели: 1) «все мы разные»; 2) «они такие экзотические»; 3) «на самом деле, мы похожи».

Первую идею иллюстрируют рекламные кампании «United Colors of Benetton» и «Фанта. Весь мир с тобой.» Модель «единство противоположностей» хороша для известных, широко представленных продуктов.

Обыгрывать национальную специфику уместно, если продукт дебютирует на рынке. «Сыр Фендейл из Новой Зеландии», «Эту краску каждый финн впитывает с молоком матери». При выборе этой модели главное v не впадать в банальность. Используйте все, что вам известно о стране и предположите наличие аналогичных познаний у потребителя. Франция v это не только Елисейские Поля, и ваша целевая группа, наверняка об этом догадывается. Реклама, затрагивающая национальную экзотику, может быть и бесконечно обаятельной, и невероятно пошлой. Не ошибитесь пропорцией!

Наконец, идею сближения можно передавать по-разному. Эта модель эксплуатируется наименее часто. Удачные примеры: «Супермодный эротичный родной японский джип», «Мы ближе, чем Швейцария» (реклама латвийского банка).

Труднее всего работать с русскими продуктами. Модель «наше родное» изначально проигрышная. Слово «русский» прочно вошло в лексикон нереспектабельных политиков. Как обойти табу? Это вопрос профессионализма и чувства меры. Зачастую реклама, эксплуатирующая русские образы, выглядит так, будто создавалась она не копирайтером с высшим гуманитарным образованием, а иностранцем, имеющим о России весьма туманное представление: какие-то березки, матрешки, юноши в лаптях и девицы в кокошниках. Общие рекомендации копирайтеру: поискать хорошо известные, но не заезженные исторические факты, вспомнить имена литературных персонажей и прочие милые частности. В качестве удачных примеров приведем давнюю рекламу банка Империал: «А что это у нас граф Суворов ничего не ест?», относительно недавнюю «А мне, батюшка, привези цветочек Аленький», а также историю встречи девушки и полкана из эпопеи «Шок. Это по-нашему». Последний пример v редкий случай соединения молодежного и исторического, к тому же в остроумном исполнении.

Замшелость стереотипов познается на практике. Впрочем, бороться с ними читателю, вероятно, еще придется. Давайте потренируемся в их создании.

Задание » 77. «Все флаги в гости»


Образы некоторых стран еще не стали стереотипными, а некоторые товары из этих стран, присутствуя на рынке, никак не рекламируются, или рекламируются без привлечения образа страны, хотя его вполне можно было бы изящно обыграть, поскольку ниша «национальный продукт державы X» не занята.

Вспомните 3 продукта из разных стран, для которых верно сказанное выше, и придумайте слоганы, учитывающие их происхождение.

В аудитории можно создать две команды, каждая из которых будет придумывать 5 таких слоганов в течение 15 минут.


А теперь поговорим о главном-

10.2.3. Сексуальные стереотипы


В этой сфере до сих пор немало предрассудков, ибо на смену советскому ханжеству пришло ханжество религиозное. Кажется, никто уже не оспаривает роль секса в частной жизни, но относительно его места в средствах массовой информации единого мнения нет и быть не может. Основные стереотипы v «секса быть не должно» и «секс должен быть повсюду».

В рекламе принято использовать эротические образы. Между тем, в русском языке, в отличие, скажем, от французского, не существует нейтральных слов для обозначения многих фундаментальных понятий. Между медицинской терминологией и экспрессивно окрашенной лексикой v путина романтической недосказанности. На каком языке обращаться к потребителю? Очевидно, не на матерном. Научная терминология тоже не лучший выход. Так некоторые студенты-филологи третьего курса, изучавшие латынь и два живых языка, полагали что куннилингус v это фигура речи. Напрашивается два решения: обойтись без слов, либо поиграть словами, то есть поведать о сексе иносказательно.

И то, и другое можно делать исключительно красиво. Казалось бы, эротика v подарочная тема, одна из немногих сфер жизни, вызывающая только благоприятные ассоциации. Здесь огромный простор для фантазии и почти никаких ограничений, разве что не смеяться над импотентами, фригидными женщинами и сексуальными меньшинствами.

Пресса, особенно муниципальные издания, которыми забивают почтовые ящики честных налогоплательщиков, изобилует рекламными объявлениями эротического характера, однако удачные примеры встречаются крайне редко. Чем ниже качество издания, тем больше эротической рекламы и тем менее она уместна. Преобладают голые девицы в обнимку с принтером v попытались обойтись без слов. Девушка оттягивает резинку трусов у молодого человека, приговаривая: «Покажи тонус!» v попытались поиграть словами. Иногда эротический мотив возникает сам по себе, без ведома автора. Апофеоз бессмысленности v рекламный щит следующего содержания: «Она смаковала Кимо. Хотел бы Он быть на ее месте!» Похожие ассоциации вызывает название леденцов на палочке v «Лизун-Сосун».

И все-таки достойные образцы попадаются. Реклама фотоаппарата: обнаженный фотограф в прыжке снимает что-то у себя над головой, его фаллос и объектив фотоаппарата вздымаются вверх под одним и тем же углом. Целая серия объявлений, обыгрывающая малые размеры принтеров OKI: «Главное не размеры, а владение техникой!», «У меня самый маленький в офисе v и я этим горжусь!», «Будь он еще меньше, нам запретили бы эту рекламу!» {отсканировать} (Вообще, офисная тема тесно переплетается с эротической. Современные офисы с их чрезвычайно тесной рассадкой и строгой бизнес-этикой v идеальное место для произрастания порока. Вынужденный промискуитет вкупе с навязанной политической корректностью рождает запретные мысли. Реклама оргтехники вся сплошь эротическая.) И, наконец, слоган мужского журнала: «XX«. Мой любимый размер.»

Деление рекламы на эротическую и неэротическую условно. Реклама по сути своей сексуальна, ибо призвана соблазнять, пробуждать желание. Скрытые эротические мотивы искушенный потребитель обнаружит в любом рекламном произведении. Сознание заработавшегося копирайтера рождает одну двусмысленность за другой. Впрочем, иногда это соответствует пожеланиям заказчика.

Задание » 78. «Надуй v смонтируй v попади»


Компания «Хомбаскет» производит легкие баскетбольные корзины на складных ножках. Подобную конструкцию можно носить в обычном портфеле, брать с собой повсюду v в офис, на дачу, на прогулку. Корзины «Хомбаскет» монтируются и демонтируются в считанные секунды и позволяют расслабиться в любой момент, даже в обеденный перерыв. В комплект входит надувной мяч и компактный нанос. Ядро целевой группы v молодые мужчины.

Создайте журнальную рекламу продукта, учитывая пожелание заказчика: присутствие эротики, явной или скрытой. Кроме того, реклама должна быть остроумной и небанальной.

10.3. Образ продукта


Некоторые потребители не приемлют рекламы как таковой. Рекламный образ продукта кажется им обманчивым и ненатуральным. Реклама, по их мнению, сплошное надувательство, рассадник пошлости, навязчивый кошмар. Они полагают, что рекламные паузы следует отменить.

В отношении таких потребителей эффективны неигровые методы воздействия. Их могут задеть за живое ролики-свидетельства. Когда такой же обыватель с неправильной дикцией и неправильным прикусом расхваливает продукт с экрана, вчерашние скептики умиляются. Если не умиляются v можно сымитировать ролик-свидетельство. Профессиональная актриса с правильной дикцией и правильным прикусом воспевает продукт, нарочно используя разговорные клише и гримасничая, как живая, v скептики побеждены. Если они непреклонны, мы пригласим экспертов, которые расскажут о продукте сухо и по-деловому, прибегая к профессиональным жаргонизмам и аппетитным специальным терминам. Упорствующих скептиков попытаемся пленить роликом «без картинок и разговоров», напишем черным по белому: «это не реклама», белым по черному: «написанному верить», сразим их наповал подчеркнутым минимализмом, вопиющим аскетизмом: крупные планы, диктор, субтитры, никакой игры.

Реклама v стереотип стереотипов; губка, поглощающая все наши предрассудки, все наши «глупости и мелкие злодейства»; интерактивный, бесконечно пополняемый, сборник цитат, которые ежедневно разлетаются по глубинам наших подсознаний. Реклама участвует в преодолении отживших стереотипов и в создании новых, подражает искусству и заставляет жизнь подражать себе.

Живешь только дважды:

поправимость vs. непоправимость


С течением времени человеческая жизнь становится все более поправимой, и этот феномен отражается в разных областях культуры: литературе, кинематографе, особенно отчетливо проявляясь в рекламе.

Компьютеры бесповоротно сменили пишущие машинки, и отныне единственная опечатка уже не способна загубить целую страницу текста: ошибку можно поправить, нет необходимости искуплять ее собственной кровью. Остался в прошлом культ девичьей невинности, дававший героине, романной или реальной, единственной попытку прожить свою жизнь. Отныне романист уже не может бесцеремонно вывести из игры однажды согрешившую героиню: он обязан придумать более правдоподобный поворот сюжета. Раненный на дуэли герой тоже остается равноправным участником повествования v возможности медицины за последние сто лет сильно изменились.

Эстетика поправимости в литературе и кинематографе характеризуется, прежде всего, возможностью пересказать историю еще раз (или даже несколько раз, если потребуется) и постепенно все исправить. Смерть и драма оказываются ненастоящими. Отдельные примеры такого рода можно встретить и в более ранних произведениях (например, история зайчика, несмотря на происки охотника оставшегося в живых), однако феноменом культуры поправимость стала относительно недавно, в последние десятилетия прошлого столетия, а феноменом массовой культуры, совсем недавно.

Следуя собственным литературным пристрастиям, упомяну «Назову себя Гантенбайн» М.Фриша и «Глиняную книгу» О.Сулейменова (у читателя, вероятно, возникнут свои, не менее достойные, примеры), а кроме того «Принцессу и людоеда» Г.Сапгира, «Жил-был слоненок» Э.Успенского и «Сказку по вашему вкусу» Р.Кено. Поправимость особенно характерна для детской литературы: взрослые относятся к себе чрезвычайно серьезно, гордясь тем, что все в их жизни неслучайно и непоправимо. На экране эстетика поправимости породила, в частности, такие сюжеты как «День Сурка», «Беги, Лола, беги», «Любит v не любит».

Реклама, вероятно, древнейший и упорнейший носитель философии глобальной поправимости. Любой, самый невзрачный, продукт помогает кардинально изменить жизнь (Лоск v Вы неотразимы!). Перемотаем пленку назад и встретим хорошенькую девочку уже со жвачкой в зубах v и все поправится. Предлог «и» в значении «следствия» v символ поправимости: и пятен как ни бывало, и перхоть отступает, и все микробы врассыпную, и последние станут первыми, и без кипячения! Живите без боли, по крайней мере, на этот раз! Так изящная литературная игра стала массовым развлечением.

И чаша v через край, уже даже заметен некоторый отход назад, на попятную поправимости. Появляются рекламы-самоопровержения и фильмы-предостережения: «Да, прекратите Вы играть, мадмуазель Амели!» Похоже, скоро будет спрос на драмы в духе античности, ибо «жизнь дается человеку один раз и прожить ее нужно так, чтобы не ошибиться в рецептах».

В общественном сознании еще не закрепилась мысль, что реклама v своеобразная плата за демократию и свободу слова. Без рекламы будет существовать только избранная информация (государственные каналы) и информация для избранных (платные каналы). Кампания, разъясняющая, что реклама необходима, проводилась лишь однажды: сериальный герой-любовник пояснял сериальной героине, что их свадьба отменяется, поскольку зрители отказались от рекламы и каналу не на что закупать новые серии. Кампаний, воспевающих рекламу, не было вовсе, а у читателя наверняка найдется немало доводов в ее защиту.

Гамбургский счет. Задание » 79*. «Реклама прекрасна»


Создайте эскиз «наружки» на тему: «реклама прекрасна». Придумайте эффектный слоган, выберите подходящую форму. Цель проекта v поэтизация рекламы, создание положительного образа. Ваша задача v объяснить потребителям, что реклама v особое искусство, она привносит в нашу жизнь разнообразие, юмор и красоту. Возможно, для воплощения вашего замысла понадобится целая серия рекламных произведений.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.