29 марта 2024, пятница, 17:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 марта 2003, 08:06

Парк вечных огней

В понедельник на пресс-конференции, которую даст министр обороны США Дональд Рамсфелд, будут официально объявлены победители конкурса на проект мемориала, посвященного жертвам атаки на Пентагон 11 сентября. В состав жюри, что характерно, входили архитекторы, художники, военные и члены семей погибших. Проект-победитель, созданный двумя нью-йоркскими архитекторами и дизайнерами Джули Бекман и Кейт Кесеман, известен уже сейчас. Он представляет собой парк, примерной площадью в один гектар, где будет посажено 184 дерева, около каждого из которых будет установлен памятный объект, напоминающий светящуюся скамейку. На каждом из них будет выгравировано имя одного из 184 погибших в день теракта. Скамейки будут расположены таким образом, что 59 из них, символизирующие пассажиров упавшего самолета, будут обращены к зданию Пентагона, остальные v в противоположную сторону. Высота скамеек и их расположение также будет отражать возраст погибших, а их свет будет виден издалека.

Проект Бекман и Кесеман был одним из шести вышедших в финал. В онлайн голосовании на сайте военной прессы, например, http://www.militarycity.com победил проект Джин Коппелль, представлявший собой сложную конструкцию из 184 стеклянных панелей, куда могли бы заходить посетители, чтобы оставить записку в память о погибших. Цифра 184 так или иначе фигурировала почти во всех проектах-финалистах, а дизайнеры в один голос говорили о том, как важно для них сделать так, чтобы мемориал отразил индивидуальность каждого погибшего. За историческим событием предлагается видеть прежде всего множество частных судеб, вместо могилы неизвестного солдата v 184 надгробия некогда живым людям. Еще характерней, однако, то, что проект-победитель служит хорошей иллюстрацией другой тенденции, характерной для американского мемориального искусства в целом. В парках Соединенных Штатов часто можно увидеть скамейку с доской, на которой написано: «Эта скамья установлена в память о таком-то, жившем в этом городе и умершем в возрасти 75 лет». Подобное с трудом представимо в московских скверах v и не столько потому, что в Москве скамейки почему-то не живут долго (вандализм? климат?), сколько из-за традиционной для нас разделенности территорий смерти и жизни.

В России место, отведенное смерти, v это место скорби, если угодно v мыслей о вечном. Это прямой наследник храмов, воздвигаемых на крови. Памятник погибшим v выделенная зона пространства, сакральное место, куда живым не следует входить вовсе v только приближаться, причем в идеале v исключительно с ритуальными целями. Греть руки у Вечного огня v кощунство, а класть к нему цветы в день свадьбы v устоявшийся ритуал, генетически связанный, вероятно, с культом предков. Ритуал вполне языческий по своей природе, так же как и обычай отмечать Пасху на кладбище.

Если советское монументальное искусство стремилось заменить уничтоженные храмы мемориалами, то американское авторы будущего мемориала жертвам 11 сентября избегают двусмысленности, создавая однозначно светский проект. Парк вокруг Пентагона открыт в любой день и архитекторы предполагают, что люди будут приходить туда просто погулять. Сидя на светящихся скамейках под усыпанными красными листьями деревьями они, возможно, будут вспоминать погибших v а может, и нет. В любом случае мемориал станет частью окружающей среды и интегрируется в быт и бытие местных жителей.

Еще более радикальный подход к решению проблемы мемориала продемонстрировали несколько лет назад иракские курды, воздвигшие на месте резни своих соплеменников, устроенной Саддамом, парк развлечений с колесом обозрения и аттракционами. При всем сходстве с известной историей Бабьего Яра, механизм здесь совершенно различен: администраторы парка с гордостью говорят, что на месте, где солдаты Хусейна убивали курдов, они теперь построили парк, чтобы люди веселись и все видели, что их дух не сломить. Они уверены в том, что в конце концов на этой земле будет мир и счастливая жизнь. Не знаю, правда, насколько этот парк аттракционов воспринимается в Ираке как американское влияние.

Нечто подобное еще десять лет было в России очень трудно представить. Современность, однако, уже дает примеры подобного бытования мемориальных объектов, причем прямо в центре страны. Так, самым известным роллерским местом в Москве стала Поклонная Гора: катаются и на свадебной аллее, и за музеем. Надо ли говорить, что это вовсе не замысел проектировщиков, а народное переосмысление, так сказать, низовая инициатива.

Как всякий проект, связанный со смертью, создание Бекман и Кессеман уязвимо для критики и чревато интерпретациями. Можно сказать, что растворение мемориала в окружающей среде есть попытка заставить людей забыть о смерти, выполнив формальный долг перед погибшими, но не слишком травмируя живых (вспомним историю о скульптуре, установленной в память о разбившихся, которые выпрыгнули из окна 11 сентября, и снятой по настоянию шокированных нью-йоркцев). Но можно посмотреть на это и с другой стороны, сказав, что парк для прогулок, воздвигнутый на месте массовой смерти, v это попытка интегрировать идею смерти в бытие отдельного человека. Глядя на Вечный огонь, хорошо думать о подвиге героев v сидя на светящейся скамейке, можно задуматься и о собственной смерти.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.