29 марта 2024, пятница, 01:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 марта 2002, 20:20

Тихие войны

Вооруженные силы вступили в период самого крупного передела власти за последние 10 лет. Планируется, что в мае на подпись Владимиру Путину будет представлен некий документ, утверждение которого завершит нынешний этап национальной военной реформы. Подготовка бумаги велась в Генштабе и Совете безопасности в режиме строгой секретности, однако, судя по недавнему осторожному признанию главы Генштаба Анатолия Квашнина, речь идет о программе, видоизменяющей саму структуру органов военного управления страной в мирное время и "на особый период". Реформа должна коснуться не только самого Министерства обороны, но и прочих силовых ведомств v МВД, ФПС, ФСБ, МЧС и т.д., которые опять, как это было в советские времена, предлагается замкнуть на руководство Вооруженных сил. Программа предполагает окончательное разделение военного ведомства на Министерство обороны, которому отводится политическая роль, и Генеральный штаб, занятый собственно военными вопросами. Одновременно для управления вновь подчиненными силовыми структурами должен быть создан единый координирующий орган v нечто вроде комитета начальников штабов, который и станет командовать разнородными эшелонами v от пограничников до железнодорожных войск. В результате всех этих новаций в военных верхах откроется целый ряд весьма соблазнительных вакансий. Претенденты уже начали борьбу. Глава Генштаба методично дискредитирует конкурентов, учинив им череду проверок.

Конкурентов не так уж много: бесконечная чехарда военного реформирования последних десяти лет отнюдь не способствовала росту новой генерации генералитета. Сегодня мало кто из генералов может похвалиться послужным списком, необходимым для назначения на руководящие должности. Путин, кстати, уже пару раз пенял на это военному руководству в ходе своих традиционных кремлевских встреч с военными, заявляя, что паркетные генералы его не устраивают и что возможности карьерного роста должны предоставляться в первую очередь тем, кто имеет реальный военный опыт.

Тем не менее Генштаб наносит превентивные удары по всем, кто имеет хоть какие-то шансы на выдвижение, начав с генерала армии Владимира Яковлева, начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. Давний соперник Квашнина, Яковлев еще пару лет назад считался главным претендентом на пост военного министра, тогда - в должности главкома ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Яковлев получил опальное назначение в Штаб СНГ после прошлогодней отставки маршала Игоря Сергеева и последовавшей за этим ликвидации РВСН как самостоятельного вида вооруженных сил, а его финансовая деятельность в РВСН стала предметом проверки, которую Дума по инициативе Квашнина в феврале поручила Счетной палате. В частности, Счетная палата проверит "целесообразность и эффективность использования должностными лицами РВСН средств, полученных в результате использования федеральной собственности при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк и Свободный за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года" (то есть именно за тот период, когда эти космодромы входили в состав РВСН). О результатах проверки Дума должна быть проинформирована через три месяца. Расчет по-военному точный: вне зависимости от итогов аудита на это время Яковлев получает самую плохую платформу для кадровых претензий.

Следующей объектом атаки стал генерал-полковник Георгий Шпак, уже более пяти лет занимающий пост командующего ВДВ, имеющий блестящий послужной список. Анатолий Квашнин лично патронирует беспрецедентную по масштабу комплексную проверку ВДВ, которой был дан старт в марте. В ходе проверки Шпак должен доказать недоказуемое и отчитаться перед Генштабом за формирование в составе ВДВ частей и соединений постоянной готовности. Шпак признавал еще до начала проверки, что по своей укомплектованности личным составом и оснащению техникой и вооружением требуемым нормативам соответствуют лишь одна бригада и два парашютно-десантных полка. Средства на перевооружение ВДВ, выделенные гособоронзаказом-2002, просто не позволяют довести до состояния постоянной готовности еще 7 полков и 3 дивизии. Выводы квашнинской проверки понятны уже сегодня: Шпак не справился с задачей.

Наконец, со второй половины марта комиссия Счетной палаты приступает к проверке в частях Объединенной группировки федеральных сил в Чечне, согласованной, по словам руководителя комиссии аудитора СП Батанова, с Министерством обороны и Генеральным штабом. В ходе этой работы Генштаб рассчитывает нейтрализовать влияние самой мощной группировки российских "окопных" генералов из штаба Северо-Кавказского военного округа.

Нынешний этап передела сфер влияния в армии принципиальным образом будет отличаться от процессов прежних лет: с приходом Владимира Путина изменились аппаратные правила, что было хорошо видно по противостоянию Сергеева и Квашнина, когда оно достигло высшей точки напряжения к концу 2000 года. Отстаивая противоположный взгляд на военную реформу, министр обороны Сергеев предпринял привычную публичную атаку через прессу. Квашнин, напротив, апеллировал главным образом к военной аудитории, выступая с разоблачениями на закрытых совещаниях Минобороны. Маршал совершил роковую ошибку: методы публичной борьбы прекрасно работали в ельцинскую эпоху (достаточно вспомнить громкие дискуссии главы Минобороны Родионова и с секретарем Совета обороны Батуриным), однако теперь оказались совершенно неприемлемы. По свидетельству близких к президенту людей, "обычно спокойный Путин был тогда просто взбешен публичностью дискуссии военного руководства", и отставка маршала Сергеева стала логичным итогом этого недовольства. За прошедший год требование не выпускать информацию стало жестче. 18 января на встрече с правительством президент устроил показательную выволочку главам Минобороны и Минфина: не столько в связи с реальными проблемами неплатежей за поставки армии электроэнергии, сколько потому, что информация о них просочилась наружу. Тогда Путин заявил, что " всех проблем и шума, которые наносят моральный и экономический ущерб, вполне можно было бы избежать".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.