29 марта 2024, пятница, 16:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 февраля 2002, 15:55

Ось зла, но охота пуще неволи

С тех пор как американцы в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО, независимые аналитики с большим скепсисом относятся к консультациям по сокращению стратегических наступательных вооружений. В беседах с "Полит.Ру" эксперты прямо говорили, что уже само согласие американцев продолжать консультации является большой победой отечественной дипломатии. Это могло бы быть верно, если предположить, что мы знаем, чего хотим от этих переговоров, и что именно Москва - ведущая сторона в дипломатическом менуэте. Заявления, который сделал во вторник в Москве старший заместитель госсекретаря Джон Болтон, возглавлявший американскую делегацию на консультациях, заставляют в этом усомниться.

Для начала американский дипломат сообщил, что главное занятие переговорщиков - подготовка документов, которые могли бы быть подписаны во время майского визита Джорджа Буша в Россию. Таким образом, американская сторона фактически обязалась заключить в мае хоть что-нибудь: в противном случае саммит на высшем уровне превратится в глазах и прессы, и общественности в такую же бесполезную туристическую поездку, как и памятный визит Путина в Техас. Напомним: всю осень и зиму американцы отказывались заключать формальный договор по поводу предстоящего сокращения ядерных арсеналов (до уровня в 1700-2200 боеголовок у каждой из сторон). По их мнению, с окончанием холодной войны прошла нужда в многолетних переговорах, детальной проработке взаимных сокращений и механизмов проверки: достаточно взаимного доверия. Москва же настаивала на формальном договоре.

Буквально на днях Белый дом вдруг заявил, что согласен заключать договор, причем в виде не межпрезидентского протокола, а полноценного международного соглашения, которое будет выставлено на ратификацию парламентам. Как сказал во вторник Болтон, Джордж Буш осознал, насколько чувствительна для России эта тема - согласился, демонстрируя, таким образом, "геостратегическое мышление" и "степень зрелости" российско-американских отношений. Соответственно, теперь и России предстоит продемонстрировать "степень зрелости". Американская уступка, однако, не поражает своей щедростью. Если присмотреться, речь идет о договоре, регламентирующем сокращение "оперативно развернутых" боеголовок, а вовсе не об их уничтожении. Американцы настаивают на своей схеме "хранения" снимаемых с дежурства ядерных зарядов, за которой стоит возможность при нужде вновь придать им боевую форму. Интрига развивается так, будто вся затея с "сокращением под честное президентское слово" была приманкой, заглотив которую, Россия положила сам факт формального договора в основу своей переговорной стратегии. Пожертвовав пешку, американцы сохранили качество: право НЕ уничтожать боеголовки. Пойти на такую жертву Белому дому тем легче, что ратификация будущего соглашения Конгрессом вовсе не гарантирована; если парламентарии откажутся ратифицировать договор, Бушу останется только умыть руки.

Очевидная сила американской позиции в том, что России сокращение гораздо нужнее, чем Америке: как не раз открыто заявляли по ту сторону океана, России там больше не боятся. (Сомнительна и сама последняя риторическая установка российской позиции: раз вы строите щит, давайте проводить равные сокращения - по самой простой логике равное сокращение выгодно строителю щита.) Это, конечно, хорошо, но когда доходит до переговоров, позиция Белого дома проста: не хотите - как хотите, не сокращайте, можете оставаться при своих устаревших боеголовках. Не случайно российская и американская делегация готовят к майскому саммиту сразу два документа: помимо договора речь идет и о некоей "декларации" об общих принципах сотрудничества (в нем, по словам Болтона, будут затронуты сокращение наступательных вооружений, сотрудничество в области ПРО, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, экономическое сотрудничество). Американцы готовят запасной аэродром: если Россия окажется слишком упрямой, всегда можно отказаться от заключения договора, ибо в запасе есть еще декларация. Раз есть декларация, Буш не зря съездил в Россию: дружба с Россией крепка как никогда.

Существенно, что среди прочих официальных лиц Джон Болтон успел повстречаться в Москве и с атомным министром Румянцевым. Не может быть случайной и интрига на прошлой неделе с внезапно объявленным и столь же внезапно отмененным визитом иранского министра иностранных дел, демонстративными заявлениями о строительстве второго энергоблока на иранской АЭС. США сильно опасаются расползания по миру ядерных и других технологий. Россия смотрит на проблему proliferation, распространения ядерного оружия, не впонле серьезно - примерно как на борьбу за экологию и права сексуальных меньшинств. В США теперь это первая задача номер один, и "экономическое сотрудничество" России с Ираном, Ираком и т.д., а не устаревшие разногласия по ПРО и СНВ, грозит стать главным препятствием для "дальнейшего укрепления американо-российской дружбы". На пресс-конференции Болтон допустил оговорку, вместо "оси зла" упомянув "ось против зла" ("axis against evil"). Тем не менее, над созданием этой "оси против" сейчас идет мощная работа в Вашингтоне, и она куда более реальна, чем несчастные Ирак-Иран-КНДР. Именно в эту ось под шелест консультаций по ПРО Америка пытается встроить Россию. Пока не очень успешно. Но США не намерены сдаваться.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.