28 марта 2024, четверг, 17:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 мая 2010, 15:20

Принц и как его понимать

 Принц Эжен Савойский (1663-1736) выглядит абсолютным чемпионом венского Бельведера по выставкам. Только в прошлом веке в его честь их было устроено четыре. Но нынешняя – «Принц Эжен: полководец, философ и друг искусства» - самая большая в истории.

Пристрастие Бельведера объяснимо: принц и построил один из самых знаменитых европейских дворцов, чьи коллекции и чей парк по-прежнему привлекают миллионы туристов в год. Да и почтовый адрес Бельведера звучит: Prinz-Eugen-Strasse, 27. (В русской традиции, кстати, Эжена Савойского чаще всего зовут Евгением Савойским, но это неверно; было бы непривычно обсуждать с испанцем Алехандро Пушкина? Остановимся на Эжене).

Якоб ван Шуппен. Принц Эжен, победитель турков, 1718
© Rijksmuseum, Amsterdam

Жизнь этого космополита выглядит хрестоматийной для его эпохи. Итальянец по происхождению, уроженец Франции, он всю сознательную жизнь находился на службе у заклятых врагов Парижа – у Габсбургов. Более того, принц командовал австрийскими войсками, которые били французов. Интересно, предвидь Людовик XIV такое будущее, решился бы он выслать в свое время из Франции мать принца, Олимпию Манчини графиню Суассонскую? Она хоть и была племянницей кардинала Мазарини, но попала под подозрение в рамках т.н. «дела о ядах» - массовой истерии, охватившей французский двор в 1675 – 1682 годах и приведшей к казни маркизы де Бреньвилье и еще нескольких десятков человек. Принц Эжен отправился в изгнание не в Брюссель, где обосновалась его мать, но в Вену (для этого ему на время путешествия пришлось переодеться в женское платье).

Поступив на военную службу волонтером, он начал с блестящей победы над турками и уже после первого боя командовал драгунским полком. Трудно, правда, понять, был ли такой взлет возможен без поддержки его кузенов, маркграфа Людвига-Вильгельма Баденского и курфюрста Макса-Эманюэля Баварского? Как бы то ни было, военная карьера изначально нищего Эжена развивалась со скоростью, которой можно позавидовать и сегодня. В 27 лет он уже командовал австрийскими войсками в Италии, откуда и совершил несколько удачных вторжений в некогда родную Францию. Апофеозом его противостояния с бывшей родиной стала победа 9 июля 1701 года над армией знаменитого маршала Катина, после чего тот был смещен с должности. К этому времени принц давно уже был фельдмаршалом, а вскоре и возглавил военный совет при императоре. Реорганизация военного дела, которую он провел, до сих пор поражает специалистов.

Великий визир Кара Мустафа. Б.д. © Wien Museum

Впрочем, для австрийской, да и для всей европейской истории, куда важнее оказались победы принца Савойского над турками, особенно при Зенте над султаном Мустафой II. Их оценили на континенте: среди почитателей были Руссо и Вольтер, в отдельном зале Бельведера можно послушать музыку, сочиненную в честь принца, а один из лучших его парадных портретов, например, принадлежит амстердамскому Рийксмузеуму (тот, впрочем, надолго передал его Бельведеру). Впрочем, в Голландии принц долгие годы был наместником Габсбургов и боролся против освободительных движений. Его роль как дипломата и советника была неоценима для многих императоров – Леопольда I, Йозефа I и Карла VI, и вообще, что бы делали Габсбурги без его 24 побед? Статистики от истории утверждают, что почти треть из них были решающими для Европы того времени.

Благодаря этим победам Эжен Савойский несказанно разбогател: императоры не скупились на награды для талантливого полководца. Когда, например, в апреле 1707 года Карл III Испанский назначил принца генерал-губернатором Милана, ему установили годовой оклад в 150 тысяч гульденов. Принц тратил деньги не как кутила, но как образованный человек: он собирал искусство. С торговцами картин, художниками и садовыми архитекторами он переписывался из военных лагерей. Его коллекции считались одними из лучших в начале XVIII столетия. Автопортрет Ван-Дейка и одна из версий «Давида с головой Голиафа» в исполнении Гвидо Рени, портретная галерея военной и аристократической элиты Европы, иллюстрированные книги средневековья, инкунабулы и гравюры – собрание впечатляет и сегодня, даже если художественные вкусы за триста лет изменились и далеко не все в выборе той поры выглядит сегодня бесспорным (принц любил, например, итальянскую живопись, которая к началу XVIII века уже окончательно выдохлась).

Питер Ван ден Берге. Принц Эжен посешает галериста Цомера в Амстердаме. Б.д. © Rijksmuseum, Amsterdam

Кристина Пизанская. Книга о Граде Женском. Фрагмент книги. Ок. 1470. © Österreichische Nationalbibliothek, Wien

Хотя есть и настоящие шедевры, особенно среди книг – не зря собрание принца, включавшее в себя и парижскую библиотеку его родителей, хранится сегодня как отдельный фонд, Bibliotheca Eugeniana в Австрийской национальной библиотеке. Все переплеты украшены фамильным гербом в золоте, инициалом «Е» и изображением ордена Золотого Руна. При жизни владельца одна лишь коллекция рукописей и инкунабул насчитывала 237 предметов, в том числе немало французских рукописных книг XIII – XVI вв. А терракотовый «Геркулес, убивающий Ладона, дракона из сада Гесперид» Джованни Джулиани (1664 – 1744)?!

Автор принадлежал к числу не только модных, но и важнейших скульпторов эпохи. Несмотря на скудость сведений о ранних годах его жизни, известно, что Джулиани учился во Флоренции и Болонье, а потом, как это принято, устремился туда, где богаче. После Мюнхена он осел в 1690 году в Вене, где начинает работать для монастыря Святого Креста. После расставания с женой и финансовых проблем он поселился в 1711 году в монастыре, где и хранятся сегодня его архивы, включая уникальную подборку 140 боццетти, глиняных макетов больших скульптур (из этого собрания и отобрали для выставки «Геркулеса»). Боццетти создавали сами авторы, а затем скульптуры лили и лепили в их ателье. По боццетти видно, как прагматично порой относился Джулиани к своим идеям – он часто их варьировал, охотно цитировал предшественников, особенно француза Франсуа Дюкенуа, и не стеснялся повторов, лишь бы заказчики жили далеко друг от друга. При этом Джулиани оставался эмоциональным и свежим, словно каждый раз придумывал все заново и заново каждый день создавал иллюстрации для трактата Шарля Лебрена «О методе изображения страстей», главной книги художников того времени. Его изображения святых и ангелов, античных героев и аллегорических сцен подвержены жесткой системе правил, кажущихся порой в чем-то гротескными, но не отменяющими впечатление подлинного. Это и есть важнейшая барочная черта – повторять и повторяться, но при этом переживать экстаз как впервые.

На нынешней выставке произведения искусства составляют большую часть из 280 экспонатов, предоставленных 60 европейскими музеями и частными коллекциями. Это если не считать интерьеров самого Нижнего Бельведера, где проходит выставка, а также открывающихся из его окон видов на Верхний Бельведер. Его появление в Вене начала XVIII века можно считать апофеозом барочной архитектуры. Дворец строился на протяжении почти сорока лет (включая работы по отделке), он задумывался как летняя резиденция принца, с большим парком между двумя здания. Поскольку заказчик был еще и заядлым ботаником, зверинцу и оранжерее уделили особое внимание. У Эжена Савойского была уникальная коллекция экзотических животных и растений, а в вопросах природоведения его консультировал сам Лейбниц (философ, кстати, придумал и особые цвета для книжных переплетов в библиотеке: темно-красный для истории, желтый для естественных наук и темно-синий для теологии и юриспруденции).

Саломон Кляйнер. Эскиз для «Зверинца». 1734. © Albertina, Wien

Поражают и барочные сады в замке Хоф, еще одной резиденции Эжена Савойского, расположенной недалеко от Вены. В дни работы Бельведерской выставки туда по выходным отправляется от Шведенплац автобус, можно купить комбинированный билет, позволяющий посетить оба дворца. Оно того стоит: Хоф принц приобрел в возрасте 62 лет и вложил в него весь остаток своей недюжинной энергии. В марте 1730 года над парковыми террасами там работали 200 каменщиков и 300 рабочих.

Наследников у него не было (по неподтвержденным слухам, распространявшимся еще при жизни, принц был гомосексуален, его называли «Марс без Венеры»). Вся многочисленная собственность досталась удалившейся в монастырь племяннице, та благополучно перепродала все европейским королям и аристократам. Так, коллекция живописи ушла к Карл-Эммануилу III в Турин . Многие из тех покупателей существуют сегодня в памяти лишь как примечание к биографии принца. А ведь как странно все у него начиналось. Принц Савойский начинал свою биографию как генерал Власов XVII века. Его карьера должна была развиваться при дворе Людовика, но сила обстоятельств привела его в лагерь к врагам. Принц боролся против своей родины как настоящий профессионал. Это не помешало ему стать героем с точки зрения обеих сторон.

Все-таки странные у них в Европе принципы. Другие бы не простили.

Выставка «Принц Эжен: полководец, философ и друг искусства» в венском Бельведере открыта до 6 июня.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.