28 марта 2024, четверг, 20:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 мая 2010, 08:51

Американский интерес на Кавказе

Непосредственным поводом для написания данной статьи стало телефонное общение автора с корреспондентом радиостанции «Голос России». Радиожурналиста государственного вещания интересовала статья двух американских специалистов из Колумбийского университета Александра Кули и Линкольна Митчелла. Политологи из США в своем тексте, имеющем конкретного адресата (статья имеет подзаголовок «Меморандум действия» и обращена к Госсекретарю США Хилари Клинтон и министру обороны Роберту Гейтсу), приходят к выводу о необходимости серьезного переформатирования внешнеполитического курса американской администрации по отношению к Грузии и Абхазии. Автор не оговорился, Кули и Митчелл рассматривают Абхазию в качестве самостоятельного субъекта (а не объекта) политики, с которым следует выстроить конструктивные отношения, не признавая, однако ее независимость формально. «Вовлечение без признания» – та формула, которую используют специалисты из Колумбийского университета. Примечательно и то, что их текст располагается в разделе под названием «В сторону от проторенной дорожки» (Off the Beaten Path) авторитетного издания «The American Interest»[1].

Спору нет, интерес к зарубежной интеллектуальной продукции для государственной радиостанции, вещающей за рубежами нашего Отечества, – факт отрадный. Можно только приветствовать знакомство российских журналистов с мнениями коллег из-за границы, без чего адекватное понимание экспертного и политического сообщества США и стран Европы невозможно в принципе. Однако автора настоящей статьи смутила сама тональность вопроса: «Означает ли это смену приоритетов американской политики на Кавказе?» Что из данного вопроса следует? Российские журналисты и эксперты (а такой вопрос приходится выслушивать не впервые) искренне предполагают, что любая статья американского профессора или консультанта является выражением государственной воли их страны. Аналогичный подход воспроизводится в постсоветских республиках по отношению к экспертам из России. И в первом, и во втором случае такие оценки далеки от истины. Но рассматривать российский случай надо в отдельной статье, а об американском поговорим подробнее. Тем паче, что его осмысление у нас в стране имеет практическое значение. Не до конца понимая (или не понимая вовсе), как функционируют система власти, принятия решений, академическое сообщество в США, мы совершаем вполне осязаемые ошибки во внешней политике.

Приведу один пример. В 2007 году в США активно обсуждалось участие этой страны в железнодорожном проекте «Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс». Интерес к этому проекту имела администрация Джорджа Буша, а такой ее яркий представитель, как чиновник Госдепа (куратор Южного Кавказа) Мэтью Брайза говорил об этом вопросе как о решенном деле. Между тем, Конгресс США выступал против этого, мотивируя свое несогласие усилением международной изоляции Армении, одного из американских союзников. Данная тема обсуждалась на представительном «круглом столе» в России, где на полном серьезе высокопоставленные политические аналитики, близкие власти говорили, что проект будет поддержан Вашингтоном, потому что администрация выступает в его поддержку. Попытки же объяснить коллегам, что Конгресс – это не департамент голосования Белого дома, не находили поддержки. Напротив, они встречали приблизительно следующую реакцию: «Но ведь у нас Дума не выступит против Кремля». Но в том-то и дело, что американский Конгресс – это не российская Госдума, а потому амбициозная железнодорожная затея и не была, в конечном итоге, поддержана Вашингтоном. Однако непонимание того, как работает система принятия решений в США, создало неадекватную «картинку» перспектив конкретного проекта.

К сожалению, те, кто пытается освещать американские внешнеполитические действия на Большом Кавказе, не вполне адекватно представляют себе и экспертные споры в США по поводу этого неспокойного региона. Помимо массового отождествления позиций политологов с американским паспортом с позицией Госдепа США российские эксперты и журналисты страдают еще одной болезнью (увы, весьма распространенной). Они пытаются упростить позиции американской политологии относительно «пятидневной войны» и ее последствий, представив их как заведомо прогрузинские. Отсюда следуют и не вполне адекватные действия. Так, летом-осенью 2008 года наши политики и журналисты говорили едва ли не об «информационном заговоре» против РФ в дни «горячего августа» в Южной Осетии. Затем осенью 2009 года те же люди выражали свое удивление «сбалансированным докладом» комиссии экспертов ЕС во главе с Хайди Тальявини. В одном случае в результате неверных оценок была чрезвычайно и неоправданно раздута антизападная истерия, когда наши СМИ сами подыгрывали «ястребам» в Вашингтоне и в Брюсселе, изображая события 2008 года как борьбу не с грузинским лидером, а с «комбинированным походом» западного мира против «встающей с колен России». В другом же случае наше удивление было снова неадекватно, так как «сбалансированность» Тальявини предполагалась задолго до официальной публикации доклада ее комиссии. Удивляться было попросту нечему.

Оговоримся сразу, среди американских авторов есть те, кто откровенно симпатизирует президенту Михаилу Саакашвили и рассматривает его и Грузию под его руководством как «маяк демократии». Этому посвящена целая книга известного и влиятельного исследователя проблем трансатлантической безопасности Рональда Асмуса «Маленькая война, которая потрясла мир» (увидела свет и была широко презентована в январе 2010 года). В этом труде автор говорит, что «причины этой войны лежат не в деталях локальных этнических конфликтов между грузинами с одной стороны, абхазами и осетинами с другой. И даже не в будущем статусе этих провинций». В основе событий 2008 года, с точки зрения Асмуса, лежит «стремление Грузии разорвать квазиколониальные отношения с Москвой и ее стремление стать частью демократического запада» (С. 8, 216). Собственно говоря, под эту методологию и выстраиваются оценки ситуации на Южном Кавказе в период, предшествовавший трагическим событиям «горячего августа» 2008 года. Абхазия и Южная Осетия рассматриваются не как самостоятельные величины, а исключительно как инструменты российской «наступательной политики» и барьеры для продвижения Грузии на Запад (C. 54, 63-64). Российская политика по отношению к двум бывшим мятежным автономиям расценивается как «ползучая аннексия» грузинских территорий, а «паспортизация» видится как политико-идеологический мотив для нанесения «ущерба» для Грузии (C. 42). Исследование Асмуса предваряет предисловие другого не менее известного персонажа современной американской политики и аналитики, президента вашингтонского Института Brookings и в 1994-2001 гг. заместителя Госсекретаря США Строуба Тэлботта: «Я даже могу себе представить, что эта книга будет иметь резонанс в Москве, где мыслящие, но имеющий высокий статус россияне спокойно и аккуратно обдумывают уроки и последствия того постоянного нарушения стабильности, которое делает их правительство на Кавказе, в особенности – ущерба, сделанного Грузии в августе 2008 года» (С. XI). Таким образом, предисловие сразу определяет систему координат для читателя: Россия – это «плохой парень», а Грузия – «хороший».

Однако судить об американской политологии только лишь по одной этой книге (а цитаты из нее охотно вывешивали российские веб-сайты) – занятие неблагодарное! Впрочем, неблагодарное дело вообще говорить о «едином подходе Запада» к оценкам «пятидневной войны». 11 августа 2008 года (еще шла “пятидневная война») в беседе с журналистом Гленном Гринвалдом на Радио «Salon» известный кавказовед профессор Джоджтаунского университета Чарльз Кинг сказал следующее: «Я думаю, что было бы упрощением рассматривать это событие, как попытку российского авторитарного медведя уничтожить маленький маяк демократии. Это намного более сложные проблемы». В этот же день профессор Кинг в статье в The Christian Science Monitor (второе по тиражу в США издание) под характерным заголовком «Российско-грузинский конфликт – не во всем только ошибка России» пишет: «Россию следует осудить за несанкционированную интервенцию. Но война началась как необдуманное действие Грузии по взятию под контроль Южной Осетии силой. Большой целью Саакашвили было втянуть свою страну в войну как жертву, надеясь, что предсказуемая реакция России заставит Запад принять тот нарратив, который уже освоили многие комментаторы». Несколькими строчками ниже профессор делает вывод: «Для Грузии эта война стала ужасным просчетом. Южная Осетия и Абхазия теперь полностью потеряны. Почти невозможно представить сценарий, при котором эти территории – родина, вероятно для 200 тысяч человек, – вернутся в Грузию, государство, которое они воспринимают как агрессора».

Впоследствии эти тезисы Кинга были более подробно рассмотрены в его академических публикациях. Стив Пайфер, бывший посол США на Украине (кстати, работающий под началом Тэлботта в Brookings), 13 августа 2008 года комментируя ситуацию для «Los Angeles Times», сказал, что «Саакашвили дал Кремлю возможность, когда отправил войска в сепаратистский регион Южная Осетия на прошлой неделе, стремясь восстановить там грузинский суверенитет». В мае 2009 года вышла в свет статья профессора из университета Род Айленд Николая Петро (при Буше-старшем он работал Госдепе помощником по вопросам отношений с СССР) под названием «Правовой казус российской интервенции в Грузию», в которой автор утверждает, что практически каждый аспект операции России на Кавказе в августе 2008 года соответствовал международному праву и ее миротворческому мандату. Кстати, в 2008 году вышла работа упомянутого нами в начале статьи профессора Линкольна Митчелла под «говорящим» названием «Двусмысленная демократия (впрочем, слово «uncertain» можно перевести и как «сомнительная», «неустойчивая», «ненадежная» – С.М.): внешняя политика США и «революция роз» в Грузии».

Таким образом, нам не следует упрощать понимание американским экспертным сообществом российских мотивов и действий на Кавказе. Особенно, если принять во внимание присутствующие в тамошнем обществе антироссийские фобии и страхи (которые нам самим надо было куда как активнее разрушать). Только в этом случае у нас не будет неожиданных удивлений, открытий для себя самих и гораздо меньше неадекватных действий.

Между тем, статья Кули и Митчелла ценна не только в общем контексте американской политологии. В ней предложена интересная аргументация, требующая серьезного внимания. Авторы начинают с констатации того, что с августа 2008 года США и ЕС последовательно отказывались принять российское решение о признании абхазской и югоосетинской независимости. И эта политика, с их точки зрения, провалилась, и с двумя спорными регионами не удалось развить приемлемых отношений. Кули и Митчелл полагают, что «эти территории почти наверняка потеряны для Грузии, возможно, на десятилетия», а влияние России в них «выросло быстро и значительно». Поэтому, если «США не изменят свои подходы, РФ вскоре полностью подчинит Абхазию и Южную Осетию». Чтобы такой сценарий не произошел, американцы вместе с ЕС должны «немедленно положить конец текущей политике изоляции и нынешнему отношению к этим территориям, заменить их формулой “вовлечение без признания”».

Какие же методы предлагают для этого Кули и Митчелл? В разделе своей статьи под названием «Сначала Абхазия» они говорят о серьезных различиях между двумя де-факто государствами на территории Грузии. С их точки зрения, Абхазия уже имеет некоторые «атрибуты государственности» в то время, как малонаселенную Южную Осетию, «зажатую между Грузией и Россией», трудно «представить себе полноценным государством». Следовательно, с точки зрения американских специалистов, приоритетным направлением для выстраивания двусторонних (и многосторонних, если говорить об США, ЕС, других интеграционных структур Запада) отношений должна быть Абхазия. А как же быть с грузинской территориальной целостностью? По мнению Кули и Митчелла, территориальная целостность Грузии имеет одну «специфическую черту»: это понятие корректно использовать при характеристике Грузинской ССР, но не современной Грузии, поскольку в реальности такой «целостности» «просто не существует». Авторы не пытаются выбросить проект «восстановления грузинской территориальной целостности» с корабля современности. Но они политически корректно фиксируют: такой проект является долгосрочным. И хотя такое решение конфликта является «идеальным», обсуждать его в привязке к жестким срокам неконструктивно и вряд ли вообще имеет смысл.

Альтернатива же, предложенная Кули и Митчеллом, включает несколько пунктов. Во-первых, «вовлечение» без гарантий формально-правового признания. Под этим американские политологи понимают введение практики выдачи въездных виз абхазским официальным лицам (даже по абхазским внутренним паспортам!) для участия в конференциях, семинарах, форумах. Прецедентом же для такой политики могла бы стать Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). «Хотя Вашингтон и не признает ТРСК как суверенное государство, он признает паспорта ТРСК для целей путешествия и визовых заявок». Во-вторых, диверсификация экономических связей Абхазии. Здесь Кули и Митчелл предполагают активизацию абхазской диаспоры в Турции, странах Запада. В-третьих, американские авторы предлагают задействовать хорошо знакомый механизм: неправительственные структуры, гражданское общество. «Вовлечение без признания – единственная реалистичная политика, позволяющая предотвратить полную абсорбцию Абхазии Россией и таким образом сохранить шанс для восстановления территориальной целостности Грузии. Более скоординированная политика между ЕС и США должна быть более действенной!» – резюмируют Кули и Митчелл.

Нельзя не увидеть в их системе аргументов много здравых и реалистичных оценок. Среди них – понимание относительности грузинской «территориальной целостности», невозможности скорого ее восстановления (и полного восстановления в принципе). Авторы также справедливо отмечают разницу между Абхазией и Южной Осетией (и в самом деле, изначально эти два проекта выстраивались вокруг разных конечных целей). Кули и Митчелл не забывают упомянуть и про этнические эксцессы в Абхазии (изгнание грузинского населения), добавляя при этом, что более жесткие претензии Грузии на возвращение беженцев настраивают сегодняшнее население Абхазии против Тбилиси в еще большей степени. Их аргументы могут заставить задуматься не только теоретиков, но и практиков-управленцев в России по поводу того, как совместить российский интерес в Абхазии с собственно абхазскими внешнеэкономическими интересами. Иначе без всякого внешнего вмешательства «третьих сил» неизбежны трения и противоречия.

Однако центральный тезис (можно сказать, матрица рассуждений) Кули и Митчелла вызывает немало вопросов. Авторы строят свою концепцию (она должна быть позднее опубликована в более детальном развернутом виде отдельным текстом) как механизм противодействия российским устремлениям в Абхазии и в Южной Осетии. Даже понимая, что грузинский суверенитет здесь проблематичен и упоминая его скорее как дань традиции. Но грозит ли военно-морская база в Очамчире или военно-воздушная база РФ в Гудауте (которые еще предстоит по-настоящему обустроить) интересам США? Сегодня в Штатах и в Европе немало экспертов, которые с пафосом обличают и Москву, и Пекин за страсть к «игре с нулевой суммой». Однако позиция Кули и Митчелла по сути своей есть не что иное, как приглашение сыграть в хорошо знакомую «zero sum game». Получается, что усиление России в Абхазии автоматически означает удар по позициям США. Но где, в какой точке мира? В Грузии, где США имеют сегодня тотальную поддержку, или, может быть, на Украине, в других уголках Евразии? Или на Ближнем Востоке? А если нет, то стоит ли Вашингтону так концентрироваться на поддержке Тбилиси? Тем паче, когда с Москвой есть столько общих точек стратегического интереса (Афганистан, Иран).

Между тем, при подходе Кули-Митчелла теряется нить собственно грузино-абхазской игры. А ведь отношения Запада и России на этом участке мировой политики – это производная, а не фундамент абхазско-грузинских взаимоотношений. Но сегодняшняя абхазская элита настроена по отношению к Грузии намного более радикально, чем сотрудники посольства РФ в Сухуми или соответствующие кураторы Абхазии в Администрации президента РФ или в Белом доме. И даже если представить себе разрыв этой элиты с Кремлем и ее растущий интерес к Западу (а он есть и при хороших отношениях с Москвой), это не будет означать роста симпатий к Грузии. Между тем, американские эксперты (даже те, кто искренне пытается разобраться в хитросплетениях кавказской политики и не верит в имманентный демократизм Саакашвили) пока что с большим скрипом признают следующий факт: абхазская грузинофобия и абхазский национализм имеют свои собственные корни, ресурсы и традиции, зачастую не связанные с Москвой и российской «имперской» политикой. Если вместо Кремля Абхазия подружится с Западом, дружбы с Грузией все равно не получится. Конечно же, речь идет об отношении в перспективе формально-правовых рамок одного государства. Как с соседом, Абхазия неизбежно рано или поздно выйдет на конструктивный и не исключено, что дружеский характер взаимоотношений с Грузией.

И, конечно же, Абхазия может быть одновременно «и с нами, и с ними». Про эту «альтернативу» американские специалисты не подумали (или забыли?). Речь идет о взаимовыгодном партнерстве с той же Абхазией по формуле «вовлечение без признания, но и без противопоставления» (России, естественно).

Попытки односторонней изоляции России (или ее «сдерживания») точно не будут соответствовать американским интересам. Если, конечно, понимать их не в традициях «холодной войны».

Автор – политолог, кандидат исторических наук


[1] «The American Interest (AI)»- журнал, выходящий с 2005 года (один раз в два месяца). Был создан несколькими членами редакционного совета другого известного американского издания «The National Interest», несогласными с изменениями редакционной политики своего прежнего издания. Посвящен проблемам международной политики, мировой экономики и безопасности. Председателем Исполнительного комитета журнала является философ Фрэнсис Фукуяма, главным редактором – профессор-востоковед Адам Гарфинкель (в администрации Джорджа Буща- младшего был спичрайтером для двух госсекретарей – Колина Пауэлла и Кондолизы Райс).

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.