19 марта 2024, вторник, 07:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 сентября 2009, 09:30

Обитаемый остров

1. Пропавшая грамота. К вопросу о полноте источников

Больше года прошло после «пятидневной войны», разразившейся в августе 2008-го на Южном Кавказе.

Прошлогодняя война сказалась не только на внутренней ситуации в самих Грузии и России, а также Южной Осетии и Абхазии, но и на международных отношениях, на подходах к проблемам мировой безопасности, принципам суверенитета и уважению к правам человека.

Спустя год остаются почти неизменными позиции всех непосредственных участников этого конфликта, предъявляется масса взаимных обвинений. Меж тем до сих пор достоверно не известна ни картина боевых действий этой, одной из самых коротких в истории, пятидневной войны, - кто первым подтянул войска, кто первый выстрелил, кто где стоял, когда и кого убил, - ни весь масштаб гуманитарных последствий.

Ситуация, сложившаяся на территории собственно Грузии, за минувший год изучена  достаточно детально, – в стране активно работали и работают местные, иностранные и международные неправительственные организации, сотрудники ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, а также сами грузинские власти. Практически все собранные ими сведения опубликованы. Посчитаны погибшие, раненые, пропавшие без вести, ставшие беженцами, просто получившие материальный ущерб. Доступны поименные списки этих людей. Неточности или намеренные искажения, встречающиеся в некоторых оценках, в достаточной мере компенсируются другими источниками, - во всяком случае, причины этих неточностей могут быть выявлены, а сами ошибки - исправлены.

Куда меньше достоверных сведений о том, что происходило и происходит в гуманитарной сфере на территории Южной Осетии и Абхазии. Если говорить только о Южной Осетии, где как раз и развернулись основные боевые действия, то в аспектах соблюдения прав человека и собственно гуманитарных последствий конфликта картина событий описана в ряде докладов, опубликованных за прошедший год международными правительственными и неправительственными организациями:

- отчеты Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга «Права человека в зонах, затронутых конфликтом в Южной Осетии» (8 сентября 2008) и «Специальная миссия в зоны, затронутые конфликтом в Южной Осетии: выполнение шести принципов Комиссара по решению гуманитарных проблем и признанию первостепенной важности прав человека» (16 декабря 2008);

- доклад Управления ООН по Координации гуманитарных вопросов (7 октября 2008);

- доклад Бюро по Демократии и Правам Человека ОБСЕ «Права человека в регионах, затронутых войной, после конфликта в Грузии» (27 ноября 2008);

- доклад Комитета по миграции, беженцам и народонаселению ПАСЕ «Гуманитарные последствия войны между Грузией и Россией» (9 апреля 2009);

- доклад международной правозащитной организации «Международная Амнистия» «Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт» (18 ноября 2008);

- доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch «На войне как на войне?» (23 января 2009);

- ряд брифингов Международной Кризисной Группы (22 августа 2008, 26 ноября 2008, 22 июня 2009), касающихся гуманитарной ситуации в Южной Осетии лишь в вопросе исхода грузинских беженцев, поскольку сотрудники организации не работали на территории ЮО.

Не касаясь здесь содержательной стороны докладов, можно, однако, с уверенностью утверждать, что ни один из них не дает полной информации о ситуации, сложившейся в регионе Южной Осетии после войны, и даже в совокупности они не составляют общей детальной картины. За последний год Южная Осетия стала практически «серой зоной», в которой осложнена работа практически для всех гуманитарных организаций. К этому есть ряд причин.

Во-первых, это сложности, с которыми сталкиваются иностранцы, - не граждане России, - при въезде в Южную Осетию. После августа 2008 года проезд в регион возможен только с территории России. Для этого иностранцам необходимо иметь как минимум двукратную российскую визу, - побывав в ЮО, необходимо будет второй раз въехать в Россию, - и согласовать свой визит как с юго-осетинским, так и с российским МИДом. При этом возникают проблемы с официальным Тбилиси, который признает такое проникновение на  de jure территорию Грузии незаконным, а нахождение там иностранцев, въехавших не с грузинской стороны, согласно принятому в октябре грузинскому «Закону об оккупированных территориях», является уголовным преступлением. Крайняя политизированность обстановки в последний год привела к тому, что международные организации, традиционно работающие в зонах конфликтов, не смогли согласовать статус своего нахождения на территории Южной Осетии. Это касается как неправительственных организаций, - свою работу так и не смог начать Датский совет по беженцам, - так и межправительственных – Управление Верховного Комиссара ООН официально не проводит свой мониторинг «на месте» и не осуществляет в ЮО гуманитарные программы, не восстановил после войны свою работу и офис ОБСЕ. С несколькими краткосрочными визитами, не позволившими подробно изучить ситуацию, в регионе побывали представители европейских и ООНовских  структур, о которых говорилось выше. Единственная международная организация, постоянно работающая на месте, – Международный Комитет Красного Креста, однако ее мандат не позволяет обнародовать большую часть получаемых ими сведений. Все международные правительственные организации, выпустившие свои доклады, не имеют в регионе постоянных представительств, и для сбора информации их сотрудники приезжали в регион лишь на несколько дней. Исключение составляет Комиссар Совета Европы по правам человека, неоднократно посещавший  Южную Осетию. 

Как в ходе самого конфликта, так и после него в регионе работали правозащитники из России, – как сотрудники российских НПО[1], так и международных, - имеющие опыт аналогичной работы в других «горячих точках». Во многом, правозащитники выполнили еще и функции журналистов. Однако работа правозащитников, способных, благодаря наличию российского гражданства, беспрепятственно проезжать в Южную Осетию, также была ограничена. Ограничения эти связаны во многом с нехваткой человеческих ресурсов: традиционно работающие на Кавказе эксперты вынуждены больше времени посвящать проблемам Северного Кавказа, где обстановка значительно более напряженная[2].

Достаточно долго и подробно в регионе работали представители официальной Москвы, сотрудники российской прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре, собиравшие доказательства преступлений, совершенных грузинскими военными. Две сотни следственных работников за несколько месяцев опросили почти всех жителей ЮО. В первое время после конфликта в регионе активно работали сотрудники российского МЧС, занимавшиеся именно гуманитарными проблемами: помощью раненым, поиском тел погибших, эвакуацией оставшихся и находившихся под угрозой жителей грузинских сел, разминированием территории, разбором разрушенных зданий. Однако собранные ими сведения до сих пор не опубликованы - даже поименный список погибших.

Власти и общественность Южной Осетии также не предоставляют подробную информацию. Возможно, это связано с ограниченностью ресурсов, необходимых для  ее сбора и анализа, возможно – с недостаточным уровнем профессионализма, возможно, – в ряде случаев, – с политически мотивированным замалчиванием или искажениям некоторых сведений.

Этот краткий обзор показывает, что на сегодняшний день в публичном пространстве отсутствует информация, необходимая человеку, намеренному получить полное представление о гуманитарных проблемах региона.

*****

С проблемой отсутствия информации я постоянно сталкивалась в ходе «полевой работы», - начиная с июля 2008 года, мне довелось восемь раз побывать в регионе. Поездки длительностью от недели до двух и больше, были посвящены гуманитарной и правозащитной проблематике, не ставили целью сбор статистической информации и, очевидно, носят отрывочный и мозаичный характер. Однако именно эти полевые наблюдения, - наряду со сведениями, полученными из первоисточников, заявлениями представителей власти, официальными статистическими данными, публикациями в СМИ, а также перечисленными выше докладами, - легли в основу предлагаемых читателю заметок о гуманитарной ситуации в Южной Осетии. Очевидна вся условность моего исследования, которое ни в коей мере не может претендовать на предоставление полной и объективной картины гуманитарных проблем региона.

2. Дом у дороги. К вопросу о численности населения Южной Осетии

Первый вопрос, которого следовало бы коснуться, - оценка численности населения Южной Осетии и ее динамика за два минувших десятилетия.

*  *  *

Лишь в двух из вышеперечисленных докладов затрагивается вопрос о численности населения Южной Осетии. В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек, 60 тысяч из которых – в Цхинвали и подконтрольных Цхинвали осетинских селах[3]. В докладе Комитета по миграции ПАСЕ уже звучит цифра в 50 тысяч человек, оставшихся на территории Южной Осетии после прошлогодней войны[4]. В обоих докладах эти цифры никак не детализированы, источники их не понятны. Прочие доклады лишь воспроизводят официальные данные российских властей о числе беженцев, выехавших из Южной Осетии на территорию России, – от 30 до 36 тысяч человек.

Разобраться в этом вопросе можно, лишь внимательно изучив демографические процессы последних десятилетий  в регионе. 

*  *  *

Не углубляясь в историю региона, отметим лишь основные моменты, необходимые для понимания написанного ниже. Входившая в состав Грузинской Советской Социалистической Республики Южная Осетия со столицей в Цхинвали[5] имела статус Автономной Социалистической Республики, и была разделена на четыре административных района: Джавский, Знаурский, Цхинвальский и Ленингорский. При этом в Знаурском, Цхинвальском и Ленингорском районах проживало много этнических грузин, некоторые села были практически полностью грузинскими, в некоторых проживало смешанное население, были распространены смешанные браки. После распада Советского Союза и прошедшей в регионе первой грузино-юго-осетинской войны 1989-1992 годов большая часть Ленингорского района (переименованного в Ахалгорский с центром в городе Ахалгори – «Новый Гори» с грузинского), населенная преимущественно этническими грузинами, отошла под фактический контроль Тбилиси.

После десятилетнего затишья конфликт стал набирать новые обороты. Во многом это связано с приходом к власти в ЮО и Грузии нового руководства: крайне пророссийски настроенного юго-осетинского президента Эдуарда Кокойты, и желавшего любым путем вернуть отложившиеся регионы грузинского президента Михаила Саакашвили. После неудавшейся попытки в 2004 году силовым путем решить проблему ЮО, Саакашвили создал в 2006 году протбилисскую администрацию Южной Осетии, фактически контролирующую подчиняющиеся Тбилиси грузинские села вокруг Цхинвали – по ущельям рек Малой и Большой Лиахвы, а также большую часть населенных пунктов Ахалгорского района.

 *  *  *

Переписные листы

Последняя перепись населения в этом регионе проводилась в 1989 году. Общая численность населения Югоосетинской автономной области тогда составляла 98527 человек, включая 28544 этнических грузин и 65270 этнических осетин.

Численность населения Южной Осетии, половина территории которой расположена в горах, была почти неизменна в советское время. Достигнув своего максимума – 106 тысяч человек, согласно данным всесоюзной переписи населения 1939 года, -  к 1959 году составляла уже менее 97 тысяч. Во многом это было связано с переселением осетин из Грузинской ССР на опустевшие земли депортированных в 1944 году ингушей и чеченцев. На этом уровне численность населения сохранялась вплоть до 1989 года. Отсутствие прироста населения в это время было отчасти связано с экономической неразвитостью региона. Только в 1980-е годы, когда под Большим Кавказским хребтом был пробит Рокский тоннель, и Транскавказская магистраль, пройдя через всю территорию Юго-Осетинской Автономной области (ЮО АО) и город Цхинвали, соединила Северный Кавказ с Южным, регион приобрел важное стратегическое значение.

Расположенная на южных склонах Большого Кавказского хребта бОльшая часть территории ЮО была неразвитым районом на грузинской периферии, население которой тяготело, помимо Цхинвали, к грузинским городам Гори, Карели, Каспи и столице Тбилиси. После строительства Транскама добраться в Северную Осетию, где у многих были родственники, стало значительно проще[6], и регион начинает тяготеть еще и к Владикавказу, а через него - и к остальной территории собственно России. Началась переориентация Южной Осетии с Грузии на Россию. Из периферийного регион превратился в пограничный, транзитный, в лимитроф «малой» и «большой» империй. Это отчасти предопределило саму возможность конфликта последних двадцати лет. Да и его сценарий, вплоть до кульминации в августе 2008 года, во многом, если не в основном, оказался обусловлен наличием этого транспортного коридора, позволившего как перебросить российские войска в регион и эвакуировать мирных жителей во время военных действий, так и осуществлять поставки всего необходимого в Южную Осетию из России.  

Отчасти стабилизация численности населения региона связана еще с активизировавшимися процессами урбанизации и, соответственно, опустением горных сел. Так, если в 1959 году в городе Цхинвали проживало лишь 20% населения ЮО АО, то в 1989 там жило уже 43% населения, причем прирост шел большей частью за счет этнических осетин. Рост численности осетинского населения продолжался все описываемые годы, - и даже быстрее, чем рост населения в среднем по Грузии, не говоря уже о РСФСР. Так, с 1970 по 1979 год численность этнических осетин в целом по СССР увеличилась на 11%, в то время как население Грузинской ССР возросло на 6,5%, а РСФСР – лишь на 5,6%. Прирост числа осетин, проживающих в Грузии, был, однако, ниже – 6,8%. При этом число осетин, живущих на территории ЮО, с 1970 по 1979 год не только не увеличилось, а даже сократилось на тысячу человек, составив немногим более 65 тысяч, а процентная доля осетин в населении ЮО осталась на прежнем уровне – 66,5%. В тоже время, в Северной Осетии число этнических осетин возросло на 11%, средние по СССР. Исходя из этого, можно предположить, что либо рождаемость у осетин, живущих в Грузии, была значительно ниже, а смертность выше, чем у осетин, живущих в других регионах Советского Союза, либо – что вероятнее – из Южной Осетии и из Грузии в целом шел активный поток мигрантов-осетин, и если он и направлялся в Северную Осетию, то лишь в малой своей части. Можно предположить, что основными его направлениями были другие регионы России[7], где их численность возросла на 12% - против 11%  в среднем по СССР и Северной Осетии. Между 1979 и 1989 годами, при падении прироста этнических осетин в целом по СССР менее чем на процент (10,3%), в Грузии он сокращается троекратно, и составляет всего 3,5 тысячи человек (или 2,2%)[8]. При этом в Северной Осетии в это время число осетин возрастает на 12%, или почти на 36 тысяч человек. Возможная причина этого - как раз открытие Транскавказской магистрали, сделавшее возможной миграцию на север. Это подтверждается рассказами некоторых жителей Южной Осетии старше 40 лет, многие из которых впервые побывали во Владикавказе только после строительства Рокского тоннеля – до этого транспортным узлом и «центром притяжения» для них был Тбилиси[9].

Приход к власти в Грузии националистически настроенного Звиада Гамсахурдиа и начавшийся в 1989 году конфликт, в 1991-м переросший в войну, в значительной степени изменили демографическую карту Южной Осетии.

Изменилось фактическое административно-территориальное деление автономии: большая часть одного из четырех районов автономии – Ленингорского (или Ахалгорского) района, практически не имевшего инфраструктурных связей с остальной территорией ЮО, мирно отошла под фактический и административный контроль Тбилиси.

В ходе боевых действий начала 1990-х годов погибли около тысячи человек, около ста человек с тех пор числятся пропавшими без вести. Около 10 тысяч грузин и членов смешанных семей оказались перемещенными в собственно Грузию[10]. Согласно данным УВКБ ООН, на апрель 2005 года из них возвратились 1285 грузин. Можно предположить, что за последующие три года эта цифра существенно не изменилась – массовой миграции населения в то время не было, - тем более, после обострения конфликта в 2004 году. Кроме того, около 10 тысяч осетин переместились в Северную Осетию, а вернулись из них, по данным на тот же апрель 2005 г., только 1462 человека.

В 2004 г. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (UN OCHA) по отношению к осетинам из Грузии пришло к выводу, что «преобладающее большинство перемещенных лиц остается перемещенным... и многие из них, если не большинство, не желают возвращаться в места своего происхождения».[11]

Таким образом,  только вследствие первой войны население бывшей Юго-Осетинской Автономной области сократилось почти на 20 тысяч человек.

*  *  *

29 апреля 1991 года на территории горных районов Южной Осетии произошло разрушительное землетрясение силой в 8 баллов, которым был практически полностью разрушен районный центр Джава. Несмотря на то, что человеческих жертв оказалось значительно меньше, чем могло быть[12], многие населенные пункты либо очень сильно пострадали, либо были разрушены до основания. К примеру, в высокогорном поселке Квайса – одном из самых крупных (после Цхинвали) населенных пунктов на территории ЮО АО – на 1989 год проживало 2264 человека. После землетрясения и остановки горнодобывающих производств в начале 90-х население существенно сократилось. Согласно заявлению  местного депутата, только в прошлом, 2008 году, в результате активных экономических вливаний, восстановления производства и идущего строительства газопровода из России в Цхинвали через эти места, население Квайса вновь возросло до тысячи человек.

Согласно рассказам местных жителей, в селах, расположенных вдоль ущелья в верховьях реки Большая Лиахва на северо-востоке Джавского района после землетрясения вообще почти не осталось жителей – в этих исторически населенных практически только этническими осетинами и не затронутых войной высокогорных селах, сейчас живет по одной-две семьи на село.

Сейсмически опасный[13] и не имеющий развитой инфраструктуры[14] район не слишком привлекателен для желающих вернуться беженцев и потенциальных мигрантов.

Параллельно с этим активизировался процесс оттока из Южной Осетии этнических русских и евреев, и в меньшей степени – армян, составлявших основные этнические меньшинства в регионе. Все три этнические группы составляли в разное время от 4 до 6 процентов численности населения ЮО АО. Эти процессы, характерные в то время для многих национальных республик бывшего Советского Союза, здесь ускорились в связи с вооруженным конфликтом. На сегодняшний день в Южной Осетии почти не осталось евреев, некогда сосредоточенных практически исключительно в городе Цхинвали и составлявших до 1930-х годов до трети населения города.

В последующие годы говорить о каких-либо точных данных относительно численности населения Южной Осетии не приходится. Перепись населения, проведенная в Грузии в 2002 году, территорию Южной Осетии, очевидно, не затронула: на сайте Комитета статистики Грузии в графах напротив всех населенных пунктов, расположенных на территории ЮО (включая de facto контролировавшиеся Грузией т.н. «анклавные» грузинские села) стоят прочерки. Данные приводятся лишь по территории контролируемого в то время Ахалгорского района Южной Осетии – там было зафиксировано 7730 жителей.

Всероссийская перепись населения, прошедшая в том же 2002 году, территории Южной Осетии также не затронула – не смотря на фактическое положение, de jure эта территория тогда признавалась Россией частью Грузии, а массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии началась тоже только с 2002 года. 

Точными данными о количестве жителей не владеют даже представители районных администраций ЮО: через двадцать лет после последней переписи они называют лишь собственные приблизительные оценки.

*  *  *

В ходе прошлогоднего августовского конфликта с территории Южной Осетии вновь произошел массовый исход населения. Соотносимые по численности два потока беженцев двинулись в разные стороны: на юг, в собственно Грузию, выезжали в подавляющем большинстве этнические грузины и этнически смешанные люди (грузино-осетинские семьи), проживавшие в «анклавных» селах и Ахалгорском районе; на север, в Россию – по преимуществу этнические осетины из Цхинвали и близлежащих осетинских сел. И если люди, вынужденные выехать в Россию, после окончания конфликта в большинстве своем вернулись, то, согласно данным УВКБ ООН, в декабре 2008 года временно перемещенными лицами числились 19 100 человек из разрушенных грузинских сел в Южной Осетии и приблизительно 5 200 из Ахалгорского района Южной Осетии[15]. Можно утверждать, что помимо Ахалгорского района, где дома местных жителей не были уничтожены и процесс двусторонней миграции продолжается, во все остальные грузинские села, разрушенные в ходе и после войны почти до основания, и после декабря 2008 жители не вернулись.

В докладе председателя комитета ПАСЕ по миграции, беженцам и народонаселению Кориен Джонкер о гуманитарных последствиях августовского конфликта указывалось, что к апрелю 2009 года в свои дома не вернулось все еще примерно 1200 человек, выехавших в ходе конфликта с территории Южной Осетии в Россию[16].

Таким образом, вследствие августовской войны 2008 года, население региона вновь сократилось более чем на 25 тысяч человек[17].

Избиратели и школьники

Небезынтересно взглянуть на данные, озвученные в разное время теми или иными политическими силами.

В ходе проводившихся в 2006 году выборов президента Южной Осетии - а параллельно шло две избирательные кампании, организованные и сепаратистской стороной, и официальным Тбилиси, - по данным Юго-Осетинской Центральной избирательной комиссии (ЦИК), приняли участие 55 163 зарегистрированных избирателей. Согласно же данным, предоставленным «альтернативным» (т.н. «протбилисским») избирательным штабом, у них было зарегистрировано 57 тысяч избирателей. При этом сами представители грузинских властей заявляли тогда, что не контролируют всю территорию Южной Осетии, а лишь «анклавные» села и Ахалгорский район – а это приблизительно 20-25 тысяч человек. Цхинвальская администрация также говорила о выборах на территории всей бывшей ЮО АО – включая de facto неконтролируемые ими «анклавные» села и Ленингорский район. De facto власти в Цхинвали тогда говорили о том, что в Южной Осетии проживают примерно 82 тысячи человек[18].

Несмотря на то, что в ходе параллельно проводившихся выборов голосование одних и тех же людей на разных кампаниях практически исключалось, – каждый проводил выборы на подконтрольной ему территории, – численность избирателей была заявлена практически равная. Очевидно, что и та, и другая сторона сильно завышали численность избирателей.  

В следующий раз о численности населения Южной Осетии заговорили в связи с выборами в юго-осетинский Парламент в конце мая 2009 года. Накануне этого на «Официальном сайте Президента Республики Южная Осетия» эта самая численность определялась в 72 тысячи человек, то есть всего на 10 тысяч меньше, чем заявлялось в 2006 году. Как определялось это число и почему именно на 10 тысяч, сказать сложно – учитывая более 24 тысяч беженцев, перешедших на территорию собственно Грузии.

Число избирателей, зарегистрированных в Южной Осетии, по мере приближения выборов постепенно менялось. 21 мая Чрезвычайный и Полномочный посол республики Южная Осетия в России Дмитрий Медоев рассказал журналистам, что в выборах примут участие 45 тысяч избирателей[19]. Накануне выборов, да и в сам день голосования число избирателей, заявленное юго-осетинскими властями, возросло до 52436[20], а в день подведения итогов, 1 июня, их стало еще больше - 55 980[21].

Причем, если в среднем по России процент избирателей от общей численности населения составляет порядка 76%[22], то в Грузии – 71%[23], т.е. население Грузии в среднем моложе населения России, что и дает разницу в 5 процентов. Эта тенденция в целом характерна для народов Кавказа – семьи здесь значительно более многодетны, а средний возраст рождения детей ниже среднероссийского. Однако можно предположить, что для Южной Осетии процент избирателей от общего населения региона вряд ли будет ниже среднероссийских показателей: при сохранении описанных выше общекавказских тенденций, нужно учитывать еще и тот фактор, что отток молодых людей из республики здесь выше среднегрузинских показателей – способствуют этому как экономическая стагнация в регионе и низкий качественный уровень образования и медицины, так и то, что переехать на постоянное место жительство в Россию (в основном, в Северную Осетию) здесь относительно просто, особенно последние 5-7 лет[24]

Однако, если провести аналогию с заявленными de facto властями Цхинвали данными, то население Южной Осетии в 2006 году было в среднем моложе, чем в Грузии – процент избирателей составлял лишь 67. В 2009 же доля избирателей от всего населения резко возросла до 78%. Получается, что 10 тысяч, на которые официально уменьшилось население республики – это, в основном, молодые люди до 18 лет.

Пожалуй, все эти данные свидетельствуют лишь об одном – о том, что власти Южной Осетии представляют статистические данные исходя из сиюминутных интересов, даже не пытаясь соотносить их с обнародованными ранее. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: эти данные не отражают реальной ситуации.

*  *  *

Однако попытаться составить представление о реальной численности населения Южной Осетии все-таки можно. В частности, непосредственное наблюдение на месте за прошедшими 31 мая 2009 года выборами в парламент Южной Осетии позволило получить данные о количестве избирателей в отдельных населенных пунктах ЮО.

Для оценки точности этих данных необходимо отметить контекст событий. Первые после признания Россией выборы в Южной Осетии готовились как «образцово-показательные»: дискуссионный клуб с предвыборными дебатами, пул иностранных и российских журналистов, международный пресс-центр, международные же наблюдатели. Нельзя было допустить ситуации, когда люди могут прийти на любой избирательный участок и заявить, что они хотят проголосовать, а их при этом просто запишут, – необходимо было доказать свою состоятельность как независимого государства. Оставался вопрос – как составить избирательные списки?

Один из депутатов завершившего в июне этого года свои полномочия Парламента рассказывал, что на сессии рассматривался вопрос о проведении переписи населения в Южной Осетии. Причем некоторые народные избранники настаивали, что сделать это нужно до выборов – чтобы знать реальное число избирателей. Но решение так и не было принято.

Перед выборами сотрудники участковых избирательных комиссий провели подворный обход: переписывали тех, кто живет, и выдавали именные приглашения на выборы. В Южной Осетии с советских времен сохранился институт прописки, но в реальности очень многие живут совсем не там, где прописаны, в особенности после войны: люди, потерявшие жилье, живут у знакомых, снимают квартиры. И напротив – многие de jure прописанные в ЮО в реальности там не проживают. В итоге, дома у знакомых остается три приглашения – на двоих реально проживающих, но не прописанных, и на одного из троих прописанных, но живущих в Северной Осетии.

Таким образом, при определении численности населения Южной Осетии можно отчасти руководствоваться именно этими списками (даже принимая во внимание всю условность этих данных), а не заявленными юго-осетинскими властями данными по числу избирателей.

*  *  *

Всего для проведения выборов 31 мая были открыты 95 избирательных участков: 88 на территории Южной Осетии (18 из них – в Цхинвали), 6 в Северной Осетии и 1 в Москве. Сразу отмечу, что непосредственно на участках избирательные списки были в открытом доступе. Однако при подведении итогов голосования ЦИК Южной Осетии так и не представил данные о числе явившихся на участки избирателей – только проценты проголосовавших за партии и пришедших на выборы. По заявлению главы МИД ЮО Мурата Джиоева, данные по проголосовавшим в Москве и в Северной Осетии «присылались в территориальную комиссию Джавского района», т.е. в реальности плюсовались к результатам голосования в районе. На избирательных участках в Северной Осетии наблюдателей и журналистов не было. Тех немногих, кто пытался пройти, – не пускали. Данные о том, сколько человек проголосовали в Северной Осетии, разные – от 6 тысяч человек по данным оппозиции (и те, в большинстве случаев были не гражданами ЮО, и их просто привозили голосовать на автобусах), до 16 тысяч человек по данным властей. Впрочем, это все уже скорее относится к политическим манипуляциям, нас же интересуют данные по конкретным избирательным участкам.

За день мне удалось обойти шесть участков в самом Цхинвали – причем как в районах «частного сектора», так и в зонах многоэтажной застройки. На участках в среднем было зарегистрировано от 500 до 1000 избирателей. Можно сказать, что эти списки, в большинстве своем, были достаточно корректными: большая часть опрошенных мной людей находила свои фамилии в списках, дополнительные списки составляли не более 5-8 процентов от изначальных, хотя списки и включали довольно много тех, кто, будучи фактически прописанным в ЮО, проживал при этом в Северной Осетии. Таким образом, по приблизительным подсчетам, в самом Цхинвали были составлены списки на примерно 13-14 тысяч избирателей. И если исходить все-таки из того, что избиратели составляют 76% всего населения, то получается, что население Цхинвали составляет около 17 тысяч человек[25]. По данным 1989 года в Цхинвали проживало 43 тысячи человек, 75% из которых были этническими осетинами (около 32 тысяч человек). За прошедшие 20 лет население города стало практически моноэтничным: почти полностью его покинули как этнические грузины, которых в 1989 году было приблизительно 16%, так и русские, армяне и евреи, составлявшие основные национальные меньшинства. Таким образом, получается, что за двадцать лет почти вдвое сократилось именно осетинское население Цхинвали.

*  *  *

Еще один показатель, на который можно ориентироваться при подсчете населения, – это количество учащихся средних школ. Процент учеников от общей численности населения, согласно переписи в Грузии в 2002 году, составляет 17,5%, согласно всероссийской 2002 года – 15,3%. Видимо, ориентироваться здесь также нужно на российские показатели – как минимум по городу Цхинвали.

Опять же, не имея официальных статистических данных, можно опираться лишь на доступную информацию по отдельным населенным пунктам. Так, согласно сообщениям СМИ[26], 1 сентября в школы Цхинвали пошли учиться около 2500 детей. Можно предположить, что не все ученики после войны вернулись из Северной Осетии к началу учебного года. Так на начало октября, в Северной Осетии все еще продолжали оставаться около тысячи прошлогодних «августовских» беженцев[27]. Учитывая, что это беженцы не только из Цхинвали, но и окрестных сел, можно предположить, что число учеников цхинвальских школ из них не превышает 200 человек. Это же число – 2700 учеников[28] во всех школах Цхинвали, - приводила год назад министр образования Южной Осетии. Таким образом, согласно этим данным, численность населения Цхинвали также составляет 16-17 тысяч человек.

Помимо Цхинвали, в день голосования мне удалось побывать на избирательных участках в населенных пунктах Кударского ущелья (Джавский район), центром которого является Квайса. На Квайсинском избирательном участке было зарегистрировано 700 избирателей (всего в Квайса, поданным представителей местной администрации, 925 жителей – т.е. процент избирателей составляет примерно 76%), на 5 участках в других селах ущелья: 250, 180, 25 и 30 избирателей. Всего по этому ущелью – 1185 избирателей и, соответственно, порядка 1500 жителей. Согласно сообщениям СМИ[29], школа Квайса также рассчитана на 200 человек – учитывая, что в эту школу ходят дети из некоторых окрестных сел, население города не должно превышать тысячи человек. При этом население Квайса на 1989 год составляло 2264 человека.

Можно предположить, что население самой Джавы – районного центра и второго из двух крупных населенных пунктов района, – составлявшее  в 1989 году 1524 человека, также уменьшилось почти вдвое.

Сотрудники администрации Джавского района говорят о приблизительно 5 тысячах человек, проживающих во всем районе, – что в два раза меньше, чем проживало согласно данным 1989 года – 10400 человек. При том, что процент этнических грузин, проживавших в Джавском районе, на тот момент составлял менее 6 (вероятнее всего, приблизительно такое же процентное соотношение сохраняется и на настоящее время – исход этнических грузин из сел горного Джавского района был не столь значителен, как на равнине – до сих пор они продолжают проживать в селах Синагури, Переви, Теделет, Карзмани, расположенных на западе Южной Осетии), можно заключить, что сокращение населения произошло исключительно за счет этнических осетин. 

О малонаселенности сел Джавского района говорят и данные по количеству учеников в них: так, в селе Синагури в школе учатся 11 учеников, а в Хвце в первый класс в 2009 году пошли только 3 человека[30].

Сообщается также, что в одном из крупных населенных пунктов района – селе Гуфта – осенью 2008 года российскими военными была сдана школа на 50 человек[31]. Местные жители в 2009 году говорили, что школа пока стоит почти пустая – вероятно, в ней будут учиться дети российских военных с базы в Джаве, когда те перевезут сюда семьи.

Таким образом, вероятнее всего, что численность населения Джавского района может быть существенно ниже 5 тысяч человек.

Данные по избирателям Ленингорского (Ахалгорского) района в день голосования были озвучены председателем ЦИК РФ Владимиром Чуровым, совершившим туда мониторинговую поездку: 469 избирателей в самом Ленингори, еще в пяти селах района – 158, 92, 112, 93, 33. Итого – 957 избирателей, или примерно 1250 жителей. Это данные по 6 из 22 участков в Ленингорском районе. Второй после Ленингори (Ахалгори) по числу жителей населенный пункт – село Икоти (порядка тысячи человек до войны) уже к октябрю, по словам местных жителей, опустело настолько, что в школу ходило всего 50 детей[32]. Согласно данным УВКБ ООН, в Ахалгорском районе должно было остаться не более 2500 человек – данные, представленные Чуровым, это скорее подтверждают. А по сравнению с данными 1989 года – 12100 человек – численность населения сократилась почти в пять раз. Почти в такой же степени сократилось население райцентра – с 2791 человека в 1989 году до приблизительно 600 в 2009. В 1989 году этнических грузин в районе было 54% от общего числа жителей, а на начало августа 2008 года, по данным Тбилиси, - 80%. Т.е. за двадцать лет произошел существенный, - почти пятикратный, - исход осетинского населения района – вероятно, именно вследствие событий первой военной кампании начала 1990-х годов. Нынешнее же почти трехкратное сокращение населения с 7500 тысяч человек в середине 2008 года до 2500 тысяч человек в 2009 – произошло, в основном, за счет этнических грузин.

Не имея данных с избирательных участков Знаурского района, можно опираться лишь на те цифры, которые приводят представители районной администрации, – приблизительно 4000 жителей во всем районе.

По данным 1989 года в районе проживало 10200 человек, примерно 3,5 тысячи (35%) из них были этнические грузины. Несмотря на то, что два крупных «анклавных» села района – Авневи и Нули, населенные до войны преимущественно этническими грузинами, - на сегодняшний день опустели[33], в районе все-таки продолжает оставаться грузинское население: по преимуществу этнические грузины проживают в селах Ахалшени, Недлати и нескольких более мелких, до войны находившихся под контролем Цхинвальской администрации. И хотя после войны часть жителей их все-таки покинула, массового исхода оттуда не было. По словам директора грузинской школы в селе Ахалшени, до войны в его школу со всех окрестных сел ходило около 120 учеников, причем не только грузин, но и осетин. С большой уверенностью можно говорить о 7-8% этнических грузин, оставшихся в районе, - то есть о сокращении численности грузинского населения примерно на порядок. Число же этнических осетин в районе сократилось по сравнению с 1989 годом примерно в два раза.

Согласно сообщениям СМИ, в школе самого райцентра Знаури учится 85 детей[34], т.е. число жителей села может составлять примерно 500 человек. Это кажется правдоподобным – сейчас в Знаури, где на 1989 год жили 755 человек, немало заброшенных и пустующих домов.

Не располагая данными по общему числу избирателей в Цхинвальском районе, можно опираться на другие показатели. В 1989 году в районе проживало 23,5 тысячи человек, из них 46,5%, или 11 тысяч человек, – этнические грузины. Как раз самый населенный Цхинвальский район стал в последние двадцать лет основным полем военных действий, и основная миграция жителей происходила также именно здесь. Многократные посещения все бывших «анклавных» сел района позволяют утверждать, что они полностью покинуты этническими грузинами. При этом многие села, населенные до 1989 года преимущественно этническими осетинами, практически полностью опустели ещё в ходе первого военного конфликта, и во многие из них жители так и не вернулись, либо вернулся лишь малый процент, - например, в села по ущелью реки Малая Лиахва.

Еще одним показателем численности населения района могут быть данные по двум самым крупным осетинским селам района. В школу села Хетагурово до войны ходило 58 учеников[35], однако можно предположить, что процент школьников от общего числа жителей здесь меньше, чем в других селах – Хетагурово находится недалеко от Цхинвали и, вероятнее всего, часть подростков могла обучаться в городских школах, где качество образования выше. По разным данным, в Хетагурово проживает от 500 до 700 человек. В селе Дмениси, согласно заявлению тогдашнего премьера ЮО Юрия Морозова, на 2007 год проживало до 1000 человек[36].

Можно утверждать, что количество этнических осетин в Цхинвальском районе сократилось более чем в два раза, и составляет не более 4-5 тысяч человек.

*****

Подводя итоги, можно утверждать, что, согласно данным, приводившимся чиновниками, по приблизительным оценкам численность населения всей Южной Осетии вряд ли может превысить 30-32 тысяч человек. Если же исходить из данных о числе учащихся средних школ Южной Осетии, которое,  вероятнее всего, не превышает 4000 человек, то это дает основание предположить, что приблизительная численность населения Южной Осетии может составлять 26-27 тысяч человек. Эти две оценки не противоречат друг другу, однако разительно, в два-три раза, отличаются от официальных цифр.

Причины, по которым власти ЮО завышают численность населения ЮО, могут быть различными – от статусных (население независимого государства) до экономических. Однако уж коли в своих расчетах я опираюсь на данные, полученные в ходе выборов, нельзя не отметить здесь влияния искажения данных. Более чем двукратное завышение численности населения ставит под сомнение результаты проведенных как в 2009, так и в 2006 году выборов, а соответственно, и легитимность избранной власти – президента и парламента. Подобная ситуация уже не в первый раз складывается на Кавказе – так, в ходе Всероссийской переписи были существенно (почти на треть) завышены данные по количеству жителей Чечни[37]. Потом, в 2003-2004 годах, эти «мертвые души» обеспечивали на референдуме и выборах прохождения правильного решения и нужного кандидата.

К вопросу о численности населения я буду еще не раз возвращаться при оценке положения с беженцами, погибшими и раненными в регионе.


[1]              Значительное количество материалов об этом конфликте публиковал Правозащитный Центр «Мемориал».

[2]              «Мемориал», работавший в начале 1990-х почти на всех вооруженных конфликтах постсоветского пространства, не обошел стороной и «первую войну» в Южной Осетии – доклад «Конфликт в Южной Осетии и права человека» . Однако после осетино-ингушского конфликта 1992 года и в особенности с началом в 1994 году «первой» чеченской войны практически все их силы были брошены на Северный Кавказ. Вновь вернувшись в Южную Осетию в августе 2008-го, по мере снижения напряженности в этом регионе, они снова переориентировались главным образом на Северный Кавказ.    

[3]              Доклад Миссии ООН в Южной Осетии «Georgia crisis flash appeal 2008», 7 октября 2008.

[4]              «Гуманитарные последствия войны между Грузией и Россией», Комитет по миграции, беженцам и народонаселению ПАСЕ, 9 апреля 2009.

[5]              С 1934 по 1961 город назывался Сталинир/Сталинири. На сегодняшний день в ЮО и России на официальном уровне применяется название – Цхинвал. Слово это, даже с удалённым окончанием звательного падежа «и», остаётся грузинским. «Цхин» - дендроним, «вали» по-грузински – долина, вместе – «грабовая долина». Собственно же осетинское название города – Чреба.

[6]              Хотя дорога из Цхинвали во Владикавказ все еще занимала в два раза больше времени, чем в Тбилиси, а в конце зимы и весной часто закрывалась из-за сходов лавин и оползней.

[7]              Вероятно, в основном, это была Москва и другие крупные города, а также города нефтедобывающих районов Западной Сибири.

[8]              Численность этнических осетин в 1989 году в Грузии составляла около 164 тысяч человек, приблизительно 99 тыс. из которых проживало в собственно Грузии. В 2002 году численность осетин в подконтрольных Тбилиси регионах – т.е. без ЮО – составила 38 тысяч человек. В 1989 г. в Тбилиси проживало 33 138 осетин; к 2002 г. их число сократилось до 10 266 человек. Таким образом, число осетин в собственно Грузии сократилось почти в три раза. Однако проблема исхода осетинского населения из собственно Грузии не является непосредственным предметом данного исследования.

[9]              «Демоскоп». Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики.

[10]             Термины «собственно Грузия» и «внутренние районы Грузии» используются по отношению ко всей территории Грузии за исключением Абхазии и Южной Осетии.

[11]             Управление ООН по координации гуманитарной помощи, Грузия. "Информационные заметки по Южной Осетии", январь 2004 г.

[12]             В райцентре Джава, пострадавшем более всего, лишь по счастливой случайности в момент землетрясения практически все жители села были не в своих домах, а на митинге.

[13]            В результате произошедшего 8 сентября 2009 года землетрясения с эпицентром к западу от Южной Осетии, в регионе Рача-Лечхуми, силой в 8 баллов, снова пострадала Квайса: по данным юго-осетинского МЧС, там было разрушено 9 многоквартирных и 15 частных домов, а люди вынуждены были поселиться в палатках.

[14]             Помимо Квайса и окружающих сел Кударского ущелья, а также инфраструктурно связанных с Сачхерским районом сел Переви, Карзмани, Синагури, Теделети и Джалабет, крупные населенные пункты в Джавском районе располагаются только вдоль Траскавказской магистрали

[15]             Грузия-Россия: ситуация остается опасной. Брифинг Крайсис Груп – Европа. 22 June 2009

[16]             The humanitarian consequences of the war between Georgia and Russia: follow-up given to Resolution 1648 (2009) Report of Committee on Migration, Refugees and Population

[17]             Более подробно проблема беженцев после прошлогоднего вооруженного конфликта будет рассматриваться отдельно.

[18]             Доклад International Crisis Group «Конфликт между Южной Осетией и Грузией: не торопясь, но поспешая». 7 июня 2007 года.

[19]             «Медоев: в выборах в Южной Осетии примут участие около 45 000 избирателей». Кавказский узел. 21.05.2009.

[20]             «ЦИК Южной Осетии зарегистрировал более 52 тыс. избирателей». Совместный проект

                РИА Новости и Новости-Грузия. 29.05.2009.

[21]             «В Южной Осетии обнародованы окончательные результаты парламентских выборов». ИА РЕС. 08.06.2009.

[22]             По данным Росстата, на 1 июля 2009 года численность постоянного населения РФ составила 141,9 млн человек, а численность избирателей (старше 18 лет, дееспособные, не осужденные), проживающих в РФ, - 107,9 млн.

[23]             По данным Комитета Статистики Грузии, в 2002 году в стране было 1270000 молодых людей младше 18 лет, по данным правозащитников, количество заключенных в то время – порядка 6 тысяч человек, общая численность населения страны – 4371500. 

[24]             Подавляющее большинство населения имеет  российские паспорта (т.н. «заграничные паспорта»). Массовая выдача российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии началась 1 июня 2002 года после принятия нового закона о гражданстве. Он предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советский паспорт на российский.

[25]             В докладе ПАСЕ численность населения Южной Осетии указывается в 50 тысяч человек, 35 из которых проживают в Цхинвали. В материалах ООНовской миссии в ЮО в сентябре прошлого года указывается, что в Цхинвали проживает около 30 тысяч человек.  

[26]             «Школьникам Южной Осетии проведут медицинское обследование». Российская газета. 03.09.2008

[27]             «Как помочь жителям Южной Осетии и лицам, ищущим убежище в Северной Осетии». Пресс-релиз ПЦ «Мемориал». 07.10.08

[28]             «Перемена блюд в школьной столовой». Российская газета. 03.09.2008.

[29]             «Первый раз в военный класс». Российская газета. 03.09.2008.

[30]             «Где взять учебники осетинского языка сельским школам». ИА РЕС. 04.09.2009.

[31]             «Первый раз в военный класс». Российская газета. 03.09.2008.

[32]             Интервью членов миссии российских правозащитников в Грузии в октябре 2008 с жителем села Икоти. Сходные данные приводятся и в докладе доклад Бюро по Демократии и Правам Человека ОБСЕ «Права человека в регионах, затронутых войной, после конфликта в Грузии»

[33]             На апрель 2009 года в бывшем «анклавном» селе Авневи проживали 4 человека.

[34]             «СКГМИ взял шефство над Знаурской школой». 01.05.2009. Осетинское радио и телевидение. 

[35]             «Про нас давно забыли». Коммерсант-Власть. 23.03.2009.

[36]             «Юрий Морозов посетил села Цхинвальского района». ИА ОСинформ. 30.07.207.

                             [37]         А. Черкасов. Книга чисел, книга утрат, книга страшного суда. Демография, потери населения и миграционные потоки в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.