29 марта 2024, пятница, 00:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 ноября 2008, 09:15

Новое об экономическом кризисе в Америке

Экономический кризис, начавшийся в США, но отзывающийся в самых разных частях света – разумеется, со своей страновой спецификой – одна из главных- тем сегодняшнего дня. В конце сентября «Полит.ру» и Институт национальной модели экономики обсудили механизмы и последствия кризиса с крупнейшим экспертом по американской экономике, экономистом и бизнес-аналитиком Леонидом Вальдманом. Его анализ наиболее слабых мест американской экономики уже не раз подтверждался последующими событиями. Так, он спрогнозировал кризис недвижимости в США. Сейчас мы вновь решили узнать мнение эксперта по вопросу о сущности происходящего (не изменилось ли оно под воздействием новых фактов), поговорить о параметрах, по которым можно будет говорить о динамике процесса, подвести промежуточные итоги и обсудить выявившиеся сюрпризы. В первой части мы публикуем ответ Леонида Вальдмана на наши предварительные вопросы. Во вторую войдет стенограмма прошедшего обсуждения.

Многое за прошедший месяц наводит на размышления. Во-первых, похоже, сознанием правящих элит и рядовых граждан овладевает идея исторического значения происходящего. Мы вступили в новый мир, который постепенно будет приобретать новые очертания, новые системы отношений, институтов и правил. Надо отказаться от мысли, что все как-нибудь успокоится и вернется восвояси. Пройдут годы, а теперешнее время будет восприниматься как поворотное, знаковое. Поэтому очень важно сейчас внимательно смотреть на две вещи: феноменологию необычных экономических, социальных и политических явлений, с одной стороны, и на интеллектуальную дискуссию о направлении и содержании предстоящих перемен, с другой.

Через пару недель в Вашингтоне стартует международный форум на высшем уровне, на котором должны обсуждаться предложения по реформации архитектуры международной финансовой системы. Я не думаю, что сторонам удастся сходу придти к согласию по ключевым вопросам, но будет положено начало работе по подготовке такой крупномасштабной реформы, и это важно.

Эта большая институциональная реформа призвана полностью пересмотреть устройство и правила функционирования рынков и финансовых институтов. Как когда-то конференция в маленьком курортном местечке Бреттон-Вудс в штате НьюХэмпшир заложила основы нового мирового экономического порядка на десятки лет вперед, так и сейчас предполагается подготовить ревизию парадигмы, по которой живут все страны с рыночной экономикой.

То обстоятельство, что деньги налогоплательщиков в этом кризисе используются в огромных размерах для спасения финансовых институтов, придает сторонникам реформ моральное право на радикальные перемены. Но дело не только в морализировании. Раз уж государство в трудный момент вынуждено так тратить деньги налогоплательщиков, оно просто не имеет возможности оставить правила игры в прежней формулировке. Почему? Да потому, что если угроза банкротства крупного финансового института ослабляется неизбежностью поддержки со стороны государства, то что еще может сдерживать менеджеров этих финансовых институтов в допущении спекулятивно-высоких рисков в погоне за прибылью в будущем? Своего рода приватизация прибыли с последующей национализацией долгов. Понятно, что такая система отношений еще менее устойчива, чем система с неспонсируемыми государством частными институтами, а потому совершенно недопустима. Именно поэтому крупномасштабное вмешательство правительств многих стран в работу финансовых рынков обозначило необходимость полного пересмотра сложившейся парадигмы. Рубикон перейден. Но что же может быть предложено взамен?

Похоже, дискуссия будет вестись вокруг резкого ограничения свободы для финансовых институтов и резкого усиления роли государства и межгосударственных инстиутов. Такой подход опирается на заключение, что наблюдаемый кризис – это кризис социально-нерегулируемого капитализма. На мой взгляд, это неправильное заключение. На самом деле данный кризис есть продукт слишком сильного вмешательства государства, а точнее, Федеральной Резервной Системы в функционирование экономики. Это политика ФРС стимулирует рост долгов и образование «пузырей». Это политика ФРС стимулирует низкое качество роста и избыточный уровень рисков в системе. Убежден, что если бы не ФРС, экономика просто не смогла бы достичь столь высокого уровня диспропорций. Но почему ФРС ведет такую вредную политику? Почему никто не пытается поправить ФРС? Если так поставить вопрос, то ответ найдется в плоскости конфигурации мировой экономической системы. ФРС действует как орган, призванный помочь использовать естественные и искусственные преимущества, которые Америка может извлечь из комбинации экономических сил в мировом масштабе. Поскольку Америка является эмитентом мировой валюты, а ФРС является институтом, эмитирующим эту валюту, то и политика ФРС по необходимости включает в себя подходы, позволяющие использовать это преимущество эмитента. Именно это позволило Америке потреблять гораздо большую долю мировых ресурсов, чем приходилось бы на ее долю в соответствии с ее вкладом в мировую экономику. Именно поэтому Америка формирует свой государственный бюджет из двух источников: налогов, которые платят американцы, и низкопроцентных долгов, которые американское правительство продает иностранным государствам и частным инвесторам. Конечно, извлечение этих преимуществ и ограничено во времени, и небесплатно. Страна расплачивается долгосрочными перспективами за краткосрочное высокое потребление. Но такой обмен – судьба всех империй, в том числе и экономических.

В силу сказанного, мне кажется, надо вернуться к диагнозу, который поставлен причинам этого кризиса, чтобы не прописать глобальной экономике совсем неправильный курс лечения.

Предварительный отчет по объему ВВП за третий квартал 2008, опубликованный в пятницу, показал первое за долгое время сокращение экономики. В годовом исчислении ВВП сократился на 0,3%, что меньше, чем ожидали. И все же это не только спад, но и несколько замаскированный спад, т.к. если бы не увеличение расходов со стороны правительства, а также со стороны штатов и муниципалитетов, но падение было бы гораздо более значительным. Только расходы федерального правительства возросли в третьем квартале на 13,8% по сравнению с увеличением расходов во втором квартале, составившем 6,6%. Столь значительное возрастание определяется в первую очередь ростом расходов на оборону (18,1%). Справедливости ради следует заметить, что статистика третьего квартала должна выглядеть особенно плохо в сопоставлении со статистикой второго квартала, когда населению рассылали чеки с деньгами на поддержку расходов и тем самым искусственно стимулировали потребление.

Какими вопросами, как вам кажется, нужно задаваться для понимания нынешнего кризиса - его сущности, динамики и перспектив? С какой частотой и на какие индикаторы следует смотреть, чтобы уточнять ответы на эти вопросы?


Есть несколько вопросов, являющихся центральными для этого кризиса. Первый и главный вопрос состоит в том, каким путем будет происходить нормализация финансового положения американских домашних хозяйств. Этот финансовый кризис принято связывать с кризисом недвижимости, и даже уже – с кризисом неплатежей со стороны заемщиков с ограниченными финансовыми возможностями. Но это лишь самая поверхность явлений. Недвижимость стала тем каналом, по которому быстро возрастала в последние годы задолженность населения. В сущности, население исчерпало свой кредит, когда уровень задолженности домашних хозяйств достиг максимума, и произошла смена тренда. Именно в этой точке завершается период стимулирования спроса с помощью роста персональных долгов, от этой точки начинается восстановление некоторой нормальности соотношений семейных доходов, расходов, долгов и сбережений. Пока мы только в начале процесса ликвидации диспропорций в этой сфере. Я далек от мысли, что такая ликвидация диспропорций будет доведена до конца. Обычно так не бывает. Обычно диспропорциональность понижается лишь до некоего терпимого уровня. Но и его не так-то легко достичь.

Так вот, отвечая на ваш вопрос о том, за какими индикаторами надо следить, в этой части я бы назвал в первую очередь те, что связаны с занятостью. Это еженедельные отчеты о количестве зарегистрированных заявлений на выплату пособия по безработице. Это ежемесячные отчеты по занятости. Пока эти индикаторы свидетельствуют о том, что положение отнюдь не блестящее, но все же далеко не ужасное. Еще один источник информации - это ежемесячный отчет о персональных доходах и расходах. Кроме того, существенный интерес представляет выпускаемый Федеральной Резервной Системой ежеквартальный отчет о расходах населения на обслуживание долгов. Последний такой отчет за второй квартал 2008 года показал, что процесс оздоровления финансов домашних хозяйств уже идет и доля расходов на обслуживание долгов упала на уровень начала 2005 года. За долгое время это первое и не очень замеченное пока свидетельство, что процесс идет в правильном направлении.

Другой важнейшей сферой, требующей внимания в рамках текущего кризиса, является все, что связано с государственными бюджетами практически во всех развитых и развивающихся странах. Поскольку финансовый кризис носит системный характер, для него крайне естественно демонстрировать низкий уровень доверия финансовых институтов друг к другу. А это значит, что многие традиционные средства саморегулирования рынков просто блокируются в такой ситуации и не могут помочь участникам рынка восстановить сколь-нибудь нормальное течение капиталов, долгов, контрактов, залогов. Именно поэтому суверенные государства оказываются вынужденными вмешаться в ситуацию в мере, которую никто не мог себе представить, и активно участвовать в востановлении работы финансовых рынков. Глядя на спрэды, т.е. на разницу в уровне доходности корпоративных и государственных облигаций на одинковые сроки заимствования, легко убедиться, что только государства вызывают сейчас доверие инвесторов, т.к. суверенный дефолт все же существенно менее вероятное событие, чем корпоративный. Хотя следует оговориться, что все же не все государства вызывают такую реакцию инвесторов, чему свидетельством является ситуация в Исландии, Пакистане или Аргентине, например. Так вот, активное вмешательство национальных правительств в кризис существенно меняет представление о границах возможного как для центральных банков, так и для государственных бюджетов. Похоже, на очень длительный срок мы обречены жить в мире с очень расширенной ролью и ресурсами государств. Тем важнее понимать, как будет происходить формирование бюджетных ресурсов суверенных государств. Неизбежное в недалеком будущем повышение налогов и урезание социальных бюджетов пока представляется недостаточным источником для получения столь огромных средств, которые сейчас государства вовлекают в поддержку финансового сектора. А это означает, что впереди обострение международной конкуренции государств на рынке капитала. Я смотрю пока на то, на каких условиях привлекает капитал для покупки государственных облигаций Министерство финансов США. Несмотря на объявление об очень крупном увеличении государственного долга, правительство США не только не встречает никаких препятствий в рефинансировании долга, но и может привлечь деньги под совсем ничтожный процент. Да и количество денег, предлагаемых на аукционах Министерства финансов США, в 2,5-3 раза превышает требуемое. Как долго будет сохраняться такое положение? Это еще один важный индикатор, за которым стоит следить.

Для оценки состояния рынков, для того, чтобы обнаружить признаки выздоровления финансовых институтов, надо следить за процентными ставками на государственные и корпоративные облигации, за ставками ЛИБОР, за уже упомянутыми спрэдами, за изменениями объема долга по коммерческим бумагам финансовых институтов. Пока перечисленные индикаторы показывают малоприятную картину.

И еще одна группа индикаторов, мониторинг которой важен для понимания картины, – это курсы ведущих валют, цена на золото и нефть. Эта группа индикаторов пока показывает: инвесторы оставляют надежду, что финансовый кризис в США не прервет уверенный рост мировой экономики. Особый интерес представляет курс японской йены к доллару, недавно продемонстрировавший стремительное сокращение левериджа, т.е. многократного превышения долга международных финансовых спекулянтов над их собственным капиталом. Фондовые рынки не могут расти, если инвесторы энергично сокращают леверидж, а с ним и риск. Именно поэтому, как только йена завершила путешествие с отметки в 111 йен за 1 доллар США до 93 йен и в течение нескольких дней отскочила обратно на уровень в 98 йен, фондовые рынки синхронно показали такой же контртренд, сменив падение резким подъемом.

Ну и, наконец, последнее в списке критически важных элементов этого кризиса – это все что связано с жилищной недвижимостью. Есть широкий спектр индикаторов положения дел в этой области, на которые надо обращать внимание. Это ежемесячные отчеты о продажах новых и неновых домов, где можно узнать и о том, где и насколько дешевеют дома в Америке. Это и индекс S&P/ Schiller, показывающий ситуацию с недвижимостью по 20 крупнейшим городам Америки. Это и статистика форклоуже, т.е. процесса продажи домов недобросовестных заемщиков кредитов. И ряд других показателей. Пока ситуация в этой сфере такова.

По некоторым сведениям заявления на начало процедуры форклоуже выросли в 3 квартале на 71% по сравнению с прошлым годом и составили рекордные 765,558 домов.

В сентябре 2008 года 7.63 миллиона домов, или 18% от общего их числа, имеют то, что по-английски называется «negative equity», т.е. семье предстоит выплатить за дом кредитов на сумму, превышающую текущую стоимость дома. Иными словами, если бы семья продала сейчас свой дом, то и выручки от продажи не хватило бы расплатиться с банком.

Если цены на дома упадут еще на 5%, еще 2,1 миллиона домов попадет в такое же положение.

Что в происходящем заставило вас изменить понимание происходящего, прогнозы течения, институциональные уроки из кризиса - если они изменились?

Я бы чуть поправил вопрос. Что в происходящем стало несколько неожиданным? Поскольку общая канва процесса у меня пока сохраняет свои очертания.

За последние два месяца был продемонстрирован интересный феномен: остановка дедолларизации. Все последние годы процесс дедолларизации постепенно набирал силу, основываясь на постоянном ухудшении состояния платежного баланса и внешнего долга США. Курс доллара США ослаблялся по отношению к широкому спектру валют - как развитых, так и развивающихся стран. Появилась распространенная точка зрения, что зависимость мировой экономики от состояния экономики США стала настолько меньше, что даже в случае кризиса в США остальной мир сможет избежать спада. Похоже, что эта точка зрения сейчас подвергается как минимум сильной эррозии. Как следствие перемены этого интеллектуального тренда, процесс дедолларизации не только остановился, но и обратился вспять. За август-октябрь целый ряд валют наиболее динамично развивавшихся в последние годы стран претерпел очень серъезную коррекцию. И только буквально в последние несколько дней наступил контртренд, несколько сокративший выигрыш курса американской валюты по отношению к другим валютам. Приведу несколько примеров.

  • Бразильский реал за этот период упал с 1,57 за один доллар США до 2,4, и сейчас торгуется по курсу 2,15. Таким образом, падение на пике достигало 52,9%, а сейчас - 37%.
  • Корейский вон с курса 1010 вон за 1 доллар упал на уровень 1450, а сейчас торгуется за 1237 вон за доллар. Падение на пике - 43,6. Падение на конец периода - 22,5.
  • Южно-африканский ранд упал с отметки 7,25 ранда за 1 доллар до отметки 11,7 (падение 61,4%), а сейчас торгуется по 9,73 (34,2%).
  • Чилийское песо упало с 505 до 675 за 1 доллар (падение - 33,7%), а сейчас продается по курсу 670 (32,7%).
  • Австралийский доллар упал с 1,07 до 1,64 за 1 доллар США (53,3%). Текущий курс - 1,5 (40,2%).
  • Да и столь важная валюта, как евро, за тот же период упала с 0,64 до 0,8 евро за 1 доллар (падение - 25%), и теперь торгуется за 0,79 (23,4%).

Столь мощный поток долларов в США отразился на легкости и дешевизне, с которой США сейчас рефинансируют свои правительственные долги и готовятся их существенно увеличить.

Можно ли сказать (как это сделал Манделл), что пик кризиса пройден? И для всех ли экономик это справедливо?

Я объединю этот вопрос со следующим и попробую ответить, хотя бы отчасти, на них в сумме. Здесь же скажу лишь об асинхронности процесса. Чисто эмпирически можно заметить, что динамика процесса в США приблизительно на 5-6 месяцев опережает динамику в Европе и на 8-10 месяцев в Южной Америке и Азии.

Можно ли ждать глубокой рецессии? Какие сценарии кризиса на сегодняшний день существуют (длительность, глубина, последствия)?


Я небольшой любитель заниматься прогнозами. Мировая экономика – слишком сложная и плохо изученная система, чтобы мы могли с какой-либо долей ответственности предсказывать ее поведение. Что пока ясно, так это что наблюдаемый кризис развивается неторопливо, захватывая постепенно все новые и новые темы, отрасли и пространства. Это не очень хороший признак для тех, кто рассчитывает на скорое завершение кризиса. Поскольку кризис начался с недвижимости, то пока там не наступит достаточно прочная стабилизация, вряд ли стоит рассчитывать на поворот тренда. По тому, что мы видим в секторе недвижимости, процесс там находится уже в достаточно продвинутой фазе, но все же скорее ближе к середине, чем к концу. Да и после того, как в недвижимости наступит стабилизация, нужен еще довольно продолжительный период стагнации, чтобы создать базу для нового роста. Кроме того, важно, чтобы рынок труда находился в положении хотя бы близком к теперешнему. Если он заметно ослабеет, то это подорвет потребительский спрос и отодвинет на дополнительный срок процесс выздоравливания. Как ни смотри, но любой разумный оптимизм должен исключить 2009 год из числа радостных. Ну, если только его конец будет веселее начала…

Какие страны сложнее других переживут кризис?

Конечно, сложности наступят в первую очередь для стран, чье потребление существенно превышает возможности их экономического потенциала переносить стрессовые нагрузки. Но вопрос все же шире. Экономические перспективы многих развивающихся стран в сильной степени зависят от того, как процесс глобализации экономики пройдет тестирование мировым финансовым кризисом. Это сейчас правительства полностью поглощены спасением национальных финансовых институтов. Чуть позже они займутся принятием мер по недопущению повторения положения вещей, которое привело к нынешнему кризису. И вот тут очень соблазнительно выглядит сыграть в протекционизм. Я уже писал раньше, что своего рода болезнью роста является несоответствие между глобальным характером экономики, обеспечившим почти свободное движение капиталов, товаров и рабочей силы, и системой международного регулирования. Пока экономики развивались преимущественно в пределах государственных границ, национальные институты регулирования рынков и национальные законы как-то справлялись с управленческими задачами, насколько в них была потребность. Но сейчас, когда, например, в США объем экспорта и импорта составляют почти треть валового национального продукта, сложившиеся государственные формы управления просто неадекватны задаче. И такое положение не только в Америке, но везде. Так вот, если не удастся изменить это положение вещей, то самой идее глобализации экономики будет нанесен существенный удар и в повестку дня станет вопрос разумного протекционизма. Вот в этом случае очень многие развивающиеся страны, демонстрировавшие в последние годы высокие темпы роста, станут жертвами этого кризиса. Впрочем, надеюсь, этого все же не случится.

Как реализуется "План Полсона" и насколько он соответствует тем мерам, которые принимаются в Европе и странах БРИК?

Знаменитый план Полсона пока никак не сказался на состоянии экономики. Правду сказать, так быстро он и не может сработать, т.к. для того, чтобы его реализовать, надо решить огромное количество организационных проблем, включая и методологию операций на рынке плохих долгов, и систему юридических контрактов, обслуживающих процесс, и стратегию заимствований на рынке этих самых 750 млрд. долларов, и найм людей и компаний, которые будут задействованы в процессе, и разработку процедур внутреннего контроля, и процедуры расчетов с участниками процесса и хранения приобретенных активов и т.д. и т.п. И все же не только организационная сложность проекта привлекает внимание наблюдателей. Очень характерной особенностью является то, что как только после длинных и трудных дебатов конгрессмены и сенаторы согласились на выделение правительству суммы в 750 млрд. долларов на выкуп плохих, связанных с недвижимостью долгов и связанных с ними финансовых инструментов, оказалось, что деньги будут истрачены не на это или не только на это. Вдруг, буквально через несколько дней, вслед за европейскими правительствами, начавшими прямые инвестиции в капитал закачавшихся банков и крупных страховых компаний, и американское министерство финансов объявило о выделении трети всего пакета, а именно 250 млрд. долларов на покупку пакетов акций крупных и средних банков в США. 125 млрд. долларов уже израсходованы на прямые инвестиции в самые крупные банки. Кроме того, обсуждается и финансовая поддержка страховых компаний. Просят деньги и автомобильные компании, которые без поддержки кредитов покупателям автомобилей не могут им ничего продать. Для предотвращения коллапса фондов денежного рынка власти объявили о гарантировании вложений в эту отрасль. Да еще они взяли под свою защиту огромный сектор коммерческих бумаг, через который осуществляется краткосрочное кредитование оборотного капитала почти всех американских компаний. Как-то в этом хоре страждущих потерялись граждане, неспособные выплачивать долги за свои дома и квартиры.

Я с самого начала скептически относился к потенциальному эффекту этого плана. Обратите внимание. Если чуть не каждый день меняются планы Минфина по использованию гигантской суммы, то разве это не говорит о том, что и сам первоначальный план более не представляется как единственно разумный и эффективный? Поэтому, наверное, правильнее говорить не о плане Полсона, а о семействе планов Полсона. Вероятно, сам Полсон имеет куда более конкретные планы покинуть свой пост в ближайшие месяцы и вернуться к своему семейству.

Фиксируется падение потребления в США, которое даже называют рекордным. Ударит ли спад потребления в Штатах по Китаю и насколько сильно? Поможет "подарок" американского правительства поддержать уровень потребления? Насколько глубок спад потребления? На чем экономят американские домохозяйства? Как это может отразиться на динамике цен на энергоносители (и отразится ли)?

Я бы не сказал, что пока происходит что-то ужасное с потребительскими расходами. В только что опубликованном отчете о ВНП за 3 квартал личные потребительские расходы сократились на 66 млрд.долларов, но согласитесь, для экономики в 11,7 триллиона долларов (или если мерить в текущих долларах, то 14,4 трлн.долларов) это все-таки небольшая величина. Если говорить о том, из чего складывается это сокращение потребления, то прежде всего надо отметить сильное падение продаж автомобилей. Оно составило 29 млрд.долларов, т.е близко к половине суммы. Еще на 12,3 млрд. долларов сократились расходы на мебель и товары для обустройства дома. На такую же сумму американцы купили меньше одежды и обуви. Очень сильно сократились расходы на питание – на 25,3 млрд. долларов. У меня пока нет никакого достаточного объяснения этому, если не считать, что по данным Всемирной Продовольственной Организации в мире с лета наблюдается довольно резкое снижение цен на продовольствие. Суммируя эти снижения, вы получите величину больше 66 млрд.долларов, но это лишь потому, что кое-какие расходы американцев все же выросли, как например, на приобретение широкого спектра услуг.

Что касается потенциала падения цен на энергоносители, то это целиком зависит от устойчивости мировой нефинансовой системы. Если впереди глубокая рецессия, а это никак нельзя исключить, то конечно, цены на энергоносители дополнительно упадут. И все же мне кажется, что большая часть падения этих цен уже пройдена.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.