29 марта 2024, пятница, 09:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 сентября 2008, 15:24

Разноголосица сигналов

Середина сентября, как можно надеяться, будет знаменовать собой выход из низшей точки в отношениях России с Западом, переход к мониторингу уровня, на который отношения скатились, тех действий, которые возможны для их постепенного выправления в ситуации, когда разногласия никуда не исчезли. Кажется, все больше начинает осознаваться пагубность внешней конфронтации для внутренних процессов в стране, но и здесь выход не обещает быть простым и быстрым.

Проблематика конфликта на Кавказе вновь будет одной из ведущих – особенно в форматах ЕС и НАТО, она продолжит влиять на многие другие процессы, но поскольку дискуссии продолжатся вокруг уже обсужденных нами вопросов, в данном тексте мы постараемся минимизировать возвращение к ним.

Знаки для бизнеса

В течение всей недели мы увидим разнообразные действия, направленные на улучшение делового климата в России – начиная со встречи президента Дмитрия Медведева с представителями бизнес-объединений, продолжая рассмотрением в Госдуме законопроектов, направленных на уменьшение административных барьеров для бизнеса, заканчивая инвестиционным форумом в Сочи, который пройдет при участии премьер-министра Владимира Путина.

Будет немало сказано о значимости частного бизнеса для современной и будущей России, о необходимости борьбы с коррупцией, препятствующей развитию этого бизнеса, о готовности государства помогать бизнесу – созданием более оптимального налогового режима, облегчением доступа к кредитным ресурсам (в той степени, в которой это от государства зависит), содействием на внешних рынках, борьбой с необоснованными нападками на бизнес чиновников разных уровней, развитием форм частно-государственного партнерства на более выгодных, чем раньше, для бизнеса условиях. Будет сказано о безопасности инвестиций в Россию и о готовности видеть у нас крупнейших международных игроков, если они, конечно, будут действовать в рамках национального законодательства и т.д. Скорее всего, вновь вспомнят об инновациях и необходимости диверсификации экономики, о сотрудничестве государства и бизнеса в развитии инфраструктуры, об ограниченности линии на создание госкоропораций и перспективах их последующей приватизации и т.д.

Возможно, на неделе станет более понятна формула компромисса между сторонниками различных точек зрения на бюджетную политику. То есть может проясниться, как именно будут сочетаться решение задач макроэкономической стабильности (усложнившихся в современных условиях) и экономического развития. Разногласия здесь носят не только и не столько идеологический характер, сколько функционально-ролевой: Минфин отвечает за стабильность, а Минэкономразвития – за развитие. Можно надеяться на то, что аргументы обеих сторон будут услышаны, равно как и позиции разных частей экспертного и бизнес-сообщества.

Перспективы налоговой и инвестиционной политики – очень важный вопрос, но ничуть не менее значимыми факторами развития российской экономики отныне станут

  • более напряженные отношения со значительной частью ведущих экономик мира, усиление фактора политических рисков в оценке инвестиционного климата, стоимости кредитов и т.д.;
  • перераспределение бюджетных расходов в пользу ВПК и силовых структур – в том числе и в виде компенсации убытков;
  • «расходы на восстановление» – хорошо освоенный источник расхищения средств;
  • фактическое включение в бюджетный процесс двух самопровозглашенных государств;

(Мы не склонны ни обвинять в ухудшении отношений только российскую сторону, ни утверждать, что компенсация потерь военной техники и вооружений не нужна, а восстановление Абхазии и Южной Осетии должен проводить кто-то другой. Но всех перечисленных фактов это не отменяет. Есть меры, которые можно было бы предпринять для некоторого уменьшения воздействия этих факторов, но и они ситуацию не приведут к 7 августа).

  • не только декларируемая, но реализуемая установка власти на прекращение рейдерства с использованием правоохранительных и др. госорганов – как бы ни хотелось это сделать в каждом конкретном случае «исключительно для пользы дела»;
  • прекращение разделения инвесторов по месту происхождения капитала (за исключением суженного набора стратегических отраслей);
  • возвращение к презумпции невиновности во всех видах дел;
  • асимметрия наказаний для госчиновников / госорганов и бизнеса – но в пользу последнего;
  • обеспечение открытых форм конкурсов для выполнения работ по восстановлению разрушенного - с минимизацией разных отгораживающих требований и максимально открытой общественности формой приемки результатов;
  • жесткий контроль за расходованием российских средств, инвестируемых в самопровозглашенные государства по любой линии, максимально возможная открытость в этом вопросе;
  • учет уроков конфликта на Кавказе в решении вопросов о характере подготовки российских войск и об их перевооружении, но прекращение милитаризации общественного сознания, возвращение к вопросу о полном переходе армии на контракт, проведение, где возможно, максимально открытых тендеров на вооружение – с привлечением зарубежных поставщиков.

Отдельный вопрос – зависшая проблема радикальной судебной реформы.

Если президент Медведев заговорил о системе сигналов в качестве регулятора административной практики, то эти сигналы должны быть максимально однозначными. Что допрашивать должны не столько руководителей «Евросети», сколько тех милицейских чинов, бездействие которых вынудило прибегать к «самоуправству» в отношении сомнительного сотрудника со связями (вполне классическая ситуация: если правоохранительной системы не существует, ее функции приходится выполнять другим структурам). Что ситуация вокруг AirUnion должна стать существенно более прозрачной – пока создается ощущение искусственного формирования блока проблем компании для дальнейшего ее захвата. Что акции аэропортов – и любых других предприятий - не должны захватываться с помощью посадки акционеров. Позитивные сигналы в этой сфере действительно есть – и сбалансированное разрешение ситуации с ТНК-BP, и то, что при всей неаккуратности действий с «Мечелом» его никто пока не купил, и то, что не удаются пока попытки раскулачить «Ист Лайн». Но и негативных сигналов тоже хватает, а теперь это мы себе точно не можем позволить - ситуация и так ухудшилась.

Азербайджанский индикатор

В ходе начинающегося во вторник визита в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева станет понятно, как отразятся последние события на наших двусторонних политических и экономических отношениях, но не только на них. Реакция соседней страны на происходящее была по большей части очень сдержанной – ни радикальных заявлений, ни радикальных действий (хотя совсем недавно заявления официальных лиц Азербайджана были более экстремистскими в части неисключения силового варианта решения Карабахского конфликта – поскольку не очень движется дипломатический). Важно было убедиться, что Россия не имеет в виду трансляции каких бы то ни было элементов ситуации с бывшими грузинскими автономиями на другие конфликты, присмотреться к характеру намечающегося осторожного восстановления связей между Турцией и Арменией, послушать аргументы России, США и ЕС и т.д. Кроме упомянутой сдержанности со стороны Азербайджана последовало два разнонаправленных сигнала:

  • готовность начать переговоры о возвращении к транспортировке части азербайджанского газа через трубопровод на Новороссийск;
  • готовность приступить к прямым поставкам газа в Евросоюз (Греция, Италия) через Турцию, а также к транзиту центральноазиатского газа.

Как и всякий транзитер, Россия заинтересована в обладании транспортной монополией. Как и всякий потребитель, страны Запада заинтересованы в множественности продавцов и маршрутов. Это накладывается на усилившиеся опасения зависимости от России в ситуации увеличивающихся разногласий. Как и всякий продавец, спрос на товар которого превышает предложение, Азербайджан с его географическим положением оказывается в выгодной позиции для торговли.

От визита Алиева не стоит ожидать ни определенной поддержки России, ни ее радикальной критики - сдержанность и взвешенность явно сохранятся. Вопрос в акцентах

  • какие транзитные проекты будут развиваться более форсированно;
  • насколько плотно Азербайджан будет взаимодействовать с нынешней грузинской властью;
  • будет ли использована нынешняя «разогретая» ситуация и возможное появление второго посредника вне «минского» формата - Турции, - чтобы выйти на какой-то компромисс по комплексу проблем вокруг Карабаха.

Коалиционные пассы

В тот же вторник может проясниться ситуация на Украине. Истек десятидневный срок со времени первого уведомления о развале коалиции, после которого спикер Верховной Рады имеет право уже официально зафиксировать этот факт. На пленарном заседании во вторник это как раз и ожидается. Через 30 дней после объявления о прекращении существования большинства в Раде президент может ее распустить, если не образуется новое большинство.

БЮТ явно не заинтересован в новых выборах (во всяком случае – при нынешнем избирательном законодательстве) – он, вероятно, получит меньше, чем получил бы полтора месяца назад. Не слишком заинтересована в этом и Партия регионов, которая может уменьшить представительство по сравнению с нынешним. В изменении законодательства в направлении повышения барьера прохождения в парламент не заинтересованы коммунисты, блок Литвина, социалисты и строители новых проектов. В случае неизменения законодательства, заинтересованы в новых выборах некоторые силы в рамках НУ-НС, надеющиеся укрепить свое положение внутри блока и в будущей Раде, а также представители новых (или не представленных сейчас в Раде) проектов, надеющихся сыграть на усталости от трех традиционных игроков. В близком к этому статусе, вероятно, окажется проект с Европейским центром.

Пойти на открытый блок Партия регионов и БЮТ захотят, только если будут уверены, что смогут существенно изменить конституционный строй страны еще до новых выборов.

Понимая опасность, связанную со смещением позиции БЮТ в ситуации относительной слабости пропрезидентских сил, представители национальной интеллигенции активно приветствуют варианты воссоздания коалиции или ее пересоздания с участием Блока Литвина.

Вариант блока НУ-НС и ПР стал абсолютно неактуален, поскольку основанием для поляризации стали не вопросы экономической политики (где они могли бы найти взаимопонимание), а как раз проблемы отношений с разными центрами притяжения, наиболее радикально разделяющие обе силы.

Некоторые действия президентской стороны заставляют предположить, что исчезновение с политической сцены Юлии Тимошенко рассматривается как своего рода выход из воспринимаемой как тупик традиционной троичной конфигурации.

При отсутствии симпатий к лидеру БЮТ и к ее блоку в целом, заметим, что его устранение сегодня может способствовать воспроизведению в новой ситуации поляризации по линии Восток – Запад. Причем часть симпатизировавших «оранжевым» не как акцентировано национальной силе, а как представителям линии «честного выбора», как оппонентам отчасти дискредитировавшей себя власти, их уже не поддержит. Опыт выхода Виктора Ющенко за пределы конституционного поля говорит о том, что в ситуации высокой критичности предстоящего выбора он может уйти от абсолютизации демократических процедур. Таким образом, устранение «третьей силы» может оказаться крайне вредным для укоренения институтов свободы на Украине.

Менее опасной с этой же точки зрения является и сама по себе попытка фактической ликвидации поста президента, перехода к более определенной парламентской или парламентско-президентской форме правления. Однако вряд ли стоит ожидать, что подобного рода реформу удастся реализовать просто и бесконфликтно. А уже характер возможных конфликтов может быть ничуть не менее опасным для демократических институтов Украины.

Значимые выборы

Началом сложного выбора станут события этой недели для еще одного нашего партнера – Израиля. Там в рамках ведущей силы правящей коалиции – партии «Кадима» – состоятся внутрипартийные выборы лидера (нынешний – Ольмерт – ждет решения о том, будет ли ему предъявлено обвинение). Если победителю праймериз удастся сохранить или пересоздать коалицию, в этом году там удастся обойтись без новых парламентских выборов. Основные кандидаты – министр иностранных дел Ципи Ливни и министр транспорта (экс-министр обороны и глава Генштаба) Шауль Мофаз.

В Израиле практически не действует общее правило, согласно которому представители армии и спецслужб – крайние государственники. Генералы там размазаны по большей части политического спектра (кроме этнических арабских партий, приближающихся к ним по статусу коммунистов и части ультрарелигиозных). Однако в данном случае Ливни действительно воспринимают в качестве более склонной к дипломатии, а Мофаза – к военным решениям. Разумеется, это явное упрощение, отчасти вызванное ролевыми образами дипломата (когда-то, впрочем, служившей и в армии, и в Моссаде) и военного. Но в области социального взаимодействия представления – далеко не последний фактор.

Значимое обстоятельство выборов – обстановка вокруг. Часть этой обстановки – Иран с его шансами в обозримом будущем обрести ядерное оружие. Ядерное оружие у режима, грозящего уничтожить Израиль, - риск достаточно сильный, чтобы пойти на ликвидацию соответствующих объектов в Иране. Хотя цена подобной операции может оказаться очень большой.

С разных точек зрения, вряд ли было бы оптимально делать подобную операцию фактором предвыборной кампании в США. Хорошо бы до ее начала дистанцировать от Ирана Сирию. Асад вроде бы собирался прервать непрямые переговоры с Израилем – во всяком случае, до формирования нового кабинета в Иерусалиме или даже в Вашингтоне. Но, как подтвердил в понедельник турецкий министр иностранных дел, очередной раунд переговоров в четверг – пятницу все-таки состоится.

Есть, однако, и обстоятельства, заставляющие не откладывать операцию слишком далеко. Например, перспективы установки американского радара. После чего, вероятно, увеличится степень зависимости в планировании этой операции.

Отдельный вопрос выборов – способность кандидата не просто победить внутри партии, но все-таки избежать скорых выборов (есть большой шанс на них существенно потерять позиции) и постепенно вернуть симпатии проекту, например, к весне 2009 года.

Ципи Ливни в большей степени акцентирует желание работать с русскоязычной общиной Израиля – она даже стала инициатором развития межпартийных связей «Кадимы» и «Единой России». МИД настоял и на сворачивании военного и военно-технического сотрудничества с Грузией – по мере обострения российско-грузинского кризиса.

Запрет на культуру

Сама же Россия продолжит обсуждать очередную попытку введения нравственной цензуры по отношению к произведениям искусства, несущим очень важный заряд социального просвещения. Речь идет об атаке на телеканал «2х2». К действиям отдельных граждан и религиозных групп уже присоединилась Генеральная прокуратура, утверждающая, ссылаясь на неких экспертов, будто ведущие сериалы канала имеют «экстремистский» характер.

Искусство (а сколь угодно массовые жанры не лишаются этого статуса) не может нравиться всем. Более или менее цивилизованные люди, не принимающие тех или иных его форм, потребляют другие формы. Укоренена в культуре и нормальная реакция дикаря – прийти и разгромить. Вероятно, часть культурных акций включают эту реакцию как запрограммированную свою часть.

Самая опасная реакция – это реакция дикаря во власти – светской или духовной, который путает свой вкус с задачами государственной политики. Впрочем, эта реакция тоже нередко может входить в художественный замысел.

В случае с ведущими рассматриваемыми сериалами («Симпсоны», «Южный парк», «Грифины», «Царь горы») эстетическая радикальность весьма умеренна, однако есть очень четкий социальный месседж: необходимость толерантности по отношению к разным взглядам и верованиям, гражданская ответственность за происходящее вокруг, значимость разных форм гражданского участия, ценность социальной самоорганизации. В убедительной художественной форме он доносится до аудитории. На счет неприятия этих идей и следует, вероятно, отнести атаку на телеканал.

На наш взгляд, нет ничего плохого в просмотре этих мультфильмов ни детьми, ни взрослыми – хотя канал постоянно позиционирует себя именно как взрослый (сколь угодно дремучие эксперты должны знать, что факт наличия мультфильмов для взрослых не отрицался даже в СССР).

Нельзя исключать, что под видом нравственной цензуры, как и предполагают представители канала, кто-то пытается захватить частоту (срок лицензии заканчивается 17 октября) или перехватить удачный формат. В этом случае генпрокуратура должна разбираться с инициаторами кампании и с качеством используемых ею экспертов, а не с самим каналом. Однако сам факт продолжения (вслед за атаками на Сахаровский центр) использования риторики нравственной цензуры – очень плохой сигнал.Поощрение исключительно подражания классическим образцам - знак не лучшего состояния общества. Знание и изучение классических образцов – необходимая часть культуры, но попытка запереть себя в рамках традиции лишает культуру каких бы то ни было перспектив: традиция не живет без новации.

Более того, растущее внимание к «мягкой силе» ставит перед необходимостью усиления культурно-политической привлекательности. Но не может быть привлекательной культурная политика расширяющихся запретов: кто придет подышать в помещение со спертым воздухом?

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.