29 марта 2024, пятница, 00:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 августа 2008, 20:58

Украина: взгляд изнутри

С предложением прокомментировать нынешний расклад в украинской  политике Полит.ру обратился к директору Института глобальных стратегий Вадиму Карасеву. Вот его оценка.

Как минимум, три факта и фактора, которые сказались на мягкой и осторожной позиции, оглашенной Тимошенко.

Первое - это отсутствие четких геополитических позиций, внешнеполитических ориентаций и видимости идентичности Украины у Юлии Тимошенко. По своей политической философии она антифилософ, то есть, скорее всего, прагматик, который выбирает ту или иную идеологическую ориентацию или те или иные моральные принципы в политике в зависимости от конъюнктуры - электоральной, политической, международной, конъюнктуры в двухсторонних отношениях и так далее.

Если надо, это такой аидеологический и аполитический политик, и в этом смысле во внешней политике она работает скорее как оператор, нежели как стратег. Если надо, она может быть проамериканской, если ситуация изменяется в силу тех или иных обстоятельств или внешней конъюнктуры, она может становиться пророссийской или проевропейской и тому подобное.

Нынешняя ситуация до кавказского конфликта и в Украине, и вне Украины складывалась так, что Тимошенко нужно было сдвигаться в более пророссийскую сторону, хотя бы потому, что она рассчитывала на перехват электората у «Партии регионов» Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года.

Поэтому мягкая пророссийская позиция необходима была Юлии Тимошенко, считавшей, что западно-украинский электорат у нее и так в руках, для взятия восточно-украинского электората.

Второй фактор связан с электоральной конъюнктурой и подготовкой Юлии Тимошенко к президентским выборам. Фактически если бы Юлии Тимошенко удалось организовать сценарий захвата электората западно-украинского плюс восточно-украинского, выступить таким своеобразным объединителем, то это бы полностью исключало шансы Виктора Ющенко на переизбрание и достаточно сильно ограничивало бы шансы Виктора Януковича на победу в президентской гонке, поскольку Виктор Янукович никогда бы не смог бы переломить ситуацию в свою пользу в Западной Украине и в центрально-западных регионах Украины.

Поэтому запад – восток, своеобразный объединитель, балансирующий на правом – левом, пророссийском – не пророссийском-западном векторах внешней политики, - вот так рисовалась предвыборная стратегическая схема, которая, по мнению Тимошенко и ее соратников, обеспечивала и обеспечивает ей президентскую победу. Вот почему неожиданные для Тимошенко события на Южном Кавказе привели ее к замешательству и заставили выжидать, не объявляя публично свою поддержку  инициативы Виктора Ющенко. Заставили ее достаточно робко, мягко и даже стыдливо выступить в поддержку Саакашвили, с которым она дружна и которого она поддерживала начиная с «революции роз», не говоря уж о временах рассвета оранжево-политического режима в Украине.

И есть еще третий аргумент, который связан с тем, что у Юлии Тимошенко на осень планировались серьезные переговоры с российским премьером. И на этих переговорах Юлия Тимошенко рассчитывала укрепить торговое сотрудничество с Россией, продвинуть сотрудничество в области авиации, транспорта, частично - космоса.

Главная проблема в российско-украинских отношениях – проблема цены на газ - также рассматривалась Тимошенко как решаемая, в обмен на менее акцентированное оглашение Тимошенко позиций по НАТО, по ПДЧ, по интеграции в военно-политические структуры Запада, а затем, возможно, и на отказ Тимошенко от поддержки проатлантического, прозападного курса Виктора Ющенко.

Это перечень прагматических аргументов. И, возможно, вот эти три фактора и дали возможность Тимошенко выстроить свою логику понимания конфликта на Южном Кавказе, которая также не способствовала быстрой, точной, правильной стратегической реакции, я бы сказал, на уровне геополитического инстинкта Тимошенко во время кавказского кризиса. Тимошенко, очевидно, посчитала, что события на Южном Кавказе расколют Европу, расколют Запад. И позиция старой Европы будет отличаться от позиций США и нато-евросоюзовских новичков. И, тем самым, это даст возможность микшировать позиции в этом конфликте. И поддержка старой Европы, которая, по мнению Тимошенко, могла бы более лояльно отнестись к действиям России, дала бы возможность Тимошенко сохранить более или менее эксклюзивные отношения с нынешним российским руководством и не втягиваться в публичную сторону этого конфликта на той или иной стороне, рискуя потерять и восточно-украинский электорат. Однако ставка на старую Европу, на систему какой-то европейской безопасности как альтернативу атлантической безопасности, как показали последующие события, не сыграла. Это была проигрышная ставка, поскольку мы видим, что отношения на Западе становятся более унифицированными.

Позиция Запада стала более унифицированной, более однородной, и речь не идет о расколе на старую и новую Европу. И тем более речь не идет о каком-то разделении евроатлантической системы безопасности и сугубо европейской системы безопасности. И мы видим, что трансатлантическая солидарность как раз укрепляется в ситуации, когда Россия на Западе начинает рассматриваться, по крайней мере, как квази-враг. И Запад постепенно начинает вырабатывать стратегию сдерживания России в новых геополитических реалиях. И вот эта ставка на такой старый европейский центризм в нынешней ситуации,  также заставляла Тимошенко выжидать, с тем, чтобы уже после окончания конфликта выступить вместе со старой Европой в качестве миротворца как и для внутриукраинской аудитории, так и для европейской. Но, как видим, ситуация пошла по другому сценарию, в другой геополитической логике. И Тимошенко вынуждена сегодня догонять. Она против желания вынуждена сегодня встать на вторые роли в украинской политике после Виктора Ющенко. И это зафиксировали сегодняшнее заявление Тимошенко о необходимости пересмотреть ситуацию в военно-промышленном комплексе Украины, а также сегодняшнее решение кабмина по новому регламенту пребывания Черноморского флота России в Крыму и особых условий его, так сказать, дислокации и передвижений. Поэтому, если говорить о событиях на Южном Кавказе, спроецированных на внутриукраинские реалии, то Юлию Тимошенко можно считать в этом конфликте проигравшей. И здесь, конечно же, в выигрыше те новые украинские политики, которые продемонстрировали более или менее однозначные, принципиальные геополитические позиции. С одной стороны Виктор Ющенко, который выбрал, в общем-то, прозападную позицию и позицию территориальной целостности Грузии, с одной стороны. И Виктор Янукович, который фактически поддержал российское руководство, признавший Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств.

Способствует ли ситуация с Южной Осетией развалу правящей коалиции? Не обязательно и даже наоборот. По крайней мере, ситуация на Южном Кавказе фактически заблокировала формирование  новой коалиции. «Партия регионов» - «Наша Украина» и Виктор Ющенко; после заявления Януковича такая коалиция невозможна, поскольку новая украинская геополитика и новый геополитический контекст, в котором существует Украина, эту коалицию исключает. Коалицию из прозападных и пророссийских геополитических партий и политических сил. А это означает, что коалиция между Тимошенко и Ющенко может быть сохранена. Но при условии, что Тимошенко остается на вторых ролях, уступая как бы интеллектуальное первенство, идеологическое лидерство и геополитическое первенство Виктору Ющенко. Только при таких условиях она возможна. Я бы такой вариант не исключал. Думаю, что после визита Милибэнда, а затем и Чейни можно будет более определенно сказать, сохранится ли коалиция в этом составе, и в новом иерархическом формате, когда уже безусловное первенство принадлежит здесь Ющенко. Но, тем не менее, 50 на 50, что эта коалиция может и сохраниться, а может осуществиться и коалиционный развод. Но тогда получается, что в Украине невозможна новая коалиция ни в каком формате. И тогда Украина выходит на досрочные парламентские выборы. И вот здесь интересно (если досрочные парламентские выборы в Украине где-то в начале декабря становятся реальным сценарием, а не гипотетическим предположением), то будет ли запущен со стороны оппонентов Ющенко сценарий импичмента президенту и объединение досрочных парламентских и досрочных президентских выборов. До кавказского конфликта в подобной ситуации я бы не исключал, что Тимошенко могла бы поддержать вместе с «Партией регионов», с коммунистами импичмент президента Ющенко и идею сдвоенных, дуплетных, скажем так, досрочных парламентских и президентских выборов. Но в нынешней ситуации, когда для многих электоральных слоев, особенно западно-украинских сегментов электората и для Запада продемонстрирована принципиальная позиция Ющенко по вопросам оборонной и внешней политики, по проблемам национальной безопасности, поддерживать идею коммунистов об импичменте президента - это значит рисковать репутацией государственнических политических сил, на что вряд ли пойдет Юлия Тимошенко. Поэтому я не исключаю, что коммунисты уже запустили идею импичмента. Но вот Тимошенко уже эту идею не поддерживает, поскольку это будет даже выгодно Виктору Ющенко - во-первых, импичмент невозможен, потому что это будет импичмент Верховному Главнокомандующему в условиях геополитического кризиса в Европе, на постсоветском пространстве, в регионах. А во-вторых, это означало бы для многих пока колеблющихся между Ющенко и Тимошенко западно-украинских слоев электората, что Тимошенко поддерживает импичмент президенту вместе с пророссийскими партиями, такими как коммунисты и «Партия регионов». Тимошенко и ее политическая сила фактически становится на пророссийские позиции и предают национальные интересы. Возможна именно такая интерпретация позиции Тимошенко вокруг импичмента. Во-первых, поддержка импичмента Тимошенко раскручивает президентскую сторону, во-вторых, загоняет блок Юлии Тимошенко в такое узкое пространство, которое не дает шансов на какой-либо маневр. Поэтому, скорее всего, Юлия Тимошенко не будет выступать за импичмент и за досрочные президентские выборы, согласившись на досрочные парламентские выборы, если она не пожелает играть вторую роль в новой коалиции, точнее, вторую роль в старой коалиции в новых геополитических условиях. И, таким образом, думаю, самый худший сценарий для Виктора Ющенко, если он издаст указ о досрочных президентских выборах, реализован не будет.

Что касается возникновения новых проблем с поставками газа… Вряд ли они нам грозят, потому что тогда не получится поставлять газ и Европе, ведь Украина – транзитное государство. И по украинским трубам идет российский газ в Европу. Это раз. Во-вторых, если говорить о цене на газ, то она и так будет повышаться, поскольку еще до всяких событий и до всяких заявлений украинского МИДа и президента Украины, в том числе и по кавказским событиям, Россия говорила о необходимости перехода на рыночные цены на газ. Речь только шла о возможности ступенчатого перехода в обмен на некие уступки со стороны Украины.

Ну, и третье. Если Россия перейдет к стратегии перекрытия газа, то это будет только стимулировать мобилизацию национал-демократического электората, антироссийских кругов и слоев. И, конечно же, будет играть на повышение персональных ставок тех политических сил, которые будут демонстрировать прозападные позиции, в том числе и военно-политическую защиту украинских национальных интересов. Так что эта игра достаточно рискованна со стороны России. И она может привести только к усилению тех политических сил в Украине, которые являются с точки зрения Кремля нелояльными по отношению к России.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.