28 марта 2024, четверг, 18:43
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 июля 2008, 14:04

Разноречивые сигналы

Знаки для бизнеса

Российский бизнес на этой неделе получит два позитивных сигнала вслед за одним очень неоднозначным. Неоднозначный – это сколачивание госкорпорации «Ростехнологии» без серьезного объяснения, зачем вообще нужна такая экзотическая форма организации бизнеса, объединяющая успешные и не слишком успешные структуры разного профиля, какого именно эффекта, принципиально отличного от независимого существования этих структур (в нынешнем виде или в совершенно ином) государство хочет добиться, на основании какого тендера для управления столь мощной структурой была выбрана именно эта команда не то менеджеров, не то чиновников, никакими особыми успехами, кажется, не блиставшая, но уже до того зачем-то получившая в управление два региона страны. Может быть, перед нами какой-то гениальный замысел, который просто на этом этапе не удается разгадать – придется наблюдать за происходящим вокруг этой структуры внимательнее.

Куда более позитивный сигнал – конкурс на право освоения одного и крупнейших медных месторождений – Удоканского. Мы не возьмемся прогнозировать итоги, важно, что в споре за него открыто схлестнулись разные коалиции бизнеса с госбизнесом. И это куда лучше и исключительно подковерных противостояний с выдаваемым общественности результатом, и ситуаций, когда все госяйца попадают в одну корзину, и деления жестко по линии бизнес-госбизнес. В ситуации последних лет пяти последняя конфигурация для бизнеса оказывается заведомо проигрышной.

Второго позитивного сигнала, на сей раз касающегося не столько крупного бизнеса, сколько мелкого и среднего, можно ожидать от президиума правительства, если будут приняты предложения о минимизации действия заведомо коррупционных механизмов милицейских проверок, разнообразного надзора и т.д. Несомненно, попытки защитить эту отстроенную коррупцию аргументами о необходимости защиты потребителей будут иметь место. Дальше вопрос в том, насколько удастся противостоять им механизмами страхования ответственности, деятельности саморегулирующихся организаций и усилением позиций общественных структур по защите прав потребителей (КонфОП и др.).

Кадровый вопрос

Вряд ли слишком значимым для страны, но симптоматичным обещает быть заседание президиума генсовета «Единой России», посвященное проблемам повышения качественного состава партийных рядов. Сомнительная идея мерить партии количеством их членов, реализованная в нынешнем партзаконодательстве, не могла не привести к тому, что в партии принимали кого попало, а в партии, обладающие некоторым административным ресурсом – еще и принудительно. В этих условиях жаловаться на низкое качество членов – немного странно. Особенно с учетом того, что механизм, определяющий эти принципы приема, был принят при живейшем участии «Единой России».

Ничуть не менее естественно, что в партию, не обладающую сколько-нибудь отчетливой идеологической платформой, вряд ли придут люди, сочетающие идеологическую определенность и человеческую щепетильность. Ну, и, наконец, ситуация, в которой для достижения карьерного роста в некоторых сферах желательно наличие членского билета «ЕдРа» не может не способствовать притоку «проходимцев».

Дальше начинаются вопросы. Если предположить, что не вполне идейная партия действительно захочет оставить только идейных членов партии, останется ли в ней хоть кто-нибудь? Если позволит себе занять определенную идейную платформу, то не отпугнет ли значительную часть своих же избирателей и сторонников? Если захочет дестимулировать приток карьеристов, то не придется ли изменить уничтожить критерий партийности в назначениях?

Скорее всего, ни на одну из этих мер партия не пойдет, вот и придется изображать активность – например, усложнять процедуру приема. Или, как это уже сейчас принято, вычищать заподозренных в чем-нибудь, не дожидаясь решения суда. Дальше мы могли бы поспекулировать на заведомой уверенности парторганизаций в том, что любые претензии правоохранительных органов к членам партии верны – хотя бы с учетом качества этих членов, но, понятно, что дело совсем не в этом. Вослед КПСС «ЕдРо» не хочет создавать прецедентов суда над членами партии или, не дай бог, приговора им. Хотя, скажем, скандальность фигуры Сергея Ломаева, рекомендованного все тем же президиумом генсовета «ЕдРа» Приморью в качестве кандидата в сенаторы от регионального парламента, говорит о том, что и здесь нет абсолютных правил.

Дипломатический тупик

Очень интересным событием могло бы быть совещание послов и специальных представителей России в международных организациях с участием президента России. Трудно сказать, будут ли значимые тезисы произнесены там, и как скоро мы узнаем об этом, но сказано там может быть много. Что-то из области ориентации в том, как российское руководство видит окружающий мир и место в нем России, что-то из области анализа деятельности нашей дипломатии. А эта сфера, к сожалению, остается одной из дряхлых в нашей системе управления. Наряду, кажется, с некоторыми элементами внутренней кадрово-протоколоной системы, восстановившейся в последнее десятилетие.

Династический мир советской дипломатии, слегка обогащенный притоком новой крови в эпоху ранней Постперестройки, вернулся к своему традиционному состоянию. Включая традиционно существовавший ручеек дипломатических синекур для номенклатурных пенсионеров или дипломатических ссылок.

Качество стратегического и тактического анализа, умение спрогнозировать реакцию контрагентов и многое другое у нас страдает очень сильно. Советские стереотипы в картине мира до сих пор сильны. Умение превращать конкуренцию в кооперацию, уходить от ситуации игры с нулевой суммой минимально. Конечно, исключения есть всегда, а засилье «карьерных дипломатов» может утешать хотя бы с точки зрения знания ими протокола. Но утешение это слабое.

Резолюция против заявления

Один из недавних откровенных провалов нашей дипломатии – ситуация с резолюцией Совбеза ООН по Зимбабве. Дело даже не в самой Зимбабве, хотя КНР действительно вряд ли решилась бы блокировать эту резолюцию в одиночку.

Представители МИДа совершенно правы – в заявлении «восьмерки» никакой Совбез не упоминается вовсе, зато упоминается ООН: «Мы будем продолжать отслеживать ситуацию и работать совместно с САДК, АС и ООН, а также с другими заинтересованными организациями для скорейшего разрешения кризиса» (здесь и далее мы цитируем текст Заявления, размещенный на официальном сайте Президента РФ). А, кроме того «Мы предпримем дальнейшие шаги, в том числе финансовые и другие меры в отношении лиц, ответственных за насилие». О чем как не об этом шла речь в проекте резолюции Совбеза? Конечно, можно принимать эти меры в индивидуальном порядке, но вряд ли это самый эффективный путь. И уж точно – не путь, поддерживающий хоть какой-то авторитет ООН.

Продекларированное МИДом нежелание так сильно вмешиваться во внутренние дела несколько противоречит словам заявления: «Мы не признаём законности любого правительства, которое не отражает волю народа Зимбабве». А как можно признать нынешнее правительство законным, когда «власти Зимбабве пошли на проведение президентских выборов, несмотря на отсутствие, вследствие систематического насилия, препонов и запугивания, надлежащих условий для свободного и справедливого волеизъявления»?

Ничуть не меньшее и вполне оправданное вмешательство во внутренние дела: «Мы настоятельно призываем зимбабвийские власти работать с оппозицией в целях скорейшего достижения мирного разрешения кризиса. Важно, чтобы любые посреднические действия осуществлялись в соответствии с результатами выборов, состоявшихся 29 марта 2008 года». Выборы 29 марта – это как раз парламентский с победой оппозиции и первый тур президентских с победой оппозиционного же кандидата. Остальные части подписанного президентом России заявления выдержаны в том же духе.

В этих условиях ветирование проекта резолюции Совбеза со стороны России – откровенная дискредитация российскими дипломатами президента России в качестве лица, определяющего внешнюю политику страны.

Здесь бесполезно ссылаться на наличие спорных мест в конкретном тексте – он согласовывался не один день, да и если бы речь шла об этом, не был бы вынесен на голосование. «Геополитический торг» тут тоже не при чем – использовать эту ситуацию для различных разменов и компромиссов, конечно, было возможно. Но где они – эти размены?

Можно предположить ровно три сценария: либо в МИДе или других структурах спохватились по поводу прецедента нарушения суверенитета диктаторского режима и решили игнорировать репутационный ущерб от взятого назад слова, либо вместо использования ситуации для торговли решили хлопнуть дверью, чтобы продемонстрировать, что мы не разучились это делать со времен Молотова и Громыко - для укрепления позиций в будущей торговле, либо намеренно подставляли президента. Заведомая недопустимость всех трех вариантов нам кажется очевидной. Менее очевидно то, что подобными выкрутасами мы а) ослабляем переговорные позиции России - жесткий, но последовательный партнер, понимающий свой интерес, нередко лучше сколь угодно гибкого, но не выполняющего своих обязательств; б) ослабляем вес Совбеза ООН.

Можно согласиться с аргументацией МИДа о том, что ситуация в Зимбабве не вполне подходит под формулу «международный мир и безопасность», определяющую зону ответственности Совбеза ООН в Уставе организации. Остается вопрос, кто иной уполномочен принять обязательное к выполнению решение по этому вопросу и заинтересована ли Россия в том, чтобы этим занимался другой орган, право вето в котором только предстояло бы получать.

Провокации и пропаганда

Продолжает оставаться острой ситуация вокруг Грузии. С разных сторон звучат заявления о наличии информации о планах другой стороны приступить к военному сценарию. Нет сомнения, что разработки на этот случай есть у всех сторон. Есть уверенность, что политическое руководство ни одной из сторон не заинтересовано в реализации подобного сценария. Действия военных со всех сторон часто напоминают провокации, призванные продемонстрировать военные устремления другой стороны.

Пролет российских самолетов, остудивший пыл грузинских войск – легенда очень слабая - с учетом того, что Грузия к тому моменту уже распространила информацию о том, что грузинских военных югоосетинские де-факто власти решили отпустить.

Скорее всего ситуация выглядела чуть иначе: грузинские военные с провокационным, а заодно и разведывательным заданием задерживаются югоосетинскими силами. Грузия угрожает и на всякий случай готовит сценарий локального силового вмешательства. Российским ВВС дается команда попугать и заодно вызвать огонь. Грузины договариваются с осетинами. Отменять полет поздно, к тому же основные задачи остаются. Дальше обе стороны используют полет в своей пропаганде.

Никаких действий по разрешению ситуации никем практически не предпринимается. К ним, наверное, может быть отнесено требование России заключить соглашение о взаимном неприменении силы, но военно-политический фон никак не похож на подталкивающий к этому.

Мирный ветерок

Куда более успешным миротворчеством занялся французский президент Николя Саркози. В частности – в рамках средиземноморского саммита. Ближневосточный узел ничуть не более прост, нежели ситуация вокруг Грузии, но там и участники более готовы к компромиссу, и цели ставятся не геополитические, а сугубо региональные. Последнее – важное отличие турецких и французских попыток от российских и отчасти американских.

Израиль демонстрирует готовность к компромиссам на разных фронтах – где-то более уместно, где-то, кажется, - менее. Причина, как это нередко бывает, во внутренней политике, а точнее – в необходимости для премьер-министра перебить негативный информационный фон. Расследования против действующих руководителей – конечно, старая традиция Израиля, но как-то уж очень отчетливый улов намечается в этот раз. Вот и воздействие на политику куда более заметное.

Случай, когда осмысленность компромисса вызывает явные вопросы – это соглашение с «Хизбаллой» об обмене. Если израильтяне, захваченные в плен, живы – все очевидно. Если же не удалось выторговать предварительной информации об этом или уже известно, что живые террористы будут обмениваться на трупы солдат, - все выглядит совсем иначе.

Ипатьевский юбилей

На этой неделе исполнится 90 лет расстрелу семьи последнего российского императора. Один из самых, похоже, бездарный руководителей государства оказался во главе его в самый для этого неудачный момент – на некотором модернизационном переломе. Удивительное количество выдающихся государственных и общественных деятелей, пытавшихся удержать страну от катастрофы, не смогли перевесить императора и его камарилью. Не случайно ходила шутка о присвоении Николаю II ордена Октябрьской революции к ее пятидесятилетию с формулировкой «за создание революционной ситуации».

Все это не отменяет необходимости осуждения всех зверств Гражданской войны в отношении мирного населения, кем бы они ни совершались – красными, белыми или зелеными – включая убийство Николая и его семьи, но, в отличие от собственных детей, он отнюдь не был невинной жертвой этой всероссийской мясорубки.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.