29 марта 2024, пятница, 03:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 мая 2008, 11:32

История онлайн 17- 30 мая 2008

Прошлая "История онлайн" (двухнедельной давности) закончилась на тривиальной теме: как (а также - каким образом) будут разведены обязанности между двумя первыми лицами. Не так, чтобы "Полит.ру" это особо волновало, но где ж строительство повестки, невозможно без уточнения таких регламентных штук? За истекшее с той поры время данная закавыка не слишком прояснилась, оставляя простор для толкований, которые – если дело затянется – и могут стать базой этой повестки надолго – благо, оба первых лица совершали действия, которые можно трактовать и так, и сяк.

Например, "Коммерсант" обострил протокольные нюансы визита премьера Путина во Францию. "По информации "Ъ", повестка дня переговоров, соответствующая нынешнему официальному статусу Владимира Путина, слабо отражает круг вопросов, которые предстоит обсудить сторонам. Между тем, посещая Париж в ранге премьера, Владимир Путин будет решать проблемы президентского масштаба".

В общем, тут выходит, что Путин по факту пользуется президентской повесткой и, опять же по факту, оказывается вполне легитимирован в этом качестве французской стороной: оба же премьеры – специально, что ли, первый визит во Францию? И, упс, по краней мере в телевизоре Россия выглядит премьерской республикой.

Медведев, в свою очередь, объявил три фронта борьбы с коррупцией: первый - антикоррупционная экспертиза законопроектов; второй - создание райской жизни для чиновников (высокая зарплата и соцпакет), чтобы им стало лень брать взятки. Примерно как модель Ауэрман (или Евангелиста?), которая меньше чем за $10 тыс. с постели вставать отказывалась – а это было еще при прежних долларах. Третий "фронт" – самый маниловский: правовое просвещение и общественный контроль. Данный проект в целом тоже можно воспринимать расплывчато, делая из него самые резкие выводы, вплоть до предположения, что Медведев решил взяться за грехи прошлого царствования. Все эти рассуждения, разумеется, никуда не годятся, все это чисто рябь над политической жизнью. Надо смотреть вглубь.

Тем более, что обстоятельства благоприятствовали. Клуб "4 ноября" как раз проводил заседание на тему "Ротация кадров – обязательное условие развития страны". Что более отвечает текущему моменту? Отметим, впрочем, что ротация это не чистка, но тоже дело неприятное. Поэтому событие – а это точно было главное теоретико-политическое событие недели - будет представлено сжатой, но ответственной стенограммой.

В.Плигин задал рамку мероприятию сообщением о том, что регулярная ротация кадров обеспечивает поступательное развитие страны. Причем, именно Путин показал сейчас всей элите – которая не спешит уступать свое место – что ротация должна происходить. Тем не менее, пока не видно, что этот наглядный совет был воспринят адекватно и подхвачен. Откуда риторический вопрос: нормальна ли ситуация, когда некоторыми регионами продолжают руководить люди, руководящие еще со времен СССР. Но, разумеется, это все о проблеме как таковой, не об отдельных личностях. Мало того, "Во многих регионах сложилась местная олигархия – личная уния между высшими бюрократами и крупным бизнесом, не подпускающая остальных граждан к серьезному бизнесу, а часто просто отнимающая его у непослушных". Эта фраза стояла уже в приглашении на заседание, ее Плигин в точности озвучил, добавив и следующий абзац из приглашения: "Партийная бюрократия партии "Единая Россия" иногда тоже не соответствует стоящим перед партией задачам. Именно такие люди создают в обществе представление о партии как о второй КПСС. Назрела необходимость серьезного общественного обсуждения в партии путей и механизмов регулярной ротации административных и партийных кадров на всех уровнях власти".

Далее он перешел на человеческий язык и заговорил об угрозах, - нет, не стал угрожать присутствующим, а перечислил список угроз, причем  – не ротации как процессу, а угроз, которые лично ощущают лица, стремающиеся ротироваться. "Очень часто личное нежелание людей уходить в отставку основано на ощущении личной безопасности от присутствия в административной машине. Поскольку право не стало инструментом регулирования жизни, человек ощущает отсутствие личной безопасности. Во-вторых, мешает нерешенность вопросов личной устроенности. Должна быть система разумных институтов, которая обеспечивала бы достойную жизнь после".

Иными словами, в основу ротации кладется личностный подход: гуманно, да. Еще и обеспечить счастьем на потом - невиданный гуманизм. Только дело все равно дохлое: трудно себе представить, как некто ротируемый будет полностью доволен теми условиями (безопасность плюс его дальнейшее устройство), которые ему предложат. На ум тут же приходят сцены из переселения в Южном Бутове. Без доли насилия тут все равно не обойтись. Но, разумеется, гуманизм и забота о государственных людях, провяленная г-ном Плигиным, вызывает самой искреннее восхищение.

М.Рогожников представил книжку "Сумма идеологий", очередное исследование ИнОПа, в этот раз - по поводу самоощущения региональных элит. Эти элиты, оказывается, хорошо относятся к демократии и, вдобавок, самокритичны. "33 процента отрицательно относятся к элите, то есть к себе. 41 процент высказал особые мнения, но и там преобладают отрицательные. 25 – относятся положительно, но это, как правило, типа "Тулеев - настоящий лидер", "с большой любовью отношусь к Лужкову", то есть в основном в персональном плане, люди говорят о своих начальниках". Итого, около трех четвертей опрошенных подвергли элиты критике, которая в сумме сводилась к тому, что "управленческая элита консолидирована во всех регионах, причем она коррумпирована,  контрпродуктивна и не связана с идеей развития". Ну и как тут формировать ответственную элиту? Ответа нет, но есть позитив: "Только 7 процентов считают, что такая постановка вопроса неправомерна, потому что элита уже легитимна и ответственна"... и так далее. Но ответа все равно нет, да.

И.Дискин также повел дело по линии кадрового гуманизма. Да, он согласен с тем, что в стране давно уже сложились феодальные анклавы, относительно которых нет содержательной оценки деятельности и механизма ротации. Но! "Необходимо учитывать специфику реальной ситуации, понимать ее". Вот она, специфика от Дискина: "Мы рассуждаем о системе, будто она такая, как сложилась на Западе или описана в учебниках. Но российские институты - качественно другие. Евроинституты адресуются к высшим, но реальным для них ценностям, а наши – к ценностям межличностного взаимодействия. Не вертикальным, а горизонтальным. И это такой серьезный фундамент, где надо думать – не разрушает ли ротация всю институциональную среду". В общем, по Дискину, вся система российского управления, это большая система личных связей, одна большая управленческая схема, семья (в очень хорошем смысле), разбираться надо внимательно, осторожно, этак чисто по-отцовски или матерински. Обратим внимание, это был уже третий докладчик, говорящий о том, как обустроить ротацию кадров, но никто из них еще не упомянул про выборы. Но Дискин их сейчас упомянет.

"Если ставить формальные механизмы, надо помнить о том, что на региональном уровне работает принцип "победитель получает все". Мы можем получить не систему развития, а систему "тяни-толкай". Три года на смену элит, три года реформ, а потом – надо создавать  себе возможность без тюрьмы уйти из власти. Потому что контрэлиты будут на него накапливать компромат". И вообще, "сколько лет руководит Ханты-Мансийским округом Филиппенко? С 90 года. Но разве есть желание его менять? Следует сохранять тех, кто действует умело и эффективно. Я противник того, чтобы действовали автоматические механизмы". "Автоматические механизмы" - это и есть выборы, однако.

Дальше у него тоже интересно, видимо, это вообще максимум гуманизма-идеализма, который присутствует теперь в экспертном, что ли, сообществе: "Надо создавать независимые оценки деятельности регионов, вводить принципы меритократии – оценку по реальным результатам. Все-таки лучше иметь независимые президентские структуры публичной  оценки". Если кто-то не обратил внимания, что именно тут предлагается, то следует вспомнить начало одной пьесы: "Господа, к нам едет ревизор!" Ко всем должен все время ехать Ревизор, а если представить себе шеренги этих ревизоров, систему их подготовки и воспитания – о, сто тысяч непреклонных и безупречных ревизоров, действующих на основании чрезвычайно точной методики оценки "по реальным результатам"!

Г.Павловский. В силу категоричности его подхода цитируется близко к тексту, то есть без комментариев: "Все понимают, что ротация не предполагает расстрелы, так что вопрос о сохранении…. У нас нет проблем с тем, что мы можем кого-то не сохранить. У нас есть проблема, что мы не можем от некоторых избавиться, они работают не на том месте, где они незаменимы. У кого будут проблемы с перемещением в бизнес? А вдруг они именно там проявят свой инновационный характер, которого не проявляют на нынешних постах? Проблема касается не частных лиц и квазиэлит. Она в том, что переходное состояние становится невыносимым для всех, в том числе и для государства. Когда политические задачи решены, то те, кто их решал, превращаются в часть проблемы и должны искать себе новые места. Путин дал модельный пример – важно настаивать на примате Конституции над ситуационными рисками. Партия должна сознавать, что формировалась в обстоятельствах жесткого противостояния. В некоторых регионах, как говорят эксперты, даже в холодной гражданской войне. Носители чрезвычайщины должны куда-то перейти, а не стать рантье своих вчерашних заслуг. Кроме того, в партии оказалось много болельщиков, чья заслуга только в том, что они не мешали и даже аплодировали. Но сегодня это балласт… Мы переходим к решению нормальных задач,  носители ненормальности должны искать себе другую работу".

Впрочем, отметим, что в данном случае доминирует не вполне гуманитарный подход. Но вот тема гражданской войны и жестокого противостояния все-таки в полном объеме не раскрыта. Что ж такое в самом деле столь драматического происходило все это время? И где взять разъяснения?  Написал бы, что ли, кто-нибудь про это толстую книжку с фотографиями, а "Европа" бы ее издала…

А.Волков подошел к делу с геометрической стороны: "Социальные элиты возникают в  вертикальном направлении. А ротация – она больше движение по горизонтали. Вопрос в том, как могут пересекаться эти ситуации. При развитом социализме по вертикальным лифтам поднимались в номенклатуру, а затем ротация шла по горизонтали. Ротация способствовала борьбе с коррупцией и разрушению клановых связей – но систему не спасло. Очевидно, проблему создавали критерии на входе".

Далее он рассмотрел критерии на входе и нашел их неконструктивными (наличие погон и лояльность начальнику). Данная оценка представляется приблизительной, так что вывод логично завел в тупик: какой же критерий лояльности при перемещениях по горизонтали? Учитывая, что формальный – не личностный – регламент выстраивания отношений с начальством не работает. Вообще, в этот момент особенно сильно захотелось понять, о ротации какого именно слоя управленцев идет речь. То Дискин о Филиппенко, то вдруг о неведомом чиновнике, которого надо передвинуть под чужого ему столоначальника.

Но подобные затруднения на таких мероприятиях всегда прекрасно аннулирует С.Марков: "Ротация – одно из важнейших условий инноваций. Кроме того, к власти пришло поколение "от Путина до Медведева", а поколение приходя к  власти лет на 30, так что еще 15 лет они никуда не денутся. Обрастут связями, уйдут к 75… Но общество придумало механику – ограничение сроков. Губернаторов, например, что должно стать общим порядком. Были периоды, когда надо было сохранить таких людей, как великий Шаймиев. Но время тяжких испытаний закончилось, закончилось и время спасителей. Наступает время работы по нормальным правилам. Выборы… " – вот именно, что только Марков, наконец-то, вспомнил о выборах. Он даже добавил: "Причем – открытые". Кажется, он имел в виду, что с участием избирателей, а не кадровые терки в какой-нибудь АП.

Впрочем, и он внес вклад в развитие российского кадрового гуманизма: "Должна быть сформирована практика, чтобы не было ухода в никуда. Чтобы не началось расследований. Как совместить ротацию кадров с борьбой с коррупцией? Как мы знаем,  большое количество людей, находящихся у власти, находились в правовой неопределенности. Они бы рады ротироваться, но являются заложниками предыдущих действий. И куда? В бизнес? Но есть еще общественные экспертные структуры. На Западе современный политический человек проживает несколько жизней. Ротация является выгодной для всех членов политического класса, а не только для страны в целом".

То есть, это был момент даже подвига: Марков рекомендует начальству ротироваться в экспертные структуры, невзирая на все опасности для этой, родной для него отрасли.  Впрочем, тем самым он продемонстрировал и уверенность в силе собственного креатива.

Г.Павловский тут вставил несколько макабрическую реплику, отметив, что уже следует начинать конкретные обсуждения: не пора ли такому-то уже подвергнуться ротации? "Разве это не смысл деятельности партийных клубов – немедленно приступить к обсуждению того, кто именно должен быть подвергнут ротации? В том числе и великие исторические деятели... подобный и сколько угодно системный процесс может начаться просто немедленно и совершенно непонятно, что именно этому мешает".

А.Макаров (адвокат и депутат) ответил на данный вопрос тут же: "А кто, собственно, будет решать, кого надо ротировать?" И, после паузы, добавил: "Поскольку на него мы не можем ответить, то следующий вопрос… Я выступлю не как  либерал… в СССР была система подготовки кадров. Нельзя было случайно стать секретарем обкома или райкома. Когда мы говорим о ротации, то вопрос – а кадры кто? И проблема не в том, куда они денутся, а как они туда попали. Мне было безумно интересно в 1991 году, книжка правительственной связи, изменения - 5 процентов. И это после революции. Ротация – да, но кого? Мы сначала должны сказать о подготовке кадров. У нас же теперь единственный критерий – питерская юридическая школа является ведущей в стране, но ей не закрыть своими кадрами все вакансии. Сама по себе ротация бессмысленна. Кто и по каким критериям будет выбрать кадры?" Никто ведь в этом месте не подумал о том, что такие критерии существуют, не так ли?

Но конкретика нарастала. А.Нечаев обратил внимание на технический момент, в принципе известный обществу, но чтобы оно все время его имело в виду – вряд ли. Он соотнес тему ротации с тем, что "у чиновника нет единой лестницы. Если пришел в мэрию, он там и останется. У него мало шансов оказаться в органах субъекта федерации". Ему даже замминистра не стать. И наоборот. Предложение состояло в том, чтобы создать единую карьерную лестницу, "чтобы они автоматически попадали в соседние кадровые резервы". Он же подключил к этому делу еще один весьма существенный институт – партии. "Должна быть и политическая карьера внутри партий. Вопрос о том, как люди попадают снизу наверх – а не попасть, если тебя не будет выдвигать партия и ты не побыл депутатом. Это то, что может быть решено внутри партии, вопрос кадровой политики". В имевшемся контексте все это относилось к ЕР, но в принципе - что, как не политическая партия, является домом родным и основанием карьеры всякого, кто связан с политикой, в том числе - с госуправлением? Вот, дошли и до этой темы. В самом деле, а почему бы им не обустраивать свои партии, как опору и защиту для себя и соратников? Вот и были бы у них там и гарантии безопасности, и последующей занятости.

Г-н Надеждин (СПС) выказал крайние сомнения по поводу возможности объективной оценки деятельности губернаторов. "Большинство понимает, в каких обстоятельствах работают губернатор и мэр. Там столько всего противоречивого, что объективно оценить деятельность человека  невозможно никак. Человеческая цивилизация выработала мероприятие, оно называется выборы губернатором народом подведомственной территории. Давайте ограничим количество сроков, и ротация будет происходить сама собой". Тут все бы хорошо, но про выборы уже вспомнил Марков, а что до сложности жизни губернаторов, то, в общем, не только о губернаторах шла речь. Собственно, это опять все тот же вопрос: а о ком она, собственно идет, кого ротировать-то? Зато Надеждин обратил внимание на расширение жизни от Г.Павловского: "Сегодня родилась фраза "подвергнуть ротации"".

Еще можно привести мессидж г-на Жарихина, согласно которому "кадровая ротация по ходу перехода к инновационной экономике – необходима". То есть, все предыдущие выступающие об этой самой "инновационной экономике" не говорили, обратив все мысли к судьбам частных лиц в периоды ротации. Но, в общем, не очень было видно, что именно инновационная экономика нависала над присутствовавшими. При том, что какая-то субстанция над ними точно висела - ведь собрались же они тут в изрядном, даже для собраний "4 ноября" количестве, был аншлаг? Тайна нависающей субстанции останется тайной.

Ну а Жарихин продолжал рассуждать, о том, что демократических механизмов ротации нет (то есть не придумали или их не надо?) "Революционный призыв? Но революции не было. Речь идет о плановой ротации, а механизм идеологических чисток – вроде, отвергнут. Пример Путина - это моральный пример. Кадровую политику в государстве так построить нельзя". Вообще-то, с путинским примером тоже не все понятно. Что же,  Шаймиеву надо было тут поменяться местами с Боосом? Но на каком, собственно, конституционном основании? Но какой выход из нарисованного им же тупика видит Жарихин? "Резерв – то, что не хочется использовать нашей партии – создание кадрового резерва. Механизмов вверх и вниз в рамках партии. Развития демократии внутри самой партии… Но другого варианта у нее не остается, следующим этапом должно стать создание вертикальных и горизонтальных механизмов мобильности внутри партии с последующим влиянием на политику в рамках страны. Не может строиться демократическая система с авторитарными по сути партиями".

"Речь идет о работе с партией, но она не замыкается на партии", - добавил тут В.Плигин, Председатель Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству.

Это замечательно, что есть какой-то вывод, но главная тайна осталась тайной: что именно послужило поводом к этим самым рассуждениями о ротации, что именно вызвало эти разговоры. и что за субстанция выделяет из себя подобные истории. Ну а рамки, в которых эти процессы будут (если будут) развиваться, предъявлены в фактически полном ассортименте. Из него, в общем, видно, что никакой ясности по этому поводу нет, однако запрос – существует. Не детализированный, а вот просто запрос на ротацию. Чтобы не создавать впечатления нашей субъективности, приведем список вопросов, на который отвечали участники мероприятия:

"- Планомерная ротация как государственная и партийная политика.

- Ротация кадров как инструмент в борьбе с коррупцией.

- Есть ли сферы деятельности государства, где кадровая ротация невозможна?

- Значение осознанной кадровой политики и механизмы формирования кадрового резерва.

- Возможные направления законотворческой деятельности для обеспечения постоянной ротации кадров.

- Препятствия на пути обновления кадрового состава руководящих и административных органов политических партий".

Судя по расплывчатости данной, пардон, парадигмы, весьма возможно, что запрос на ротацию, это что-то вроде припева "Мы ждем перемен!", исполняемого про себя сводным хором большинства управленцев державы.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.