28 марта 2024, четверг, 12:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 марта 2008, 09:57

Имитация компенсации

Как только новый премьер-министр Украины приступил к выполнению своих предвыборных обязательств, у нее тут же нашлись российские последователи. Юлия Владимировна обещала после прихода к власти провести компенсацию вкладов населения в Сбербанке, доведя их покупательную способность до прежнего уровня. Став главой правительства, она энергично принялась выполнять данные избирателям обещания. Сейчас мы не будет анализировать, насколько эти обещания реальны и к чему для украинской экономики может привести попытка их выполнения, заметим только, что бурная деятельность на сберегательном фронте вскоре нашла отклик в российских финансовых кругах. Отклик состоял в том, что традиционные компенсации вкладов населения, которые регулярно проводятся в России начиная уже с 1996 года, в 2008-2010 годах будут удвоены.

По действовавшим до сих пор правилам, компенсации подлежали вклады населения в Сбербанке СССР, открытые до 20 июня 1991 года. Владелец вклада сначала получал предварительную компенсацию в размере 1000 рублей, а потом, через несколько лет, компенсацию окончательную. В сумме предварительная и окончательная компенсации равнялись остатку вклада. Естественно, если сумма вклада была меньше или равна тысяче рублей, то предварительная компенсация автоматически становилась и окончательной. При этом сумма компенсации корректировалась в зависимости от того, закрыл ли вкладчик свой счет  в Сбербанке или не закрыл. Если счет не закрывался, то компенсации составляли 100% от остатка на счете, если счет к моменту выделения компенсации был закрыт, то она уменьшалась в зависимости от времени закрытия счета.

Таков был порядок компенсации вкладов до 2007 года, но, начиная с нового, 2008 года условия выплаты компенсаций по вкладам меняются. Компенсационных выплат теперь будет по-прежнему две, но их размеры будут существенно изменены. Каждая выплата будет равняться номинальному остатку на счете вкладчика по состоянию на 20 июня 1991 года, то  есть объем выплат будет равен двойному остатку на счете. При этом, естественно, сохраняется дифференциация объемов выплат в зависимости от времени закрытия счета.

Удвоение выплат – это, конечно, хорошая новость для замученных жизнью вкладчиков, однако все же не та новость, которую они хотели бы услышать. Каждый клиент Сбербанка, вклад которого обесценился вследствие либерализации цен в 1992 году, очень бы хотел услышать, что его вклад восстановлен полностью, а не частично, как это происходит сейчас. Полностью – это значит, что покупательная сила денег, числящихся на его вкладе, доведена до предреформенного уровня, то есть до уровня 1991 года. Но для того, чтобы осуществить подобную компенсацию, остатки на счетах надо увеличить не в два, а в тридцать раз. Именно настолько, по всем подсчетам, выросли цены в России после либерализации 1992 года и последовавшей за ней практически непрерывной инфляции.

К сожалению, слишком большой объем долга и сильное обесценение обязательств препятствует их полному восстановлению. По официальным данным, общая сумма вкладов российских граждан в Сбербанке СССР составляла 315 млрд. советских рублей. Кроме того, задолженность по страховым возмещениям по полисам Госстраха оценивается в 29 млрд. руб., а задолженность по государственным ценным бумагам - в 0,8 млрд. руб. Итого общий объем внутреннего долга составляет около 345 млрд. советских рублей, или 10,35 трлн. рублей российских. Эта сумма, несмотря на все наши финансовые успехи, для российского бюджета пока неподъемна, выплатить ее он не может, поэтому правительство вынуждено отделываться от вкладчиков разного рода паллиативами вроде двойной выплаты вкладов.

Кроме осуществления скудных денежных выплат, правительство иногда проводит и «словесные интервенции», убеждая прогоревших вкладчиков, что их вклады, на самом деле, не были такими большими, как это им кажется. Дело в том, что и в советские времена тоже была инфляция, а потому вклады также обесценивались. Но это было не очень заметно, так как инфляция носила скрытый характер и выражалась не в росте цен, а в дефиците тех или иных товаров (а в 1990-1991 годах – в дефиците всех товаров подряд). Поэтому, как неоднократно утверждал Минфин России, реальный долг перед вкладчиками не такой большой, как номинальный, то есть претендовать на полное возмещение у них нет никаких оснований.

Несмотря на справедливость подобных замечаний, от себя добавим, что хотя инфляция в Советском Союзе и была, но не такая большая, чтобы вклады обесценились в тридцать раз. Да и сами вкладчики в этой инфляции никак не были повинны. Разве они виноваты, что советские руководящие органы так планировали производство, что потребительских благ производилось очень мало, а инвестиционных – очень много? Вкладчики совсем не виноваты, что их сбережения были покрыты станками и цементом, а не легковыми автомобилями и квартирами. Поэтому, по справедливости, потерявшим свои сбережения людям надо их возместить полностью, так как, повторяем, они совсем не виноваты, что их трудовые усилия были обесценены безграмотными действиями советских руководящих хозяйственных органов.

Другое дело, что сейчас полная компенсация вкладов невозможна по одной простой причине – ресурсов бюджета на это не хватит. Как нам представляется, надо или ждать, когда размер Стабилизационного (с 1 февраля 2008 года – Резервного) фонда достигнет искомых 10 трлн. рублей, или выпустить внутренний государственный займ на те же 10 трлн. руб., облигации которого раздать владельцам обесцененных вкладов пропорционально остатку на счете в Сбербанке. То есть владельцу счета с остатком в 1000 рублей выдать облигаций на 30 тысяч рублей, владельцу счета с остатком в 5000 рублей выдать облигаций на 150 тыс. руб. и т.д. Эти облигации будут материальным воплощением задолженности государства перед вкладчиками, гораздо более надежным, чем разного рода Указы и Законы. По этим облигациям будет выплачиваться рыночный процент, и они будут погашаться за счет профицита федерального бюджета. Поскольку последние несколько лет профицит всегда был в районе 1 трлн. руб., то можно рассчитывать, что при благоприятном стечении обстоятельств эти облигации будут погашены за 10 лет, а еще одно социальное обязательство российского государства перед своими гражданами будет ликвидировано. Да и на Украину не придется больше оглядываться.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.