28 марта 2024, четверг, 16:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 февраля 2008, 15:05

Коррупция в Общественной палате

6 февраля с.г. Клуб политического действия "4 ноября" совместно с Комиссией Общественной палаты по вопросам экономического развития и поддержки предпринимательства заседал на тему "Коррупция в России и правовой нигилизм". Представлялось исследование "Природа и структура коррупции в России", проведенное Институтом общественного проектирования (при участии ЦЕССИ) в 2007 году. Об этом исследовании уже сообщалось, в частности - в рамках Гражданского форума, а теперь оно оформлено уже в печатном виде.

Само исследование весьма познавательное. Не так, чтобы эта брошюра могла послужить конкретным руководством по входу в коррупционную действительность, но среду и присущие ей транзакции она описывает. По крайней мере, вся эта тематика перестает быть неопознанной, обнаруживая конкретные, пусть даже и интуитивно понятные черты. Это позитивно, ведь бороться с неведомым явлением сложнее, чем с более-менее понятным. Опять же, неведомым явлениям присуща загадочность, поневоле заставляющая относиться к ним с известным уважением. В принципе, у ИнОПа есть сайт, может быть материал и вывесят. Во всяком случае, грифа "Для служебного пользования" на брошюре нет.

Теперь к предмету. Авторы рассматривали коррупцию в инструментальном ракурсе, то есть как систему отношений, в изрядной степени обеспечивающую функционирование нынешней государственной действительности. Кроме того, имелась в виду динамика процесса, а именно - факт процесса передела собственности. Когда он затихнет, то уменьшится и коррупция, войдет в другие рамки. С третьей стороны – имеется политический приоритет борьбы с нею, обозначенный Д.Медведевым. Тоже, кстати, отнесшемся к проблеме аккуратно, напомнив об имеющемся в государстве правовом нигилизме.

Так что речь идет о некотором описании отдельные свойств реальности. Свойства описывались путем экспертных интервью, опрашиваемые лица представляли более-менее разные отрасли деятельности, обладая при этом – по словам авторов - высоким социальным и профессиональным статусом. Главный автор доклада, М.Рогожников заболел, итоги сообщал М.Тарусин. Тезисы.

Смысл исследования:

-  Выявление основных системных механизмов коррупции.

- Описание механизмов коррупционного взаимодействия.

- Понимание интересов основных игроков и связей между ними.

Что такое коррупция, как системное явление:

– "Верхняя коррупция", связанная с действиями госорганов.

- "Низовая коррупция" – различных (как имеющих государственный статус, так и нет) организаций, предоставляющих разные услуги государству.

- "Деловая коррупция" - внутри хозяйствующих субъектов, СМИ в том числе.

Последствия коррупции:

- Рост недоверия к государству и гос.институтам.

- Криминализация общества.

- Ущерб авторитету страны и инвестиционному климату.

Словом, коррупция есть  деформация основных черт государства, сдвигающая их в криминальную сторону. При этом, однако, часть экспертов считает, что коррупция стимулирует чиновника к действию и позволяет компенсировать сбои формальных методов управления государством.

Причины ее наличия:  

- Несовершенство законодательства.

- Сознательное создание условий для коррупционной среды – когда специально пишутся "плохие" законы ил подзаконные акты.

- Неверное определение функций госвласти – даже на уровне законов и Конституции. Например, исполнительная власть не наделена функцией ответственности: она только вырабатывает политику и контролирует деятельность других.

- Низкая материальная обеспеченность чиновников – вот они и ищут приработков. не отходя от рабочего места.

- Недоверие к власти – народ боится власти и старается от нее откупиться.

- Отсутствие контроля за принятием решений.

Опять же, отмечается, что коррупция –необходимый этап по пути к рыночным отношениям, неизбежный, пока идет передел собственности. Ситуация отягчается тем, что:

- Коррупция самовоспроизводится, она становится нормой и ретранслируется  в новых поколениях.

- Распространяется убеждение в том, что коррупция – норма поведения.

- У государства слишком обширные функции. которые оно реализовать не может.

Причина нынешнего роста коррупции - рост вмешательства государства в экономику. Сейчас коррупция институализирована, преуспевают различные организации и конторы, которые являются звеном в коррупционных схемах. Борьба с ними сейчас не идет, либо только на низовом уровне.

Максимально коррумпированные сферы:

- Финансовая (банковская).

- Все монополизированные отрасли, включая добывающую.

- Страховая деятельность.

Впрочем, уровень коррупции высок во всех сферах, в том числе – налогообложения,  распределения бюджетных средств. В судебной отрасли, в здравоохранении, ей подвержены законодательные процессы. Территориально же наиболее распространена в развитых регионах – крупные мегаполисы, транспортные узлы, прибрежные территории.

Где коррупция наиболее разрушительна:

- В правоохранительных органах и судебной системе – формирует неуважение и даже ненависть к власти со стороны общества.

Вообще, в Росси нет зон, которые свободны от коррупции – впрочем, их нет и в мире, но все дело в степени распространения явления.

Где ее меньше всего:

- В частной медицине.

- В мелком бизнесе.

- В инновационных отраслях – там чиновники не могут оценить эффективность и, соответственно, не знают, сколько требовать себе.

Какие методы борьбы?

Ощущение неотвратимости возмездия, а также – повышение зарплаты. Создание конкурентной среды, усиление гражданского общества, создание атмосферы нетерпимости и снижение уровня теневой экономики

Кроме того, отмечено, что коррупция является нелегальным каналом легального взаимодействия общества и власти – если она идет не через взаимодействие  с законодательной, а – с исполнительной властью.

Вот тут опять возвращаемся к теме прошлого раза , а именно – к формуле о том, что коррупция – это когда воздействие на власть происходит не на стадии принятия решений, а на стадии их исполнения. Данное утверждение, как легко видно, находится в противоречии с упомянутой "верхней коррупцией", не говоря уже о том, что в статье "Ведомостей" за 6 февраля, предварявшей мероприятие в ОП, была приведена даже стоимость вынесения законопроекта на рассмотрение. Так что куда тут легальность отношений с законодательной властью. Видимо, надо считать так, что явление такое многогранное, что всякий раз следует  применять другое определение. Или речь вообще не о едином процессе, а о каких то пусть и схожих, но различных. В инструментальном и процедурном смысле различных.

Так или иначе, наличие исследования всегда лучше, чем его отсутствие. И тут возникает вопрос на тему, а что с исследованием будет дальше? Оно да, предъявлено, но кто является его конкретным адресатом? Ну ладно, Гражданский форум, там оно было одной из составляющих мероприятия, демонстрируя существование такого приоритета в общем списке проблем Гражданского общества и приоритетом будущего президентства. Теперь адресатом оказалась Общественная палата. Совершенно не хочется выступать в качестве критика данной институции, но обсуждали они там… как-то странно обсуждали.

Телевизионный историк Феликс Разумовский отреагировал на доклад рассуждениями на тему российской истории, упирая на то, что в полной мере с коррупцией столкнулся еще Петр Первый – который хоть и вешал, кого мог, но с явлением ничего сделать так и не смог. И. вообще, после всяких революций – то есть, после обновления всего бюрократического корпуса, она оказывается наивной и простодушной и хапает сверх всякой меры. Причем, Петр ведь взялся за переделку  бюрократии не на первом этапе реформ.  Сначала была представленная культурная программа и лишь затем - коренная ломка русской бюрократии. Основная реформа была сделана еще допетровской московской бюрократией. Ну а уж новые и пустились во все тяжкие. В нашем случае – вот порушили советскую бюрократию и начался разгул  простодушия в деле частно-государственных транзакций. В общем, так был задан тон и дискурс обсуждению.

Г-н Пржедомский, председатель Комиссии по противодействию коррупции, сделал логичное заявление о том, что даже приятие хорошего и ожидаемого закона вряд ли продвинет в ожидаемом направлении. "Есть причина, по которой мы об этом не говорим – нельзя требовать от чиновника приятие законов, направленных на благо обществу, если он оказался в своем кресле не в результате естественного движения по вертикали, а благодаря лоббистским или просто криминальным схемам.  Мы знаем, что все это пронизывает сверху донизу. Была разрушена партийно-номенклатурная система власти. На смену пришла лоббистская форма. Причина полностью в этом, в закрытости госвласти и государственной кадровой политике. Даже о зарплате не надо говорить, это не поможет". Так что, не будет строгих кадровых лифтов – коррупция  непобедима.

Александр Волков отметил, что тут вообще ведь - как посмотреть: бывает ли вообще "верхняя коррупция" или нет? А если это просто государственная необходимость? Например, история с РосУкрЭнерго. Это коррупция власти или нет? Да какая коррупция, это инструмент проведения внешней политики. "Байкалфинансгрупп" – это как? "Нет у нас там коррупции – гарант сказал, что там все нормально". А история с "Газпромом", Митволем и "Сахалином-2", это коррупция или продолжение госполитики? Конечно, госполитика.

Михаил Барщевский рассказал историю о том, как он осознал все масштабы коррупции. Некий его знакомый разбогател и стал искать себе новое серьезное занятие. Ему и принесли список вакансий, в котором была одна министерская должность, несколько  замминистерских, начальник УВД, а напротив каждого стояла цифра. Причем, министр – не главное. Должность начальника капстроительства "Газпрома" стоила $12 миллионов. А министр - только $5 миллионов. Интересные все же в Общественной палате адвокаты: как бы отнесся к этой новости человек, занимающий должность начальника капстроительства "Газпрома", услышь он эту историю?

Разумеется, Барщевский предложил и свои способы победы над проблемой. Первый -  начать с судебной системы, второй – чтобы у чиновника была морковка под номом: высокая пенсия, право на бесплатное образование детей, в общем – светлое будущее. Полный. короче, вызов монетизации льгот. Потому что адвокат знает: каждый человек уверен в том, что его-то – не посадят, так что никакие публичные процессы не сработают. А вот морковка – важна.

Ну и далее в тех же вариантах. Интересный факт: автора доклада худо-бедно, но дали достаточно структурированное описание предмета. А вот публика, вместо обсуждения предъявленной схемы по существу, принялась излагать свои воззрения не предмет. Воззрения, разумеется, сформировались в их личной жизни частным порядком и никак не соотносились с докладом. Но, собственно, доклад и так существует, а тут ведь была Общественная палата, а как еще могут относиться представители общественности к конкретным государственным проблемам? Только через свой личный опыт, они ж не специалисты, в конце-то концов. Затем ОП и существует на свете, а доклад, может, прочитают в каком-нибудь другом, не столь душевном месте.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.