29 марта 2024, пятница, 09:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 декабря 2007, 00:19

Красота и национальный вопрос. Часть 2

Продолжение. Начало см. здесь.

КОНСТАНТИН СУТЯГИН:  У меня недавно жена съездила во Владимирскую область, проведать родственников. Вернулась огорченная.

- Ну почему у нас все так, почему такая безвкусица? Зачем эти яркие пятнистые обои, блестящий пластмассовый потолок, ужасные шторы с золотыми цветами!!! А все эти рюшечки, кружавчики, хрусталь! Люстра у них висит в зале – пластмассовая, но шикарная! Ковер на стене! Нет, чтоб проще, чище, лаконичней – вкуса у людей нет, так жалко... Так обидно за них. Вот, где-нибудь в Бретани, крестьяне живут, даже и не богатые люди, а зайдешь в дом – и красота, все просто: дерево, белые стены, железные черные ручки... Ничего лишнего. И красиво. А у нас...

Картина К. Сутягина «Малоярославец», холст, масло
Картина К. Сутягина «Малоярославец», холст, масло

В общем, долго не могла успокоиться, что у нас в российской глубинке не так, как во французской провинции.

А вот, кстати, если бы она зашла во Франции в гости к какому-нибудь арабу – то очень бы удивилась: нет там никакой строгости, «чистоты стиля», белых стен, дерева и кованого металла. А есть много всего блестящего, яркого, золотого, пестрого (ну, конечно, если это жилище бедного французского араба – то золото будет пластмассовым, а парчовые занавески - синтетикой). Оказывается, что красота в понимании жителя востока – это вот, к примеру, Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади, где каждая маковка – изобилие и пышность. (не богатство, а скорее, демонстрация возможностей, избыток сил, когда жалко от чего-то отказываться). Ковры на стенах хрущовок, как шпалеры в замках у маркизов, шикарные люстры из пластмассы, обои турецкого производства, так приятно, когда вокруг всё сверкает, блестит и радует (ну, не маркиз я де Понтийяк, что ж мне теперь – ковер на стену не вешать?) Нет у нас этой самой западной скромности-строгости, Восток! Россия всегда была очень богатой страной, и моду у нас задавали богатые.

А в Европе моду задавали бедные. Католическая «честная бедность»: чисто, скромно, изящно, никакой вычурности. (Хотя, кстати, в богатой Венеции – опять чрезмерность и пышность, опять золото и цветное стекло. Собор Сан-Марко – уж сколько в нем всего наворочали, а, ведь, красиво!)

К сожалению, мы главным образом ездим на запад, и обратно везем тоже западное, вот и вкус у нас, увы: нравится чистота, строгость, лаконичность латинской мысли (опять же бедность). Точечная сила, не изобильная, не расходующая себя по пустякам в разные стороны, а бьющая в одно место. Подчиняет себе с первого выстрела.

Потом приедем откуда-нибудь из Бретани, зайдем к родственникам и вздрагиваем от родной азиатчины.

И хочется, что называется, начать «прививать», «перенимать всё лучшее».

Например, в городе Малом Ярославце появилась новая мода: там теперь вставляют евроокна (стеклопакеты). Это, конечно, вещь очень полезная, удобная, не дует из щелей... И в какой-нибудь девятиэтажке эта пластмассовая гадость смотрелась бы вполне нормально. Вот только в Малом Ярославце устанавливают стеклопакеты в избах. Вынимают старые деревянные рамы, выбрасывают их на помойку, а вставляют на их место кусок непробиваемого стеклопластика. Залил щели пеной – и порядок. И стоят такие пугающие окна без переплетов (как дыры), а вокруг них – деревянные резные наличники, которые не отрывают пока что, жалко. Держат для красоты.

Как только исчезла объединяющая идея красоты (мира - как единого целого), цельность русского взгляда на красоту тоже исчезла. Теперь все по отдельности, не «красота», а «украшения»: сережки, блестящая маечка, красивые обои... И поэтому хоть какая-то идея - европейской «честной бедности» - так привлекает сегодня на фоне русской пустоты: «выпендриться любой ценой». Типа, если нет денег на всё остальное, то хоть губы накрасить какой-нибудь там помадой.

Как только исчез космос собора Василия Блаженного – красота распалась на составляющие: помада, балалайка, люстра... Наличники, которыми в Малом Ярославце украшают стеклопакеты.

Картина К. Сутягина «Многоэтажка», холст, масло
Картина К. Сутягина «Многоэтажка», холст, масло

Кстати, если и захочет кто-нибудь вставить себе нормальные человеческие окна – увы! Нет специалистов. Долго нужно искать умельца – а найдешь, сколько он, гад, заломит за ручную работу? На столяра-плотника учиться нужно не один год. А стеклопакеты вставлять за час научат: чик-чпок! – готово. Латинская точечная убедительность. (Так, вроде бы, пустячок, поступились красотой, сэкономили, а потом - сказав «А», говори «Б» - дальше уже и столяры в Малом оказались не нужны).

А там и дома вокруг этих стеклопакетов тоже переделают, недолго простоят. Стиль-красота требует: деревянные избы ручной работы разберут и подведут нормальные бетонные многоэтажки - новые специалисты, которых за одну неделю обучили лить бетон на специальных курсах.

Избу-то срубить – нужно всю жизнь учиться.

Здесь на вопросы отвечают Николай Борисов, Георгий Василевич, Александр Аузан, Владислав Красновский, Геннадий Генераленко, Андрей Монастырский

О "красоте" уже сказали Александр Флоренский, Ольга Суркова, Виталий Найшуль, Андрей Горохов, Валентин Курбатов, Сергей Прокофьев

НИКОЛАЙ БОРИСОВ, писатель, историк (Москва) 

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа",  "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"? Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Конечно, я пользуюсь понятием "красота" постоянно. Здесь можно привести длинный ряд цитат из классиков и целое древо развесистых метафор. Но попробуем взглянуть на дело более строго. При отличии "красивого" от "некрасивого" я, как и всякий человек, пользуюсь своим представлением о том, что красиво, а что нет, применительно к данному предмету или теме. Критерии красоты у каждого свои. Они рождаются сложно и таинственно. На формирование этих критериев влияют и произведения искусства, принятые за некий образец, и система ценностей данной личности, и ее подсознательные механизмы.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Красота есть почти совершенство. Всякое совершенство недостижимо, а потому привлекательно для человека. Отсюда красота, как стимул погони за недостижимым, всегда будет привлекать человеков. Свобода, комфорт, экономическая выгода и корректность - хорошие вещи. Но они относятся к красоте примерно как игрушки к елке. Елка проживет и без игрушек. А игрушки без елки - бессмысленный хлам.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Красота находится в очень близком родстве с понятием "целесообразность". Мы неизбежно назовем нечто красивым, если оно идеально соответствует своей цели. Но соответствие вещи своей цели - это вечная категория. Человек подсознательно оценивает нечто конкретное (глиняный горшок, животное, пастбище, реку, женщину или мужчину) с точки зрения целесообразности. И радуется совпадению. Так было всегда.

Настоящий художник всегда несет ответственность за свое произведение. Настоящий художник - это мастерство плюс искренность. Если же он сознательно торгует собой, работает на дураков или жуликов, то он не художник, а ловкий маляр. Его поделки канут в лету.

Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то национальные (религиозные) особенности представления о "прекрасном"? Существует ли русская специфика "красоты" и "прекрасного"?

Представления о совершенстве в некоторых областях формируются при подсознательном участии таких понятий как природные условия страны, расовый тип людей, религиозные ценности. Всё это влияет на представления о «прекрасном» у разных народов. Но различия эти гораздо меньше, чем общее.

Русская специфика красоты существует, но она столь же трудно уловима для формулировки, как, например, "русский национальный характер". (Кстати, недавно у Николая Сергеевича Борисова в «ЖЗЛ» вышла книжка про Ивана Третьего, вот уж где в полный рост "русский национальный характер». - К.С.)

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЕВИЧ, директор музея-заповедника «Михайловское» (Пушкинские Горы)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Красота? Нечто яркое, притягивающее взор, чарующее слух, наслаждающее обоняние, осязаемое с удовольствием, задающее загадку цвета, формы... Внешнее...

Меня более привлекает понятие гармонии, соразмерности, соответствия. Гармоничная, ладная, работа.

Красивый город? наверное, но в том смысле, в котором мы понимаем хорошо устроенное пространство, кратное человеческим измерениям, город созданный осмысленным гармоничным трудом, работой высокого мастерства и интенсивности.

Красивый человек... Скорее, естественный, гармоничный, отмеченный светом глубокой внутренней работы ума и души над совершенствованием последней, совестливый, способный вместить в себя и жить с пламенем божественной благой вести. Внешность, красота фигуры, лица, рук, пр., - не единственное и даже не главное в понятии красоты человека.

"Красивая жизнь" настолько отрицательно "нагруженное" словосочетание, что, увы, здесь и говорить-то не о чем...
Картина, музыка, кино, книга... Красивые. Нет, это не то понятие, которым пользуюсь для определения своего отношения к перечисленным предметам и явлениям. Доброта и гармония. Глубина смысла и соответствие материала замыслу и задаче, определенным мастером. Терпение и смирение. Свет и мудрость. Красота - качество внешнее, оно тянет за собой разлад. На вкус и цвет...

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Диссонирующая жизнь, разлад, неустойчивое равновесие преобразования нашей жизни позволяют, конечно, говорить о внешней красоте того или иного творения рук человеческих. Но о красоте поверхностной, отдельной, обособленной, исключительной, дисгармоничной по отношению к целому. Безобразие преобладает над образом. Хаос над гармонией. Пошлость над развитым и воспитанным вкусом. Красота тела, столь часто предлагаемая в качестве рекламного хода, к сожалению, разновидность пошлости, подмена понятия совершенства. Пятидесятилетние, выглядящие на двадцать пять лет, ведущие себя как шестнадцатилетние - странная незрелость разложения. К сожалению, красота даже в самой примитивной форме, внешней, не является частью современной жизни из-за отсутствия готовности принимать жизнь в ее полноте и осознавать личную ответственной за свои поступки перед собой, Богом и людьми.

Красота и свобода? Свобода, как готовность следовать избранному пути со всей полнотой и ответственностью. Нет, этого почти не осталось. Господствует время, страх его упустить, временное и временщики заметны более всего. О свободе речи не идет. Богатство обременяет. Нищета тяготит.

Красота или комфорт? И то, и другое необходимо в меру.

Красота или экономическая выгода? При определенных условиях экономическая выгода есть форма красоты. Преобладание экономической выгоды – форма порабощения красоты, ее отрицание. Красивые? Особняки на Рублевке за дивными высокими заборами... И все же, ни красота, ни экономическая выгода не являются необходимыми условиями гармонии.

Красота или корректность? Непонятное сочетание.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)?
Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Формы и представления меняются. Венера Милосская и современная "венера подиума", манекенщица дома высокой моды, встречаются в пантеоне красоты женского тела как противоположности. Великий воин Тарас Бульба вряд ли смог бы по достоинству оценить воинскую выправку Оцеолы, вождя сименолов.

Гармония, соразмерность человеческой личности в ее соотнесенности Богу - постоянна, поскольку постоянно назначение человеческой жизни - стать пространством и временем возрастания души для жизни в вечности, в Боге. Современное искусство влияет на представление о красоте. Убежден, художник должен нести ответственность за плоды своего творчества, за свои слова, поведение, за преступление против языка, образа, гармонии. Не видеть уродливого художник не может. Следовать уродливому и дисгармоничному, думается, не должен. При отсутствии ответственности невозможен поступок. Вне поступка не существует  творчества в его полноте.

Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то национальные (религиозные) особенности представления о "прекрасном"? Существует ли русская специфика "красоты" и "прекрасного"?


Да. Русский пейзаж, гармония природного пространства, преобразованного трудом крестьянина, красота нетронутой дикой природы. Все, что сегодня может быть отнесено к "устаревшей", умирающей и уничтожаемой красоте. Полагаю, также, что о культурном и воспитанном человеке в качестве специфического явления русской жизни можно уже не вспоминать. Редкие исключения не являются сколь-нибудь значимыми в современной русской жизни. Более того, они являются неудобным анахронизмом, от которого отворачиваются власть и развращенное потаканием низменным инстинктам общество. О положительном религиозном влиянии, при наличии внешней формы, можно говорить также, увы, лишь как о редком исключении. Русская православная жизнь, как и общество в целом, находится в состоянии посткатастрофического кризиса. Земное преобладает в большинстве случаев над божественным.
Гибель русской деревни, как формы жизни, обесценение и упадок сельскохозяйственного труда на основной части территории России, деградация мелких городов, отток населения в немногие крупные городские центры, развитие хищнической торговли сырьевыми ресурсами, вытеснение культуры из всех сфер жизни и замена ее эрзац-культурой, ориентированной на сниженные чужие стандарты - все это позволяет говорить о разрушении национального представления о красоте-ладе-гармонии.

Красота спасет мир..? Спасет мир, способный откликаться на зов красоты, слышать гармонию, видеть возвышенный образ и бежать безобразия. Довлеющая абсолютность красоты "упаковки" и "сервировки", преобладающих в современной повседневной жизни, - глянец возведен в достоинство красоты, - ее обманчивый мираж.

АЛЕКСАНДР АУЗАН, президент Института национального проекта “Общественный договор”

Что важнее для Вас: красота или польза? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? Красота - или стабильность? Красота или престиж (т.е., то, что нравится Вашим друзьям)?

Для меня красота важна. Она важна как для исследователя. Математики, например, четко сознают такую вещь как изящество доказательств. Это не означает самый короткий путь. Так выражается чувство гармонии. Поскольку мир содержит в себе некоторую гармонию, в отражении мира, в рассуждении о нем тоже появится еще один операциональный инструмент. Но польза для меня тоже важна. Всегда обидно, когда что-то красиво выстраиваешь, обговариваешь и все. Красота без пользы недостаточна.

ВЛАДИСЛАВ КРАСНОВСКИЙ, искусствовед (Париж)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"? 

Пользуюсь, так же как и его антиподом.  Выражение « красивая книга » (в смысле содержания) немного режет слух, остальное – канает.  Правда всё зависит от контекста.  Сравните:   красивая жизнь поэта Байрона;   красивая жизнь новорусских.  

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Красота – это качественная оценка.  Обозначение чего-то хорошо, ладно сделанного, некой гармонии.  

Мне кажется, понятия красота, свобода, экономическая выгода, комфорт в абстрактном виде нельзя ставить в сравнительный ряд.   В конкретных жизненных обстоятельствах приоритет за категориями этики, а не эстетики и здесь красота может быть принесена в жертву и экономической выгоде и всему, чему угодно и, разумеется, наоборот.  

В нормальной, обыденной  жизни не должно быть противопоставлений.  Как это сказало наше всё?   «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Что касается корректности, то она, как мне представляется, входит в понятие красоты, в частности, красоты (эстетики) поведения. ( Эстетика поведения – была такая популярная книжка в фантастические шестидесятые.)   В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли, и поведение (корректное) – не побоимся дополнить бессмертного классика.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких серьезных изменений?

Представления о красоте меняются и во времени и в этническом пространстве. Не следует смешивать (отождествлять) понятия красоты и прекрасного.   Последнее, как эстетический идеал, эволюционирует в гораздо меньшей степени. 

Искусство в своих лучших произведениях воплощает представления о прекрасном. Они являются как бы камертоном, по которому человечество выверяет свои эстетические ощущения.  Речь идёт о прекрасном. Современное искусство, если под этим понимать творчество современников, в своих проявлениях, на мой взгляд, не приблизилось к лучшим образцам прошлого.

Красота же, в общем и целом, не является обязательным атрибутом искусства. Однако господствующее в окружении художника представление о красоте не может не влиять на его творчество.  Опускаю знак этого влияния. 

Что это за преступники такие – языка, образа?!  Злоумышленники!?    В тюрьму всех, на каторгу, на лесоповал!!

Если исходить из того, что при создании шедевра художник лишь транслятор некой высшей силы (Бог?), то эта сила и ответственна за результат.  Шедевров, как им и положено, немного.   Как быть остальным?   Вообще говоря, в приличном обществе принято отвечать за все свои деяния, если, конечно, ты самостоятельный субъект. 

На мой вкус, человек  творящий, может делать   всё что хочет, при условии, что конечный продукт его деятельности обладает эстетическим эффектом, т.е. тем невыделимым признаком искусства, который и делает этот продукт искусством.

Приходилось слышать от теоретиков (и практиков) современного искусства, что оное не нуждается в эстетике.  Для меня это нонсенс.   

Пользуются ли этим словом французы? Что такое "красота" в французском смысле? Есть ли какие-то отличия от "русской красоты", русского представления о прекрасном?

Французы используют это слово, как и все остальные.  Ничто человеческое им не чуждо!  Насколько могу судить, во французском смысле «красота», «красивый» приблизительно то же самое, что и в русском, т.е. «хороший», «совершенный», «безукоризненный» и т.д.  Французы даже используют одно слово для обозначения красивого и хорошего, но его семантическое поле шире.  Во французском языке у прилагательного «красивый» около двух десятков актуальных синонимов, в русском – не насчитал и десяти.

Другое дело содержание этих слов. Часто они не совпадают.  Как  давно подмечено: что русскому хорошо, то немцу - смерть!

В восприятии прекрасного, как мне видится, различий меньше.   Всё же они существуют и обусловлены, думается, преимущественно различием православия и католицизма, которое я сформулировал бы так: в католицизме Бог для человека, в православии – человек для Бога.

 К.С.: Есть ли у русских какие-то шансы на французском рынке?

Ах, Костя! Ну, зачем русскому французский рынок искусства?!  Произведение искусства – это же не газ, не лес, не пенька.  Этот одухотворённый продукт предназначен, прежде всего, для внутреннего потребления.  Тем паче, что его явно не хватает.  И потом, в наше время глобализации и всемирной информатизации можно продавать практически в любом месте.  Пример тому  абсурдная ситуация, когда столицей рынка русской живописи становится Лондон. 

Если художник востребован, его приобретают повсюду.  Не хочу вдаваться в вопрос востребованности – он достаточно обширен. Замечу только, что художник сам выбирает (осознанно или подсознательно) свою аудиторию. Если вы изображаете на картине кружочки, квадратики или полоски, то понятно, что они будут восприниматься примерно одинаково на всех континентах всеми слоями населения, неясно только, чем кружочки китайца, американца или француза, отличаются от кружочков русского. (Вероятно, чем-то отличаются.   Один знакомый очень хотел иметь картины Ю.Злотникова. Случайно мы с ним оказались на одном английском аукционе, где продавались холсты с неотличимыми на мой глаз злотниковскими «пятнышками».  Покупай, - предложил я ему.   Он – обиделся).

Если вас прославляют и хорошо платят в другой стране за то, что вы разрушаете положительные идеалы и образы вашей родины, то вы не можете не сознавать, что этот заказ не на все времена. Выбор за вами.  

ГЕННАДИЙ ГЕНЕРАЛЕНКО, художник (Анапа)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Пользуюсь словом красота. Каждый раз, когда спускаюсь с Су-Псехского перевала в долину, поражаюсь красоте открывающегося вида. Каждый раз, когда смотрю на виноградники, на море. Красивых людей не слишком много и приятно увидеть красивое лицо, статную фигуру.  «Красивое» произведение искусства. Пожалуй, я разделяю и где-то принимаю опыты «абстракционистов», немцев-экспрессионистов  и отношу их в категорию – история художеств. И вдруг считаю «Мертвого Христа» Гольбейна красивой картиной.

Может быть, иногда на рынке вижу  - фрукты затейливо уложены – О! думаю, Хруцкий или Кальф на ум придет. Старые вещи трогаешь в лавке антикварной – иногда пахнёт Шарденом.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Красота или комфорт. Вещи 19-го века в большинстве своем – красивы и удобны. И венецианские кресла и письменное бюро Буля и стекло Галле. Даже диван Макинтоша –  не только впечатляющ, но и комфортен. Ручной инструмент если хорошо лежит в руке, как правило, красив. Некрасивые самолеты не летают.

Красота или свобода. Зачем же так сурово? Представим себе старый, романтический публичный дом с зеркалами и бархатом. Красив ли он? Наверное, может, даже изящен и утончен – свободен ли? Сомнительно. Он существует или существовал, и заслужил прописку в истории. Но художник имеет право выбора – быть проституткой, быть клиентом, быть бандершой или сутенером. Быть Лотреком.  

Красота важнее корректности. Увечие, инвалидность - отвратительны, безобразны. Не признаю эстетики безобразного и теперь даже разбираться, вникать не хочу, здоровье не позволяет. Я очень рад тому, что современное искусство откочевало в раздел «перформансы», «видеоарт» и т.д. Там ему и место – пусть бегают голыми по снегу,  пишут словеса маргарином. Что с них взять – бесы. Тьфу на них… Было прекрасное старое название – изящные искусства, думаю этим определением и нужно руководствоваться. Или искусство изящное или …
Красота важнее экономической выгоды. Если живешь вечно, если живешь во всех эпохах, если весь мир принадлежит твоей душе. Готические соборы – их строили на века и веками. Они и сейчас стоят. Какая-нибудь гильдия булочников до хрипоты спорила, (я читал протоколы), что сделать – отлить пудовую свечу в храм к празднику или отложить деньги на витражное окно. Выбрали витраж. Какая хлебопекам экономическая польза с витража? Уже и правнуков их нет в живых, а витраж остался – красотища!

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Современное искусство – это непонятные каракули на заборах из аэрозоля, что-то из половой жизни? А потом, менее 5 процентов россиян говорят, что любят живопись. Художники для них в большей части медиа-персоны. Никас, Глазунов, Шилов, пожалуй, всё. Ну и на кого повлияет – актуальное искусство? Когда из телевизора в ЦДХ порет чушь какая-нибудь бритая голова, на кого она может повлиять? У россиянина дома телевизор порет такую же чушь, да еще майонезом рекламным перебивается.

Красота, конечно, многое стерпит, однако когда стоишь на Лысой горе, вокруг красотище пейзажное, а под ногами бумажки, фольга, бутылки и прочий срач человеческий – это раздражает. Так и дал бы пинка в правое полужопие человеку мусорящему, который если разобраться,  мне не чужой,  россиянин, и земляк, и налогоплательщик, и публика, опять же.  
Художника надобно судить – по делам его, как и колбасника – за его ветчины, как пирожника – за торты. (Что-то я в проповедь скатываюсь, зима что ли.) Хотя – сначала накорми, напои, в баньке выпари, а потом и спрашивай – «А это чо нарисовано? Рюмочка? А почему кривая?»
А если я вшивый и голодный, рисую на свой страх и риск, и бесплатно не учился и грантов не получал, и поддержкой государевой не пользовался – то, как же с меня спрашивать? Я же конквистадор, исследую область прекрасного и зыбкого! Не подсуден, и ответ держу токмо перед совестью своею и утробой близких моих.  

Различаются ли, на Ваш взгляд чем-то представления о "прекрасном" в провинции и в столице, в маленьком городе и в мегаполисе?

Как там сейчас в столицах с понятиями о красоте? Не знаю, давно не был. А в провинции  мнение главы города о «прекрасном» является доминантой. Говорит, тротуарная плитка - красиво, так тому и быть. Давно, на Кубани считалось красиво – «сыто и богато» и украшалось все соответственно, так я на флаг кубанский смотреть не могу спокойно – глаза режет, такая несуразица и мешанина цветов и мотивов, что хоть святых выноси.

АНДРЕЙ В. МОНАСТЫРСКИЙ, художник (Милан)

Первое, что приходит в голову при слове "красота"- это, конечно, Достоевский. Его крылатая фраза: "Красота спасет мир"- сильная штука. Наверное, он был первым русским копирайтером. Все это с удовольствием повторяют и вкладывают, наверное, еще и что-то личное, а может и не вкладывают. Однако этот слоган висит где-то над головами и без него уже не обойтись, что я и хотел засвидетельствовать. Ясно, что человек, способный отлить такой слоган, который все повторяют без устали 200 лет - был гений. Тем более,  вряд ли он сильно задумывался. Так, написал - и получилось. Еще больше гений!

Был ли красивым человеком сам Достоевский - вопрос открытый и субъективный. На мой скромный взгляд, как-то не очень. Весь встревоженный как-то, озабочен и белес, сидит он в своем портрете кисти Перова, и вызывает наше большое уважение к гению и его глубоким мыслям. Еще где-то сбоку под сурдинку возникают какие-то слова типа: "Эх жизнь жестянка!", - да, типа этого, но о красоте как-то не думается. При этом сам портрет красивый. А сам Достоевский - скорее несчастный. "Да, горек писательский хлеб,"- думаешь ты и бредешь себе далее по Третьяковке; " А художнический-то не слаще", -  как бы говорит то ли сам Перов, то ли... Все, молчу...

А вот японские девушки красивые! Причем сами-то они так не думают. Их достала (в смысле достигла) западная культура, массмедийные образы красоты, и вот они себя с ней сравнивают безуспешно. Иногда, когда ты в разговоре с ними рассмеешься, это может у них вызвать страшное подозрение - не потому ли мол, что я узкоглазая, желтолицая и кривоногая - о чем тебя и могут спросить вежливо с самурайской прямотой.

Нам же наоборот все японское как-то по душе и модно. Самураи, икебана, сад камней и чайная церемония - все это кажется очень привлекательно и красиво. Потому что древняя культура, этикеты и всякие красивые вещи.

Так вот эти девушки японские красивы, потому что обладают некоей грацией. И эта их японская грация довольно всеобъемлюща. Вежливость, этикет, всякие манеры, веселые шутки - все это мило, грациозно и естественно. И каждый, кто с ними общается, чувствует себя хорошо и как-то на месте. И при этом ты понимаешь, что это не новомодная какая-нибудь хреновина, а древняя культура и разные хитрые штуки на тему как сделать грацию и эстетику, красоту в общем, предметом повседневного пользования.

Вообще, этот термин-грация "grace"- ввели в обиход англичане в попытках правильно определить основу красоты, пока не поняли, что в ней то все и дело. А разные линейные и прочие скульптурные формы очень подвержены влиянию атмосферы, т.е. времени, моды и т.д.

И это правда. Если взять, например, женщин Рубенса (имею в виду изображения женщин и ничего другого), то на сегодняшний день вообще смешно говорить - какие-то толстые тетки с целлюлитом - матерь божья! В свое время, однако, были эталонами красоты, как бы еще Петер-Пауль стал первым художником тогдашней Европы, а бельгийцы его именовали не иначе, как "Бог живописи!" То есть живопись-то, божественная, правда, но можем быть уверены, что секс-символ той эпохи был таков и рекламировал его именно Рубенс. Такой, как говорится, был мейнстрим. Сейчас он совсем другой и это правильно. Не будем сильно смеяться над тем, что было, и, тем более, над тем, что будет, потому что если попробуем в Европе 17 века торговать фотками, ну я не знаю, Анжелины Джоли хотя бы (красивая женщина), помрем с голоду, а то и побьют, если не посадят. Правда вот Ботеро сегодня рисует толстых и отлично живет, поэтому заранее знать нельзя, пока не попробуешь.

Ответственность? Тут лучше руководствоваться кодексами разными. Уголовный, Гражданский, и т.д., если нарушений нет, то и славно. Хотя, этот вот, который возит кучу трупов по всему миру, или другой, что три года назад в Милане детей на дереве повесил (куклы, правда), всякие убийства кроликов на белом снегу - заслуживали бы, на мой взгляд, чего-нибудь в ответ. Что-то простое, типа публичный расстрел из говномета , пусть и адекватный ответ, но боюсь как раз попадает под один из означенных кодексов. Поэтому, терпение... И да здравствует плюрализм! Тем более, что находится куча народу, что видит в этом массу смыслов и какие-нибудь особенные призывы к чему-то особенному...

И в заключение об итальянском понимании красоты. В общем, почти как у нас, выражается более открыто и полновесно. Как бы широко авансируется любая способность делать что-то, и уж тем более художества разные, тут уж с тобой обращаются как с чемпионом мира узкого профиля. Что это потом ни к чему конкретному не приводит - вопрос отдельный и очень современный... Вообще же, bello, bella, che bellezza....слова из актуального итальянского лексикона и звучат достаточно часто.

Забавная деталь - некоторая индоктринированность (индоктринация - передача фундаментальных положений, обучение доктрине без включения критического восприятия - "Полит.ру") среднего итальянца, в сравнении с большой анархичностью нашего человека. Наш, как правило, на все имеет собственное мнение, и чем категоричнее, тем лучше (для кого?). Итальянский человек, хочет сначала узнать всякие разности, типа смысловое значение различных цветов (какого черта!), вообще, побольше текста. "Пожалуйста прозомбируйте мое восприятие, вот вам план - мои вопросы."

На выставках картин - большие толпы, не протолкнешься, у стендов с текстами, перед картинами намного свободнее - гуляй, анархия!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.