29 марта 2024, пятница, 13:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 октября 2007, 21:11

Российские общественные науки – наш культурный позор

На вопросы читателей "Полит.ру" ответил директор Института национальной модели экономики Виталий Аркадьевич Найшуль.

Виталий Найшуль (фото Н. Четвериковой)
Виталий Найшуль (фото Н. Четвериковой)
1. Уважаемый Виталий Аркадьевич, знакомясь с Вашими публикациями, я усмотрел вектор логики, направленный на восстановление имперских традиций,  религиозных институтов и этнического доминирования коренного населения, характерных для режима царской России. Подобные новомодные концепции независимо от Вас разрабатываются менее талантливыми, но весьма, прагматически, активными лицами, которым предоставляются публичные СМИ (преимущественно ТВ и печатные издания). Благодаря совокупному  информационному  напору национализм набирает силу и практику в групповых уличных драках и ритуальных убийствах (когда эмигранта находят с 20 ножевыми ранами, из которых смертельными были только 2). Заметна публичная активность и клиры. Не удается   законодательно отделить формальные и не формальные взаимоотношения между религиозными деятелями и государством в лице конкретных ВИП-верующих. Население, как в недалеком прошлом, пребывает в вере в новых господ-правителей, с "железной" волей и   праведностью. Очевидно, в обществе назревает раскол по религиозным и мировоззренческим основаниям.
В связи с этими и многими другими реальными фактами явных перекосов в общественном и государственном строительстве России мой вопрос звучит так.
Что бы Вы предложили как авторитетный и популярный (широко известный) исследователь из логически-системных самоограничений заболевающему российскому обществу, для того, чтобы оно не впало в новое состояние мировой изоляции России, с последующими очевидными уже не поисками  "внутренних врагов" (найдены разными активистами и внесены в соответствующие листинги)
Как помочь населению отделить светлые зерна духовной Истины и добропорядочных человеческих отношений от черной практики "наказания невиновных" и "награждения непричастных". Вряд ли меня удовлетворит стандартный ответ о необходимости укрепления нравственных начал в человеке. Укажите, пожалуйста,  конкретные процедуры (алгоритмы) и конкретных субъектов (групп граждан), которые возьмут на себя миссию  избавления страны от новой социальной саркомы, зародившейся в 90-х годах и масштабно разросшейся в 21-м веке. Благодарю. Григорий Чудновский

Кроме укрепления нравственных начал в человеке нужно строить совершенные общественные институты – работы здесь непочатый край. Для этого надо иметь обществоведение такого же уровня, что и естественные науки в период гонки ракетно-ядерных вооружений. И создать великий и могучий русский общественно-политический язык. Это задачи для государственно-ориентированной интеллигенции при поддержке деловых кругов и властей.

Относительно «саркомы». После революции 1991 г. в нашей стране происходят спонтанные процессы ресоциализации и реидеологизации населения, болезненность которых ощущают все, в том числе и автор письма. В процессе поиска норм активно участвуют люди с отклоняющимся поведением. Коль скоро новые нормы будут обретены, отклоняющееся поведение уменьшится (если, конечно,  не произойдет новых революций).

2. Поскольку сфера Ваших интересов достаточно обширна, позволю себе задать следующие вопросы:
1/ Как Вы оцениваете перспективы экономической науки в России? Приличные экономические факультеты можно пересчитать по пальцам. Но даже там, где научились хорошо преподавать экономику, не всегда заняты полноценными экономическими исследованиями, которые можно было бы опубликовать в приличных экономических (западных) журналах. Главное, не видно, чтобы ситуация как-то менялась, и не видно запроса со стороны общества на принятие научно обоснованных решений. Изменится ли подобная ситуация?
2/ Как Вы оцениваете перспективы парламентаризма в России?
Помнится Ваш тезис о том, что многопартийность в России не приживется. На практике сейчас это действительно так, но многие утверждают, что Россия все-таки пытается строить двухпартийную систему и это скорее вопрос времени.
3/ У Вас есть утверждение о праздниках как маяках. Но праздники - это ведь только часть более большой системы- календаря, который является хребтом культуры. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете перспективы введения юлианского календаря в России. Ведь даже в Германии после всех ее реформаций люди празднуют, когда положено (по их григорианскому календарю), и Рождество, и Пасху, и Вознесение Господа- это все официальные выходные дни!!! Спасибо большое! Irina

1/ Оцениваю положение в экономической науке в частности и в общественных науках в целом, как крайне негативное. Российские общественные науки – наш культурный позор. Хороши были бы наши математики и физики, если бы высшим достижением у них считалась бы публикация в зарубежном журнале. В прежние времена – не знаю, как обстоят дела сейчас, – «Вестник МГУ. Серия математика», состоявший преимущественно из студенческих работ, переводился в США на английский язык от корки до корки, а советская математика именовалась «glory of mankind».  За такой уровень и надо бороться! К сожалению, к общественным наукам в нашей стране все время применяют заниженные требования. А ведь сегодня они имеют для выживания страны такое же значение, как раньше – естественные науки для ее обороны. Изменится ли такая ситуация в будущем – не знаю. Способы решения этой проблемы есть. Но, как всякая запущенная болезнь она требует экстраординарных мер для своего лечения. А пока… написано ведь, что «имущему дастся, а от неимущего отнимется». Вот от нас и отнимается.
2/ Да, я знаю многих обществоведов, которые в отношении попыток внедрить парламентаризм говорят стране то же, что Паниковский Шуре Балаганову: «Пилите, Шура, пилите!». Мой тезис касательно парламентаризма в целом (а не только многопартийности): парламент (подчеркиваю, что именно этот институт, а не все западное) в России никогда не будет работать, потому что он противоречит ее важнейшим культурным нормам (см., например, мою статью 1996 г. «О нормах российской государственности»). Парламенты в нашей стране всегда оказываются контрпродуктивными, и их разгоняют или сгибают в бараний рог любые правители: и Николай II, и Ельцин, и Путин. А наша обществоведческая мысль, будучи неспособной предложить эффективную замену парламенту, уже более сотни лет бьется лбом об стенку, призывая либо терпеть проистекающую от него дезорганизацию, либо поет осанну всему своему, не предлагают ничего конструктивного. 
3/ Насколько я знаю, до революции многие газеты выходили с двойными датировками (юлианскими и григорианскими),  и это показывает, что для деловых целей нам и тогда был полезен григорианский календарь. Теперь, в эпоху глобализации, он является международным стандартом, и я не спешил бы от него отказываться. А вот праздновать чужие праздники – это, как говориться, увольте. Надо праздновать свои праздники по своему календарю. И, конечно, эти праздники должны быть нерабочими, праздными днями.

3. Здравствуйте, Виталий! Что касается русского общественно-политического языка, то нет слов, его надо обогащать. А, в основном, хотелось бы услышать Ваше мнение «Как дальше жить будем?» Артем пенсионер.

Как всегда, трудами и заботами.

4. Давно и с повышенным интересом слежу за ходом вашей мысли в поиске и \"русских государственных образцов\" и в разработке (?!)(?!)\"русского общественно-политического языка\".  В связи с этим у меня и возник конкретный вопрос. Каковы КОНКРЕТНЫЕ достижения Вашего Института именно на этом поприще???  Буду крайне благодарна за развёрнутый ответ! С неизменным уважением, искренне ВАША, Мория Эразмовна Раш

Я думаю, что главными достижениями Института в теоретическом плане являются  представление о символических словах и вневременных абстрактных институтах. Символические слова выделяются тем, что имеют и метафорическое, и метонимическое значения: так «царь» – это и конкретный метонимический царь: Александр I, II, III или  Николай I, II, и, одновременно, метафорический «царь» в выражении «не царское дело», не относящийся ни к какому конкретному руководителю страны. В русском общественно-политическом языке символических слов не так много – несколько сотен. Очень важно, что символическое слово описывает социальное явление, однозначно понимаемое всеми слоями населения! 

Каждое символическое слово обозначает абстрактный институт, который раз возникнув, постоянно существует в культуре, принимая различные обличия. Так абстрактный институт «царя», возникнув при Иване Грозном с формулами «царь правит» и «один Бог на небе, один царь на земле» непрерывно присутствует в нашей политической культуре в личине настоящего Царя, Генсека КПСС, Председателя Совета Министров СССР и Президента России. Иногда абстрактный институт деактуализируется, становится латентным, но никогда не исчезает из культурной памяти и позже может актуализироваться вновь. Так, например, «купец» был удален из социальной практики при советской власти, но снова возродился в 90-х годах ХХ века, причем без всяких сознательных усилий – во многих современных предпринимателях вы без труда узнаете персонажей А.Н.Островского.

Каждый актуальный институт предположительно является отклонением от абстрактного института или комбинации абстрактных институтов, а сами абстрактные институты образуют логические структуры. Поэтому возникает возможность создания периодической системы социальных институтов по аналогии с периодической системой элементов в химии (см. также вопрос 16 ниже по тексту).

Русские абстрактные институты могут быть использованы для качественных заимствований зарубежных институтов. Нахождение аналогов зарубежных институтов среди русских абстрактных институтов, а затем их современная актуализация гарантирует, что они будут восприниматься «как родные» и пониматься всеми слоями населения без политграмоты.

Коснусь также вопросительных знаков (?!) в вашем вопросе. Нет ничего удивительного в том, что мы можем влиять на свой язык. Советская власть оставила нам представление о том, что все возникает в глубине народных масс. Конечно, это не так. Тем более это не верно в отношении литературных языков, которые всегда создаются относительно небольшой группой людей (см. также здесь).

Очень много можно было рассказать о каждом в отдельности абстрактном институте–символическом слове – все они имеют судьбоносное значение в русской политической культуре. Одно время в Институте была идея выпускать тонкие книжки, похожие на детские, посвященные каждому отдельному абстрактному институту–символическому слову. 

Популярная часть работы Института за последние годы представлена в Интернет-публикациях здесь.

5. Что важнее смирение или протест? Константин Долинин

О том, что важнее для души – вопрос к священнику. В плане социального поведения, мне кажется, полезно и то, и другое. 

6. Правда ли, что это Вы придумали ваучеры? Иван

Да, было дело в далеком 1981 г.

7. В какой мере деятельность различных российских "think tanks" (пусть в урезанном варианте) оказывает воздействие на принятие решений в правительства и т.п.? Имеется в виду деятельность различных неформальных или формальных институтов, ассоциаций и т.п. Лев

Есть научные центры, которые работают по прямому заказу госорганов. Их разработки принимаются к сведению постольку поскольку они полезны для заказывающей организации. Что касается производителей менее утилитарной продукции, то, как мне кажется, их идеи участвуют в формировании мировоззрения чиновников и через него, с большим опозданием воздействуют на решения органов власти.

8. Что с долларом, в смысле на что рассчитывать? Не в смысле его курса к рублю, а к евро. До чего может дойти дело в нынешней истории до 1,50; 1,60; 2? Кирилл

Это не моя область. Об американской экономике и ее кризисе я посоветовал бы вам прочитать две лекции Леонида Вальдмана (2 и  1), имеющие большой прогностический потенциал.

9. Сейчас много говориться о госкорпорациях. В какой мере это явление закономерно для нынешнего состояния российской экономики. Какие положительные и отрицательные черты у этого явления? Как вы думаете, много ли еще будет создано у нас госкорпораций? Дойдет ли до Ростекстиля, Россахара или Росбани? СПС, в частности, недавно заявил, что с рыночной экономикой в стране покончено. Заявление было, кончено, политическим, однако вопрос все равно есть. В какой момент, после каких действий власти можно будет действительно сказать, что с этим делом если и не покончено, но рынок отводится на второй план? Александр

Я думаю, что распространение госкорпораций естественно в условиях административного рынка, интегрированности экономики и власти. А от административного рынка мы можем уйти только при наличии политической воли и настоящей правовой системы, необходимость которой еще не осознана обществом.

Ведь нынешняя правовая система имеет такое же отношение к настоящей, как советская розничная торговля – к рыночной, то есть является правовой системой скорее по названию. Это не органы, восстанавливающие справедливость, а ведомства по соблюдению государственных инструкций в области человеческого поведения. Их ближайшие аналоги – всевозможные органы надзора: пожарного, санитарного, рыбного и т.п.

10. Инновационный и проектные подходы. Какой вам представляется адекватнее? Евгения Шевченко

Боюсь, что я в этом не очень хорошо разбираюсь.

11. У вас необычная фамилия. Откуда она? Николай Подгаец

Мой отец – еврей, и его родословная прослеживается через Москву, Петербург и Резекне-Режице (Литва) до Праги (Чехия) где много веков существовала так называемая «Старо-новая синагога – Альте-нойе-шуль». От нее, как говорил мне ученый, исследовавший еврейские родословные, и произошли распространенные фамилии типа Альтшуль, Альтшулер, и в редких случаях – фамилия Найшуль.
А по матери я – потомственный сибиряк. Сибирь, в которую в XIX веке ссылались, съезжались и смешивались с местным населением люди самого разного происхождения,  наградила меня русской, курдской, татарской, польской и украинской кровью.

12. Кажется ли Вам, что общественный контроль за выборами в России в 2007 и 2008 году возможен хоть в какой-то степени? Борис

Если не произойдет политического кризиса, то и контролировать будет нечего. По состоянию на сегодняшний день победители ясны и без выборов.

13. Как может измениться конфигурация органов власти в России по итогам процессов 2007 – 2008 гг.? Марина Рукавишникова

Если предстоящие выборы продемонстрируют масштабные дефекты в механизме передачи власти, то за ними последуют существенные изменения в государственном устройстве.

14. С чего можно начинать строить судебную систему России? Следует ли предполагать, что эта система будет чем-то принципиально специфична? Есть ли специфика в роли неписаных правил в России? Герман

Мне кажется, что начинать нужно с очень глубоких теоретических разработок. В качестве образца хотелось бы взять прецедентное право, чтобы преодолеть глубокий разрыв между формальным правом и справедливостью. Иностранная система должна быть спроецирована на наши традиционные институты с тем, чтобы заставить их служить новым задачам (пример использования, например, института князя см. в статье). Построение эффективной правовой системы в России – проблема, над которой ломали голову не один век. Поэтому придется искать совершено новые нетривиальные решения.

15. Каковы могут быть инструменты повышения уровня социального доверия в России?
Как вы относитесь к идее Гавриила Попова уйти от всеобщего избирательного права и перейти к выборам по куриям? Михаил Колесников

Чтобы различные слои общества нашли общий язык в прямом и переносном смысле, его – развитый общественно-политический язык – надо иметь. Кроме того, надо научиться принимать консенсуальные решения (см.статью). А пока эффективным способом решения проблем управления страной становится изоляция власти от всего населения или его частей. Решая сиюминутные проблемы, оно создает общественное напряжение, которое способно вылиться в масштабные политические кризисы.

16. Я слышал, что возможно создать периодическую систему отношений в обществе по типу периодической системы Менделеева и что Вы этим будто бы занимаетесь. Так ли это? Если так, не можете ли подробней об этом рассказать? Матвей

Да, работая над Букварем Городской Руси, мы обнаружили четыре главных абстрактных института: «земля», «народ», «люди», «человек», образующих матрицу 2х2 и 108 абстрактных институтов, образующих достаточно сложную логическую структуру. Есть предположение, что эта логическая структура сама способна порождать подобные структуры, и, таким образом, можно исчислить все важнейшие абстрактные институты, а любой реальный институт рассматривать как девиацию от абстрактного.

17. Что важнее для Вас: красота или польза? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? Красота - или стабильность? Красота или престиж (т.е., то, что нравится Вашим друзьям)? Константин Сутягин

Красота важнее. Будет красота – будет и польза, и комфорт, и выгода, и корректность, и стабильность, и престиж.

18. Виталий Аркадьевич! Не кажется ли Вам, что партия «Справедливая Россия» за недолгий срок своего существования превратила слово «справедливость» в слово, которое ничего важного уже не означает. Таким образом, и Ваша аналитическая записка про справедливость и революцию воспринимается сейчас по-другому. Это вопрос общественно-политического языка, или Ваша записка уже неактуальна сегодня? Павел

Тема справедливости остается актуальной, о чем свидетельствует и эта попытка получить с нее дивиденды. Само же слово «справедливость», как чрезмерно абстрактное, мне не очень нравится. Слово «правда» – куда «ядреней».

СПРАВКА 

Виталий Найшуль окончил Механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1971 г.; 1971-1981 был младшим, затем - старшим научным сотрудником Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР; 1981-1992 - старшим научным сотрудником Центрального экономико-математического института АН СССР (затем РАН).  С 1992 г. – директор созданного им Института национальной модели экономики.

Институт был зарегистрирован в 1992 г., однако его творческая история уходит корнями в 70-е - 80-е годы. Все это время исследователи занимались наиболее актуальными задачами, стоявшими перед страной, причем обращались к ним задолго до того, как о них начинали задумываться другие. В начале 80-х годов они разрабатывали идеи приватизации, с конца 80-х - либерализации экономики, с начала 90-х годов - нерыночных институтов. С середины 90-х Институт занимается русскими государственными образцами и русским общественно-политическим языком.

В опубликованной в журнале "Новое время" статье Институт национальной модели экономики был назван ателье высокой политической моды, и сотрудники Института с этим определением согласны. Институт ставит своей задачей поставлять совершенно новые идеи для государственного строительства.

В рамках цикла “Публичные лекции “Полит.ру”” Виталий Найшуль выступил с лекциями: “
История реформ 90-х и ее уроки”, “Реформы в России. Часть вторая” и “Букварь городской Руси. Семантический каркас русского общественно-политического языка”.

См. также его статьи и интервью:

Другие его статьи и интервью можно прочесть на сайте Института национальной модели экономики.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.