28 марта 2024, четверг, 11:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 октября 2007, 09:28

Новые перспективы для Косово

Состоявшиеся недавно два важных события возможно могут стать поворотным моментом в процессе урегулирования косовской проблемы. Речь идет о прошедшей 28 сентября в Нью-Йорке новой встрече делегаций Сербии и косовских албанцев на высшем уровне с участием «тройки» международных посредников – представителей России, Европейского союза и США, на которой состоялся обмен мнениями о будущем статусе сербского края Косово. А этой встрече предшествовало 27 сентября заседание международной Контактной группы на уровне министров иностранных дел стран ее участниц – Великобритании, Германии, Италии, России, США и Франции. О значимости этого заседания свидетельствует то, что в нем приняли участие генеральный секретарь ООН, руководители Европейского союза и генеральный секретарь НАТО; на заседании присутствовал и представитель канцелярии Марти Ахтисаари.

Заслушав сообщение «тройки» посредников – представителей России, ЕС и США о состоянии переговорного процесса по статусу Косово, министры подтвердили необходимость искать путем переговоров решение, которое могло бы быть одобрено Советом Безопасности ООН. В совместном заявлении было вновь подчеркнуто, что скорейшее урегулирование статуса Косово имеет важнейшее значение для стабильности и безопасности западных Балкан и всей Европы, и поддержано мнение генерального секретаря ООН о том, что сохранение нынешнего положения в Косово невозможно. «Статус-кво влечет за собой пагубные последствия для политического, социального и экономического развития Косово и стабильности региона. Поэтому решение должно быть найдено безотлагательно». Министры считают, что руководящие принципы, принятые Контактной группой в ноябре 2005 г., должны и впредь оставаться рамками для процесса определения будущего статуса Косово на основе резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Хотя план М.Ахтисаари остается «на столе переговоров», Контактная группа выражает готовность поддержать любое соглашение, достигнутое сторонами. Министры приветствовали готовность НАТО и ЕС играть ведущую роль в реализации статуса Косово. Участники заседания выразили полную поддержку деятельности «тройки», которая будет завершена представлением доклада Контактной группы Генеральному секретарю ООН к 10 декабря, и призвали стороны к конструктивному подходу в поиске компромиссного решения, возложив ответственность за ход переговоров на обе стороны, положительно воспринимая их готовность воздерживаться от провокационных высказываний и действий.

На состоявшихся затем переговорах делегация Сербии представила свое предложение о широкой автономии Косово в границах Сербии с тем, чтобы албанцы в Косово получили бы статус «наиболее благоприятствуемой нации в мире», имеющей больше прав, чем какое-либо другое национальное меньшинство, «с полным свободой осуществлять все свои права и управлять своей жизнью». Была выражена готовность рассмотреть все замечания по данному предложению в целях более полного удовлетворения требований албанского национального меньшинства, которые бы только не затрагивали суверенитет и территориальную целостность Сербии. Сербская делегация высказалась за поиск согласованного и демократического решения в соответствии с нормами международного права, что подразумевает обязательство сторон не принимать односторонних решений, исключает насилие и нарушение таких международных документов как Устав ООН и резолюция 1244 Совета Безопасности ООН. По мнению президента Сербии Бориса Тадича, будущий статус Косово и Метохии должен быть результатом «исторического компромисса». «Должны соблюдаться территориальная целостность и суверенитет Республики Сербии, сказал он, точно также как и законные права албанского сообщества в Косово на самоуправление». Председатель правительства Сербии Воислав Коштуница особо подчеркнул, что «все должны понимать опасность заблуждения в том, что Сербии можно навязать решение и что Сербия когда-либо признает существование на ее территории независимого государства Косово», отметив, что решением вопроса о статусе Косово создается прецедент для разрешения подобных конфликтов в мире. По его мнению, ясно выраженное международным сообществом предупреждение, что оно ни в коем случае не признает одностороннее провозглашение независимости Косово, могло бы мотивировать косовских албанцев на предметное обсуждение автономии края.

Косовские лидеры со своей стороны представили предложение о добрососедских отношениях двух независимых государств - Сербии и Косово, что сербская делегация отказалась обсуждать, поскольку статус Косово еще не определен, а также изложили программу осуществления прав национальных меньшинств в Косово в соответствии с планом Ахтисаари. Как заявил председатель правительства Косово Агим Чеку, косовские представители еще раз дали понять, что не может быть переговоров о независимости Косово, так как «это дело завершено», отвергнув все другие варианты – широкую автономию, конфедерацию и др.

На встрече была принята декларация, в основу которой были положены выводы, содержащиеся в совместном заявлении Контактной группы. Стороны подтвердили готовность продолжить переговоры и в конструктивном духе искать решение, не допуская заявлений и действий, которые могли бы поставить под угрозу безопасность в Косово, договорившись провести второй раунд переговоров 14 октября в Брюсселе, где сербская делегация намерена детально изложить свое предложение об автономии. Было поддержано намерение «тройки» активизировать работу с тем, чтобы достичь соглашения до истечения срока ее мандата.

После прямых переговоров «тройка» провела раздельные встречи с каждой делегацией, на которых обсуждался порядок проведения предстоящих прямых переговоров в Брюсселе. На встрече с сербской делегацией уточнялись некоторые моменты сделанного ранее делегацией предложения, при этом делегация отметила, что идея создания конфедерации с Косово для Сербии неприемлема. Косовские лидеры встречались также с заместителем госсекретаря США Николасом Бернсом.

Делегация Сербии прошедшие переговоры оценила в целом положительно. Тадич, подчеркнув «главное - это то, что стороны подтвердили намерение найти компромисс», пообещал к следующим переговорам сделать концепцию широкой автономии Косово еще более привлекательной для косовских албанцев. Коштуница заявил, что «это не были настоящие переговоры, они только ожидаются», отметив при этом, что встреча ясно показала «преимущества сербских аргументов», тогда как албанские лидеры остались на прежних позициях. Выразив надежду, что сербское предложение будет внимательно изучено и международным сообществом, Тадич высказал пожелание, чтобы США, которые поддерживают независимость Косово, изменили свою позицию в отношении Сербии и Косово. По мнению руководителей Сербии, было бы важно, чтобы официальные представители США и других стран-членов Контактной группы в последующем переговорном процессе не поощряли косовских албанцев в их требованиях независимости Косово.

Президент Косово Фатмир Сейдию высказал разочарование итогами встречи, заявив, что «никаких договоренностей в этих переговорах не достигнуто". Подтвердив прежнее требование о предоставлении краю независимости, он сказал, что Косово "готово присоединиться к составу независимых государств мира" и не намерено долго ждать принятия решения. По словам Агима Чеку, косовское руководство хотело бы, чтобы вопрос о статусе Косово решал Совет Безопасности ООН, но если до истечения мандата «тройки» 10 декабря решение не будет согласовано, косовские албанцы возьмут дело в свои руки и провозгласят независимость.

"Тройка" выразила сдержанный оптимизм в отношении результатов переговоров, отметив, что они проходили в «конструктивной атмосфере», но пока и Белград, и Приштина изложили лишь известные позиции. Эта встреча, по словам представителя России Александр Боцан-Харченко, показала, что «обе стороны серьезно думают о том, как установить доверие друг к другу». Представитель ЕС Вольфганг Ишингер, считая, что встреча была полезной, подчеркнул целесообразность именно прямых переговоров, а представитель США Фрэнк Визнер, отметив, что готовность сторон к диалогу – «это хороший сигнал», высказал надежду, что до 10 декабря все же начнутся настоящие переговоры о статусе Косово.

Итоги заседания Контактной группы и прямых переговоров делегации Сербии с косовскими лидерами получили широкий отклик в международном сообществе, при чем большинство средств массовой информации считает, что переговоры завершились без значительных результатов. По мнению высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы, переговоры между делегациями Сербии и косовских албанцев были конструктивными. Комиссар Европейского союза Олли Рен заявил, что для ЕС было бы более приемлемо согласованное решение, нежели одностороннее провозглашение независимости Косово. Вместе с тем он подчеркнул, что откладывание решения увеличило бы опасность нестабильности в Косово, замедлило бы продвижение Сербии к вступлению в ЕС и отрицательно сказалось бы на перспективах сближения стран западных Балкан с ЕС.

По данным информационных агентств, представитель США в «тройке» Ф.Визнер говорил об изменении позиции США, поскольку после заседания Контактной группы госсекретарь Кондолиза Райс дала указание представителям США в «тройке» ориентироваться на «необходимость продолжения поиска взаимоприемлемого решения». Как сообщило Би-Би-Си, представители США согласились на заседании Контактной группы воздержаться от односторонних действий по Косово после 10 декабря, когда Контактная группа представит свой доклад генеральному секретарю ООН, что было «с воодушевлением» воспринято европейскими представителями. Министр иностранных дел Германии Вальтер Штайнмайер, по сообщению радио «Немецкая волна», выразил обеспокоенность по поводу того, что границы на Балканах, «если будут ориентироваться только на этнические принципы, принесут постоянную неизвестность, а не мир на этих просторах». Бывший председатель правительства Черногории Мило Джуканович заявил, что было бы хорошо, если бы решение о статусе Косово было принято на переговорах, но «как политический реалист» он больше верит в то, что «к нему придет международное сообщество тем или иным способом», а поскольку нерешенность этого вопроса ограничивает возможность включения региона в европейскую и евроатлантическую интеграцию, «мы заинтересованы в отказе от стратегии откладывания и начале определения решения».

Вместе с тем нельзя исключать и иного развития событий. Как стало известно белградской газете «Вечерне новости» из дипломатических источников в ряде стран, «США и ведущие страны-члены ЕС договорились в принципе о том, что Вашингтон отговорит косовских албанцев от одностороннего провозглашения независимости в декабре с.г. Перед проведением каких-либо акций вне рамок ООН необходимо обеспечить условия для того, чтобы ЕС направил свою миссию в Косово, уже в начале января 2008г., и чтобы до весны полностью заменил миссию ООН». Основой для направления миссии ЕС будет широкое толкование резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, не затрагивая вопросы статуса края. Согласно якобы разработанному сценарию, Косово в апреле 2008г.одностороннее провозгласит свою независимость, которую сразу же признают США. Руководство Косово приступит к реализации плана М.Ахтисаари и после завершения переходного периода (120 дней), скорее всего в сентябре 2008г., когда председательствовать в ЕС будет Франция, ЕС якобы тоже признает Косово. Примечательно, что примерно о таком же порядке действий говорил и сотрудник американского Института мира Д.Сервер в интервью Радио Свобода 1 октября с.г.

Но пока появилась некоторая надежда достижения компромисса по вопросу о статусе Косово. Конкретных договоренностей стороны за один день, конечно, не могли достичь, однако то, что они оказались за столом переговоров - это уже прогресс. В оставшийся до представления доклада генеральному секретарю ООН период Контактной группе и ее «тройке» предстоит проделать огромную и тяжелую работу по содействию сербам и косовским албанцам в поиске взаимоприемлемого решения. Здесь, естественно, последнее слово принадлежит конфликтующим сторонам, но очень многое будет зависеть и от международного сообщества, от того, насколько оно будет конструктивно влиять на формирование позиций сторон. В этой связи было полезно напомнить, как сказал Сергей Лавров накануне заседания Контактной группы, о «недопустимости постоянных заявлений о том, что независимость Косово неизбежна, потому что они прямо противоречат необходимости убедить стороны найти переговорное решение».

Совершенно очевиден шантаж международного сообщества со стороны косовского руководства и поддерживающих его западных политиков, пугающих возможным разгулом насилия албанских экстремистов, если Косово не будет предоставлена независимость. Использование экстремистами этого испытанного средства давления исключать, конечно, нельзя, но поэтому и важно не поощрять сепаратистские устремления, заверяя их носителей в том, что вопрос о независимости Косово так или иначе будет решен, а внушать им необходимость конструктивного поиска компромиссного решения, которое было бы приемлемо для обеих сторон. Таким образом, если США и ЕС действительно хотят успешного завершения переговоров, то они должны оказать серьезное влияние на руководство Косово в этом плане. В конце мая Ашим Чеку в интервью французскому еженедельнику Le Journal du Dimanche сказал, что их позиция «в случае русского вето будет зависеть от рекомендаций американцев, европейцев и генерального секретаря ООН. Независимость мы не провозгласим без их согласия». Не имея такой поддержки США и ряда европейских стран, лидеры Косово уже давно бы задумались над тем, что нужно было бы им предпринять для обеспечения максимальной автономии края, не ставя под угрозу стабильность в регионе.

Если позиция США, Европейского союза и генерального секретаря ООН, поддерживающих всецело план М.Ахтисаари, не изменится, то, конечно же, нельзя исключать одностороннего провозглашения независимости Косово его албанским руководителями. Однако глубоко заблуждаются те западные политики, которые считают, что предоставление Косово независимости решит существующие проблемы на Балканах. Будет совсем наоборот: последуют территориальные претензии косовских лидеров к Сербии, Македонии, Черногории и Греции, где проживают албанцы, оживятся требования самостоятельности в Сербской республике, входящей ныне в состав Боснии и Герцеговины, могут активизироваться представители национальных меньшинств Сербии, также требующих большей самостоятельности, а в самом Косово ситуация может настолько обостриться, что не исключены и вооруженные столкновения: экстремисты еще более агрессивно продолжат этнические чистки сербского населения, которое в свою очередь может потребовать отделения от Косово районов, где проживают в основном сербы, обратившись за помощью к Сербии. Это будет означать начало нового кризиса на Балканах, который может поставить под угрозу стабильность всей Европы.

Главный положительный момент в нынешней ситуации – это продление обсуждения косовской проблемы, что означает и возможность нахождения компромиссного решения о статусе Косово. Таким образом, не одностороннее провозглашение независимости Косово и признание ее некоторыми странами, а продолжение переговорного процесса позволит определить пути решения этой проблемы, при чем этот процесс может и должен продолжаться столько, сколько необходимо для осознания сторонами необходимости прийти к согласию. При этом важно иметь в виду, что окончательное решение о международно-правовом статусе Косово может принять только Совет Безопасности ООН. С правовой точки зрения, ситуация с сербским автономным краем Косово и Метохия достаточно ясна: резолюция 1244 Совбеза ООН является единственным основополагающим документом по этой проблеме, и любое одностороннее провозглашение независимости было бы нарушением указанной резолюции, а любая страна, которая признала бы независимость Косово, точно также нарушила бы действующую резолюцию Совбеза ООН. Единственная структура, которая может заменить резолюцию 1244 новой резолюцией, - это Совет Безопасности ООН. Однако это будет возможно лишь в том случае, если будет достигнуто согласие ведущих переговоры сторон, а также согласие в самом Совете Безопасности.

Однако в международном сообществе на лицо два принципиально различных подхода к решению косовской проблемы: один следует положениям Устава ООН и других основополагающих документов ООН, а другой характеризуется нарушением Устава ООН, Хельсинского заключительного акта и других действующих международных документов в стремлении добиться принятия решения, предусматривающего отторжение части территории Сербии и создание на ней второго албанского государства. Но, как подчеркивал С.Лавров, «международное право и Устав ООН не допускают нарушения суверенитета одного государства даже решением СБ ООН. Речь может идти только о нахождении переговорного решения, которое будет приемлемо для обеих сторон». Не дать силе восторжествовать над правом, не дать экстремистам реализовать их планы – вот основная задача международного сообщества.

Обсудить статью

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.