29 марта 2024, пятница, 16:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 июля 2007, 13:49

История онлайн 13 - 19 июля 2007

Это была неделя параллельных пространств. Первый случай был бытовым и почти никем из СМИ не замеченный. Вот только нами, да "Спорт-Экспрессом". Три дня, начиная с пятницы, в Лужники стекались массы в чем-то схожих людей. Но это было не спортивное мероприятие, и даже не городской праздник на тему пива. Это Свидетели Иеговы проводили в Лужниках областной конгресс. "Следуйте за Христом!" - было написано на их листовках и тут же снизу: "Вход свободный".  Из обратной стороны бумажки следовало, что это все серьезно: мероприятие шло с 13 по 15 июля, с полдесятого до 17 в каждый из трех дней.

Журналист "Спорт Экспресса" описал его так: "В субботу на территории Олимпийского комплекса "Лужники" царил идеальный порядок. При том, что не было там ни эскадронов конной милиции, ни плотных цепей омоновцев, ни оперативников в штатском. Роль стюардов, как на лучших аренах мира, выполняли миловидные девушки и юноши в красивых костюмах, которые учтиво указывали гостям, где проще припарковать машину. На фоне живописного летнего пейзажа картина и вовсе казалась идиллической. Может, репетиция перед финалом Лиги чемпионов, который Лужники примут 21 мая 2008 года? - пришла мне в голову наивная мысль. Куда там! Мероприятие, проходившее на Большой спортивной арене в минувший уик-энд, оказалось далеким от футбола. Конгресс Свидетелей Иеговы, который, между прочим, собрал едва ли не в два раза больше народа, чем центральный матч начавшегося в тот же день 16-го тура ЦСКА - "Динамо" в Петровском парке".

Короче, не готовят стадион к финалу Лиги Чемпионов - вот в чем был смысл его сообщения. Между тем, и по окончании трехдневного мероприятия даже в интернете не появилось никаких сведений о нем. Все, что можно было отыскать, касалось того же "областного собрания", но – годичной и двухгодичной давности. В тех же Лужниках, конечно. Дело серьезное.

"Ежегодный областной конгресс Свидетелей Иеговы прошел 14-16 июля на главной арене спорткомплекса "Лужники" в Москве. В нем участвовали 22.231 человек. Делегаты конгресса представляли общины ("собрания"), действующие в Москве (92 "собрания" по 100-150 человек в каждом), а также в Московской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской, Тверской, Ярославской областях. В числе участников форума были верующие из 142 населенных пунктов".

Вот программа: "Главным событием конгресса стало водное крещение новых членов иеговистской организации, которое было проведено 15 июля в двух передвижных бассейнах, установленных на беговой дорожке у футбольного поля. Погружение крещаемых в воду с головой проводили одновременно восемь служителей (по четыре в каждом бассейне). Обряд занял около часа. Всего приняли крещение 527 человек, из них мужчин - 98, женщин - 429. (В июле 2005 года в областном конгрессе в Москве в "Лужниках" участвовало 21.508 человек, тогда было крещено 528 человек: 105 мужчин, 423 женщины)".

Во что уж они там крестят - понять сложно, но в прошлый раз девиз был "Избавление близко!", а два года назад: "Ходите с Богом". В тех же Лужниках. Все это излагается подробно, чтобы был виден размах - двадцать с лишним тысяч хорошо управляемых посетителей: "В дни работы областного конгресса Свидетелей Иеговы на стадионе "Лужники" дежурила немногочисленная группа сотрудников милиции". Еще раз: двадцать с лишним тысяч человек. Без всяких оповещений в прессе и новостных агентствах. Без растяжек и билбородов на улицах. И это не со всей России, а только из ближайших областей, да и то – не все, а делегаты. Просто праздник сетевого маркетинга какой-то. И очевидный факт существования структуры, находящейся в параллельном государству пространстве. Это не на тему что именно они там пропагандируют, а с точки зрения чисто организационной: не слабо. А какие еще параллельные структуры существуют в данный исторический момент? Диаспоры, например. Кто знает, как именно они существуют? А кто еще? Это все не на тему оргвыводов и бдительности, а исключительно о том, насколько жизнь разнообразна и как она не сводится к устоявшимся мнениям на ее счет. Каково распараллеливание, когда обнаруживаются формы жизни, совершенно не учтенные текущими медийными, пропагандистскими и иными форматами?!

Как ни странно, другим примером распараллеливания действительности стала деятельность британского посольства. Ситуация известна, отношения между странами напряглись, отчего туроператоры ожидают ужесточения выдачи виз, запугивая этим клиентов. Но тут появляется сообщение противоположного свойства: "Британский визовый центр, находящийся в Москве по адресу: Прямой переулок, 12, работает в обычном режиме… Как отметила одна из собеседниц агентства, "никаких проблем нет. В центре к россиянам относятся так же, как и раньше. Я довольна. Визы продолжают выдавать". Никаких очередей около визового центра во вторник нет".

В чем тут параллельность? А ведь это чисто пропагандистская акция по отделению власти от государства. То есть, власти пусть себе разбираются друг с другом, не наше это чиновничье дело. Теперь интересно, сохранят ли британцы порядок или все же поддадутся настроению в верхах. Судя по всему, сохранят. Во всяком случае, в среду глава Управления государственного аудита Великобритании Джон Борн уже предложил Счетной палате России помощь в проведении мероприятий по проверке использования бюджетных средств на проведение Олимпиады-2014 в Сочи. То есть, они просто-таки демонстративно различают сущности.

Тему параллельного сознания и альтернативных слоев жизни отлично иллюстрирует и пресловутый учебник по истории, то есть - пособие для учителей, о котором общественность не может забыть уже две недели. "Власть" на основе данного учебника (то есть – руководствуясь его положениями) предложила читателям проверить свои способности к мимикрии и попытаться воссоздать в своем мозгу структуру сознания, которое свойственно авторам учебника. Вот первый вопрос, выбирай ответы, не хочу: "Советский Союз не был демократией, но он был ...

            - ориентиром и примером лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире

            - образцом социального государства, обеспечивавшего достойную жизнь своим гражданам вне зависимости от происхождения и национальности

            - лидером социалистического блока, взявшим на себя ответственность за процветание нескольких десятков братских народов

            - гарантом мира, пресекавшим претензии США на мировое господство"

Правильный: "ориентиром и примером лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире".

Откуда следует что? То, что отчужденность от общественности того слоя, где знают точные ответы на подобные вопросы, чрезвычайна. И, если продолжать эту линию, видно, что она теперь репродуцирует себя в бытовой практике: "17 июля из лагеря движения "Наши" на Селигере были выдворены журналисты. Как сообщил "Газете.Ru" сотрудник New Times Илья Барабанов, из лагеря депортированы он и другой журналист журнала Максим Авдеев, сотрудник радио "Свобода" Максим Ярошевский, журналист "Московского комсомольца" Михаил Романов и лидер движения "Смена" Николай Лявкин. По словам Барабанова, "Наши" отказали журналистам в аккредитации, и они посчитали нужным приехать. В результате во вторник утром они приплыли к лагерю на лодках, были задержаны на берегу комиссарами "Наших" и выдворены за пределы лагеря. Лодки были отняты".   

Что происходило на засекреченной территории? Рен-ТВ уже продемонстрировал бодрые занятия рукопашным боем, а Дни.ру, которые, несомненно, тут в курсе, сообщили: "В программе запланировано обсуждение стратегии выдвижения России на ведущие позиции в мире. Вниманию участников будет представлены проекты движения "НАШИ" - "Кадры для модернизации страны", "Цель жизни", "НАШИ выборы"... На Селигере также пройдет выездное заседание российской Общественной палаты, международная конференция "Россия и Евросоюз: взгляд друг на друга и перспективы взаимодействия в ближайшие десятилетия" и выставка научно-технических достижений "Селин-2007"".

Интересно, кто будет представлять Евросоюз? И почему эта тема называется не "НАШ Евросоюз", раз уж в списке есть тема "НАШИ выборы"? Вот это очень интересно, особенно – в связи с историей Лугового. О том, какими конституционными проблемами она обставлена, можно прочитать тут, а вот краткий вывод. Из отсутствия как выдачи Лугового, так и судебного разбора его дела в России следует, что для лиц, совершивших преступление за пределами РФ, главное – успеть добежать до российской границы. На родной территории заграничные грехи не существуют. Таким образом, нахождение российского гражданина за рубежом трактуется как пребывание в измененном состоянии сознания, например – во сне. А кто же отвечает за деяния, совершенные им в сновидении? Ведь следственных мероприятий по Луговому нет, не так ли? Россия, иначе говоря, отчетливо параллельна остальной Европе. Суверенная Европа, да.

Но бог с ними. Умер Пригов; сегодня, 19-го, были похороны. Все, как положено, множество некрологов, в ЖЖ цитируют его стихи и говорят о личных чувствах. Все правильно, но что-то не сходится. Да, смерть становится медийной, но это уже привычно, да и нет в этом ничего такого. Но вот слой, среда… получается, что свое место в окружающей действительности она может ощутить только в подобных случаях. И ее место оказывается просто территорией утрат. Все лучшее всякий раз оказывается в прошлом. Разумеется, свое пространство существует - люди оттуда еще не все умерли; при следующей смерти оно снова подтвердит свое существование. Но этого ли хочется, и только тем ли оно себя проявляет? Ну да, все где-то находятся и заняты своими делами, но в сумме это же вполне суверенное пространство со своим воздухом. Почему оно не осознает себя иными, нежели через некрологи, способами, ведь существует же реально? Фигня какая-то.

Вообще, мы же тут не событиями обзоры набиваем, а понять хочется, что именно сейчас происходит. Вот это и кажется наиболее существенным: расщепление  условной общей действительности на слои, среды, пространства, в каждом из которых своя мера, и которые вовсе не обязаны соотноситься с внешним понятийным регулированием. Понимание бессмысленности игр в чужие игры есть, но тут же и депрессивность ощущений, будто поэзию, например, теперь читают только сами поэты. Представители одной, вполне ощутимой среды, конкретно ощущают ее наличие преимущественно на похоронах. Что за дела?

Понятно, что эти темы интересуют не только Полит.ру, вот "Искусство кино", 2007, № 1 , номер только что вывесили в сеть. Среди прочего - "Свободное плавание?" Там, в общем, о том же самом, да еще с двух позиций: с общей и уже с цеховой. Общая точка зрения от Дондурея: "Колоссальный успех "Острова" - это, кроме всего прочего, и некоторая реакция на неспособность российских художников предоставить нашим зрителям, в том числе и молодым, крайне необходимые им модели объяснения происходящего. В этом смысле обезвоженное кино работает в унисон с телевизором, который ежедневно поставляет миллионам развлекательные обманки, сделанные из папье-маше. Кинематограф, у которого вроде бы другие задачи и возможности, даже не фиксирует то, что происходит на улице. Именно это сегодня является основной драмой, если угодно, основной угрозой нашей культуре: жизнь остается необъясненной. Самое важное из того, что происходит с людьми, не находит своего отражения".

Видно, что тут имеется желание найти общее объяснение – сразу для всех: "жизнь остается необъясненной". Ну, так уже не бывает – для всех свои объяснения, отражения и описания. Н.Зархи в том же материале уточняет: "Наши режиссеры, в отличие от, скажем, независимых европейских, хотят понравиться одновременно и продюсеру, и продвинутой публике, и широкому зрителю, и своей тусовке, и западным фестивалям. Хоть в последнюю минуту, хоть на стадии постпродакшна, хоть в переозвучке, хоть в монтаже, хоть актером каким-то одним, хоть чем-то - в них нет покоя, нет такой уверенности человека, который берет материал, осваивает бюджет, знает, что за эти деньги он должен снять. Да, он хочет, чтобы его кто-то посмотрел, конечно. И в Лондоне - Париже, пусть в одном кинотеатре, его обязательно посмотрят, и еще в Роттердаме наверняка. И он не волнуется… Не думает в эту минуту ни про Эрнста, ни про то, что будет параллельно с его фильмом в этот момент в том же кинотеатре идти "Ночной Дозор", что тот же критик, который вчера писал про "Дозор", будет писать и про него в той же газете, в том же журнале. В Европе все институализировано. И в этом смысле у каждого есть своя ниша".

Вообще-то не ниша, наверное, а все же среда. Ниша – уж что-то слишком на окоп похоже. Но, видимо, слово употреблено логично: от окопа до своей среды дистанция изрядная – поди-ка, добейся ее институализации. Хотя, в принципе, в чем проблема, если среда существует? Или вопрос в том, какие параметры общего пространства следует учитывать при этой институализации? Все, вроде, понятно, но как найти какую-то базу, от которой процесс раскрутить? Или непонятны границы?

Но попытки делаются, конечно. Вот в ЖЖ слегка перетерли по поводу попсы, в ходе дискуссии П.Жагун сообщил, что разделение музыки имеет свою традицию: "E-music - (elite) - это, - собственно говоря, музыка исследовательская, научная, если хотите, музыка ради музыки, искусство, меняющее взгляд слушателя на саму музыку вообще… U-music - (utility) - утилитарная музыка, тот тип музыки, который сопровождает и обслуживает социальный быт: свадебная, похоронная, праздничная, парадная, детская, и, конечно же, развлекательная, та, которую именуют "попсой"". Тут О.Юрьев добавил, что "По-немецки те же самые обозначения — E-Musik, U-Musik, E-Literatur, U-Literatur — расшифровываются обычно как Ernst (серьезная) и Unterhaltung (развлекательная)".

Могут ли эти E и U внести ясность в более общую проблему? Вряд ли, плохая штука дихотомия. Семантически недостаточная. То есть, это уже позитивная новость: дихотомии мало, очевидно. Все происходит как-то иначе, не так банально. А вот Эрнст как "серьезный" - это да, смешно.

Обсудить статью

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.